ЛЕОНИД НЕРУШЕНКО — "ПРИВЕТ, КАК ДЕЛА?"
Леонид Нерушенко был типичным "мальчиком-мажором". Яркий представитель "золотой молодежи", он принадлежал к той категории людей, которые всегда выглядят успешными, даже если вообще ничем не занимаются. Взятый в группу "Динамит" явно за красивые глаза, Леонид работал секс-символом трио — петь ему даже особенно и не требовалось. Потом Нерушенко примерно за те же глаза был принят в ви-джеи MTV. Мог бы, наверное, добиться карьерного роста на телевидении, если бы поставил такую цель. Но "золотые мальчики" не ставят целей, им ведь не нужно пробиваться вверх, толкаясь локтями. Они живут сегодняшним днем, гоняют на мотоциклах и иногда умирают молодыми. Когда Нерушенко разбился, его скорбящие друзья рассказали, что он был очень славным добрым человеком. У тех, кто не был знаком с музыкантом, нет никаких оснований им не верить. Еще в некрологах написали, что Леонид как раз собирался начать сольную карьеру и уже подготовил дебютный альбом. "Он так и не дождался релиза своей первой пластинки", - трагическим тоном сообщалось в прессе, и в это верилось уже с трудом: в конце концов чего не придумают журналисты ради пущей драматизации текста. Оказалось, не врали. Альбом вышел на сороковины Леонида Нерушенко. Вот только насчет несостоявшейся сольной карьеры борзописцы все же погорячились: к музыкальным занятиям Леня отнесся бы как к одному из развлечений, а грызть землю ради успеха он бы вряд ли стал.
К тому же и данных у него особенных не было (кроме внешних, но этого для сольного пения маловато). Если бы не ночное ДТП с летальным исходом на Садовом кольце, пластинка "Привет, как дела?", вне всякого сомнения, была бы признана неудачей. Не певший в "Динамите" Леонид Нерушенко, конечно, никакой не вокалист: даже те голосовые треки, которые звучат на диске более-менее пристойно, всецело обязаны бэкам. Репертуар, который артист подготовил для сольного альбома, тоже совсем не тянет на бомбу. Это такой скорее фоновый, безхитовый ар-эн-би, неотличимый от множества других бледноватых отечественных образцов этого жанра. Пару раз в месяц с программой таких песен Нерушенко мог бы выступать в столичных клубах-казино, но для взлома чартов ему понадобились бы более шлягерные произведения. Они, кстати, в посмертном альбоме есть. Это композиция "Я не забуду", известная в исполнении группы "Динамит", и "Fragile" Стинга. Знакомые песни услышать всегда приятно, но версии Леонида совершенно не выдерживают сравнения. Не только со Стингом, но и с "Динамитом".
А теперь забудьте все, что написано в предыдущем абзаце. Альбом все-таки посмертный, и в этом качестве он выглядит очень достойно. Все-таки нет лучше способа попрощаться с музыкантом, чем издать его последние работы. "Привет, как дела?" стал Леониду Нерушенко памятником, который говорит об этом светлом человеке больше, чем все воспоминания друзей. Знаете, каким он парнем был? Вот послушайте пластинку, на которой совершенно живой Нерушенко интересуется, как дела, обещает скоро вернуться и делает это так легкомысленно, что никаких потусторонних смыслов в песне "Я скоро вернусь" искать и в голову не приходит. Впрочем, совсем без скорби тоже не обошлось: в альбом вошел печальный дуэт Димы Билана с Ильей Дуровым из "Динамита" "Прощай, мой друг!". "С крутого трамплина уходишь ты в небо, на своем мотоцикле взлетев над Москвой", - трогательное и уместное прощание.
Леопольд Покровский, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia