"ЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ" - "КАПИТАЛ" ****
"Ляписы" постоянно ускользали от классификаций и группировок. Слушателей "Нашего радио" они раздражали сиротски-дворовыми интонациями — идейным рокерам казалось, что группа незаслуженно примазывается к рок-идее. Ряд поп-хитов Сергея Михалка прозвучал в бешеной ротации на самых коммерческих радиостанциях, однако после этого "Ляпис Трубецкой" не пал в объятья попсы, а продолжил гнуть свою линию. Драма (для слушателей, не для группы) заключалась в том, что изгибы этой линии мало кто понимал. Команда могла петь жалобный шансон, могла остроумничать в перепевках диско-шлягеров 70-х, изображать белорусских Бивиса и Батт-Хеда в мультсериале "Саша и Сирожа" или вдруг выдавать рок-боевики, но никогда не объясняла, а к чему это все, собственно. Можно предположить, что все эти годы она работала для тех, кому и объяснять не надо — для людей, помнящих театр "Бамбуки" и прочую студенческую самодеятельность, из которой вышел весь "Ляпис Трубецкой". Оставалось либо принять как есть и радоваться отдельным крутым песням, либо ругаться на "ЛТ" как на непостижимое явление.
Между тем, сегодня команда оказалась на крайне интересном (даже для того, кто ни бельмеса в их творчестве по-прежнему не понимает) этапе своего развития. Звезды тоталитарной Белоруссии внезапно оказались на переднем крае независимой русскоязычной музыки. Плевать на эфиры и ротации, когда твой антиполиткорректный клип ("Капитал") два месяца обсуждают лучшие люди, прописавшиеся в Интернете. От группы, когда-то прославившейся строкой "ты Роксана, я Бабаян", явно не ожидали такой наглости. Диск "Капитал" мгновенно перешел в разряд ожидающихся с большим любопытством и по выходу не разочаровал ожидающих. Возможно, пословица "в здоровом теле — здоровый дух" не очень применима к музыке, но в случае с "ляписами" она неожиданно сработала на все сто: Михалок похудел, подкачался и выглядит теперь резким и опасным парнем, а не эмо-тюфяком, как раньше. Таким же выглядит и этот 35-минутный альбом: быстрый, борзый, звенящий и дудящий, жесткий, нахальный, хулиганский, "эй, прохожий, проходи, эх, пока не получил"-диск, "не нравится — не слушай, а то станешь боксерской грушей"-пластинка. Звучащие здесь песни неоднородны, и "сиротливая дворовость" тоже встречается, но уже не вызывает у слушателя жалости и досады, воспринимаясь скорее арт-экспериментами крайне уверенных в себе музыкантов. Слово "жопа" попадается в тексте неоднократно и везде смотрится вполне органично, а не просто для оживления восприятия. Кстати, почти пропал контраст между двумя вокалистами — "ерником" Михалком и "красавчиком" Павлом Булатниковым: Сергей стал петь увереннее, а Паша здорово оттеняет лидера группы в "героических" моментах.
Кроме монументального "Капитала", который хорош и сам по себе, без клипа, нужно обязательно обратить внимание еще на несколько треков. "Золотая антилопа", "Собаки" и "Харэ" в разном ключе повествуют о житье-бытье музыкантов — остроумно и цинично. "Гойко Митич" - на самом деле зарисовка о прощании с детством, но с очень жестким подходом. "Андрюша" - песня про боксера-гея, "Рамонки" - напоминание о коммерчески успешных треках типа "Ау", даром что исполняется на смеси русского с белорусским. Ну а "Керчь-2" - просто-таки отличный вклад "Ляписа Трубецкого" в актуальную разговорную речь: с помощью фразы "Ты был в Керчи? Не был — так молчи" уже беззлобно переругиваются блоггеры в ЖЖ.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia