СБОРНИК 'HIP-HOP FM, ВЫП. 1/2'
Вдохновители сборника взяли на вооружение творческий метод Шуры Каретного, который, как многие знают, совмещает исполнение собственных песен в стиле русский шансон с разговорным жанром. Здесь все то же самое, за вычетом шансона: радиостанция Hip-Hop FM, эфир которой имитирует настоящий сборник, крутит только рэп-музыку. К 'плей-листу радиостанции' мы еще вернемся, а пока обсудим, чем 'подпольное радио' заполняет свой эфир в паузах между песнями. За эту часть отвечает 'субкоманданте' Груз, в помощь которому придан DJ Хобот из группы 'Каста': последний обеспечивает музыкальное сопровождение грузовскому 'грузилову'. Сначала эфир этих парней оставляет впечатление, что радиостанцию захватили обкуренные подростки. Сборник начинается диким воплем Груза: 'В эфире Hip-Hop FM!!!' Дальше следует несмешная шутка 'где деньги? - украли - у какой крали?' и коронный трек группы 'Грани' 'Алкоголики'. Тот, кто удержится от выключения пластинки сразу после этих треков, очень скоро будет вознагражден не лишенным остроумия грузовским скетчем 'Про женщин'. Недурна также 'юмореска' 'Про ротвейлеров', но в полный рост юмористический талант Груза раскрывается в 'Рекламе на Hip-Hop FM'. 'Отдам целлюлит в хорошие ноги', 'Идите на х: с туристическим агентством 'Пешеход', 'Мы говно не рекламируем - говно в рекламе не нуждается' и прочие замечательные рекламные слоганы дают потребителю понять, что оставшуюся часть диска ему предстоит слушать очень внимательно. После по-прежнему остроумных размышлений 'Про милиционеров' на радиостанции приходит время новостей. В 'информационном блоке' самым интересным оказался стартовый возглас 'кто мне подносит эти бумажки, б:?!', а сами новости, посвященные трудовым будням наркоманов и изложенные в стиле программы 'Время', на поверку оказались не такими уж и зажигательными. Груз реабилитируется, отвечая на звонки радиослушателей. 'Как по-английски сказать 'пидор конченный'?' - 'Gay Over!', и все в таком духе. До конца альбома слушателя ждет скетч 'Про детей' и еще один рекламный блок: в отличие от реальной жизни, на этой вымышленной радиостанции реклама - лучшее, что есть в эфире.
Между этими потоками приколов звучат рэп-произведения от 'Касты' и сочувствующих/подражающих ей хип-хоп-коллективов. И вот тут возникает диссонанс. Девиз радиостанции звучит так: 'Hip-Hop FM - непочатый край идиотизма'. Однако звучащие 'по радио' музыканты не торопятся подхватывать сей слоган, шутить и прикалываться. Они серьезны и мрачны, как и полагается честным рэпперам Юго-Восточной Европы. Композиций, способных поддержать жизнерадостное настроение 'межпрограммного пространства', у них раз-два и обчелся. А о том, как несправедлива жизнь, мы от них уже слышали, поэтому большинство музыкальных треков можно безбоязненно перематывать.
Леопольд Покровский, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia