СБОРНИК "НАВИГАЦИЯ" ***

Navigator Records, как следует из слогана в буклете, "держит курс на новые звезды" и время от времени устраивает для них фестивали и выпускает сборники. Это, конечно, хорошо, но, судя по свежей "Навигации", можно подумать, что лейбл сосредоточился на количестве "новых звезд", а не на их качестве. Даже если вычесть из 22 треков "Мумий Тролля", "Сплин", "Зверей" и других неновых звезд, включенных в сборник для привлечения покупателей, останется полтора десятка песен молодых дарований. И сколько из них, как вы думаете, могло оказаться по-настоящему интересными? Ответ чуть ниже, а пока нужно высказать еще вот какое соображение. Допустим, слушателю понравился какой-то трек, и он хочет побольше узнать о неизвестном ему исполнителе. Он лезет в буклет в надежде прочитать краткую биографическую справку или ссылку на официальный сайт группы или ее страничку на "Майспейсе". Слова у составителей сборника действительно нашлись для всех 22 участников, но их информационная нагрузка близка к нулю: "Каждый концерт ребят становится полем для креативной импровизации зрителей и самих артистов"; "Эти музыканты в меру веселы, в нужный момент романтичны и никогда не забывают, что такое настоящий драйв!"; "Творчество коллектива — это больше, чем безликие штампы! Музыканты смешивают стили, размывают существующие рамки" и так 22 раза. Есть ощущение, что эти аннотации составляла компьютерная программа "Генератор пресс-релизов". Подобный креатив составляет пять буклетных страничек, заставляющих задуматься о необходимости экономить бумагу. Кризис все-таки.
Подобная халтура, кстати, контрастирует с содержанием самого альбома. Среди "новых звезд" не так уж много совсем безнадежных и пугающих. Жутковато и смертельно скучно выглядят треки от групп "Дайте2", "Гараж" и "Мой до дыр". Практически все остальные по отдельности чем-то симпатичны — однако в общей массе выглядят они слишком вторично: коллективное подражание "Танцам минус" и "Мумий Троллю" в свое время довело до творческого кризиса эфир "Нашего радио", но начинающих звезд это ничуть не пугает. Они тщательно копируют образцы гитарного рока, брит-попа и… песни групп "Звери", "Кукрыниксы" и "Мультфильмы". Само по себе это не страшно, но, когда такое звучит почти полтора часа подряд, можно сломать челюсть от зевоты. Не исключено, что молодые музыканты подходят к сочинению песен излишне технологично — а души не хватает. Слушателю же недостаточно понимать, что все сделано правильно — ему хочется сопереживать: по крайней мере, музыка на русском языке всегда на этом стояла. Теперь же группы пишут схематичные песни, которые звучат ненамного душевнее процитированных выше пресс-релизов.
Впрочем, пара-тройка относительных открытий на новой "Навигации" все-таки есть. Кроме "Знаков" и "Вельвета", которые явно превращаются в весомые имена, нужно отметить группу Zima, чья песня "Девочка-боль" цепляет по-настоящему. Самоуглубленный "Ромео должен умереть" заметно отличается на общем фоне — это уже плюс. Под настроение также можно послушать Sertse, FPG, "Пулю", "Кометы" и группу "Муха" (до припева). Как и почти любой сборник молодых исполнителей, "Навигация" подтверждает известный постулат: новых имен у нас немало, но заменить старых им будет непросто.
Алексей Мажаев, InterMedia