Юрий Костин: «Меня можно упрекнуть в консерватизме и державности»
БЫЛО ЛИ УДАЧНЫМ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ В ГЛАВНУЮ РЕДАКЦИЮ ИНОСТРАННОГО РАДИОВЕЩАНИЯ ГОСТЕЛЕРАДИО ПОСЛЕ МГИМО?
«Удачное»?! Это самое неудачное распределение. 1987 год, самое начало перестройки. Мы все ее радостно принимали, пока не настало время распределения и не оказалось, что бойцов идеологического фронта нужно гораздо меньше, чем выпускал МГИМО. Я проходил практику в ТАСС и был уверен, что пойду туда работать, а потом уже уеду за границу. Радио мне казалось штукой совершенно ненужной, бесполезной. Ведь я журналист-международник и дипломат, а тут… радио. Это была ссылка: зачем вообще учиться, если никакие свои навыки я не могу использовать в редакции радиовещания на Великобританию и Северную Ирландию?
О НАВЫКАХ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В РЕДАКЦИИ
Да, дипломатия, гибкость и умение работать в любых условиях - самое главное. Да и деньги нужны были молодому человеку. Я брал интервью, строчил обзоры прессы, зарабатывал сумасшедшие по тем временам суммы.
О ТОМ, КАК СТАЛ СОВЛАДЕЛЬЦЕМ РАДИОКАНАЛА
Это дело случая. Мы получили письмо от владельца станции, который хотел программы наши транслировать на английском языке в Калифорнии, и взяли его в работу. Дошло чуть ли не до совместного предприятия. Тогда же наш американец предложил создать свою частную радиостанцию, но в тех условиях это казалось нереальным. Вскоре случился августовский путч, ситуация изменилась, появились новые возможности. Но главным нашим драйвером было желание крутить в эфире ту музыку, которую любишь, и говорить то, что думаешь.
О СВОБОДЕ СЛОВА
Мы болели свободой слова. После августа 1991-го СМИ стали низвергать прошлое, в том числе и все хорошее, что было, и меня это очень настораживало. 25 декабря 1991 года Горбачев читал в прямом эфире заявление об отставке, а я смотрел в окно из кабинета на Пятницкой, 25 и видел, как опускают советский флаг. Конечно, и я хотел перемен — был в Белом доме, приветствовал реформы. Правда, никто не ждал, что это приведет к смене власти и стремительной ликвидации страны. Словом, увидев, как флаг опускали под покровом ночи, я тут же сделал программу, посвященную Горбачеву, в конце которой, несмотря на новую цензуру, прозвучал гимн Советского Союза. Помогла моя будущая супруга, работавшая тогда оператором на Гостелерадио. Горбачева мы проводили достойно. Думаю, мы были единственной структурой, которая сделала это.
О «РАДИО 101»
Наша радиостанция — самая рок-н-ролльная, свободная и честная из всех, которые были в истории отечественного радио. Моя гордость и боль. Понимаете, коллектив сформировался от Бога, люди, которые до сих пор формируют современное радио и телевидение, лучшую его часть.
О ЦЕНЗУРЕ
Кто работал в Гостелерадио СССР, тот знает, что такое цензура. У нас в ВКПМ главенствует здравый смысл и присутствует редакторская правка информационных программ. Мы говорим правду, но используем факты и прогнозируем эффект, который производит наша работа, — нас слушает 14,5 млн человек ежедневно. Любая власть — американская, китайская, швейцарская — стремится к ограничению свободы информации, потому что так легче управлять. В противовесе — зрелое общество, имеющее возможность противиться ограничениям. Но бывает, что внутренняя цензура доведена до абсурда. Ее проявления я впервые заметил где-то в конце 90-х. Сейчас переходный период. Цензура, какой мы ее знали 30 лет назад, не сработает. Более половины россиян выходит в Сеть, а там столько «правды», что правду не узнать никогда. В том количестве информации, которое мы получаем, теряется ценность любой сенсации, в нем тонет правда. Современные технологии позволяют смоделировать любую ситуацию и, правильно расставляя акценты, заставить поверить в любую дезу, минимизировать эффект тревожного сигнала. Более того, непонятно, кто все-таки выступает за правду, критерии оценки как-то смягчились. Страшно, что сейчас все можно перекрасить, перезагрузить… Когда пишешь от руки, трудней исправлять написанное. А на компьютере просто стираешь. Без следа. Слишком легко.
ВНУШАЕТ ЛИ ОПАСЕНИЕ ПРОГРЕСС?
Нет, но меня, например, пугают электронные версии книг. Их очень много в ридере, и они очень похожи. Но реальная книга — она ведь живая, это одушевленный предмет. Моих книг, по-моему, пока нет в цифровом формате, только если пиратским способом.
О НЕГАТИВНОЙ РЕАКЦИИ ОБЩЕСТВЕННОСТИ
В подрыве моральных устоев наши радиостанции участия не принимают. Поэтому мне не страшно. Меня можно упрекнуть в консерватизме и державности, но человек и общество проходят определенные стадии развития, и каждому поколению суждено пережить свои революции. У моего их было две: перестройка и август 91-го вкупе с октябрем 93-го.
ОБ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ КАНАЛОВ ДЛЯ РОССИЙСКОГО РАДИО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ
Все уже сделано. Наоборот, наши радийные форматы западники охотно копируют. А вот на телевидении… Много зарубежного контента адаптируется, но в основном развлекательного. Знаете, из программы Познера могло бы вырасти шоу Ларри Кинга. Должен быть на телевидении человек, который может задавать любые вопросы и получать любые ответы, не опасаясь нагоняя. Но именно на Первом, а не на «кабеле» или в YouTube. К счастью, не все у нас адаптируют, что у них популярно, например Fox News. Это такое мракобесие, по сравнению с которым наше государственное новостное телевещание кажется оплотом демократии, либеральных ценностей и разнузданного плюрализма.
О ЛИТЕРАТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Сейчас литература перемещена в область хобби. Но начал я свою карьеру именно с того, что стал писать. Может быть, не займись я творчеством, успешно бы принимал участие в залоговых аукционах. Когда я увидел свою первую книгу, когда понял, что она существует, это было здорово. Кстати, очень много я написал именно в самолетах «Аэрофлота». Несмотря на то что меня сейчас больше всего волнует 20-летний юбилей «Авторадио», идеи литературные не покидают. Давно начат роман «Радио» — про радио-то я должен написать! Также в работе «Француз» — последний роман в трилогии; впрочем, к юбилею войны 1812 года он отношения не имеет.
О ПУТЕШЕСТВИЯХ
Конечно, удивляюсь, я же почти ничего не видел. Вообще, смена обстановки благотворно влияет: возвращаешься со свежим взглядом, с обновленными идеями какими-то. И с книгами так было: если нужно было писать о каком-то городе, я туда ехал — ратую за фактологическую точность. Что же до впечатлений, недавно ездили в Мексику, на Юкатан, и нас потрясло, насколько безучастными ко всему преходящему выглядят пирамиды и города майя. Мы уйдем, а через 500 лет они будут стоять, зарастать лесами, чтобы их заново открыли какие-нибудь археологи... Меня также поразил Хьюстон, центр НАСА, где я убедился, что без Роскосмоса не может быть вообще никаких космических программ. Не выношу злорадства насчет нашей техники и запусков ракет… История космонавтики и авиации пишется жизнями! И знаете, там, в Хьюстоне, я подумал: было бы здорово, если бы русские первыми на Марс полетели — такой же международный резонанс и подъем национального самосознания, какой вызвал полет Ю.А.Гагарина. И это важно для страны, мне кажется, и денег достаточно. Но политическая воля нужна и понимание всем народом величия задач...
О ПАТРИОТИЗМЕ
Я люблю Россию и другие страны, люблю и очень уважаю Америку. Это опасный противник, но и перспективный партнер. Но, говоря о родине, я буквально не за кокошники, я все-таки за развитие, за инновации без забвения корней и за системное планирование вперед на какие-нибудь смехотворные сто лет.
О МЕДИЙНОМ БИЗНЕСЕ
Бизнесом заниматься интересно, а медийным — вдвойне. Это самореализация. Но здесь важно чувство работы в команде, общие победы, коллективные достижения, и это счастье. Мне кажется иногда, что наша компания — это центр управления полетами. Мы все время в каком-то процессе, за чем-то следим, с кем-то противоборствуем, но выполняем свою важную миссию. Если мир становится добрее, простите за патетику, а страна сильнее не за счет силовых и природных ресурсов, которыми есть кому заняться, то в этом наша заслуга не в последнюю очередь. Изначально я пришел на радио не бизнесом заниматься. Посыл был — правду говорить. Поверьте, ничего не изменилось.
(Onair.ru, 07.03.13)
В рамках фестиваля «Моя Россия: музыкальное путешествие» в Москве наградят юных талантов
Всероссийский фестиваль «Моя Россия: музыкальное путешествие» пройдет с 6 по 8 декабря 2024 года в Москве. Одним из ключевых событий станет концерт «Юные таланты России», объединяющий торжественную церемония награждения и выступление победителей IV Международного конкурса юных музыкантов.
Как отметила художественный руководитель фестиваля, председатель жюри конкурса, заслуженная артистка России Оксана Федорова, «в 2024 году конкурс впервые является частью такого масштабного события как Фестиваль «Моя Россия: музыкальное путешествие», который приурочен к 15-летию работы фонда, и проводится при поддержке Президентского фонда культурных инициатив с сентября 2024 года по июнь 2025 года в 8 городах нашей страны. Через интеграцию конкурса и Церемонии награждения победителей в фестивальную программу московского этапа, мы хотим подчеркнуть главную миссию своей работы – активное содействие сохранению и популяризации национального музыкального наследия и поддержку талантливых детей и молодежи в области академического искусства».
Конкурс 2024 года стал самым масштабным за все 4 года: экспертный совет отсмотрел 1 086 работ от ребят из России, в том числе из Крыма, ДНР и ЛНР, а также из Белоруссии, Таджикистана и Китая. Стоит отметить высокий уровень подготовки участников: по некоторым номинациям присуждены по несколько вторых и третьих мест, получивших одинаковое количество баллов. По итогам общего голосования экспертного совета и жюри конкурса 67 участников признаны победителями, и 55 участников получили звание финалиста конкурса. Впервые в честь 15-летия фонда 17 детей - обладатели I места - вместе со статуэткой и дипломом победителя получат денежную премию.
В номинации «Академический вокал» на конкурс поступило 308 заявок. В категории «Сольное инструментальное искусство» наибольшее количество заявок поступило традиционно в номинации «Клавишные инструменты» - 357, а наименьшее в номинации «Струнные инструменты» - 77 творческих работ. В спецноминации «Россия-Китай», приуроченной к «перекрестным» годам культуры двух стран, поступило 17 работ, из которых 6 стали победителями.
В спецноминации «Великий Пушкин» из 65 конкурсантов 9 стали спецпризерами с вручением призов от Российской государственной детской библиотеки и Российского национального музея музыки. Также 3 финалиста конкурса стали спецпризерами национального видеохостинга RUTUBE и примут участие в съемках музыкального проекта Музлофт. Полный список победителей размещен на сайте конкурса: https://музыкальноепутешествие.рф/итоги-конкурса-2024/
Самым исполняем композитором традиционно остается П.И.Чайковский, далее по популярности у конкурсантов следуют М.И.Глинка, С.В.Рахманинов и Д.Б.Кабалевский.
В число победителей и финалисты конкурса вошли юные дарования из Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Хабаровского края, Мурманской области, Петрозаводска, Тюмени, Казани, Уфы, Саратова, Тамбова, Вологды, Брянска, Курска, Новосибирска, Красноярска, Армавира, Набережных Челнов, Минска, Китая - география конкурса охватывает все региона России, и, что особенно радует, в конкурсе 2024 года особенно много участников из небольших городов и поселков, а также детей – продолжателей семейных музыкальных традиций.
Торжественная Церемония награждения и Гала-концерт победителей и финалистов конкурса состоится 7 декабря в 13.0 ,и объединит на сцене Центра оперного пения Галины Вишневской юные таланты и известных музыкантов, деятелей культуры и искусства, членов экспертного совета и жюри конкурса.
Накануне церемонии – 6 декабря в Прокофьевском зале Российского национального музея музыки состоится открытие Фестиваля в формате киноконцерта. Зрителям будет представлен телефильм «Музыкальная Москва П.И.Чайковского», посвященный московским адресам и маршрутам Чайковского, 185-летнему юбилею которого будет посвящен 2025 год. И после кинопоказа состоится концерт «Юбилеи великих», посвященный русским-классикам юбилярам 2024 года: Пушкину, Мусоргскому, Римскому-Корсакову, Шнитке, Лермонтову. В концерте примут участие: Оксана Федорова, заслуженный артист России Петр Дранга, заслуженный артист Татарстана Альберт Жалилов, виолончелист Василий Степанов, а также стипендиаты Фонда Оксаны Федоровой.
Завершением московского этапа фестиваля станут открытые мастер-классы, который пройдут 8 декабря в Мемориальном музее имени А..Н.Скрябина в целях повышения профессионального уровня юных музыкантов и развития культурного обмены между музыкантами разных поколений и школ.
Для того, чтобы все желающие могли присоединиться к концертам Фестиваля, прямая онлайн-трансляция осуществляется на портале культура.рф и сайте проекта музыкальноепутешествие.рф
Все мероприятия Фестиваля являются благотворительными, вход бесплатный по предварительной регистрации на timepad.ru.
Официальная страница Фестиваля https://музыкальноепутешествие.рф/season4/
Пресс-служба Фонда Оксаны Федоровой: pressa@fedorovafond.ru, +7-903-265-1656 (Елена Рожкова)
Вадим Эйленкриг даст концерт в Театре Эстрады
Сольный концерт трубача Вадима Эйленкрига состоится 1 декабря 2024 года в Театре Эстрады. Джазмен и телеведущий, заслуженный артист Республики Татарстан Вадим Эйленкриг и артисты его творческого объединения Eilenkrig Crew представят коктейль из популярных хитов и новых произведений, обещающих праздничное настроение и радостную атмосферу.
Среди композиций, которые будут исполнены в этот вечер, - «Бразильский блюз», «Самба де Вадим», «Сomo uno bolero», «Три товарища в румбе», «Blue in Green», «Yo Vivire», «Пирс 39», «The Cape Verdean Blues», «Quimbara», «Historia de un Amor» и другие произведения.
Сообщение не является рекламой и носит исключительно информационный характер.
Обзор: «Натали — «Ветер с моря дул» | «Хит сториз»
2024, «Муз-ТВ».
Певица Натали в своё время довольно бледно стартовала: её собственные песни слушателю, мягко говоря, не «заходили», а кавер Виктора Цоя вызывал ярость у поклонников рок-музыки и группы «Кино». Помню, в 1996 году Натали стала гостьей журналистов в клубе Manhattan-Express, и «акулы пера» ей часа два рассказывали, что успеха она не добьётся. Ведущий Антон Климов тогда ещё задал блондинке вопрос, «кто у нас муж», а когда она замешкалась с ответом, грозно уточнил: «Он бандит?!». Натали нерешительно кивнула в ответ.
Кто бы мог тогда подумать, что всего спустя год у Натали появится суперхит на все времена «Ветер с моря дул». Это тоже кавер-версия, только вот вступиться за «канонического» исполнителя в этом случае было нереально. Слишком много было этих исполнителей, которые в разных вариациях пели эту дворовую песенку в пионерлагерях и стройотрядах. К слову, в «Хит сториз» показали одного из предполагаемых авторов текста – Елену Сокольскую.
Натали знала песню с детства и начала петь её на концертах сразу после выхода на профессиональную сцену. Как известно, каждая фраза в «Ветер с моря дул» повторяется дважды, поэтому к третьему куплету зрители знали все слова. Натали иногда доверяла публике петь все повторения, и получалось вполне слаженно. А чтобы песню запела вся страна, а не только немногочисленные посетители первых концертов Натали, надо было «Ветер» записать в студии.
Песня оказалась не столь простенькой, как на первый взгляд. Во-первых, её возненавидел звукорежиссёр, во-вторых, у Натали не сразу получилось спеть «на улыбке», и пришлось брать уроки. В интервью для «Хит Сториз» певица вспоминает: «Я и не знала, что у меня есть грудь… в смысле, грудной вокал».
Клип тоже помог раскрутке песни, а раскрутке клипа помогло участие солистов группы «Нэнси» Андрея Костенко и Анатолия Бондаренко. Режиссёр Игорь Зайцев придумал нехитрый сюжет, в которой Наташа, Андрюша и Толя, случайно встретившись на студии, узнают друг в друге одноклассников и вспоминают школьные годы. Смотрится ролик и сейчас довольно мило, хотя и содержит большие залежи кринжа: Костенко в роли школьника выглядит более-менее – ну мало ли, на третий год остался, но Бондаренко больше похож на трудовика, перепутавшего кабинеты; цветастая одежда для Натали была куплена на барахолке в «Лужниках», а синий фильтр пришлось использовать, чтобы скрыть недостаточность освещения. Юные зрители, которым показали клип, попытались угадать, что означает синий цвет картинке (правду они узнают из программы), и отметили, что Натали, которой тогда было 23 года, в школьной форме очень секси.
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»