Богдан Титомир — "Грубый/Нежный" ***
Богдана Титомира сложно отнести к категории певцов или музыкантов. Он скорее яркий персонаж, который собственным примером показывал модель поведения для селебрити и рэперов — причем начал тогда, когда институт звезд еще не сформировался, да и рэперов почти никаких не было. Заработав первую серьезную популярность в составе дуэта "Кар-Мэн", он рассорился с партнером Сергеем Лемохом и пошел своим путем. Конкуренцию между "кар-мэнами" Богдан выиграл с легкостью: пока Лемох пытался соответствовать музыкально-танцевальной моде, Титомир брал наглостью и харизмой. Его хиты имели посредственное отношение к музыке — зато понты не знали границ. Если не можешь сочинить запоминающийся трек, убеди всех в том, что именно то, что ты сочинил, - в тренде. Титомир придумал дикое словосочетание "хай энерджи" и без труда загипнотизировал публику рассказами о том, что это самый модный новый стиль. "Высокая энергия", если вспоминать ее с позиций сегодняшнего времени, была миксом из коммерческого хип-хопа и ар-эн-би, а главной фишкой "стиля" стала манера Богдана, странная смесь натужности и расслабленности. Недаром про него сразу придумали анекдот, в котором артист произносил свои коронные реплики вроде "камон" и "летс гоу!", сидя на горшке. Когда "высокоэнергичная" волна схлынула, Титомир не стал прилагать больших усилий к тому, чтобы остаться музыкантом: роль персонажа его вполне устраивала. Не вполне понятно, чем занимался Богдан все эти годы (говорили всякое, и чуть ли с наркотиками на границе его задерживали), однако редкие появления в публичных местах доказывали, что харизмы он не растерял. Он оставался убедительным и в амплуа звезды, и в роли плейбоя. Да что там: когда корреспонденты спрашивали его о музыке, Богдан Петрович рассказывал о каких-то заграничных успехах и не забывал анонсировать новый альбом: да, работа под ним подзатянулась, потому что дела отвлекали, но вот скоро он выйдет — и это будет бомба.
Ждать пришлось долго, полтора десятка лет. Но альбом — вы не поверите — действительно вышел, и Титомир подошел к его созданию настолько серьезно, как, пожалуй, никогда раньше. Пластинка двойная и концептуальная: 26 песен поровну поделены между дисками "Грубый" и "Нежный". К своим сорока трем Богдан осознал, что не зазорно показывать публике разные стороны своей натуры, причем словосочетание "нежный Титомир" выглядело достаточно интригующе. Концепция оформления дисков небесспорна, но интересна: на "Грубом" изображен киви в небритом виде, на "Нежном" - этот же фрукт, но готовый к употреблению. Музыки на альбомах, пожалуй, больше, чем во всех вместе взятых ранних пластинках Титомира, но привлечет ли это новую публику, вопрос дискуссионный. "Нежные" треки испытали закономерное влияние ар-эн-би, "грубые" представляют собой особую, только для Богдана характерную разновидность рэпа. Он не читает, а вещает, как Каа перед бандерлогами. Возможно, поэтому "Грубая" половина вышла более любопытной. Тут то и дело вылезает прежний самовлюбленный Титомир, тут он позволяет себе пропагандировать потребительское отношение к женщинам и вполне по-рэперски безудержно хвалить себя. Старый образ понтярщика, фрика и плейбоя отрабатывается по полной программе, хотя и не без самоиронии. Однако выходит, что, как бы внимательно Богдан ни отнесся к своей новой музыке, удивить и как-то взбудоражить публику он смог только в своем ностальгическом образе, причем даже усилив его карикатурные черты. Например, чтобы зритель не подумал, что песня "В голову" повествует не о минете, Богдан Петрович вовремя разъяснительно употребляет глагол "сосать". Это, а также многочисленные саморекламные треки ("На пальцах", "Да, я такой", "Неприкасаемый"), запоминаются гораздо легче, чем весь "Нежный" альбом.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia