Лиза Арзамасова стала дважды мамойКонцерты Тейлор Свифт в Вене отменили из-за угрозы терактаAerosmith прекращают гастрольную деятельность из-за проблем с вокалом Стивена Тайлера«Культурной столице 2026 года» предрекли рост, процветание и хорошую компаниюСкончался гитарист «СерьГи» и «Мордора» Сергей ЛевитинКети Топурия стала трижды мамойСирша Ронан и Джек Лауден поженилисьИсследования подтверждают: погода влияет на музыкальные чартыУмер основоположник британской блюзовой сцены Джон МэйеллShaman стал заслуженным артистом России«Культурная столица года» готовится выйти на уровень Союзного государстваЕвгений Кисин признан иноагентомЗадержан экс-глава департамента культуры Москвы Александр КибовскийMary Gu получила предложение руки и сердца в ПарижеУмерла звезда «Зачарованных» и «Беверли-Хиллз, 90210» Шеннен ДоэртиАктрису Яну Троянову* внесли в список террористов и экстремистовУмер звезда польского кино Ежи ШтурМарго Робби ждёт ребенка«Праведник» и «За нас с вами» получили «Нику»Умер экс-гитарист «Цветов» и «Скифов» Сергей Дюжиков

Руководство РАО высказалось о новом порядке использования «сиротских» произведений

12.07.2024 20:27 Музыка Рубрика: Хроника 16+
Илья Золкин

Российский парламент легализовал использование произведений, авторы которых неизвестны или недоступны для переговоров. Закон расширяет доступ гражданам к культурным ценностям и дает возможность коммерциализировать широкий пласт контента, защищая права авторов и снимая правовые риски с бизнеса.

Согласно закону, бизнес, заинтересованный в использовании «сиротского» контента, должен будет предпринять ряд действий по поиску авторов. Если эти действия не увенчаются успехом, он сможет обратиться в аккредитованную организацию, например, общество по коллективному управлению правами, которая также проведет свою проверку и, если не преуспеет в поисках – выдаст лицензию на использование контента сама. Деньги для авторов на тот случай, если они решат заявить о себе, будут аккумулироваться на специальном счете, и в любой момент могут быть переданы правообладателю. При желании он также сможет изъять свои права из управления и распорядиться ими по своему усмотрению.

Поправок в ГК РФ ждали и дизайнеры, и музыканты, и кинематографисты. Однако наибольшую поддержку они получили у музыкального бизнеса. Закон о сиротских произведениях поможет индустрии решить давнюю правовую дилемму, полагает продюсер Виктор Дробыш:

- Насколько мне известно, в РАО каждый день приходит с десяток запросов об авторстве того или иного произведения. Телеканалы, радиостанции, продюсерские центры, лейблы и другие пользователи хотят попросить разрешения на обращение к музыкальному материалу, но не знают, у кого его можно получить. Зачастую нет такой информации и у РАО. Как раз в таких случаях новый закон очень пригодится. После того как пользователь предпримет все необходимые действия по поиску правообладателя, а РАО убедится, что выйти на контакт невозможно, произведение можно будет использовать вполне легально.

По словам продюсера, важно, что если автор все же обнаружится, то вся дальнейшая коммуникация с ним ляжет на плечи Общества, а пользователь будет освобожден от правовых рисков.

- Если же автор с самого начала настроен управлять правами на произведение самостоятельно, закон стимулирует его вовремя зафиксировать права, разместить сведения в реестре и оперативно отвечать на запросы бизнеса, – заключил он.

Закон позволит вовлечь в экономический оборот большой массив контента, который в противном случае оставался бы недоступен ни бизнесу, ни аудитории, заметил управляющий партнер Zvonko Group Дмитрий Коннов:

- Сегодня продюсеры и лейблы чаще всего просто отказываются использовать произведения, чьих авторов не получается установить. Крупная организация не может идти на правовые риски, тем более что обычно сразу после того, как произведение начинают исполнять, причем, не дай Бог, в переработанном виде, автор сразу дает о себе знать и требует солидной компенсации. Это не только мешает бизнесу, но и затрудняет доступ граждан к наследию. Надеюсь, благодаря закону у индустрии появится удобный инструмент решения этой проблемы.

С ним солидарен основатель лейбла Effective Records Кирилл Лупинос:

- Как руководитель компании, которая часто использует сэмплы и материал, который присылают артисты, не особо глубоко погруженные в правовые вопросы, могу сказать однозначно, что данный закон будет очень полезен. Он принесет дополнительный доход компаниям, которые избавятся от ограничения на использование таких «деталей» креативного продукта. Музыканты же станут более маневренными в создании творческого продукта.

Поддержал закон и продюсер Иосиф Пригожин:

- Я за любое упорядочивание правил. За то, чтобы все лежало на полках, было архивировано и находилось под охраной закона. Хорошо, что у нас есть единый центр – РАО, который может администрировать даже права «неизвестных» авторов и вести соответствующий реестр.

Продюсер обратил внимание на то, что индустрии вообще проще работать с ОКУПами, чем непосредственно с авторами, которые порой «пьют кровь», выставляя совершенно произвольный ценник на использование своего контента: «Возникает ситуация «ни себе, ни людям».

Законопроект поможет и кинематографистам, заметил актер и композитор Иван Бурляев:

- Мне всегда невероятно досадно, если не получается лицензировать какую-то подходящую по смыслам музыку или песню для фильма. Вот нашли вы чистейший, правдивый образец эпохи, а права получить по тем или иным причинам не можете. Приходится «изображать» нечто похожее, в чем, безусловно, гораздо меньше правды – по счету Станиславского.

По словам композитора, было бы целесообразно пойти и дальше: не только определить порядок использования орфанных произведений, но и ввести механизм принудительной лицензии на случай нерыночного поведения авторов и их наследников:

- Россия – правопреемница СССР. Мне кажется, было бы справедливо отрегулировать в правовом плане вообще все советское наследие, создав четкий механизм: запрос на лицензию, сроки на ответ, предельные – разумные – ставки оплаты лицензии; и если что-то пошло не так, принудительная лицензия.

Иван Бурляев подчеркнул, что последнее было бы особенно справедливо и в отношении наследников, которые давно живут в других странах и зачастую дают разрешения на использование, исходя из своих политических взглядов.

Новый порядок работы с сиротскими произведениями обязательно будет востребован и в дизайне, отметил генеральный директор Fashion Hub Russia Георгий Ростовщиков:

- Закон создает уникальные условия для российских креаторов всех категорий, будь то фэшн, промышленный дизайн, мультимедиа. Они смогут, наконец, использовать элементы орнаменталистики, дизайн-кода, изображений из пласта культурного наследия для создания своих продуктов.

По его словам, дизайнеры в силу своей насмотренности зачастую сами не отдают себе отчет в том, что используют нечто, уже созданное до них, а потом с удивлением узнают, что нарушили чьи-то права. Понятный легальный порядок использования орфанных произведений поможет избегать таких ситуаций.

- Все давно придумано, и дизайнеру остается деликатно это миксовать. Закон позволит креаторам заниматься этим более успешно, - добавил он.

Положительный эффект от законодательной новеллы отметили и представители юридического сообщества. По словам основателя Центра правовой защиты творческой индустрии ArtLaw Руслана Гацалова, «при подготовке любой новеллы в области интеллектуальной собственности необходимо исходить из принципа, согласно которому „Сущность интеллектуальных прав – авторолюбие“».

Если исходить из этого принципа, у закона есть очевидные достоинства.

- К нам часто поступают запросы проверить объект на наличие возможности его законного использования. Поиски правообладателей часто заканчивались провалом, и мы собирали доказательства добросовестности – объявление о поиске автора и прочее – чтобы подготовиться к возможному судебному разбирательству. Поэтому изменения в 4 часть ГК существенно помогут, – отметил эксперт.

Руслан Гацалов добавил, что изменения стимулируют авторов стать предпринимателями и повышать свое правосознание, однако также предупредил, что изменениями смогут воспользоваться и недобросовестные предприниматели «для потребительства и ухода от ответственности».

В свою очередь, в Российском авторском обществе закон оценили как серьезное конкурентное преимущество. Благодаря закону о сиротских произведениях Россия стала мировым провайдером инноваций в области регулирования сферы интеллектуальной собственности, отметил исполнительный директор РАО Алексей Карелов:

- Это тектонический сдвиг, прорывное решение в области юридической практики в сфере интеллектуальной собственности. Мы первыми в мире вывели из серой зоны огромный пласт культурного наследия, и нашему примеру наверняка последуют другие юрисдикции.

По его словам, вовлечение в легальный экономический оборот большого объема нового контента создает новые рынки и новые возможности.

- Эти возможности особенно важны на фоне бурного развития креативных индустрий, которые энергично ищут источники вдохновения и наводят мосты для диалога с традицией. Закон защищает и бизнес, и потребителей контента, и авторов, которым, к слову, никто не запрещает работать под творческими псевдонимами, в том числе зарегистрированными в системе ISNI. Никому не придет в голову признать сиротскими книгу Макса Фрая или трек Эминема, – заключил Алексей Карелов.

Фото: Илья Золкин На фото: Виктор Дробыш
Теги: комментарий, законодательство, Российское Авторское Общество (РАО)

Кипелов» сыграет «Весы Судьбы» в декабре

08.08.2024 18:05 Музыка Рубрика: Анонсы 16+
Наталья Ступникова

Концертная презентация мини-альбома группы «Кипелов» «Весы Судьбы» состоится на площадке «Live Арена» 14 декабря 2024 года. Коллектив представит новую программу и свой последний макси-сингл «Весы Судьбы». Заглавная песня впервые прозвучала в Москве на концерте «Кипелова» на стадионе «ВТБ Арена» 13 июля 2024 года. Вероятно, в декабре будут исполнены и три остальные композиции с мини-альбома - «Ночь в душе твоей», «Твой путь» и «Хранитель света».

Как сообщало «ИнтерМедиа», премьера мини-альбома группы «Кипелов» «Весы Судьбы» состоялась 8 марта 2024 года. Заглавная песня релиза была приурочена к 80-летию Курской битвы.

Фото: Наталья Ступникова
Теги: Кипелов, анонс концерта, Live Арена
Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

В музее Прокофьева откроется выставка, посвященная Георгию Гараняну

08.08.2024 17:04 Музыка Рубрика: Анонсы 16+
предоставлено пресс-службой Российского национального музея музыки

Выставка «Легенды российского джаза. Георгий Гаранян» откроется 15 августа 2024 года в Музее С.С.Прокофьева. В этот день саксофонисту и композитору могло бы исполниться 90 лет.

- Георгий Гаранян был настоящим профессионалом своего дела, — саксофонист, дирижёр, композитор, аранжировщик, руководитель легендарного ансамбля «Мелодия», ведущий и участник многих джазовых проектов, - рассказал генеральный директор Российского национального музея музыки Михаил Брызгалов. - Своим талантом и профессионализмом он привил любовь к джазовой музыке самым разным слушателям и вывел джаз на академическую концертную сцену. Именно благодаря Гараняну джаз стал одним из самых популярных музыкальных жанров в стране.

На выставке будет показан путь музыканта от первого знакомства с джазом и до образа жизни «в стиле джаз»; от создания и управления небольшими джазовыми ансамблями до руководства Государственный симфоническим оркестром кинематографии при Совете Министров Союза ССР; от первых аранжировок до собственных музыкальных композиций, ставших хитами; от выступлений в Молодёжном оркестре п/у Юрия Саульского до номинации на премию «Грэмми». Именно его знаменитое соло звучало в таких известных фильмах, как «Бриллиантовая рука», «Мы из джаза», в мультфильме «Ну, погоди!», а в культовых фильмах «Покровские ворота», «Мой осенний блюз», «Вечерний лабиринт» Гаранян выступил как композитор.

Главный инструмент в жизни музыканта — саксофон — является основным лейтмотивом выставки. В каждом из четырёх разделов представлен саксофон-альт, на котором играл Гаранян, из фондов Российского национального музея музыки. Впервые на выставке представлены музыкальные инструменты барабан том-том и синтезатор, принадлежавшие Георгию Гараняну.

На выставке можно увидеть сценический костюм, необычную коллекцию галстуков и бабочек Георгия Гараняна; портфель, наушники, очки, одну из любимых книг музыканта — «Рассказы и повести» Михаила Зощенко из семейного архива; уникальное собрание грампластинок, среди которых — грампластинка с автографами участников ансамбля «Мелодия» на обложке, диск «Oregon in Moscow», запись которого была номинирована на премию «Грэмми»; награды музыканта — Национальную российскую премию в области искусства «Овация» и Премию регионального телевизионного конкурса «Человек года» «Бегущая по волнам»; редкие фотографии, афиши, музыкальные рукописи инструментальных и вокальных сочинений Георгия Гараняна; платье и аксессуары Людмилы Гурченко из телевизионного фильма-спектакля «Бенефис Людмилы Гурченко», фотопортрет Владимира Высоцкого, созданный специально для оформления пластинки, записанной ансамблем «Мелодия».

Выставка будет работать до 19 января 2025 года.

Фото: предоставлено пресс-службой Российского национального музея музыки
Теги: анонс выставки, Георгий Гаранян

Телеверсию бакинского Dream Fest покажет НТВ

предоставлено пресс-службой Zhara Media

Канал НТВ 10-11 августа 2024 года покажет телевизионную версию первого международного музыкального фестиваля Dream Fest, прошедшего в конце июля в Баку.

10 августа в эфире – открытие фестиваля. Первыми на сцену выйдут организатор Dream Fest Эмин Агаларов и Азербайджанский государственный ансамбль песни и танца. Участниками концерта также стали Доктор Албан, Ани Лорак, Алессандро Сафина, Мот, Люся Чеботина, Jony, Artik & Asti, Bahh Tee & Turken, Мари Краймбрери, Стас Михайлов, Владимир Пресняков, Клава Кока, Брэндон Стоун, Ирина Дубцова, Roya, Jacksons, Си Си Кетч, Дэвид Фостер, Тунзаля Агаева, Звонкий, Nicat Rehimov, «Ялла», Айгюн Кязимова и Фаик Агаев.

11 августа зрители НТВ увидят второй фестивальный день – день звёзд российской эстрады. На трёх сценах, расположенных на берегу Каспийского моря, выступят Эмин, Мари Краймбрери, Jony, Стас Михайлов, Люся Чеботина, Мот, Ани Лорак, Клава Кока, Artik & Asti, Слава, Amirchik, Владимир Пресняков и Наталья Подольская, Ирина Дубцова, Ivka, Mona, Vlade Kay, Брэндон Стоун, Asammuell, Звонкий и Асия.

Ведущими фестиваля стали Регина Тодоренко и Люся Чеботина.

Эфир 10 августа в 21.50 и 11 августа в 22.00.

Фото: предоставлено пресс-службой Zhara Media На фото: Jony и Эмин Агаларов
Теги: НТВ, телеверсия, анонс показа, Dream Fest
β 16+