"БОНИ НЕМ" - "ДЕНЬ ПОБЕДЫ"
Кирилл Немоляев - перец известный. Это вам каждый скажет. А вот чем известный? Тут у опрашиваемых будут затруднения. Ну, какой-то, скажут, деятель - то ли музыкант, то ли телеведущий. Если еще спросить, что он поет и что ведет, респондент, скорее всего, затоскует и постарается улизнуть. Самого Немоляева такой расклад - быть на виду, но в непонятном статусе - вполне устраивает. Потому что параноидально-издевательские телепроекты типа "Забытых имен" и "Крутятся диски" ныне, увы, не в чести, а музыкальные приемы Кирилла по большому счету не менялись все десять лет, прошедшие со времен создания им первой харч-метал-группы "Карданный вал". Немоляев начал с того, что диким голосом под крайне энергичный грайндкоровый аккомпанемент рычал заставки телепередач и актуальные слоганы типа "Чип и Дейл спешат на помощь". "Видеоклипы" "Карданного вала" с удовольствием крутило нарождающееся телевидение свободной России, тем более что хронометраж песен не превышал двадцати секунд. С тех пор менялись название группы, подход к репертуару и продолжительность произведений, но главный прикол остался прежним: доведенное до абсурда зверское исполнение совершенно не зверских в оригинале произведений.
Когда виртуальная группа приколистов вдруг выпускает альбом, официально очистив авторские права и поместив на обложку репродукцию Рене Магрита, это озадачивает. При прослушивании оказывается, что старая шутка может быть еще смешной, если преподнести ее в новой обертке. Доброжелатели Немоляева с улыбкой прослушали бы его версии "Увезу тебя я в тундру", "Нас не догонят", "Песню первоклассника", "Чито-грито" и "Пропала собака", даже если он не очень утрудил себя выстраиванием аранжировок. Однако "Бони НеМ" подошли к этому альбому дико серьезно, переработав эстрадные шлягеры в большинстве существующих хеви-стилей. Причем со смыслом: например, песни, связанные с транспортом, такие, как "Увезу тебя я в тундру" и "Нас не догонят", выполнены в духе спид-метал - и попробуйте догнать. "Сука-любовь" сделана в неизвестном доселе жанре хард-регги: в диалог с раскатистым гроулингом Кирилла Немоляева вступает нежный голос Ольги Дзусовой. В "Песне первоклассника" "Бони НеМ" плясали от первой строчки "Нагружать все больше нас стали почему-то": получился медленный зловещий блэк-метал с затухающими, как после укола санитара, криками "ой-ой-ой" в финале. "Арийская" баллада "Без тебя" сыграна в полтора раза быстрее, и ее единственная связь с оригиналом, кроме текста, заключается в кое-где прорывающемся высоком бэк-вокале той же Дзусовой. Версия "Только этого мало" похожа на модный Rammstein, за что угодила на несколько сборников. "Чито-грито", как ни странно, и особо обрабатывать не пришлось - сыграли чуть пожестче, и грузинская песня легко превратилась в хард-рок. В общем, Нем, Бог и Лоб - студийный состав группы - старались не зря. Если бы Немоляев хотя бы на один трек отказался от рычания, результат мог бы быть еще веселей.
А при чем же здесь "День Победы"? Дело в том, что эту песню Кирилл тоже обработал, но так и не решился показать свою версию автору, подумав, что Давид Тухманов благих намерений Немоляева не поймет. Пришлось выпускать диск без заглавного трека.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia