На Российской креативной пятилетке 2025-2030 обсудили, быть ли бодибилдингу и пиару частью креативных индустрий

Форум "Российская креативная пятилетка 2025-2030" состоялся в конгресс-центре Торгово-промышленной палаты РФ 19 февраля 2025 года. Это первое масштабное мероприятие, посвящённое стратегическому развитию творческих индустрий после вступления в силу Федерального закона от 08.08.2024 г. №330-ФЗ «О развитии креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации». Этот документ задает ориентиры для роста доли креативных индустрий в ВВП страны до 6%, увеличения числа занятых в творческих профессиях до 15%, а также достижения положительного торгового баланса по экспорту креативной продукции к 2030 году.
На форуме представители власти, бизнеса, экспертных сообществ и СМИ обсудили план достижения целей закона с точки зрения государственной политики, регионального развития, экономического потенциала креативных индустрий, цифрового искусства и взаимодействия с медиа.
Главной темой первой части форума стала политика развития креативных индустрий и нормативно-правовое регулирование. Открыла дискуссию член Совета по финансово-промышленной и инвестиционной политике ТПП РФ, издатель, доцент МГИК Светлана Листопадова:
- Сегодня креативные индустрии стоят на трех китах – это Минэкономразвития, Агентство стратегических инициатив и АНО«Креативная экономика». Сегодня представители всех этих организаций присутствуют в зале.
Председатель Совета по финансово-промышленной и инвестиционной политике, член Правления Торгово-промышленной палаты РФ Владимир Гамза представил доклад «Инвестиции в человеческий капитал как основа развития креативных индустрий».
- Инвестиции в человеческий капитал включают в себя множество направлений: это и интеллект, и знания, и умения, и здоровье, и качество жизни. Всё, что создаёт продуктивного человека, – и есть вложение в человеческий капитал, который в последние годы становится основным фактором развития экономик по всему миру.
Заместитель директора по региональным проектам АНО «Креативная экономика» Мария Долгих рассказала о работе в регионах:
- При активном сопровождении команды АНО “Креативная экономика" в первые годы развития креативных индустрий страны были созданы площадки по обсуждению законодательных инициатив на федеральном и региональном уровнях. Наши площадки объединяют креативные сообщества, вовлекают новых участников и развивают креативную экосистему страны. За 5 лет работы мы сформировали эффективную модель регионального развития и институциональных изменений.
Заместитель директора Департамента развития искусственного интеллекта и больших данных Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Сослан Габуев рассказал участникам и гостям форума о способах применения искусственного интеллекта в сфере креативных индустрий:
- Мы считаем, что вклад искусственного интеллекта в развитие креативных индустрий может быть очень большим. Используя технологии виртуальной реальности, люди, которые раньше не могли сами создавать что-то новое, теперь будут иметь такую возможность. Это возможность рисовать, если вы не видите, писать музыку, если вы не слышите... Если бы Бетховен жил в наше время, он мог бы слышать свою музыку!
- Но существуют и серьезные проблемы. Например, проблема идентификации: если я создаю что-то новое с помощью ИИ, должен ли я обозначать, что это создано совместно с ИИ? Как это будет восприниматься потребителями? Вторая проблема – вопрос авторства. Кому в большей степени принадлежит то, что я создал – мне или разработчику ИИ? И третья проблема – вопрос обучения нейросетей. Данные, используемые для обучения, могут иметь разную степень доступности с точки зрения законодательства. Это три основных вызова, требующих пристального внимания, и мы ими сейчас занимаемся.
Директор Ассоциации деятелей культуры и бизнеса «Я Лидер» Илья Листопадов представил доклад «Механизмы государственно-частного партнерства в развитии креативных кластеров. Перспективы развития и реализации»:
- Старые фабрики сейчас активно перерождаются в арт-пространства, креативные кластеры, и нередко в них возможно реализовать полный цикл производства креативных продуктов.
Директор дивизиона развития креативной экономики Агентства стратегических инициатив Екатерина Черкес-заде рассказала про ключевые направления работы:
- Сегодня мы работаем в режиме 360. Во-первых, мы создаем нормативно-правовое регулирование. У нас по-разному отрегулировано 16 креативных индустрий. Сейчас мы будем включаться в работу по играм: их разработку надо отрегулировать так, чтобы поддержать бизнес и не убить рынок. Второе наше направление – регионы: нам очень важно добиться децентрализации регионов в креативной экономике. Третье направление – экспорт. Креативная экономика глобальна, и если ты не работаешь на глобальном рынке, ты проигрываешь.
Заместитель директора по развитию АНО «Креативная экономика» Наталия Тимохина рассказала о путях поддержки креативной экономики в регионах. Каждый регион должен найти своё уникальное место на креативной карте России.
Советник директора аналитического департамента Госфильмофонда РФ Римма Моисеева поделилась мыслями о том, как Госфильмофонд способствует развитию креативных индустрий, а также о важности формирования у молодого поколения россиян традиционных ценностей.
Актриса, спортсменка, внучка писателя и кинорежиссёра Василия Шукшина Анна заявила о праве бодибилдинга стать частью креативных индустрий:
- Бодибилдинг уже давно стал частью индустрии развлечений, ведь он превращает тело в объект культового поклонения. В то же время бодибилдеры, благодаря их невероятной внешности, легко становятся и артистами, и актерами, и участниками различных шоу.
Общественный деятель, директор Фонда помощи, развития и поддержки населения «Открытые сердца» Ирина Трумпф представила доклад: «Год защитника Отечества: культура, история и духовные ценности как гарант сохранения суверенитета России».
Председатель Комитета по развитию креативной экономики Центрально-Сибирской Торгово-промышленной палаты Елена Клецкая выразила позицию региона по развитию креативной экономики до 2030 года, сделав особый акцент на важности качественного образования специалистов в сфере креативных индустрий.
Во второй части форума спикеры дали участникам предметные рекомендации по тому, как использовать креативные индустрии в различных отраслях.
Председатель Комиссии по развитию креативных индустрий в Совете по финансово-промышленной и инвестиционной политике Торгово-промышленной палаты РФ, президент международной группы компаний Salus Егор Иванков представил доклад «Креативная экономика без границ, управление результатами интеллектуальной деятельности как способ защитить интересы творца»:
- Структурировать результаты интеллектуальной деятельности на сегодняшний день невозможно. В любом материальном продукте есть нематериальная его часть – это и есть результат интеллектуальной деятельности. Творцы, к сожалению, зачастую остаются за рамками этого продукта и, как правило, не являются выгодоприобретателями.
Своими идеями по развитию креативных индустрий поделились и иностранные участники форума. Основатель Недели африканской культуры в России Фритти Рувини рассказала о перспективах российско-африканского сотрудничества в сфере моды.Вице-президент компании Key Partners Zibi Group, член совета Международного консорциума БРИКС (Республика Индия) Лавлишь Танейджа рассказал о путях развития взаимодействия России и Индии, а заместитель председателя Правления РОО «Китайское землячество», член совета Международного консорциума БРИКС Суть Вэйна рассказала гостям форума о вызовах, которые стоят перед креативной экономикой Китая.
Директор по взаимодействию с органами государственной власти PIX Robotics, ректор Национальной академии роботизации и процессной автоматизации (НАРПА), вице-президент Ассоциации компаний по развитию искусственного интеллекта (АКРИИ) Сергей Вотяков зачитал доклад об использовании генеративных нейросетей при создании креативных произведений:
- С помощью нейросетей мы можем создавать произведения искусства совсем без человека, но я не думаю, что это правильно – всё-таки творец должен иметь окончательное слово. Искусственный интеллект должен позволять лишь минимизировать рутинную работу, чтобы художник мог заниматься абсолютным творчеством.
Художник, креативный дизайнер мультимедийного издания Melon Rich Александра Кубасова рассказала о том, какую роль ИИ играет в издательской деятельности, и призвала к его экологичному использованию:
- Нам предстоит тесное партнёрство с этим организмом. Давайте создавать и обучать его красиво, на благо всем нам!
Вице-президент по цифровой трансформации компаний и регионов Ассоциации компаний по развитию искусственного интеллекта (АЛРИИ) Анна Никитченко продолжила дискуссию о месте ИТ в развитии креативных индустрий:
- Сейчас многие организации культуры начинают менять свою миссию. Теперь их ключевая цель – быть ответственными за ту информацию, которые получают, например, посетители музея или библиотеки. Они должны быть светочем достоверного знания в мире фейков.
С докладом «Масс-медиа как ведущая креативная индустрия, и как информационный и рекламный базис всех креативных индустрий» выступил член Комиссии по развитию креативных индустрий в Совете по финансово-промышленной и инвестиционной политике Торгово-промышленной палаты РФ, основатель информационного агентства «ИнтерМедиа», журналист, аналитик, преподаватель Евгений Сафронов.
- Многие впервые прочитали окончательную версию закона «О развитии креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации» уже после его вступления в силу. И возникли вопросы. Закон ведь неплохой, но рамочный - работа должна будет регламентироваться подзаконными актами.
Буквально год назад здесь мы говорили о правовой неопределенности, связанной с креативными индустриями - и сейчас она никуда не делась. Главная проблема – это ОКВЭД. Это давний инструмент, но в нём есть всё, кроме креатива.
В большинстве ОКВЭДов содержатся одновременно как однозначно креативные виды деятельности (связанные с объектами интеллектуальной собственности), так и не имеющие к креативу никакого отношения. Соответственно, каждый из таких ОКВЭДов по новому закону может претендовать на государственную поддержку, и это, конечно, привлекательно для любых предпринимателей. Но здесь возникают вопросы. Например, по новому закону гастрономия — креативная индустрия, и не будет ли завтра подано 10 тысяч заявок на господдержку от всех продавцов шаурмы? А если нет, то будет ли законным такой отказ, ведь шаурма - однозначно гастрономия, и она есть в законе? Таких неясностей очень много.
С медиа аналогичная история. Сетевые медиа по ОКВЭД - это класс 63 и часть цифровой отрасли, а вот издательская деятельность - класс 58, и хотя сейчас это на практике одна деятельность, требования к организациям предъявляются разные, и что совсем уж болезненно - со стороны налоговых органов, которые с легким сердцем объединяют журналистов и программистов - со всеми вытекающими последствиями.
Такими нелепостями пестрит весь ОКВЭД. На заседаниях Совета в течение года мы неоднократно представляли данные о невозможности использования этого классификатора в сфере креативных индустрий без принципиальной доработки. Единственным решением проблемы было и остается создание межведомственной комиссии, подготовка предложений и внесение изменений в ОКВЭД.
В завершение подчеркну, что без медиа креативные индустрии невозможны по простой причине - привлекательность любого креативного продукта определяется в первую очередь его медийностью. Если продукта нет в медиа - он не будет продан, соответственно, это будет что угодно, но не индустрия.
Креативный продюсер федеральных телеканалов Алина Коновалова рассказала о том, что в современном мире каждый имеет возможность создавать качественный контент. Предпринимателям нужно учиться заинтересовывать свою аудиторию и не стесняться вести социальные сети.
Председатель Союза пиарщиков России, директор ПЦ «Останкино», директор Научно-методического центра «Академическое образовательное общество» Мария Тарханова отметила, что сегодня PR – еще одна отрасль креативной экономики:
- Креативность всегда включает в себя элемент инновации. Работа пиарщика – не предугадывать тренды, а создавать их, поэтому он тоже создает креативный продукт.
Психолог, полиграфолог, профайлер Наталия Лебедева рассказала о важности борьбы с лжепсихологией в современном информационном обществе:
- Каждый человек испытывает чувства, эмоции. Про это многие сейчас забывают. Важно следовать “балансу ИТ” – и в этом должна помогать психология. Она должна напоминать всем нам о том, что человеку нужен человек.
Помимо деловой части в рамках форума состоялось также награждение лауреатов конкурса «Креативные индустрии 2025» и выступление Константина Легостаева, эффектно завершившее вечер.
Анна Попова, «ИнтерМедиа»
С Ларисой Голубкиной простятся в храме, а не в театре

Прощание с Ларисой Голубкиной состоится 25 марта 2025 года в Храме Святителя Николая Чудотворца на Трех Горах (Нововаганьковский пер., 9, стр. 1). Оно начнется в 11.00. Об этом сообщила в соцсетях дочь покойной Мария. Ранее предполагалось, что церемония пройдет в Театре российской армии, где Голубкина служила с 1964 года, но родственники решили иначе.
Лариса Ивановна, скончавшаяся 22 марта в возрасте 85 лет, будет похоронена на Троекуровском кладбище.
Женя Любич стала мамой в третий раз

Певица Женя Любич родила третьего ребенка. Радостной новостью она поделилась с подписчиками в соцсетях, показав фотографии, сделанные в последние недели беременности. Пол новорожденного она пока не раскрывает, но признается, что до последнего и сама не знала ответ.
Свое интересное положение автор хита «Russian Girl» все 9 месяцев не афишировала. Впрочем, на публичных мероприятиях и выступлениях практически ничего и не было заметно: в феврале на 8 месяце она дала большие сольные концерты в двух столицах, но из-за природной субтильности практически никто не догадывался о том, что под сердцем она носит младенца.
20 марта Женя Любич отметила свое 41-летие и со своими подписчиками она поделилась тем, что чувствует себя счастливой и как музыкант, и как жена, и как мама. Ведь у неё есть двое старших детей: дочь Анна, которой недавно исполнилось 7 лет, и сын Саша - 3 года. Муж певицы - Дмитрий Кончаковский, исполнительный директор концертной компании «Артлайф» (PMI Corporation + SAV Entertainment). Свои отношения пара не скрывает и периодически делится кадрами совместного отдыха в социальных сетях.
Став мамой в третий раз, она не собирается останавливаться и делать долгую паузу в карьере. Уже запланированы два больших концерта - 24 мая в Москве в «Мумий Тролль Music Bar» и 28 мая в Петербурге в джаз-клубе Игоря Бутмана. Кроме того, Женя Любич сейчас работает над новым альбомом, который скоро тоже увидит свет
Умерла Лариса Голубкина

Актриса Лариса Голубкина скончалась 22 марта 2025 года в возрасте 85 лет. О ее смерти сообщил в соцсетях телеведущий Андрей Малахов.
- Полчаса назад пришла новость о том, что ушла из жизни моя подруга, звезда «Гусарской баллады», великолепная актриса Лариса Голубкина, - написал он.
В последние годы актриса тяжело болела и находилась под постоянным наблюдением врачей в медицинском учреждении. У нее была болезнь Паркинсона, а также осенью 2024-го обнаружили рак крови.
Прощание с Ларисой Голубкиной пройдет 25 марта в Центральном академическом театре Российской армии. Об этом сообщила его директор Милена Авимская.
Лариса Голубкина родилась 9 марта 1940 года в Москве, в 1955-м поступила в Московское музыкально-педагогическое училище на дирижёрско-хоровое отделение, которое окончила в 1959-м и поступила в ГИТИС, на отделение музыкальной комедии, которое окончила в 1964-м и в 1965-м была принята в труппу Театра Советской Армии, где служила всю свою жизнь.
Во время учёбы Лариса дебютировала в главной роли Шурочки Азаровой в фильме Эльдара Рязанова «Гусарская баллада», вышедшем в 1962 году и сделавшем ее звездой. Среди других ее известных киноработ – «День счастья», «Дайте жалобную книгу» (главная роль Татьяны Шумовой), «Как вас теперь называть?», «Сказка о царе Салтане» (Царица), киноэпопея «Освобождение» (Зоя), «Трое в лодке, не считая собаки» (Энн).
Голубкина также много снималась на телевидении и выступала на эстраде с сольными программами, исполняя песни из репертуара Клавдии Шульженко, композиции советских и зарубежных авторов, русские романсы. В 1973 году она была удостоена звания заслуженной артистки РСФСР, в 1991-м – народной артистки РСФСР.
С 1977 по 1987 год актриса была замужем за Андреем Мироновым. Дочь Ларисы Голубкиной Мария также стала актрисой.