'ЧЕБОЗА' - 'К ВОСТОКУ ОТ ГРИНВИЧА'
Единственное заметное телодвижение ростовской группы 'Чебоза' до выпуска данного диска - участие в программе 'Неголубой огонек' с песней 'Васильки'. Благодаря тому, что Дайдо и Эминем в свое время сочинили очень хорошую мелодию, 'Чебоза' смогла получить некоторое паблисити. По крайней мере, англонеговорящие меломаны при звуках припева композиции 'Stan' теперь могли подставлять 'чебозовские' слова 'В чистом поле васильки:' Несмотря на то, что римейк был откровенно стебным и повествовал о дурацких страданиях сельского поклонника певца Дмитрия Маликова, 'Васильки' имели все шансы стать главным хитом дебютного альбома 'Чебозы'. Однако проблему с авторскими правами уладить не удалось, и из рук группы был выбит главный козырь. Вторым козырем, возможно, могла бы стать внешность вокалиста коллектива Василия Гончарова, который на буклетной фотографии выглядит как сын Михаила Боярского, подстриженный в стиле брит-поп. Тем не менее традиционное тестирование сотрудниц агентства принесло неутешительные для Василия результаты. Аккуратный фронтмен с наивным взглядом не произвел на журналисток никакого впечатления; кто-то даже заявил, что у него глаза слишком близко посажены. Так что и здесь у 'Чебозы' случилось фиаско. Группа, однако, не сдавалась и в утешение тем, кто мечтал найти на диске 'Васильки', записала другую песню 'в том же духе' - 'Не колотись'. Это такой рэп, написанный от лица Владимира Путина. Собственно, констатацией сего факта весь прикол и ограничивается. Рэп от лица Путина? Гы-гы. Особо остроумных или эпатажных проходов в произведении не замечено.
Весь остальной материал пластинки - пресноватый брит-поп. Музыка и тексты сделаны вполне качественно, но какой-то изюминки (вот у 'Торбы-на-Круче', например, у солиста голос феноменальный) ощутимо не хватает. Нежные, инфантильные, местами усыпляющие мелодии и стихи, полные абстрактных образов - о чем эти песни? Трудно сказать, наверное, о любви. Или о природе. Или об умении так использовать слова русского языка, чтобы получалось складно и красиво. О том, что брит-попу осязаемо недостает витальности, писали многие критики, и альбом 'К востоку от Гринвича' станет еще одним аргументом в поддержку этого тезиса. 40 минут удерживать себя в состоянии прекрасной светлой грусти способен далеко не всякий слушатель. Меня, например, доконала песня 'Тинто Брасс'. Сложно представить себе человека, более далекого от анемичных идеалов брит-попа, чем этот похотливый итальянский кинорежиссер. Но даже эротоманское творчество Тинто Брасса не смогло вдохнуть жизнь в болезные телеса производителей вялой английской музыки. В ответ на киношное буйство плоти они печально замкнулись в себе, не в силах справиться с тоской, нахлынувшей от осознания того факта, что пессимистичному хиляку никогда не удастся заполучить в свою кровать женщину с такой задницей, какие снимает в своих фильмах Тинто Брасс.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia