Группа «Непара» снова лишилась солисткиЖеня Любич стала мамой в третий разУмерла Лариса ГолубкинаАлександр Балунов* и Иван Вырыпаев* признаны иноагентамиФедор Бондарчук и Паулина Андреева рассталисьУмер поэт и сценарист Вадим ЖукСкончался Бедрос КиркоровHammAli & Navai вновь объявили прощальные концертыDava и Мари Краймбрери поженилисьСкончалась композитор София ГубайдулинаАни Лорак вышла замуж на МальдивахЕлена Блиновская отправится в колонию на пять лет«Анора» с Юрой Борисовым стала триумфатором «Оскара»Леонид Агутин и Татьяна Куртукова стали победителями премии «Виктория»Музыка для Масленицы: «Курские песни 2.0» перезапустили тренд на Slavic CoreАктер Джин Хэкмен и его жена умерли в один деньПремьер Большого театра Денис Родькин сыграет свадьбу с Элеонорой СевенардAmazon получит контроль над кинофраншизой о Джеймсе Бонде после ухода ее продюсеров«Бруталист» и «Конклав» стали триумфаторами премии BAFTAУмер актер Олег Стриженов
Группа «Непара» снова лишилась солисткиЖеня Любич стала мамой в третий разУмерла Лариса ГолубкинаАлександр Балунов* и Иван Вырыпаев* признаны иноагентамиФедор Бондарчук и Паулина Андреева рассталисьУмер поэт и сценарист Вадим ЖукСкончался Бедрос КиркоровHammAli & Navai вновь объявили прощальные концертыDava и Мари Краймбрери поженилисьСкончалась композитор София ГубайдулинаАни Лорак вышла замуж на МальдивахЕлена Блиновская отправится в колонию на пять лет«Анора» с Юрой Борисовым стала триумфатором «Оскара»Леонид Агутин и Татьяна Куртукова стали победителями премии «Виктория»Музыка для Масленицы: «Курские песни 2.0» перезапустили тренд на Slavic CoreАктер Джин Хэкмен и его жена умерли в один деньПремьер Большого театра Денис Родькин сыграет свадьбу с Элеонорой СевенардAmazon получит контроль над кинофраншизой о Джеймсе Бонде после ухода ее продюсеров«Бруталист» и «Конклав» стали триумфаторами премии BAFTAУмер актер Олег Стриженов
Показ анимационной антиутопии "Навcикая из Долины Ветров" (Kaze To Nane No Naushika, Япония, 1984, режиссер - Хаяо Миядзаки) прошел в рамках программы XXIX ММКФ Музея кино "Горизонты анимации" в кинотеатре "Художественный" 29 июня.
Юная героиня долгой широкоэкранной картины смотрит на открывшийся ей постапокалиптический пейзаж глазами гнева, отнюдь не глазами любви. Мертвые деревни давно оказались во власти пустошей, керамические обломки былых времен затерялись в грудах гнили и мусора. Жизнью людей отныне правят плесень и грибы-паразиты. Грань цивилизации и ее пределы, кажется, утрачены навсегда. Вскоре те самые бесплодные земли Элиота, в которых "я покажу тебе ужас в пригоршне праха", неминуемо войдут в права, человеческая раса будет окончательно поглощена ими. Даже великолепные, добрые и спокойные по природе своей животные, броненосцы Ому, от страха и трепета забыли свое предназначение, сея вокруг хаос, роняя на землю синюю кровь. Все впало в тоску, обратилось в тлен, остатки былых кланов пытают¬ся хоть как-то завершить былые разборки - но это тщетно, в их поступках не больше здравого смысла, чем в действиях потомков ядерной эры из эпоса о безумном Максе. "Так сгорела планета. Банзай! Банзай!" Восторгаться, короче говоря, нечем.
Что сможет противопоставить хрупкая девочка-подросток открывшемуся вдруг абсолюту зла? Обычные и необходимые вещи: лучевой бластер-пистолет, респиратор, меч, сделанный из панциря тотемного зверя. Чувство этически выверенной экологии: "Ступай, возвращайся обратно в лес, здесь не твой мир, а в гневе ты нервничаешь!" И нужный, как кислород, баланс между "не стоит проявлять снисхождения к непокорным" и "я не хочу, чтобы кто-то еще погиб". И, конечно же, невероятной скорости крылья, дельтапланы, самолеты, что и не снились Говарду Хьюзу; перефазированное название фильма англичанина Кена Эннакена "Эти великолепные девчонки на своих летательных аппаратах" (1967) точь в точь отра¬зит суть дела. В игровом фильме отважная летчица Наусика-Навсикая могла бы быть исполнена "гостьей из будущего", Наташей-Алисой Гусевой-Селезневой, любимицей левофлангового фантаста Кира Булычева (картина Миядзаки отчасти напоминает его "Перевал"), а также всякого школьника прошлых лет. Я был знаком с японским вариантом Алисы давно. Затем я вырос - она с 1984 года не повзрослела.
За отсутствием в краю Фудзиямы подобных типажей, Миядзаки нарисовал свою Селезневу сам. Использовав при этом все комплексы и мифологемы своей страны, включая пресловутый "компенсаторный фактор" - огромные расширенные глаза, столь нетипичные для японки; подобным же маневром отвлечения ящер Годзилла когда-то помог славным подданным Ямато пережить трагедию "повести о двух городах". В итоге - фильм, который если и забудут, то лишь в ситуации, изображенной в нем. В день, когда вся¬кое искусство перестанет приносить пользу, радовать, иметь смысл.
Но до этих времен еще придется дожить, ведя непрерывный бой. Пока же Навсикая - некоронованная хозяйка гиблого королевства, в армейском ком¬бинезоне и с опытным и мудрым зверем, белкой-лисой, на плече (возмож¬но, ее спутник - дальний родич ушастика-путаника Ыша из кинговской "Темной башни"), продолжает свою нервную и неравную битву под отличную музыку Джо Хисаиши, композитора, сделавшего для японского кино столько же, сколько Эннио Морикконе для европейского. Сражение в облаках, где сконденсировалось электрическое инферно. Даже сопоставление с кесаревной Отрадой из абсолютно культовой книги Андрея Лазарчука не поможет понять тем и проблем героини, лишь включит гейгер-счетчик участия. А оно будет необходимо: ведь впереди и контратака леса, отравленного ядоитыми спорами, и вдруг оживший гигантский страж - существо из древнего мира. И все-таки есть родная долина как оазис. Есть и мир взрослых - вязкая субстанция, где никто ничего не поймет. Наусика - героиня, пожалуй, чуть более человечная и субтильная, чем ее alter ego - инфанта Мононоке из более зрелого опыта Миядзаки ("Принцесса Мононоке", 1997). Та - лесная правительница, затравленная, отчужденная, прико¬ванная к своему лесу, где она хоть как-то может чувствовать себя собой. Но только эта драма леса и города в анимационном космосе великого Хаяо Миядзаки наступит значительно позже. Пока же Императрица Вселенной еще полагается на воздушные потоки. Ее единственный шанс - чувство, позво¬ляющее ей хорошо распознавать ветер. Рано или поздно он подхватит ее.
Борис Белокуров, InterMedia
β 16+
Данный сайт использует файлы cookies Понятно