"СБПЧ ОРКЕСТР" - "СБПЧ ОРКЕСТР" ***
"Лев Толстой очень любил детей, и все ему было мало. Приведет полную комнату, шагу ступить негде, а он все кричит: "Еще! Еще!"
Какое отношение имеет этот приписываемый Даниилу Хармсу литературный анекдот к предмету нашего повествования? А вот какое: предмет нашего повествования, альбом "СБПЧ Оркестр" проекта "СБПЧ Оркестр" являет собой вольную, но точную инсценировку этой истории про детолюбие Льва Толстого. В роли полной комнаты детей выступают участники "СБПЧ Оркестра", в роли коллективного Толстого — музыкальные критики, определившие альбом в пятерки и десятки лучших дисков ушедшего года, кажется, еще до его выхода.
"СБПЧ" ("Самое Большое Простое Число") - это петербургский журналист Кирилл Иванов, решивший стать рэппером и придумавший фишку с Самым Большим Простым Числом. По его первоначальной задумке, на афишах вместо названия проекта должны были писаться цифры, соответствующие самому большому из открытых математиками на момент выступления простых чисел. Идея умерла, толком не родившись — следить за всемирной математической мыслью Кириллу оказалось скучнее, чем собирать положительные отзывы на дебютный альбом, который, с моей точки зрения, звучал не более чем сайд-проект ментально и творчески близких Иванову рэпперов-умников 2H Company. Второй пластинки "Самого большого простого числа" не последовало — вместо этого Кирилл собрал соратников и предложил им самовыражаться вместе. Несмотря на громкие крики "Еще! Еще!", состав сподвижников оказался до недоумения предсказуемым — те же 2H Company, они же "Елочные игрушки", непонятный, но неизбежный попутчик Стас Барецкий, Ларик Сурапов и еще несколько почитаемых в инди-кругах персонажей. Все они привнесли в альбом что-то свое — однако ничего нового, свежего и яркого создать им почему-то не удалось. Если раньше слушатель "Самого большого простого числа" (или 2H Company) получал счастье увязнуть в многоходовых речитативах, поклонник "Елочных игрушек" погружался в эмбиент и загружался IDM, а почитатели Стаса Барецкого умилялись его поднятой на щит быдловатой матерщиной, то теперь есть возможность потонуть во всем этом сразу. Разнообразие звуков и стилей (тут вам и мат, и многоэтажная философия, и мучительные рэпы, и подражание Василию Шумову) не делает этот продукт сколько-нибудь живым и слушабельным. Впрочем, это относится ко многим фаворитам критиков: почему-то талантливые, остроумные и сложно мыслящие ребята (не только Иванов; вот "Пятница", например, или Tequilajazzz) часто выдают музыку, которую хочется уважать, но невозможно слушать. "СБПЧ Оркестр" - любопытный для интересующихся, но не выдающийся и переоцененный альбом.
Впрочем, это не помешало нашему "Льву Толстому" впасть в слезливое умиление при виде толпы резвящихся на сцене детишек. Дык чего же взять со старика, который и сам не прочь поплясать с ними вокруг елочки, пряча бороду и позвенькивая бубном? Видимо, чертовски сложно беспристрастно оценить альбом, в записи которого сам принимал участие. Альбом коллег и друзей, сидящих с тобой на одних и тех же сайтах, смотрящих одни и те же сериалы (а ведь Доктор Хаус дает в одном из треков вполне мудрый совет) и одинаково оценивающих свою миссию по развитию независимой музыки в России. Но какое тут может быть развитие, если еще до релиза пластинки известно, кто что про нее напишет? Варясь в своем соку и взахлеб нахваливая друг друга, недолго и выродиться незаметно.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia