Стартовал отборочный тур конкурса «Партитура»
Пресс-конференция, посвященная старту приема заявок для участия в III Всероссийском конкурсе молодых композиторов «Партитура», состоялась в пресс-центре ТАСС 14 февраля 2024 года.
О правилах участия в конкурсе, его этапах, номинациях, составе жюри и роли подобных проектов в поиске новых имен для развития композиторского искусства рассказали проректор по концертной деятельности Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского Виталий Катков, председатель совета Союза композиторов России, пианист Александр Чайковский, генеральный директор - художественный руководитель театра «Геликон-опера», народный артист РФ Дмитрий Бертман, генеральный директор - художественный руководитель телерадиоцентра «Орфей» Ирина Герасимова и директор Московского государственного академического симфонического оркестра Ирина Шигорева, а также члены жюри конкурса: Фабио Мастранджело, Юрий Башмет и Иван Бурляев.
Ирина Герасимова рассказала о том, что 14 февраля стартует прием заявок на проект «Партитура» - конкурс «для всех влюбленных в музыку».
- Конкурс включает восемь номинаций, - напомнила она. - Участником конкурса может быть гражданин РФ до 35 лет. Музыка лауреатов будет исполнена в формате открытых концертных читок для всех, кто придет в Большой зал Московской консерватории. Произведения авторов будут отбирать члены жюри, среди которых Александр Чайковский, Виталий Катков и др. На старт приема заявок сейчас запущен сайт https://partiturakonkurs.ru. Партнеры конкурса: Министерство культуры РФ, Союз композиторов, МГК, МГАСО. Окончание приема заявок — 1 мая 2024 года. Дальше будет второй этап — обработка заявок, а почтенное жюри будет смотреть, кто достоин войти в Топ-40. В каждой номинации будет по 5 финалистов, из которых в итоге будет выбрано 5 победителей.
Александр Чайковский затронул в своем выступлении критерии оценки молодых композиторов.
- «Дефицита» композиторов я в России не замечаю, но новые имена нужно искать всегда, - признался он. - Каждый год консерватории оканчивают талантливые ребята, которые хотят прославиться и чтобы их музыка звучала. Конкурс «Партитура» оказался очень востребованным. Еще совсем недавно композиторы были сами по себе, и никакой поддержки их не оказывалось. А сейчас уже появился третий конкурс, включая Международный конкурс альтистов Viola Masters Юрия Башмета и Конкурс С.В.Рахманинова. Сейчас образовывается костяк молодых авторов, которые завоевали на этих конкурсах премии. Появляются новые имена, на которые мы, старики, можем надеяться. А «Партитура» отличается тем, что здесь представлена и академическая, и эстрадно-симфоническая музыка, которая до последнего времени была не очень представлена в России. Злободневной является тема киномузыки, потому что в современных фильмах зачастую звучит чудовищная музыка. Все почему-то ориентируются на Голливуд, но ведь у нас нет такой горы! Так что «Партитура» - это огромное подспорье в нашей культуре и большой сдвиг в ней. Конкурс подает надежду молодым, которые только начинают свой путь.
Также Александр Чайковский выделил приоритетные темы конкурса «Партитура»: культура, история, наука, спорт, служение Отечеству, юбилей Пушкина, исторические даты, семейные ценности, 1000-летие Суздаля, 80-летие Победы в Великой Отечественной войне и фольклор.
Фабио Мастранджело рассказал о значении конкурса «Партитура»:
- Как дирижер, скажу — что «Партитура» - очень важная акция со стороны организаторов. Изучая историю, я вижу, какие были хорошие отношения у исполнителей с композиторами. Для нас это тоже важная возможность общения с новыми композиторами. Все новые партитуры — просто «спортзал» для дирижеров. Как член жюри «Партитуры» я могу выделить такие имена как Тихон Хренников-младший, София Романова и др. Желаю вам удачи и уверен, что скоро мы услышим много новых интересных композиций.
Дмитрий Бертман остановился на важности конкурса для авторов театральной музыки.
- «Партитура» относится к числу уникальных конкурсов, - отметил он. - Каждый день по несколько человек присылают в театр свои партитуры и клавиры. Выделить по 9 часов в день на их прослушивание практически невозможно. Классическая музыка не является сегодня «поп-музыкой», как раньше. К тому же театральная музыка всегда сопряжена с большим количеством денежных вложений. Плюс у людей нет привычки к открытию для себя новых имен. «Партитура» дает возможность отобрать уникальные произведения и дальше их продвигать. Рад, что в составе жюри есть люди, которые готовы этим заниматься. У того же Радио «Орфей» есть медиаресурс поддержки новых имен. Важно, чтобы сегодня выявлялись молодые дарования и чтобы в этом конкурсе были задействованы все регионы нашей страны. Многие молодые композиторы, которые находятся в депрессии из-за того, что их музыка не исполняется, должны обязательно участвовать в конкурсе.
Виталий Катков также остановился на важности проведения конкурса «Партитура»:
- 400-летняя история МГК связана с сонмом великих композиторов, и нам крайне важно, что конкурс проводится именно у нас. Композиторам трудно найти путь к слушателю. «Партитура» - уникальный шанс не только помочь заявить композиторам о себе, но и дать ресурс для исполнения крупных форм.
Ирина Герасимова подчеркнула, что Радио «Орфей» не случайно стало одним из организаторов конкурса:
- Это огромная площадка для композиторов. Мы вещаем в 11 городах России и скоро будем еще расширяться. Нас слушают 30 миллионов человек, а это примерно 2 000 залов. Уже запланированы эфиры для каждого из сорока участников «Партитуры». Также у нас на радио стартовала рубрика «Музыка современных композиторов».
Ирина Шигорева заметила, что гала-концерт конкурса «Партитура» 26 ноября 2024 года в МГК станет лишь «вишенкой на торте», но ему будет предшествовать грандиозная работа:
- Для любого оркестра трепетно и очень ответственно исполнять музыку, которую автор сам впервые услышит в таком исполнении. Как исполнители мы будем принимать участие в конкурсе в третий раз. На коллективе лежит колоссальная ответственность и огромное доверие. Гала-концерт — это уже финальный праздник, а основная работа будет проходить на читке партитур. На них будет делаться качественная запись, чтобы потом жюри могло отобрать лучших. В сентябре-октябре у нас пройдет пять больших таких читок с антрактом. После их записи в консерватории жюри отберет по одному победителю в каждой номинации. Хочу обратить внимание композиторов, чтобы они четко соблюдали условия конкурса — в каком формате и качестве мы готовы принять их работы.
Юрий Башмет рассказал о своих критериях оценки молодых композиторов
- Я счастлив, что ваш прекрасный проект «Партитура» продолжает свою работу. Для меня это гармонично и естественно. Мы не можем воспитывать сплошных «Чайковских», но мы должны создавать почву для исполнения новых произведений. Возникает конкурентная среда, что является важным фактором. Такие мощные проекты, как «Партитура», дают отличную мотивацию для творцов.
Иван Бурляев заострил внимание на значении «Партитуры» для развития композиторского искусства:
- В киномузыке дефицит имен очевиден — и в плане качества контента, который нередко слушать сложно и неприятно, и в непонимании драматургии музыкального произведения. Они никогда не преподавались у нас в стране. Рад, что в последнее время это дело сдвинулось с мертвой точки. К тому же в медиасфере существует момент подчинения композитора заказчику. Вы себе не представляете, какой это «спортзал» для композиторов - музыка для кино! Не говоря уж о том, что у нас один зал для записи киномузыки — тон-студия «Мосфильма». А музыка победителей «Партитуры» действительно хорошая. Когда я слышу музыку, которую хочется слушать — это невероятно приятно. Формат киномузыки в исполнении оркестра в консерватории без кино мне очень понравился. Ведь мы можем себе допридумать, что может происходить на экране. Лично я запомнил на всю жизнь тот день, когда симфонический оркестр впервые исполнял мои произведения. Это самое важное, что может быть для композитора. На цифровом оркестре вы никогда не выстроите полноценной музыкальной фразы. Живое исполнение помогает убрать «цифровой» потолок и общаться со вселенной напрямую.
В финале пресс-конференции слово взял Алексей Чернаков — лауреат первого конкурса, который победил в нем с оперой «Вещий сон» на исторический сюжет.
- Конкурс «Партитура» — большое событие для меня, - признался он. - Всегда вспоминаю его с благодарностью. Во-первых, благодаря конкурсу я услышат свои произведения в исполнении симфонического оркестра. Во-вторых, мои произведения были записаны на «Мосфильме», Во-вторых, они были изданы. В-третьих, концерт в консерватории транслировался на ТВ. В-четвертых, исключительно важна и денежная поддержка. К тому же после конкурса у меня начались заказы.
Денис Ступников, «ИнтерМедиа»
Тилль Линдеманн показал новую песню и анонсировал тур
Тилль Линдеманн выпустил 20 декабря 2024 новый сингл «Meine Welt» (в переводе с немецкого «Мой мир» - Прим. «ИнтерМедиа»). Автором музыки и продюсером трека выступил молодой немецкий музыкант Николас Людвиг, слова написал сам Тиль. Это уже третья сольная вещь лидера Rammstein, вышедшая в текущем году, после «Entre Dos Tierras» и «Übers Meer» («Через море»). «ИнтерМедиа» напоминает, что в ноябре 2023 года Тиль выпустил сольный альбом «Zunge».
Новая песня дала название европейскому туру, в который Линдеманн планирует отправиться в октябре 2025 года. А будущем летом у него запланированы выступления на нескольких фестивалях.
SZA выпустила расширенную версию альбома «SOS» и клип с Беном Стиллером
Релиз альбома певицы SZA «SOS Deluxe: Lana» состоялся 20 декабря 2024 года. Как следует из названия, это делюкс-версия ее второй студийной пластинки «SOS», вышедшей в 2022 году. Расширенное издание дополнено 15-ю новыми треками (так что общее их количество составляет 38). В их числе дуэт «30 for 30» с Кендриком Ламаром, с которым SZA отправится в совместный тур в 2025 году.
В день выхода альбома состоялась и премьера клипа на еще одну новую песню «Drive». Главную роль в видео, снятом режиссером Брэдли Дж. Колдером, исполнил актер Бен Стиллер. По сюжету, он едет на машине по пустынному ночному шоссе, подпевая звучащей песне и периодически совершая странные действия: высовывается из окна, выходит и танцует и т.п. В финале действие перемещается в лес, где зрители видят обнаженную SZA в образе то ли нимфы, то ли какого-то огромного насекомого. В таком же виде она предстает на обложке альбома.
Группа Reflex отмечает 25-летие
Группа Reflex отмечает свое 25-летие. Вячеслав Тюрин и Ирина Нельсон напомнили агентству «ИнтерМедиа», что 16 декабря 1999 года на радиостанции «Европа плюс» состоялась премьера песни «Дальний свет». Этот момент стал отправной точкой в истории популярного поп-проекта, который вскоре покорил не только российские, но и международные чарты. Песня «Дальний свет» была настолько яркой, а клип таким нестандартным для русской музыки того времени, что представители музыкальных лейблов страны даже подумали, что это какой-то европейский проект, вспоминают Вячеслав Тюрин и Ирина Нельсон.
Однако амбициозные создатели музыки Reflex считают годом рождения своей группы год первого по-настоящему большого успеха.
- Тогда, 16 декабря 1999 года, выпустив «Дальний свет», мы словно зачали ребёнка, — говорит композитор Вячеслав Тюрин. — А настоящее рождение Reflex мы, конечно же, считаем от песни «Сойти с ума». От нашего первого по-настоящему большого успеха.
Оглушительно выстрелившая буквально на всех радиостанциях России в 2000 году, песня установила все возможные и невозможные рекорды по продолжительности нахождения в радиоэфирах и топ-чартах. Поэтому лидеры Reflex своим годом рождения считают именно 2000-й. А вот дату менять не стали —16 декабря.
С 2000 года коллектив выдавая хит за хитом: «Сойти с ума», «Первый раз», «Потому что не было тебя», «Падали звезды», «Нон Стоп», «Танцы» — и это лишь малая часть песен, которые знает буквально каждый. Музыка Reflex живет уже третье поколение, их песни перепевают молодые артисты, а группа продолжает выпускать новые синглы. Средний возраст слушателя Reflex, по данным ВЦИОМ, 25-35 лет. Песни Reflex не стареют, как и сама группа, и её бессменная солистка, «золотой голос Reflex» Ирина Нельсон.