Юрий Фаворин играет суперцикл Геннадия Банщикова в первом издании «Мелодии»

«Фирма Мелодия» впервые издала фортепианные сонаты петербургского композитора Геннадия Банщикова в исполнении Юрия Фаворина. Сонатная «пенталогия» Банщикова была записана в Большом зале Московской консерватории в сентябре 2024 года.
Петербургский композитор Геннадий Банщиков (р. 1943) часто работает с крупной формой и предпочитает писать циклы произведений. Многие серии он пишет десятилетиями, превращая их в масштабные проекты. Работа над циклом сонат заняла у автора 30 лет: Первая соната увидела свет в 1968 году, когда Банщиков был аспирантом Ленинградской консерватории, а финальную, Пятую, композитор завершил в 1998 году, будучи зрелым сочинителем с собственной узнаваемой манерой.
Специалисты определяли его как автора, чей почерк сформировала традиция позднего австро-венгерского романтизма, в особенности, творчество Рихарда Штрауса и нововенская школа. Сам Банщиков однажды определил себя как «русскоязычного немецкого композитора». Также на него повлияли русская композиторская школа, тоже во многом романтическая, и творчество Дмитрия Шостаковича. Как результат, Банщиков на протяжении своего композиторского пути неоднократно создавал большие серии произведений, объединенных общими идеями и музыкальным языком. В то же время он пробует разные формы высказывания и передает разные состояния — от одночастной Первой сонаты, отличающейся темпераментностью и экспрессией, до драматичной Пятой, состоящей из трех контрастных частей.
Композиторская манера Геннадия Банщикова соединяет умеренность и холодность, которые часто встречаются у авторов ленинградско-петербургской школы, и открытую эмоциональность. Каждое произведение передает субъективное восприятие мира, чтобы перевести это на язык музыки, Банщиков обращается и к классическим, и к современным приемам композиции.
Юрий Фаворин первым исполнил и записал все пять фортепианных сонат Банщикова. Музыковед Иосиф Райскин отмечает, что отдельные сочинения цикла звучали в концертных залах, но ни один музыкант ранее не брался за него как за единый проект. Юрий Фаворин — активно концертирующий пианист, чей репертуар включает и мастеров прошлого, и ныне живущих авторов. Среди записей Фаворина, выпущенных «Фирмой Мелодия», сочинения Прокофьева, Мясковского, Шостаковича, Ребикова, Тищенко, Сидельникова, Задерацкого, Сысоева. Музыкант неоднократно работал с проектами, подобными по масштабу сонатной пенталогии Геннадия Банщикова, — среди них запись концертного исполнения крупнейшего в истории фортепианной музыки цикла Ференца Листа «Годы странствий».
Свои лучшие проекты вспомнит к юбилею Первый канал

Первый канал отметит в начале апреля 2025 года свое 30-летие. В честь юбилея телекомпания подготовила специальный эфир, в том числе документальные фильмы о своих знаковых проектах.
31 марта в 19.35 будет показан фильм «30 лет вместе. Игры, которые играют люди», посвященный телевизионным игровым, развлекательным, познавательным и ток-- шоу – «Поле чудес», «Что? Где? Когда» и «КВН», «Жить здорово!», «Умники и умницы», «Последний герой», «Кто хочет стать миллионером?», «Пусть говорят» и другим.
Документальный фильм «30 лет вместе. Магия кино. Фильм первый», который выйдет в эфир 1 апреля в 19.30, посвящен знаковыми кинопроектам Первого канала - дилогии «Ночной дозор» и «Дневной дозор», фильмам «Высоцкий. Спасибо, что живой» и «Вызов», сериалам «Триггер», «Мажор», «Мосгаз» и др.
3 апреля в 19.35 в эфире документальный фильм «Больше, чем спорт», посвященный телешоу «Ледниковый период» и «Большие гонки» и важным спортивным трансляциям, включая зимние Олимпийские игры в Сочи 2014 года.
5 апреля в 13.30 будет показан фильм «30 лет вместе. «Голос», посвященный шоу «Голос», «Голос. Дети» и «Голос 60+». В нем появятся создатели программ, наставники и участники и победители разных сезонов. Зрители увидят фрагменты лучших выступлений и новые интервью (с Юрием Аксютой и Антоном Беляевым) и посвящение Александру Градскому. В тот же день в 15.40 Первый покажет ленту, посвященную игре «Что? Где? Когда?», а 6 апреля в 14.25 - «Фабрике звезд».
В рамках юбилея будут также показаны художественные фильмы «Ночной дозор» (4 апреля в 23.00), «Дневной дозор» (5 апреля в 23.00) и «Высоцкий. Спасибо, что живой» (6 апреля в 00.00).
Александр Волкодав: «Творчество – это все-таки переосмысление реальности, а не ее буквальное описание»

Победитель десятого сезона шоу «Голос» Александр Волкодав отметит день рождения большим сольным концертом в киноконцертном зале «Эльдар» 27 марта 2025 года. В преддверии этого события заместитель главного редактора информационного агентства «ИнтерМедиа» Наталия Галиулова побеседовала с артистом о новом этапе в его творчестве, трендах на нейросети и патриотизм в музыке, а также о московской погоде и символизме «Джоконды».
Александр, еле выловила вас между концертами. Часто выступаете?
Да, бывает, что каждый день. Недавно выступал вместе с Кевином Маккоем, группами Dschinghis Khan, Boney M…
Вы сейчас не в Бишкеке живете? Это же ваш родной город.
Чтобы работать в Москве, надо в ней и жить. Я какое-то время пытался мотаться из страны в страну, но это было тяжело, пришлось сделать сложный выбор. Сложный потому, что Кыргызстан – маленькая красивая горная страна, в которой, наверное, 70% времени светит яркое солнце, и я очень к этому привык. А в Москве солнца мало, может 7% времени оно есть, а в остальное время на небе дымка, тучи, дожди… и все тут поэтому пьют витамины, иначе совсем плохо.
Как бы вы описали текущий этап в вашем творчестве?
Сейчас мое сольное творчество развивается семимильными шагами, идет активная работа сразу с несколькими композиторами. Я и сам песни пишу, и Владимир Пресняков-старший дарит мне свои песни, и Олег Иванов… Прямо сейчас мы с Игорем Зубковым пишем совместный материал с известнейшими авторами текстов – Александром Вулыхом, Константином Арсеневым. Под руководством моего директора Сергея Шелунцова творим одной большой, дружной командой.
Наверное, уже есть результаты?
Да, мы подготовили потрясающую песню, которая называется «Я хочу, чтобы ты была счастливой», в ближайшее время будем ее выпускать. Еще на очереди композиция «Тебе», подаренная Владимиром Петровичем [Пресняковым]. Мы полностью переделали аранжировку, скоро запишем на нее вокал – и будет официальный релиз.
Очень хочется дать этой песне вторую жизнь. Иногда бывает, что песня не подходит исполнителю, и он просто не делает на нее ставку, надежд не возлагает. Просто исполняет и выпускает в составе альбома, не синглом. А спустя время, с новой аранжировкой, в новом исполнении, она раскрывается совершенно по-новому. Но, конечно, это работает только с качественными, хорошими старыми песнями.
У вас есть цикл из трех казачьих песен. Не планируете ли вписаться в тренд на патриотическое творчество?
То, что сейчас многие под этим подразумевают, я бы патриотизмом не назвал. Я пишу казачьи песни, потому что мне хочется быть ближе к корням, к русскому культурному коду. Это не связано с трендами.
Слушает ваши казачьи песни та же аудитория, что и остальное творчество?
По большей части это обособленная аудитория, которая именно этим направлением интересуется, но это большой пласт. Я не делаю в своем творчестве упор именно на казачьи песни, они мало пересекаются с моим основным творчеством, но и не противоречат ему. Кроме того, смешивать стили и пробовать разные направления бывает полезно. С советских времен этим занимались многие – от Магомаева до Ободзинского и Кобзона. Сейчас, например, у Сергея Лазарева можно услышать и шансон, и рок, и поп, а то и народные напевы. Это смешение стилей в хорошем смысле, вкусный коктейль. Когда люди приходят на мои концерты, они тоже прекрасно воспринимают весь спектр – и авторские песни, и казачьи, и те, которые мне дарят.
А расскажите, пожалуйста, нашим читателям, как сейчас дарят песни? В 90-е было много скандалов, когда автор что-то подарил, а потом песня у нового исполнителя стала хитом и даритель передумал…
Мне поэты начали дарить песни относительно недавно, в этом году, но сейчас с правами все очень четко. Чтобы выпустить песню на какой-либо цифровой площадке, дистрибьютор всегда запрашивает подтверждение прав. Для него нужны разрешения от всех авторов. Дистрибьюторы так страхуются от контрафакта, и это гарантия, что потом не будет претензий и судов.
Еще важный момент – если тебе подарили песню, то чтобы полноценно получить на нее права, надо в течение 3 лет её выпустить, хотя бы в виде кавера. Если же песня будет просто лежать в столе, права вернуться обратно к дарителю.
Собственные песни тоже успеваете писать?
У меня сейчас в работе несколько. Одна песня называется «Потрясно» – она очень танцевальная, запоминающаяся. Когда я дал ее послушать Игорю Зубкову (композитору, написавшему «Марджанджу» и множество других вирусных хитов. – Прим.авт.), он сказал: «Ты знаешь, она очень западает в душу, хочешь-не хочешь, а неделю после того, как разок послушал, ее напеваешь». По его мнению, это признак хитовости, да и я на это надеюсь.
А что-то биографическое не пишете? О событиях в жизни, людях…
На мой взгляд, творчество – это все-таки переосмысление реальности, а не ее буквальное описание. Если бы каждый писал только про то, что видит, все творчество было бы про горы и унитазы, и не было бы ни «Джоконд», ни даже «Черных квадратов».
Действительно. А как вы относитесь к переосмыслению собственного творчества?
Положительно. Я планирую аранжировать некоторый свой ранний материал, который даже не выходил на стриминговых площадках, был выложен только в свободный доступ в VK. Это 2-3 песни 2017 года – с достойными музыкой, текстами, рифмами, образностью… Сейчас композиций такого качества очень мало выпускается – они заслуживают того, чтобы их снова услышали. Механизмы распространения музыки за последние годы стали куда лучше, чем 7 лет назад, но самой музыки, настоящей, как бы пафосно это ни звучало, с тех пор стало куда меньше…
Это, конечно, парадокс. По данным исследователей Luminate, на стриминговые сервисы по всему миру ежегодно заливается более 200 млн новых треков, а активно слушаем мы лишь очень небольшую их часть. Например, Яндекс Музыка на «Российской креативной неделе» делилась цифрами, что примерно 80% от всех заливаемых треков сгенерировано нейросетями. Они проходят модерацию, но значительная их часть не набирает даже одного прослушивания.
Да, нейросети способны на какие-то невероятные вещи. Если сделать запрос «патриотическая песня о России», можно буквально за минуту получить 3-4 варианта более или менее осмысленного текста под мелодичную музыку. Но есть проблема – мелодика у всех таких песен, как правило, западная и очень вторичная, потому что при обучении нейросетей в основном используются западные массивы данных, и ударения в словах на русском языке тоже никуда не годятся. Так что такие песни хорошо использовать разве что как источник для вдохновения, но не как конечные произведения. Может, там и нельзя распознать конкретные кусочки из миллиардов уже существующих песен, но все же искусственность чувствуется, и это жутковато.
Эффект зловещей долины?
Да, теплоты и какой-то индивидуальности в этом нет, все просто пластмассово хорошо – одинаково похоже, одинаково мелодично. Люди так "гладко" писать не умеют, и это считывается. Живость музыке, можно сказать, придают индивидуальный стиль автора, манера исполнения, игра на контрастах, ошибки. Это как соль и сахар, без которых невозможно представить еду. Без них пресно.
Согласна. Но всякая ли аудитория чувствует отличия человеческого творчества от результатов работы нейросетей?
Треки, созданные нейросетями, как правило, очень быстро приедаются, но, возможно, не каждый слушатель понимает, в чем состоит причина. Так что любой плотник, конечно, может за минуту стать композитором и написать песню, но все же она не станет хитом.
Надо сказать, что 5-7 лет назад, еще даже до массового использования нейросетей, очень многие профессиональные музыканты стали выпускать практически одинаковые произведения, как под копирку. Современная музыка в результате очень сильно просела в качестве, и люди этого качества быстро наелись – многие сделали выбор в пользу композиций, написанных ранее. Так что сейчас даже западная эстрада разворачивается в сторону хорошей музыки с живым звучанием. Думаю, скоро этот тренд станет единственным стратегически верным.
Выходит, у аудитории в широком смысле не такой уж плохой вкус, как принято считать?
Да, и к ней стоит прислушиваться. Например, мне всегда интересно опробовать новый материал, услышать мнение о нем не только фанатов, но и беспристрастных зрителей: что больше нравится? что лучше запоминается? что пишут в комментариях? Могу что-то доработать по результатам.
На грядущем концерте тоже?
Обязательно. Мы будем выступать всей командой, живым составом, и друзей позовем, и гостей, и даже настоящих легенд российской музыки. Будем рады услышать все мнения и пожелания.
Не могу не спросить, кто придет из легенд.
Группа «Самоцветы», Владимир Пресняков-старший, Валерий Дайнеко («Песняры»), Игорь Зубков и Валерий Стронский, написавший песню «Останусь» для группы «Город 312». Всех, кто соберется в этот вечер, объединяет любовь к качественной музыке. И все мы создаем ее прямо сейчас.
Второй сезон «Ну-ка, все вместе! Хором!» покажет «Россия»

Второй сезон вокального шоу «Ну-ка, все вместе! Хором!» стартует 4 апреля 2025 года на телеканале «Россия». В нем примут участие более тридцати коллективов, желающих сразиться за Кубок шоу и 5 миллионов рублей.
Формат вокального соревнования останется прежним, и, по традиции, на сцену выйдут звездные гости, которые споют суперхиты и займут места среди членов жюри на стене. Впервые в шоу примут участие певица Татьяна Куртукова и композитор Максим Дунаевский, вновь появятся Надежда Бабкина, Алексей Чумаков и самый частый гость шоу – Филипп Киркоров.
В рядах сотни экспертов как популярные исполнители, так и педагоги по вокалу, продюсеры, солисты ансамблей и руководители хоров и все те, кто любит свое дело и готов помочь молодым исполнителям ценным советом и наставлением. Среди них Олег Влади, Этери Бериашвили, Родион Газманов, Арсений Бородин, Toni, Миша Марвин, Виктор Салтыков, Брендон Стоун, Владимир и Антон Коробка, Александр Шаганов, Марсель, Антон Зацепин, Сестры Зайцевы, Настя Крайнова, Светлана Мастеркова, Ivan, Нодар Ревия, Согдиана, Акула, Габриэлла, группы «Инь Ян», «Балаган лимитед», «Русский праздник», «И.К.С.-Миссия» и, конечно же, финалисты и победители проекта.
Бессменным ведущий шоу остается Николай Басков, а имя человека, который возглавит сотню музыкальных экспертов хранится в тайне до первого эфира и станет сюрпризом для зрителей и даже для самой сотни.
- После первого сезона «Хоров» мы узнали, какое в нашей стране колоссальное значение уделяется этой части нашей русской культуры: ведь хоровое пение заложено в нашей ДНК, в коде, это то, на чем мы все выросли, - говорит Николай Басков. - И это поражает! Это такой невероятный подъем для всех творческих коллективов, которые поют хором. Поэтому этот сезон будет потрясающим. Нас ждут разные исполнения, разные интерпретации, разные ансамбли, группы, хоры, разные люди: от детей до самых взрослых, от казаков до инновационных ученых. Все это будет представлено во втором сезоне «Ну-ка, все вместе! Хором!».
Эфир по пятницам в 21.30.