ВАЛЕРИЙ ЯРУШИН — "СУДЬБА ПО ИМЕНИ "АРИЭЛЬ"
Эту книгу принес в редакцию автор — остроносый и длинноволосый человек в очках Валерий Ярушин. Надписав ее главному редактору и пририсовав к автографу автошарж, музыкант выразил готовность выступить на любой вечеринке, которую мы будем организовывать. В его голосе звучал преувеличенный оптимизм человека, привыкшего к отказам. С нашей стороны отказа не последовало — ведь мы так редко организуем вечеринки…
Книга примерно об этом же — о поколении музыкальных профессионалов, не нашедших себя в новом времени. Вы наверняка встречали морщинистых волосатых людей с гитарами, костерящих засилье формата, но по-прежнему играющих такую музыку, словно на дворе все еще 1984-й. Особенную жалость вызывает их приверженность к длинным волосам — это для них словно символ принадлежности к какой-то секте; заметьте, что отечественные рок-артисты, успешно вошедшие в XXI век, в основном носят аккуратные прически, а редкие седые патлы стали признаком неудачника. Ярушин вряд ли считает себя неудачником, но без ворчания в адрес современного шоу-бизнеса и телевидения книжка не обходится. Это брюзжание наверняка найдет отзыв в сердцах читателей, ибо можно предугадать возраст этих самых читателей. Как минимум, они должны помнить группу "Ариэль". Согласно приведенным в издании статистическим выкладкам, в 70-е в тогдашних советских хит-парадах фолк-поп-роковый "Ариэль" занимал второе место после фолк-поп-роковых "Песняров". Но если от последних осталось множество хитов ("Вологда", "Беловежская пуща", "Александрина" etc.), то по какой песне вспомнят "Ариэль"? По "Порушке-Паране", которая была известна и без их обработки, или по банально эстрадной "В краю магнолий" Александра Морозова?
В общем, если вы не найдете ответа на эти вопросы, вас вряд ли заинтересует автобиографическое повествование "Судьба по имени "Ариэль". А между тем из книжки можно узнать, что экс-челябинец, а ныне люберчанин Ярушин является не только суперпрофессионалом, но и фанатиком своего дела. Он так вкусно описывает музыкальные поиски и находки, так искренне радуется собственным творческим удачам, так подробно обосновывает свою любовь к фолку, что к этому сложно остаться равнодушным. Валерий Ярушин явно писал книгу самостоятельно, не прибегая к помощи профессиональных журналистов — довольно сумбурный язык, видимо, точно отражает кипучую и восторженную натуру автора. Большинство жизненных событий вызывало у музыканта сугубо положительные эмоции — будь то первая принятая программа, первая поездка за границу, покупка "Жигулей", пошив концертных костюмов, успехи детей, игры в команде "Старко" или участие в "битловском" фестивале в Ливерпуле. Возможно, поэтому для позитивно настроенного Ярушина таким серьезным ударом стало предательство старого состава "Ариэля" - создатель команды остался без музыкантов и без названия и, пожалуй, до сих пор не оправился от этого.
Несмотря на все сложности последних лет, Ярушин, который за свою карьеру многое повидал (Пугачеву, например), очень корректен в своих воспоминаниях: никаких скандальных подробностей поведения коллег Валерий не выдает, и даже о "сменивших" его в чартах рокерах и попсовиках выражается предельно нейтрально. То ли человек он действительно такой незлобивый, то ли просто не хочет ссориться ни с кем, от кого может зависеть приглашение на какую-нибудь будущую вечеринку…
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia