«Сенсориум» показал, как один музей меняет сознание всего общества
Музей в темноте «Сенсориум», ставший социальным проектом для незрячих и терапевтическим пространством для видящих, работает в Москве. Его открыл на Арбате предприниматель и психолог Дмитрий Тейбаш.
- Помните страшилку для детей: «В одном черном-черном городе на черной-черной улице…»? Темнота у многих ассоциируются со страхом, но те, кто лишен зрения, не только живут в ней постоянно, но и реализуются в профессии, творчестве, занимаются различными видами спорта, создают общественные и профессиональные движения. Чтобы показать, что они являются такими же полноценными членами общества, как и другие, Дмитрий Тейбаш и открыл этот музей, рассказали агентству «ИнтерМедиа» в пресс-службе проекта.
Посетители музея оказываются в абсолютно темном пространстве, одновременно могут изучить мир незрячих и погрузиться в свой внутренний мир. Это позволяет им совершить важные для себя открытия, получить инсайт или даже просто совершенно новый опыт, меняющий привычные представления о реальности.
- У нас работает десять незрячих гидов-проводников. В основном это люди, которые раньше могли видеть, но по разным причинам лишились зрения. В музее они с гостями меняются привычными ролями. И если в обычной жизни первым нужна помощь и дополнительные средства, чтобы чувствовать себя более-менее комфортно, то здесь они становятся ведущими, а посетители — ведомыми, — рассказывает Дмитрий Тейбаш. — Общение с гидами во время и после экскурсии дает гостям понимание, что люди с ограниченными возможностями могут быть не менее деятельными и активными, чем они сами. Наши сотрудники прыгают с парашютом, занимаются дайвингом. Среди них есть чемпион по картингу, шоудауну — настольному теннису для незрячих.
Кстати, этот музей — единственный в России, если не в мире, где есть стол для такого тенниса, в который могут поиграть посетители, и еще несколько уникальных частей «экспозиции», если ее можно так назвать. «Сенсориум» — не музей в привычном понимании. Он объединяет пять привычных пространств — квартиру, испанский дворик, лавку специй, спортзал и релакс-комнату — в непривычной обстановке. Экскурсия начинается с квартиры, чтобы гости могли немного освоиться и снизить тревожность, неизбежно возникающую при погружении в абсолютную темноту.
- Посещение музея имеет психологический эффект, который можно сравнить с несколькими сеансами психотерапии или массажа. Это связано с тем, что во всех пяти локациях обостряются другие органы чувств — слух, обоняние, осязание, вкус, тело ощущает себя иначе, а ум успокаивается. Мозг начинает работать на других частотах, приходят новые мысли, озарения», — говорит Дмитрий.
По его словам, самой пожилой посетительнице музея, которой 85 лет, удалось избавиться в нем от страха темноты, которым она страдала всю жизнь, и некоторые приходят в музей именно за тем, чтобы решить какие-то внутренние проблемы.
Терапевтический эффект важен, но вторичен. Своей главной миссией команда музея называет инклюзию — вовлечение людей с ограниченными возможностями в полноценную жизнь общества, в активную деятельность. Организация предоставляет им рабочие места, чтобы они могли обеспечивать себя и свои семьи. В ответ на вопрос, каковы главные критерии отбора, Дмитрий отвечает, что самое главное — желание развиваться и готовность коммуницировать с самыми разными людьми.
- Среди наших посетителей много детей, подростков. К нам приходят и молодые пары, и люди в возрасте. Если человек мотивирован, за две-три недели мы обучаем его проводить экскурсии по специально разработанной программе, - отметил он.
Следуя своей миссии, музей участвует в различных партнерских программах. Его сотрудники, например, выступали и проводили мастер-класс на открытии центра ассистивных технологий «Феникс» на ВДНХ.
- Поразительно, как выглядят ребята с современными протезами — накачанные, красивые, похожие на киборгов, в стильных спортивных костюмах, - поделился впечатлениями Дмитрий. - Современные технологии помогают людям с ОВЗ становиться супергероями. Они развиваются, проводят спортивные мероприятия, интерактивы. Сегодня у них есть все технические возможности, чтобы быть включенными в жизнь общества, и само государство уверенно держит курс на инклюзию, развитие доступной среды для них. Задача общества в этом плане — быть психологически готовым к тому, чтобы включать людей с ограниченными возможностями в разные сферы деятельности и относиться к ним как к равным.
«Сенсориум» реализует две социальных программы. Первая — это «Арбат вслепую»: гости проходят экскурсию, а потом отправляются на улицу с тростями и повязками на глазах. Их задача — дойти до магазина «ВкусВилл», который является партнером программы, купить там что-то, оставаясь с завязанными глазами, и потом вернуться в музей, чтобы поделиться эмоциями друг с другом и гидами. Первую часть пути их сопровождают волонтеры, затем искать дорогу приходится самим.
- Я тестировал эту программу, маршрут с повязкой на глазах, и эмоции были очень сильными. Когда в какой-то момент я понял, что остался один и мне нужно попросить кого-то о помощи, чтобы найти магазин, то был абсолютно растерян и понял, как чувствуют себя незрячие люди в мире зрячих. Полностью меняется ощущение окружающей среды, скорость движения, — вспоминает Дмитрий.
Вторая социальная инициатива — «Добрый билет». Музей проводил благотворительные экскурсии для фондов «Родина», «Анна», «Православная семья», «Добрые люди» и других. В основном, это дети из малоимущих семей, беженцы с Донбасса. Для них есть специальные льготные билеты в определенные часы. Любой желающий может принять участие в акции «Добрый билет», подарив такой билет по льготной цене или его половинку нуждающимся, из которых затем фонды формируют группы.
Хотя многие уверены, что, будучи социальным проектом, «Сенсориум» получает государственную поддержку, это не так. В его запуск и развитие Дмитрий Тейбаш вкладывал свои собственные средства.
- По ряду причин мы пока ни разу не попали ни в одну государственную программу поддержки, - сказал он. - Говоря об истории бизнеса, изначально мне предложили принять участие в открытии музея в роли одного из инвесторов, но в результате я стал не только единственным, кто инвестировал, но и позже руководителем, и владельцем “Сенсориума”. При этом мне пришлось вложить втрое больше средств, чем планировалось. А поскольку запуск проекта выпал на год начала СВО, цены выросли, и на ремонт, закупку оборудования мы потратили не два-три месяца, а восемь. Впоследствии я пригласил свою знакомую развивать проект вместе. Сейчас мы супруги и совладельцы музея.
По словам Дмитрия, так как изначальные расчеты оказались неверными и весь сценарий создания проекта был переигран, пришлось брать кредиты, займы, в том числе у частных лиц. Руководитель музея пытался также использовать краудфандинг, но собрать удалось только символическую сумму. Чуть позже он узнал об инструменте краудлендинга и платформе Ко-Фи, где удалось привлечь от инвесторов 2 млн рублей на обновление и оборудования в кофейне, доработку нового сайта — создание новых страниц, введение собственной CRM-системы, подключение билетных агрегаторов, а также на разработку брендбука музея и производство новой вывески.
- Краудлендинг — очень интересная и удобная форма привлечения средств. Банковское кредитование “обезличено”: кредит выдает структура, и конкретные люди не вовлекаются в проект, поэтому там так много отказов. При этом инвесторы с опаской относятся к социальным проектам. Огромный плюс краудлендинга в том, что в финансировании участвует несколько инвесторов и вложить можно любую посильную сумму. При этом на такой платформе есть возможность изучить проект, лучше понять его задачу, миссию, осознать ценность собственных вложений, не только материальную, и принять решение легче, — считает Дмитрий.
Руководитель признается, что финансовые сложности приходится решать до сих пор. Так как изначально на реализацию задуманного пришлось оперативно привлекать средства на не самых выгодных условиях, эта нагрузка все еще продолжает давить. Справляться с проблемами позволяют различные партнерские программы с другими компаниями и увеличение оборотов посещаемости. Помимо обычных экскурсий музей предлагает свидания для двоих, различные мастер-классы в темноте — чайную церемонию, кулинарный, музыкальный мастер-класс, оригами, дегустацию, игру «Мафия» по особым правилам, где ориентация идет на слух, медитацию и другие форматы, которые хорошо адаптируются под темноту.
При свете проходит мастер-класс по чтению и письму на Брайле — языке незрячих, мастер-класс «Гербарий в стекле», художественный мастер-класс. Для клубов и бизнес-компаний есть тренинги по тимбилдингу, эффективным коммуникациям, лидерству и антикризисному управлению. В музее можно организовать корпоратив с различными активностями и кейтерингом в фойе. В планах — сотрудничество с представителями малого, среднего и крупного бизнеса, которых так много на Арбате, где находится музей.
- Есть и много интересных идей, до которых пока просто не доходят руки. Не исключено, что спустя полтора-два года мы откроем новую точку в какой-нибудь необычной локации, — резюмирует Дмитрий.
Гайд для дизайнеров: зачем нужен наставник и как его найти?
Успех дизайнера во многом зависит от того, насколько ему повезло с наставниками в начале пути. О том, кто они такие, какими качествами должны обладать и чему могут научить, рассказали лидеры индустрии, кураторы конкурса Агентства креативных индустрий и Союза Дизайнеров России «Фабрика дизайна 3.0». Этот текст будет полезен всем начинающим специалистам, поможет найти правильные ориентиры, векторы развития в профессии и избежать самых распространенных ошибок.
Зачем дизайнеру нужен наставник?
Сегодня, когда конкуренция и требования к специалистам растут, наставничество становится важнейшим инструментом для профессионального роста. Оно помогает молодым дизайнерам лучше ориентироваться в реалиях рынка, выстраивать эффективную коммуникацию с клиентами и повышать качество работы. Наставник может подсказать, как подойти к разработке того или иного решения, на что обратить внимание, какие моменты важно не упустить, оценить и внести корректировки в процессе работы дизайнера.
Кто может стать наставником?
Наставник — это человек с большим опытом и экспертизой, которому вы можете доверять. Эксперты выделяют несколько категорий наставников и мест, где их можно встретить.
Руководители компаний и работодатели
Многие ведущие дизайнеры обучались именно на их примере. Президент Союза Дизайнеров России, академик Национальной Академии Дизайна, член Общественного совета при Министерстве культуры РФ, соорганизатор конкурса «Фабрика дизайна» Виталий Ставицкий вспоминает, что больше практических знаний получил от своих работодателей, чем в вузе:
- Они действительно были для меня наставниками, предлагали почитать интересную литературу — в интернете в 90-х годах не было столько полезной информации по теме. В основном это были книги западных издательств.
Основатель и генеральный директор компании «Смирнов Дизайн», директор Центра исследований и инновационных разработок РГХПУ им С.Г. Строганова и вице-президент Союза Дизайнеров России Сергей Смирнов вспоминает свой опыт сотрудничества с компанией «МЕТТЭМ-Технологии». Он разрабатывал для нее фильтр «Барьер»:
- Один из замдиректоров компании, куратор разработки сказал мне: “Нам не нужно изображение. Нам нужна продуманная конструкторская документация, которую мы передадим на производство”. В тот момент я осознал всю ответственность промышленного дизайнера за каждый этап жизненного цикла продукта, важность понимания технологий и коммерческих задач.
Заказчики
Дизайнер интерьера, основатель и руководитель студии KRUTALEVICH INTERIORS, преподаватель кафедры дизайна среды РГУ им. А.Н.Косыгина Светлана Круталевич считает главными наставниками своих заказчиков:
- Они “образовывают” нас как специалистов. И каждый следующий заказ — это новый опыт и новая ступень развития и для меня как для профессионала, и для всей моей команды.
Исторические фигуры
Основатель, генеральный конструктор Karfidov Lab и заведующий кафедрой инжиниринга технологического оборудования НИТУ МИСиС Алексей Карфидов вдохновлялся советским наследием и признается, что до сих пор опирается на него в своей работе:
- Меня всегда вдохновлял талантливый советский конструктор Ростислав Алексеев. Он занимался созданием экранопланов и судов на подводных крыльях. Интересно изучать опыт таких людей, узнавать, какие сложности они преодолевали. Не только инженерные, но и бюрократические. Такие специалисты внесли огромный вклад в развитие индустрии дизайна. Этот вклад до сих пор является опорой в нашей работе.
Практика на предприятиях и личные связи
Сергей Смирнов признается, что на его становление как дизайнера повлияли несколько людей и событий:
- Первое — работа на керамическом предприятии. Я пошел туда, с первого года не поступив в Строгановку, и стал гипсомодельщиком, гипсолитейщиком. Именно там я получил базовые навыки владения материалом, прототипирования и проектирования. Второе поворотное событие произошло в 1997 году. Я вернулся из армии, и мой двоюродный брат познакомил меня с 3D-моделированием. Возможность создавать дизайн с помощью трехмерных технологий, абсолютно инновационных на тот момент, была чем-то невероятным.
Конкурсы, креатоны и образовательные программы
Сегодня у молодых дизайнеров есть большое количество возможностей получить поддержку опытных коллег из индустрии. Конкурсы, креатоны и образовательные программы регулярно объединяют профессионалов с новичками, помогая последним расти и развиваться. На конкурсе «Фабрика дизайна» кураторы дают участникам максимальную поддержку, направляют, делятся знаниями, помогают развивать и расширять профессиональные навыки.
- Мы не заставляем участников конкурса опираться на наше мнение, это личный выбор каждого. Некоторые дизайнеры предпочитают полностью сепарироваться и делать все самостоятельно. Но, по моим наблюдениям, результаты гораздо лучше у тех, кто обращается за советами к кураторам и следует им, — отмечает Светлана Круталевич.
Какие качества важны для наставника?
Наставник должен передавать не только знания, но и любовь к профессии, уметь расположить ученика, выстраивать с ним доверительные отношения. Вот какие главные качества наставника отмечают эксперты.
Личный опыт
Алексей Карфидов считает, что с учениками важно делиться не только историями успеха, но и поражений:
- У наставника должен быть личный опыт, не просто полученный из книг. Позитивный и негативный. И чем его больше, тем лучше.
Эмоциональный интеллект
Виталий Ставицкий сравнивает наставника с личным психологом — человеком, способным дать максимальную поддержку:
- Наставник должен передавать пламя, а не пепел.
- Развитый эмоциональный интеллект дает наставнику способность выслушать и понять своих учеников, проникнуться их идеями, – добавляет Алексей Карфидов.
Светлана Круталевич уверена, что эмоциональная включенность наставника помогает и ученикам быстрее включаться в работу:
-Если ты сам горишь профессией, получаешь от нее удовольствие, молодежь заряжается, идет за тобой, выбирает тебя в роли наставника. Ребята хотят больше общаться, начинают интересоваться твоими проектами, тем, что ты сейчас делаешь. Наставник должен не только уметь передать ученику первичные навыки, но и влюбить его в профессию, научить системно думать и выдавать качественный результат — это большая задача.
Междисциплинарные знания
Сергей Смирнов обращает внимание на уровень подготовки наставника:
- Промышленный дизайнер — это междисциплинарный специалист, который владеет многочисленными технологиями, понимает коммерческие цели продукта, знает особенности процесса производства. Он одновременно является и художником, и технологом, и бизнесменом, и маркетологом. Поэтому куратор также должен быть экспертом во всех этих направлениях и понимать их междисциплинарные связи.
Где искать наставника?
Самый большой выбор наставников предлагают профильные конкурсы. Например, на «Фабрике дизайна» с участниками бок о бок работают сразу несколько кураторов. Эксперты помогают специалистам разобраться в задачах заказчиков, по запросу дают необходимые подсказки в процессе разработки решений и вносят корректировки. Вот какие способы они для этого используют.
Помощь в поиске решения
- Кураторы помогают дизайнеру выбрать нужный вектор для разработки правильного эстетического решения. У них гораздо больше опыта и насмотренности, чем у большинства участников, — считает Виталий Ставицкий.
Метод системного анализа
Светлана Круталевич рассказала о главном подходе, который рекомендует участникам конкурса:
- Это системный анализ, которым должен владеть каждый профессиональный дизайнер. Он заключается в более разностороннем и глубоком исследовании объекта разработки. Когда фокус внимания направлен прежде всего на смыслы и содержание, а не только на форму и эстетику объекта. Например, русский стиль, который сегодня активно популяризируется, — это не только кокошники, балалайки и другие внешние атрибуты. Это многовековая культура, которая имеет свои уникальные особенности. Можно бесконечно изучать орнаменты и внешние формы, но без понимания, почему они именно такие, невозможно создать качественный проект. В любом средовом объекте должны быть заложены смыслы бренда, его философия, цели и задачи. Поэтому, когда я вижу, что ребята на конкурсе начинают с эскизов, не погружаясь в аналитику, я останавливаю их — это провальная история. Любой проект начинается с анализа. Подходя к задаче, необходимо сделать паузу, подумать, посмотреть историю и то, как подобные задачи решали другие, какой путь прошла компания, которая предоставила техническое задание, и как можно по-другому решить задачу.
Совместное погружение в проект
Для Сергея Смирнова важно быть погруженным в проект не меньше, чем сам дизайнер, выстраивать командную работу. И в процессе куратор может увидеть подводные камни, которые не всегда заметит начинающий дизайнер:
- Конечно, специалист должен сам придумать решение и разработать его. Однако точная оценка уровня сложности технического задания, помощь дизайнеру сконцентрировать внимание на его важных деталях и недостатках — задача куратора. Также куратор может выступать адвокатом заказчика или адвокатом дизайнера, становится между ними связующим звеном, медиатором, налаживает коммуникацию.
Психологическая поддержка и конструктивная критика
Тему здоровой коммуникации, психологии общения куратора и дизайнера продолжает Алексей Карфидов:
- Мне просто приятно поддерживать молодых инженеров и промышленных дизайнеров. Здорово, что есть такие площадки для их взаимодействия с заказчиками, где они могут также получать помощь экспертов. Если в проектах даже есть какие-то недоработки, недочеты, для меня важно, чтобы критика была конструктивной, чтобы в ней не просто была оценка на уровне, нравится это экспертам или нет, а аргументы, пояснения. Чтобы специалист мог сделать выводы и учитывать корректировки в своей дальнейшей работе. Например, в прошлом году жюри “Фабрики дизайна” очень поддержало работу одной девушки — это была коллекция домашних светильников в премиум-сегменте, вдохновленная идеями русского авангарда, и ей даже предложили сотрудничество. В этом году она участвовала в конкурсе снова, но выступила чуть менее успешно. Мы честно и открыто пообщались с ней. Она сама поинтересовалась, какие были недочеты в этот раз. И я уверен, что на базе этого она сделает для себя ценные выводы.
Советы начинающим дизайнерам
Прежде всего эксперты рекомендуют обратить внимание на возможные ошибки. Самые распространенные из них — это недооценка технологических сложностей, упрощенное восприятие технического задания и разработка решений, «не совместимых с жизнью».
- Именно из-за этого рождаются “сырые” проекты дизайнов с точки зрения возможности их производства. Иногда ребята увлечены образами, собственными фантазиями, представлениями и не сопоставляют их с реальными возможностями. Прежде чем приступать к их реализации, важно оценить технологическую рентабельность своего решения, себестоимость, изучить технологию производства, — отмечает Сергей Смирнов.
- Иногда дизайнер слишком увлечен внешними атрибутами продукта —формой, визуальной составляющей, и из фокуса внимания исчезает его главная ценность, функционал, — добавляет Алексей Карфидов.
Некоторые дизайнеры, по мнению Виталия Ставицкого, не до конца понимают саму суть профессии, в которую пришли:
- Дизайнер — это не та профессия, где ты реализуешь собственные желания и тешишь свое эго. В ней важно точно и качественно реализовывать задачи заказчика. К сожалению, в вузах студенты до сих пор не получают никакого практического опыта. Сегодня эту возможность предоставляют разные конкурсы, акселераторы. На них есть возможность пройти образовательную программу, которую ведут успешные практикующие специалисты, в том числе лидеры индустрии.
Некоторых ошибок можно избежать, если прислушиваться к более опытным коллегам. У экспертов есть несколько главных рекомендаций.
Виталий Ставицкий: «Важна адекватная самооценка, понимание, насколько ты соответствуешь уровню рынка, насколько ты нужен индустрии, достаточно ли ты профессионален. Также в любом возрасте необходимо постоянно учиться и повышать свои компетенции, иначе другие специалисты будут всегда на шаг впереди. Это высококонкурентный рынок. На нем работает закон “если не ты, то кто-то другой”. Важно точно оценивать свои силы и возможности, осознавать, способен ли ты реализовать определенную задачу, и не испортить свою репутацию».
Сергей Смирнов: «Дизайнер должен одновременно быть и художником, и технологом, и экономистом, а также владеть широким инструментарием. 3D-моделирование, визуализация и другие инструменты становятся ключевыми в сегодняшней работе дизайнера. Особенно это касается приборостроения, создания упаковок и других конструкций. Также важны коммуникативные навыки, умение понять, услышать заказчика и с другой стороны — донести до него свои мысли, идеи, аргументы, уметь точно сформулировать вопросы».
Алексей Карфидов: «Главное — это умение слушать и слышать заказчика, а не только продвигать свои собственные идеи и подбирать для них подходящую форму реализации в различных проектах».
Светлана Круталевич: «Нужно тренировать усидчивость и трудолюбие. Талант — это лишь небольшой процент успеха. Главное — умение поставить цель и планомерно двигаться в необходимом тебе направлении, быть сконцентрированным на задаче, на результате. Даже если что-то получается не с первого раза. Учиться и делать! И результат придет».
Пиковая дама и Шамаханская Царица в дизайнерских нарядах открыли серию литературных гостиных в Париже
Серию музыкальных литературных гостиных запустила в Российском духовно-культурном православном центре в Париже творческая труппа «Наследие». Первым событием цикла стал вечер, посвященный Александру Сергеевичу Пушкину, 225-летие которого отмечается в 2024 году.
Главными звездами вечера, сочетающего литературные чтения и музыку, стали персонажи произведений писателя – Шамаханская Царица, Евгений Онегин, Татьяна Ларина и Пиковая дама. Костюмы для них были созданы молодыми дизайнерами и художниками, победителями Международного конкурса на лучший образ героев Пушкина «Пушкинский бал»: Валентиной Клушиной, Ксенией Духановой, Катериной Матлиной и Вероникой Ромашковой. Наряды были доставлены из Москвы специально для мероприятия. Ранее их можно было увидеть в ходе презентации золотистого цилиндра Петра Ильича Чайковского на Петровском оперном балу в Екатерининском дворце.
Гостями вечера стали обыкновенные парижане и гости французской столицы, объединенные интересом к русской культуре: несмотря на напряженную международную обстановку, он не ослабевает. Яркое выступление дало присутствующим ощутить атмосферу России начала 19 века.
- Благодаря талантливым организаторам и победителям Международного конкурса "Пушкинский бал" вечер получился действительно волшебным! Это первое подобное мероприятие, но оно было тепло встречено зрителями, так что такой литературно-музыкальный формат мы планируем использовать и впредь. Наш центр регулярно проводит культурно-просветительские мероприятия, обязательно проходите к нам, если будете в Париже, – рассказала корреспонденту «ИнтерМедиа» директор Российского духовно-культурного православного центра в Париже Анна Котлова.
Международный конкурс «Пушкинский бал» организован при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Дополнительная информация - в телеграме Российского духовно-культурного православного центра в Париже.
Мода на традиции, фэшн-психология и гигантский наличник: чем запомнилась выставка «РусАртСтиль»
Мода на традиции,фэшн-психология и гигантский наличник: чем запомнилась выставка «РусАртСтиль»
VIII Выставка-ярмарка народных мастеров, художников и дизайнеров России «РусАртСтиль» прошла с 21 по 24 ноября 2024 года в выставочном пространстве Даниловский Event Hall. Посетители смогли оценить показы моды, творческие встречи с талантливыми дизайнерами и художниками, концертную программу, мастер-классы с именитыми мастерами, лотерею с призами от участников выставки, креативную фотозону и многое другое.Феерическое арт-событие объединило более чем 200 экспонентов из 35 регионов России, а гостями выставки стали более 20 тыс. человек, в т.ч. делегация детей из новых регионов – Луганской и Запорожской областей. Ребята, по словам сопровождавших их педагогов, были в восторге от увиденного и с удовольствием приняли участие во всех мастер-классах.
Под девизом выставки – «Мода на традиции» – организаторам удалось гармонично объединить знаменитое кружево из Ельца, берестяные работы из Удмуртии, легендарную городецкую золотную вышивку, работы лучших кукольников страны, создавших коллекцию ватных игрушек в виде великих деятелей российской истории, неподражаемые изделия из стекла, авторские пуховые изделия из Оренбурга, славянские обережные куклы, янтарные украшения из Калининграда и многое другое.
- Заметный интерес у гостей вызвали расписные короба в стиле русских сказок от художницы Натальи Жуковой; масштабные живописные полотна на шкурах, созданные прославленным мастером из Владимира Германом Шамаевым. Была даже очередь из желающих сфотографироваться с гигантским окном и наличником, специально привезенным автором«Виртуального музея резных наличников» Иваном Хафизовым. Многие покидали выставку с огромными сумками – запасами ярких авторских подарков для близких к Новому году, – рассказали организаторы выставки корреспонденту «ИнтерМедиа».
Необычной акцией выставки стал конкурс «Народный Кулибин», который выявил креативных мастеров, творящих на стыке современных субкультур и представивших работы в стиле стимпанк. Победители были награждены специальными дипломами и памятными подарками.
Огромный интерес вызвал впервые проведённый в рамках «РусАртСтиля» салон «Территория российской моды», на котором были представлены как дизайнерские шоурумы, так и яркие дефиле на подиуме. Свои коллекции показали 22 дизайнера, среди которых Людмила Якушина, Анна Чуркова, Yaga, Елена Канойко, Лилия Абдуллина, Татьяна и Анастасия Углицких, Novik Bijou, Angela Micky, Аллегра Казановская, театр моды «ИриС», Janavesna, Елена Шип и другие.
Выставка «РусАртСтиль» учредила специальную награду«Легенды российской моды». Этим почетным титулом были награждены дизайнеры, которые многие годы развивают в своем творчестве традиции русской моды, оттачивают свой собственный стиль, а также многое делают для объединения и поддержки российских дизайнеров, популяризации отечественной национальной моды за границей. К числу таковых, безусловно, относятся:
- «русская Шанель», официально признанная Книгой рекордов России «Старейшим действующим художником-модельером России» 93-летняя Татьяна Смирнова;
- президент Ассоциации модельеров России, организатор показов русских дизайнеров во Франции, Испании, Италии Валентина Мельникова;
- член Евразийской ассоциации этнодизайнеров и ассоциации «Наследие и традиции» Дом вышивки Надежды Вороновой;
- член Ассоциации модельеров России, культуролог, участница многих российских и международных показов в Испании, Франции, Бельгии, Люксембурге, лауреат премии Пьера Кардена, создательница бренда Yalidia Лидия Цховребова.
Прославленные дизайнеры в очередной раз восхитили публику на подиуме «РусАртСтиля» своими коллекциями. Яркие дефиле, встреченные овациями, стали настоящим чествованием этих легендарных модельеров. Показ Лидии Цховребовой прошел при участии знаменитой модели, певицы, продюсера, композитора, автора бестселлера «Остаться в живых» Lama (Ламы Сафоновой).
За 4 дня на выставке состоялось около 60 мастер-классов для гостей всех возрастов, а также творческие встречи, семинары и мини-лекции на такие темы как «Фэшн-психология», «Брендография», «Этнические украшения и современный стиль».
Выставка «РусАртСтиль» сопровождалась разноплановой концертной программой, в которой приняли участие лауреат международных фестивалей, гусляр-сказитель Александр Субботин, рок-группа «Бостонское чаепитие», мультимедийный проект «Широка душа», автор-исполнитель народных и эстрадных песен Елена Валеева, образцовый коллектив ансамбль народной песни и танца «Лебедушка», хореографический ансамбль Multidance, кукольный театр «Волшебники», кукольные театральные коллективы «Лукоморье», «СказкаГрад» и другие.
Проект получил широкое освещение в прессе – ему было посвящено более 120 публикаций и репортажей, в т.ч. телесюжетов, гостевых радиоэфиров, печатных статей, репортажей и анонсов в электронных СМИ.
- Приятно было видеть активность и положительный эмоциональный отклик посетителей, - отметил директор выставки «РусАртСтиль» Алексей Комаров. – Наша задача – знакомить современников с живой традицией национального искусства России, которое черпает вдохновение в народном творчестве и обретает сегодня второе дыхание стараниями талантливых мастеров из разных уголков нашей страны. Нам приятно осознавать, что это направление в нынешних реалиях становится всё более актуальным.
Проект был реализован ООО «Экспоресурс – выставки и конференции» при поддержке Министерства промышленности и торговли РФ, Департамента предпринимательства и инновационного развития г. Москвы, ассоциации организаций народных художественных промыслов, ремесленников и художников «Наследие и традиции», Евразийской ассоциации этнодизайнеров, пиар-агентства Maestro Agency PR.
Партнеры: Российский Красный Крест, ГБУ «Малый бизнес Москвы», Международная Ассоциация презентационной продукции (МАПП).
Информационные партнеры: ИА «ИнтерМедиа», газета «Аргументы недели», газета «Вечерняя Москва», «Литературная газета», «Комсомольская правда – Афиша», журналы «Русский ювелир», Moda & Art in Russia, Melon Rich, Smooth Lifestyle Media, Allfest.ru, sobitiye.ru, Russian Business Guide, Daily Moscow, «Типичная Москва», журнал «Крестьянка», «Новая деревня», «Gift Review», ТК «Жар Птица», «Ярмарка мастеров», «Львиная доля городских новостей», «Параллель», «Модный дом», «Прелесть», издательство «Формат-М», TRIP2RUS.RU, «Травел Эксперт», Masterjournal.
Информационная поддержка: «Вести ФМ», телеканалы «Россия 1», «ТВ Центр», «Москва 24», TEО ТВ, РИА «Новости», газеты «Аргументы и факты», Metro, «Вести Подмосковья», ИА РИАМО, ИА «Музыкальный клондайк», «АртМосковия», журнал «Академия леди», KudaGo, Фонд содействия просвещению и образованию «Русский наследник» и «Дом русской одежды Валентины Аверьяновой».
Фотоархив (фотографы – Дмитрий Ткаченко и Арсен Меметов)
Дополнительная информация: https://www.expo-resurs.ru/