АЛЕКСАНДР БАРЫКИН - "ЛЮБОВЬ"
Мне тут пишут, чтобы я не буклеты разглядывал, а музыку тщательнее разбирал. Мол, рецензируешь альбом, так какая разница, что у него там на обложке. Но ничего не могу с собой поделать: наметанный редакторский глаз не в силах пропустить ни две ошибки в названии выпускающего лейбла ('Intertaiment' - так пишется это слово в интерпретации барыкинских издателей), ни 'форватор' вместо 'фарватера' в тексте песни 'Дали'. Благое дело, казалось бы - напечатать слова всех композиций, но это смотря как к нему подойти. Если формально и наспех, то получится безграмотный бред. Например: 'Я пою о любви, потому что ее огонь наполняет сердца, изгоняет любую боль', - поет Александр Барыкин. Скорее всего, он поет именно так, а не то, что написано в буклете: 'Наполняет сердца и сгоняет любую боль'. Произносится одинаково, но второй вариант не имеет смысла: согнать можно вес, а не боль. Впрочем, поэт Барыкин и сам не всегда блещет красотой слога. В той же вещи 'О любви' любовь 'оживляет людей, поднимает из самого дна': это не ошибка составителей буклета, он так и поет - 'из дна'. Есть и другие диковатые стихотворные приемы типа рифм 'реггЕй - плей' или 'взгляд твой экстремальный, образ неформальный, фэшн весь продуман, вся ты супервуман'. Но это все, по большому счету, придирки - Барыкин никогда не был в первых рядах глуповатых попсарей. В буклете обнаружилось и кое-что посущественнее. 'Альбом 'Любовь', - пишет исполнитель, - на мой взгляд, является лучшим из всех, что я сделал за 25 лет'. Эта фраза заставила прослушать пластинку максимально внимательно и даже прийти к некоторым выводам относительно трагедии популярных музыкантов 80-х, не нашедших себя в наступившем новом веке.
Вполне вероятно, что Барыкин нисколько не лукавил, столь высоко оценивая свою свежую работу. Наверное, ему искренне нравятся вошедшие в диск мелодии, а в текстах он сумел высказаться обо всем, что его волнует. Не исключено, что он наконец-то добился того качества записи, о котором несбыточно мечтал двадцать лет назад. Но! Даже при благожелательном отношении к исполнителю слушательская оценка в лучшем случае будет сформулирована следующим образом: 'Барыкин как Барыкин'. Пластинка 'Любовь' совершенно не снимает с Александра липучего ярлыка 'героя вчерашних дней': и его голос, и его композиторские ходы, и его 'эстрадное регги', и саунд - все оттуда, из 80-х, и даже новые, ранее не слышанные песни воспринимаются как симпатичное, но ретро, слушать которое сегодня как-то нелепо. Те, кто застал эти времена, вполне могут использовать альбом для прослушивания в качестве нераздражающего ностальгического фона. Чуть более сильные эмоции вызывают треки 'Коснись меня', 'Белые туманы' и 'Вернись домой'. Первый - сильная лирическая баллада с красивой мелодией, а второй и третий поражают текстами: 'Белые туманы' повествуют о девушке, возвращающейся домой: с зоны. Если Барыкин мечтал попасть в состав участников фестиваля 'Шансон года', то вряд ли удастся - мотив подкачал, мало в этом поп-роке уголовного надрыва. А композиция 'Вернись домой' посвящена певице Светлане Владимирской и ее уходу в секту. Известный своей религиозностью Александр Барыкин довольно жестко высказывается по поводу руководителей тоталитарных сект. Позиция, конечно, достойна уважения, но песня выглядит слегка запоздавшей: Светлана уже вернулась и даже выпустила два альбома.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia