ЛАРА КРОФТ, НАРУШИТЕЛЬНИЦА ГРАНИЦ: НЕПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ
Пресс-показ фильма 'Лара Крофт - расхитительница гробниц: колыбель жизни' (Lara Croft - Tomb Raider: The Cradle Of Life, США, 2003, режиссер - Ян Де Бонт, в ролях - Анджелина Джоли, Джерард Батлер, Чаран Хиндс, Джимон Хунсу) состоялся в мультиплексе 'Формула кино' 1 августа.
Во второй части фильма-экранизации компьютерной игрушки Лара Крофт действует уже не как частное лицо, бегающее и стреляющее в свое удовольствие, а как агент - по договоренности с МИ-6. Посему работа и даже мысли Крофт приобретает ярко выраженные патриотические черты, Лара - это все-таки не какая-нибудь Никита маргинальная, а титулованная наследница. Титул обязывает (какая леди без коня?) - Лара упоенно скачет верхом по родовому имению, до тех пор, пока очередное суперзадание не заставит ее поменять седло на автомобильное сиденье. Ей, конечно, нужно спасти мир - на этот раз от несанкционированного вскрытия самого ящика Пандоры, в котором таится смерть человеческая. Некий крупный ученый, лауреат Нобелевской премии по фамилии Райс посягает на этот ящик. После изобретения самых разных видов биологического оружия Райс хочет сорвать гораздо более крупный куш - и заранее собирает деньги с потенциальных покупателей содержимого ящика. Добраться же до 'сокровища' возможно с помощью промежуточного элемента, сияющей желтой сферы, которую нужно расшифровать. За сферой и ящиком охотится Райс, с одной стороны, Лара Крофт сотоварищи - с другой. Побеждает Райс. Шутка.
Сиквел сделан, что называется, по мотивам жанра, чтобы и грузить не слишком, и смотреть можно было весело и напряженно. Опять же, пейзажи красивые. Необременительное роскошное зрелище с намеком на сентиментальность. На скелетик в виде камня преткновения двух противоборствующих сторон нанизывается мясо - антураж, все эти многочисленные безбашенные трюки, погони, пальба и даже намек на английский юмор: 'От имени Ее Величества королевы просим вас отправиться на поиски ящичка'. Так звучит обращение агентов МИ-6 к мисс, пардон, леди Крофт.
От первой части мало что требовали - детский фильм с ожившей игрушкой, чтобы похоже было на оригинал и смотрибельно одновременно. Сиквел, дабы не проиграть, должен быть зрелищнее и желательно более крепким по сценарию. Сиречь - с бОльшим бюджетом. По всем трем пунктам 'Лара Крофт-2' отчиталась - есть оригинальный сюжет Кирка Петручелли и Ллойда Левина, есть небольшой красочный учебник географии, точнее даже, журнал GEO - из-под воды в небо, из Китая в Африку и обратно, от рафинированных англичан к аутентичному племени. Иллюстративные моменты: 'Лара Крофт' полна экзотики - героиня переносится с бешеной скоростью по континентам. Мелькают Греция, Гонконг, Африка - очень красивые съемки, которые действительно велись на трех континентах. Среди жарких пейзажей есть и еще одна безусловная для Европы и Америки экзотика - под титр 'Казахстан' Лара бредет по тюрьме, чтобы заполучить себе напарника и одновременно экс-бойфренда Терри, отбывающего срок на эдаком краю света. Их диалог в камере происходит на фоне выскобленных на стене слов 'Добро' и 'Пожалоста'. Почему авторы выбрали именно эти интеллигентные слова для украшения стен тюрьмы, не очень ясно. Но зато смешно. Еще, как почти любой высокобюджетный боевик, 'Лара Крофт' не лишена ненавязчивого продакт-плейсмента - глаз автоматически ловит названия знакомых брендов, от 'Тойоты' до 'Сименса'. Сама Джоли вновь без татуировок и находится в безукоризненной форме - одинаково хороша на лошади (хобби), в деле (уже не хобби, а работа) и в намеке на постельную сцену (досуг). Остальные персонажи, как водится, статисты, белые и черные пешки. Хотя супердива приобретает все больше человеческих черт - она вроде любит и страдает от любви и от невозможности ее осуществления. Несколько условно, но все же.
А вот куда предстоит отправиться неутомимой барышне в третьей части, если таковая состоится, вопрос: Ведь все интересные места уже использованы. Хотя всегда остается Антарктида или, скажем, Лапландия. 'Лара Крофт и ее чувство снега'. Пистолеты спрятаны в шубе, а гробницы изо льда.
Юлия Конторова, InterMedia
Синтез музыки, слова и визуального искусства: концерт «Мгновения серебряного века» покажут в театре «Русская песня»

Концерт «Мгновения серебряного века» состоится 24 марта 2025 в Московском Государственном академическом театре «Русская песня». Это масштабное музыкально-визуальное действо объединит в единую смысловую линию шедевры композиторов рубежа XIX–XX столетий, позволяя каждому зрителю «найти что-то близкое и одновременно открыть для себя новое в наследии великой эпохи».
Концерт представляет собой синтез классического искусства и современных визуальных технологий.
- В авторском режиссерском решении произведения С.В. Рахманинова, А.Н. Скрябина, А.К. Лядова, А.К. Глазунова, Н.Н. Черепнина и И.Ф. Стравинского оживают в новом прочтении, обретая дополнительное измерение благодаря видеофантазии, созданной по мотивам работ известных русских художников и архитекторов. Такой творческий подход не только передаёт дух Серебряного века, но и создает яркий портрет эпохи триумфального шествия русской культуры, - рассказывают продюсеры.
На сцене выступят лауреаты престижных международных конкурсов:
- солист Большого театра России Илья Селиванов,
- солист МАМТ имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко Габриел Де-Рель,
- пианист Станислав Корчагин,
- сопрано Наталья Смирнова.
Традиционно в программе вечера выступит симфонический оркестр «Академиярусскоймузыки» под управлением Ивана Никифорчина.
Оригинальный видеоряд будет создавать в режиме реального времени медиахудожница Грета Евтушевская.
Творческий замысел проекта реализован под руководством автора идеи – кандидата искусствоведения Елены Амелиной.
- Благодаря её концептуальному видению, программа обретает единую смысловую линию, где академическая музыка и современные видеотехнологии взаимодействуют, создавая многослойное художественное произведение. Каждый фрагмент программы продуман так, чтобы передать богатство чувств, вызванных произведениями величайших композиторов, и подчеркнуть актуальность наследия Серебряного века в современном мире, - пояснили продюсеры корреспонденту «ИнтерМедиа». - «Мгновения серебряного века» станут не просто концертным событием – это приглашение к глубокому погружению в мир русской культуры, где традиции прошлого встречаются с инновационными формами современного искусства. Зрители смогут насладиться не только звуковыми шедеврами, но и уникальными визуальными интерпретациями, которые позволят заново открыть для себя красоту и многогранность эпохи. Это событие станет ярким примером того, как музыка, слово и визуальное искусство могут слиться в единое целое, даря публике незабываемые эмоции и новые впечатления.
Событие – часть мультимедийной серии «Исторические концерты – XXI век» от творческого альянса «МузАртМедиа» при поддержке Благотворительного фонда «Наша Сила Веры».
Актеры Кирилл Зайцев и Мария Берар - о спектакле «Мой Онегин»: «Отношения Евгения и Татьяны все же нельзя назвать токсичными»

Премьера спектакля «Мой Онегин» - нового психоаналитического прочтения «энциклопедии русской жизни» - состоялась в первые дни весны 2025 года. Режиссер проекта – Елена Черная, в главных ролях - Кирилл Зайцев (Онегин) и Мария Берар (Татьяна). Корреспонденты побеседовали с актерами сразу после спектакля, когда они еще не успели выйти из ролей и были погружены в переживания своих персонажей.
Кирилл, сцена с медведем и чудовищем очень «юнгианская», Пушкин в ней рассказывает историю архетипа Онегина и его взаимоотношений с Татьяной. Можно ли сказать, что Пушкин был предтечей Юнга, рассказывая эту историю?
Кирилл: Безусловно, в сцене сна Татьяны прослеживаются архетипические мотивы. Медведь здесь может символизировать самого Онегина. Он несёт Татьяну на руках, заботится о ней, но при этом остаётся опасным и непредсказуемым. Можно сказать, что это отражает внутренний конфликт героя – его расщепленную натуру. Сон Татьяны, в котором она предчувствует гибель Ленского, становится пророческим. Этот глубоко психологический момент, я бы даже сказал мистический, предсказательный.
Как вы думаете, можно ли рассматривать Онегина как токсичного нарцисса? Ведь он отверг расположенную к нему Татьяну, а затем, когда она охладела и стала недоступна, стал испытывать к ней влечение…
Кирилл: Токсичным его назвать все же нельзя. Он же не воспользовался слабостью Татьяны, хотя и мог. Если мы посмотрим на Онегина с точки зрения психоанализа, он действительно напоминает человека с нарциссическими чертами. Пока Татьяна была доступна, он ею не интересовался. Когда же она стала для него недосягаемой, у него включился азарт охотника. Это классический феномен «зелёного винограда» – пока объект доступен, он обесценивается, но как только становится недоступным, он приобретает огромную значимость.
Но ведь в конце Татьяна говорит: «А счастье было так возможно…» Это действительно так? Или это иллюзия?
Кирилл: Думаю, что это скорее самообман, их счастье было невозможно. Онегин – человек, который не способен строить глубокие отношения. Он слишком рано выгорел, он разочарован, у него нет внутреннего смысла жизни. Для него любовь – это нечто многосерийное, проходящее, как и всё остальное в его жизни.
Как вы думаете, на дуэли Онегин убил не только Ленского, но и часть себя?
Кирилл: Именно так. Дуэль с Ленским – это и крутой сюжетный поворот, и психологическая метафора. Онегин на самом деле убил свою лучшую часть – свою способность любить, сопереживать. Он действовал по инерции, следовал общепринятым нормам «пружины чести», он все делал механистически, ритуально. При всем своем неприятии «обычаев света», Онегин идет у него на поводу. «Свет» пробуждает Тень Онегина по Юнгу.
Почему же Онегин, так сильно стараясь транслировать независимость, оказался настолько зависимым от мнения общества?
Кирилл: Это парадокс, который делает его трагическим персонажем. Онегин всю жизнь пытался дистанцироваться от общества, но в итоге оказался его заложником. Он следовал кодексу чести, который сам же презирал. В итоге он стал жертвой системы, в которую никогда не верил. Этот внутренний конфликт – одна из главных психологических линий романа.
Можно ли сказать, что дуэль была точкой невозврата для Онегина?
Кирилл: Да, однозначно. До дуэли Онегин мог бы изменить свою жизнь, переосмыслить себя, но после смерти Ленского для него всё теряет значение. Он становится затворником, гонимым внутренним конфликтом, фактически умирает как личность. Когда он возвращается, он уже другой человек – человек, который упустил все шансы.
Мария, Татьяна – один из самых глубоких женских образов в русской литературе. Как вы её воспринимаете с точки зрения психоанализа?
Мария: Татьяна – это классический архетип русской души, женщины-интуита, которая живёт не разумом, а чувствами. Её мечты, её письмо Онегину – всё это отражает её внутреннюю природу. Но самое важное – её трансформация. После смерти Ленского и отъезда Онегина она проходит процесс и внутреннего роста, и разрушения своих иллюзий. Её страдания, её одиночество – всё это формирует её, с одной стороны, как зрелую личность, но, с другой стороны, эта окаменевшая зрелость доставляет ей страдание.
В начале романа Татьяна – мечтательная, впечатлительная девушка, вдохновлённая французскими романами. В конце – уверенная в себе женщина. Что послужило причиной такой трансформации?
Мария: Страдание. Если говорить языком Достоевского, то именно через страдание человек приходит к осознанию себя. Татьяна пережила боль первой любви, смерть близкого друга, предательство надежд. Это сделало её, с одной стороны, сильной, а, с другой стороны, нанесло неизлечимую психотравму. Она уже другая, зрелая, осознанная, грустная. Она больше не зависима от Онегина. Когда он приходит к ней, она уже другая – понимающая, чего хочет от жизни.
Давайте теперь поговорим об Ольге. Ольга практически не переживает смерть Ленского. Почему?
Мария: Ольга – противоположность Татьяны. Она лёгкая, беззаботная «инста-девушка», живёт моментом. Татьяна же склонна к самоанализу, к глубоким переживаниям. Именно поэтому она запомнила Онегина, а Ольга через полгода уже была увлечена другим человеком. Это две разные психологические модели: одна – человек чувств, другая – человек инстинктов.
Можно ли сказать, что Онегин способствовал трансформации Татьяны?
Мария: Да, в каком-то смысле он стал её катализатором. Он причинил ей боль, но именно благодаря этой боли она смогла измениться, стать взрослой. Без её разочарования в любви она, возможно, осталась бы той же наивной девушкой, читающей сентиментальные романы. Это типичная история внутреннего роста: через утрату иллюзий – к осознанию себя.
Можно ли сказать, что Пушкин сам был в каком-то смысле заложником своего времени и «пружины чести»? Можно ли говорить о когнитивном диссонансе – внешне Онегин демонстрирует свободу, но внутри полностью подчинён социальным нормам?
Кирилл: Это действительно интересный вопрос. Пушкин прекрасно осознавал, насколько абсурдны правила дуэльного кодекса, но сам же стал его жертвой. Секунданты предупреждали его, но он пошёл до конца. Это трагическая закономерность, когда человек оказывается заложником ожиданий общества. В «Онегине» Пушкин предсказал свою судьбу.
Мария: Онегин также становится жертвой этой системы: он убивает друга просто потому, что отказ от дуэли означал бы потерю чести.
Последний вопрос. Скажите, спектакль для вас является способом изменения себя? Меняется ли зритель?
Мария: Люди приходят в театр не только за развлечением, но и за проживанием глубинных переживаний. Это позволяет им понять что-то о себе, прожить и осознать какие-то незавершённые эмоции, выйти из-под их незримого контроля.
Кирилл: Театр – это форма переживания, катарсиса. Когда я играю Онегина, я проживаю его путь, его боль, его ошибки. Зритель это видит, и у него включается эмпатия. Это дает ему возможность задуматься о своих собственных поступках, о цене принимаемых решений. Хорошее искусство вообще выполняет терапевтическую функцию, позволяя зрителям и актёрам переосмысливать свою жизнь.
Владислав Божедай, Григорий Погосян
Режиссера и педагога Михаила Мокеева похоронят на Хованском кладбище

Похороны режиссера и педагога Михаила Мокеева состоятся 7 марта 2025 года в Москве. Церемония прощания начнется в 10.30 в Учебном театре Школы-студии МХАТ (Камергерский переулок, 3-А), отпевание - в 12.30 в храме прп. Феодора Студита у Никитских ворот (улица Большая Никитская, 29, стр. 2). Затем режиссер будет похоронен на Хованском кладбище. «ИнтерМедиа» напоминает, что Мокеев скончался в Белгороде на 74-м году жизни 2 марта.
Михаил Мокеев родился 2 октября 1951 года в Петрозаводске. Окончил в 1973 году физико-технический факультет Харьковского университета, также работал физиком-ядерщиком в Институте физики высоких энергий в городе Протвино Московской области, в котором Михаил Мокеев создал любительский театр «Зелёный гусь» (1973–1979). Параллельно учился на режиссёрском факультете Театрального училища им. Щукина. В 1982 году окончил режиссёрское отделение актёрского факультета Школы-студии МХАТ.
В 1983 году, учась у Олега Ефремова на режиссёрском отделении в Школе-студии МХАТ, Мокеев поставил в театре-студии «Человек» «Эмигрантов» Славомира Мрожека. Камерный полуподпольный спектакль, на который ломилась вся театральная Москва, впоследствии был признан самим Мрожеком лучшей интерпретацией его пьесы.
В 1983-1988 гг. Михаил Дмитриевич работал в Художественном театре. Под руководством Олега Ефремова поставил «Скамейку» Александра Гельмана с участием Татьяны Дорониной и Олега Табакова. Как режиссёр сотрудничал с Театром-студией п/р О. Табакова, Театром имени А. С. Пушкина, другими отечественными и зарубежными театрами, был одним из организаторов «Творческих мастерских СТД», создал собственный театр «Улисс».
В 1980-е преподавал в Школе-студии МХАТ, затем – в ГИТИСе, на Высших режиссёрских курсах, в Театральном училище им. Б. В. Щукина, вёл многочисленные мастер-классы. В 2012 году вернулся в Школу-студию и сыграл большую роль в становлении «Мастерской Дмитрия Брусникина».
Как кинорежиссер Михаил Мокеев снял ленты «Адъютанты любви», «Татьянин день», «Одна ночь любви», «Хозяйка моей судьбы» и «Мама по контракту».