"СУИНИ ТОДД: ДЕМОН-ПАРИКМАХЕР С ФЛИТ-СТРИТ": НИКОГО НЕ ЖАЛКО, НИЧЕГО, НАДОЛГО… **

Давным-давно в столице туманного Альбиона жил один очень счастливый парикмахер (Депп). Звали его Бенджамен Баркер, и были у него жена с золотыми волосами, по имени Люси, и маленькая дочь Джоанна. Но однажды плохой человек, судья Терпин (Рикман), воспылал к Люси страстью и сфабриковал ложный судебный процесс. Бенджамен Баркер отправился на каторгу на целых пятнадцать лет, потом бежал и под именем Суини Тодд прибыл в Лондон, но уже совсем иным. Споря бледностью с живым мертвецом, с истерзанным сердцем и пожаром мести в груди он вернулся в свою цирюльню, где на первом этаже, в захолустной пекарне коротает дни столь же бледная миссис Ловетт (Бонэм Картер). Женщина рассказывает Тодду его историю: не стерпев позора, его анемичная жена отравилась, дочь по-прежнему пребывает в заточении у подлого судьи, который теперь положил глаз и на нее. Суини Тодд решает открыть цирюльню в надежде, что туда рано или поздно явится его обидчик. Его бритва не раз окрасится кровью невинных, мясо которых пойдет на пирожки миссис Ловетт, прежде чем вспорет горло коварного Терпина. Все заслуживают смерти, все должны умереть.
Суини Тодд — личность в западной массовой культуре известная. Еще в 1846 году британское издательство People’s Periodical выпустило роман Томаса Пекетта Преста "Нитка жемчуга", где впервые читатели узнали о парикмахере с Флит-стрит, который столь ловко орудовал бритвой, что клиентам не оставалось ничего иного, как стать начинкой для выпечки миссис Ловетт. К слову, подобные булочки пользовались большим успехом у горожан. Образ был настолько силен, что впоследствии многие лондонцы гордо утверждали, что Суини Тодд действительно существовал, и на его счету насчитывалось более 160 жертв (Джек Потрошитель нервно курит в сторонке). Спустя год "Нитка жемчуга" послужила основой пьесы "Демон-парикмахер с Флит-стрит", и колесо завертелось. Кинематограф не смог пройти мимо подобной истории: всего существует порядка восьми экранизаций, среди которых следует отметить картину Джорджа Кинга "Суини Тодд: демон-парикмахер с Флит-стрит" 1936 года и вольную телевизионную версию известных событий Джона Шлезингера "Суини Тодд" (1998), где в главной роли подвизался Бен Кингсли. Тим Бартон предпочел обратиться не к первоисточнику, а к мюзиклу, история возникновения которого любопытна сама по себе.
В конце 60-х молодой писатель и драматург Кристофер Бонд получил задание написать либретто по старинной пьесе Томаса Пекетта Преста для театра Виктории в городке Сток-на-Тренте. Энтузиаст переработал сюжет, превратив маньяка в мстителя и невольно следуя приему римейков болливудских кинематографистов (так, например, роман Айры Левина "Поцелуй перед смертью", где молодой негодяй убивал девушек в целях обогащения по пути к своему "месту под солнцем", на выходе превратился в фильм "Baazigar", где герой (Шахрукх Кхан) мстил за свое поруганное детство). Спектакль пользовался большой популярностью, и однажды в 1973 году его увидел бродвейский композитор Стивен Сондхайм. Совместно с драматургом Хью Уилером он в 1979 году создал мюзикл, не лишенный мрачного романтизма и упоительной мизантропии. Единственная проблема была в невыдающейся музыке (по странной причине отхватившей энное количество наград), с атмосферой же все было в порядке. Тем более, когда на сцене в роли миссис Ловетт блистала Анджела Лэнсбери.
Ну а Тим Бартон? Ведь, памятуя о столь богатом прошлом, еще одна версия этой истории имела все шансы заиграть новыми красками. Но ожидания растаяли как дым. Теперь стало ясно, что мы имеем дело не с очередной творческой неудачей режиссера, а присутствуем при конвульсионной агонии большого художника. Еще пару лет назад, когда по-своему стройный и выдержанный сюжет о Вилли Вонке увенчал финал в стиле рекламы овсяных хлопьев для всей семьи, звенели тревожные звоночки, что с человеком, подарившим нам в свое время бескомпромиссных "Эдварда Руки-ножницы", "Марс атакует" и "Эда Вуда", случилось что-то очень нехорошее. Ныне нежный звон превратился в набат. Раньше хотелось верить, что и "Планета обезьян" была досадным недоразумением, или, что еще лучше — забыть, что она вообще была. В случае с "Суини Тоддом" сделать это, увы, не удастся. Как можно было умудриться превратить такой материал в компьютерный балаган, где вместо драмы — клинический случай, а вместо кровавого гиньоля — бутафорский томатный сок, внятно не сможет ответить никто. Визуальный ряд фильма согреет душу разве что любителям картины "Видок" или же стайке юных готов, обитающих в ареале Чистых прудов, для которых наивысшим воплощением готической культуры является группа HIM. Актеры не играют, а заштамповано движутся в кадре, хотя данная лента вполне себе демонстрирует то, как примерно в ближайшем будущем Джонни Депп будет воплощать на экране молодого Сталина. Но цена такой "репетиции" слишком велика. Самое главное, что бартоновская работа не вызывает даже сожаления, она вообще не рождает никаких чувств. Как пелось в одной песне: "Вот и все, что было, не было и нету…".
Анастасия Белокурова, InterMedia