"СЕВЕРО-ВОСТОК" - "ОТКРЫТЫЙ БЕРЕГ" **

Название группы "Северо-Восток" вряд ли на слуху у меломанов. Тем не менее "Открытый берег" - уже второй альбом коллектива. Впрочем, любителям и приверженцам фолк-рока музыканты давно и хорошо известны, поскольку "Северо-Восток" - это, по сути, сменивший облик проект In Folio, ведущий свою историю с 1993 года и выпустивший за это время три полноценных альбома. Обладая таким солидным багажом, музыканты уже который год подряд пытаются расширить сферу своего влияния на умы и души слушателей, но пока без видимого успеха. И, к сожалению, "Открытый берег" тоже вряд ли относится к творческим удачам.
В чем же просчет музыкантов, имеющих серьезный опыт, профессионализм и свою, хоть и небольшую, но преданную аудиторию? Главным образом в том, что их творчество, с одной стороны, слишком сложно для широкой публики, а с другой — слишком стандартно для публики эстетствующей. В новом альбоме "Северо-Востока" всего понемножку: мелодической "многословности" и витиеватости этно-фьюжна, шумной напористости хард-рока, характерной бесшабашности кантри. Музыканты ловко пользуются гармоническими и ритмическими штампами фолк-стилистики, неплохо осведомлены о принципах рок-аранжировки, не пренебрегают рифмами и смыслом. Но все это вкупе не дает яркости, не обеспечивает индивидуального стиля. Все это — и характерный рокапопсовый вокал в "Линии воды" (равноценной как в исполнении основной вокалистки коллектива Александры Давыдовской, так и Алены Сергиевской из группы "Начало века"), и объединение гитарного рева с манерным пением в композиции "Когда пройдет зима…" - давно и регулярно используются музыкантами самых разных направлений. Предпоследняя композиция альбома - "Ты меня оставил, Джеми" с полуфальшивым детским голоском, бодро выкрикивающим "Ты играл со мною, милый, ты со мной лукавил — клялся помнить могилы, а потом оставил!", могла бы сойти, что называется, "за фишку", но в данном пестром и одновременно безликом контексте выглядит неестественно. Вроде бы шутка, только над кем смеемся?
Несмотря на то, что пристальное внимание к компоновке CD очевидно, ощутимых достоинств ему это не прибавляет. И хотя диск обрамляет одна и та же композиция, названная в заключительном эпизоде на академический манер Coda, а вокальные и инструментальные номера чередуются между собой, обеспечивая контрастность, альбом, лишенный общей стилевой идеи, так и остается набором треков. Кроме того, с каждой последующей композицией слушать диск становится все скучнее и скучнее. Для релаксации инструментальные пьесы вроде "Ятагана" или "Сфероида" с монотонно повторяющимися риффами, конечно, подойдут, но не более. Стоит отметить, что инструментальные композиции составляют внушительную часть репертуара "Северо-Востока". И в этом, к сожалению, еще один просчет: то, что могло бы быть затушевано текстом, без оного выпирает со всей очевидностью. Получается, что неумение вкусно подать ключевые интонации и общая невыразительность музыкального материала сводят на нет немногочисленные, но все же имеющие место музыкальные и литературные находки. К числу таких находок, кстати, относится песня "От неба до неба", в немалой степени выигрывающая за счет вокала Хелависы, специально приглашенной для участия в записи. Однако и тут не обошлось без ложки дегтя: в приятную гитарную мелодию с завидным постоянством вклинивается весьма неблагозвучный характерный скрип, который получается у гитаристов, когда они с трудом перескакивают с лада на лад. Кстати говоря, такая неряшливость в записи свойственна всему альбому, где неясно откуда и для чего появилось семь четырехсекундных пустых дорожки, отделяющих основной блок композиций от трех бонус-треков.
Наталья Светлакова, InterMedia