"ГДР" - "IQ"
С одной стороны это, конечно, хорошо — что у Real Records в каталоге и у Первого канала в рекламе появляются новички, музыка которых ближе к брит-попу, чем к эстрадной пошлости "Фабрик звезд". С другой стороны, почему бы этим достойным компаниям не помочь действительно талантливым дебютантам, а не тратить неимоверные пиар-усилия на поддержку каких-то сомнительных проектов? Ходят же по улицам ребята с врожденной рок-харизмой, но вместо них контракты получают скучные типы вроде "ГДР", которые будто бы задались целью доказать слушателям и своим продюсерам, что они в них ошиблись. Если лидер группы "Токио" (еще одна новая позиция Real Records) Ярослав Малый хотя бы артистично выглядит в клипах, а с приклеенными усами вообще похож на Бората Сагдиева, то солиста "ГДР" Александра Андреева хоть в костюм Деда Мороза ряди — детишки не заинтересуются. Да и если оставить слушателя наедине с новейшим диском "IQ" и отключить от других источников информации — беспомощность "ГДР" откроется ему со всей очевидностью. Почти все "фишки", которые в поте лица выдумывает для группы пиар-служба, подходят "гэдээровцам" в той же степени, в какой унылому Андрееву идет прозвище Санчес (интересно, это латиноамериканское погоняло тоже придумали в "Кушнир продакшн"?). Начать с того, что имидж и музыка группы совершенно не соответствуют эстетике и культуре Германской Демократической Республики (тот, кто родился позже демонтажа берлинской стены, смогут понять, что это такое, посмотрев фильм "Гудбай, Ленин!"; из наших коллективов ближе всего подошла к этой эстетике пижонская "Лаванда"). Песня "Друг из Голландии" слегка "оживела" только после того, как пиарщики придумали связать заглавного персонажа с личностью Гуса Хиддинка. Соответственно, впечатление от скверного выступления в первый конкурсный день "Пяти звезд" удалось несколько поправить только благодаря появлению на сцене в форме футбольной сборной России и водителя дяди Миши в образе Хиддинка (кстати, верите ли вы, что "ГДР" сами додумалась поехать в Сочи и переодеться в футболки?). А когда слушатель начинает возмущаться, почему альбом выглядит как одна длиннющая нудная песня, его утешают нелепыми заявлениями о "стадионном потенциале" коллектива и своевременной как бы рецензией от сговорчивой журналистки, которая находит неэмоциональность "ГДР" практически "колдплеевской грустью". Говоря о песнях с дебютной пластинки, сами музыканты пытаются шутить (в буклете, например, приводятся искаженные тексты композиций), но юмора не получается — слишком уж их натужные приколы контрастируют собственно с песнями, в которых натужность есть, а приколы если есть, то глупые. То же относится к видеосюжету "Геометрия", который помещен на входящий в комплект DVD: гэги с паданием в воду (как и многое другое) не являются сильной стороной музыкантов.
Итого: без рекламы, сгенерированных "фишек" и правильных публикаций внешняя привлекательность проекта "ГДР" стремится к нулю. От абсолютного нуля команду отделяют только рефрен "Друг приехал из Голландии" и привязчивая песня "С тобой". Нельзя не отметить также неплохое знакомство музыкантов с творчеством некоторых видных западных коллег, но к тому же брит-попу "ГДР" подходят слишком схематично — берут из него только меланхолию, а если переводить это понятие на русский, то скуку. Большинство текстов Андреева, похоже, написаны исключительно потому, что группе положено петь какие-то слова. Строки "Каждый будет знаменит, каждый в космос полетит", "хочу ли я, могу ли я, в конце всегда магнолия", и совсем уж запредельные "допью — адью — IQ — fuck you" можно было использовать в качестве "рыбы" при подготовке песен, но в "чистовике" они смотрятся беспомощно и бессмысленно. Понятно, что не всем поголовно нужно петь мудрые стихи или песни протеста, но не слишком ли много у "ГДР" необязательного — неопределенный имидж, вялая музыка, недоделанные тексты, ноль эмоций? Впрочем, одной строчке Александра Андреева — "Как же быть, когда совсем не прет?" - веришь безоговорочно, даже если автор не желал такого эффекта. Ох, до чего же не прет! И как только издатель этого не заметил?
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia