Максим Дунаевский: «На поводу у публики я никогда не шел, а всегда тянул за собой»

О НОВЫХ «АЛЫХ ПАРУСАХ»
— Вся музыкальная основа осталась, может быть, что-то перекомпановано. Честно скажу: я намеренно не ходил и не смотрел, что там происходит. Просто знаю, что сейчас постановка движется в правильном направлении. История Грина ведь достаточно проста, если ее усложнять, она станет громоздкой. Что и произошло с первой версией мюзикла, которая теперь считается «питерской».
О «ЛЕГКОМЫСЛЕННОСТИ» МЮЗИКЛА
— Мюзикл за 100 лет доказал, что он не просто серьезный, а всеобъемлющий жанр, которому подвластно всё — от комедии до трагедии. Он вышел из оперетты, но оперетта существует сегодня исключительно как музейный жанр. Кто сегодня будет писать оперетту?
А оперетта, в свою очередь, вышла из комической оперы. Поэтому мюзикл во многом продолжает и оперную традицию. «Порги и Бесс» Гершвина, «Призрак оперы» Уэббера — это оперные спектакли, только современные, написанные современным и, что очень важно, доходчивым языком. В отличие от классической, серьезной оперы, которая сегодня, как мне кажется, пребывает в абсолютном кризисе. Баловство с ней может себе позволить только Родион Щедрин, который блистательно это делает. Есть, конечно, еще Владимир Кобекин, но и он пришел к опере-мюзиклу, написав «Белую гвардию». Время покажет, насколько всё это актуально. Да, театры ставят. Да, критикам нравится. Но мне кажется, этого мало.
О КОМПОЗИТОРСКОМ ЯЗЫКЕ
— На поводу у публики я никогда не шел и не пойду, я всегда тянул за собой, и это получалось. Но язык должен быть простым. Вот у Исаака Дунаевского — сложный язык или простой? С одной стороны, сложный, песни ведь все в трехчастной форме. Это обязательно куплет, потом некая связка и припев. Но они запоминаемы. Это особая мелодическая, песенная энергетика, которую способен нести только талантливый человек. Специально так придумать невозможно. Либо попадание происходит, либо нет. Да, оно бывает и на трех звуках, но я такое не люблю.
Например, мне говорили, что «Ветер перемен» или «Ах, этот вечер» никогда хитом не будут. Никогда. Музыка там сложная. Но в итоге я доказал и себе, и другим, что это не так. Значит, не такая примитивная у нас публика. Значит, что-то ее трогает, заставляет еще раз послушать песню. Очень редко хит рождается «с одного прослушивания», это совсем уж редкие попадания типа «А нам всё равно» — когда человек выходит из кино и уже насвистывает. Так бывает с совсем уж простыми мелодиями. А «Ветер перемен» и «Ах этот вечер» довольно сложны, они написаны как раз по лекалам Исаака Дунаевского. Это мне всегда особенно дорого.
Сейчас говорят, что бездарные люди оглупляют народ. На самом деле они не опускаются до уровня народа, а опускают народ до своего уровня. Наших так называемых продюсеров в эстраде даже композиторами уже не называют, потому что никто не знает, кто там сочиняет музыку. А ведь это целая фабрика. Вот они, к сожалению, и делают эту жуткую работу, совместно с программными директорами радио.
О КИНОИНДУСТРИИ
— А на мой взгляд, помогать-то и не надо. Кино — коммерческий жанр. Во всем мире это шоу-бизнес, вот пусть продюсеры и научатся сами отвечать за деньги, которые они где-то достанут. И отвечают пусть своими домами и мерседесами, на которых они ездят вне зависимости от того, провалился фильм или нет. Помогать надо таким, как Звягинцев, который ходил, выпрашивал эти деньги у министерства годами. Молодым авторам на молодое кино. Например, на Ханты-Мансийском фестивале показываются талантливейшие молодые ребята, которые снимают в лучшем случае за несчастные $100 тыс., а то и меньше. И снимают такое кино, что можно засмотреться. Да и денег им нужно меньше — для Минкультуры и для страны это будет совсем маленькой суммой, не той, которую они дают на блокбастеры или Михалкову. Нет, я не против Михалкова. Но как можно на блокбастеры деньги давать? Это ведь дикость!
(Виктория Иванова, «Известия», 05.02.15)
Правообладатели теряют 8,5 млрд рублей в год из-за нейросетей

В Ассоциации музыкальной индустрии (АМИ) оценили ущерб, который наносит авторам и правообладателям широкое распространение генеративной музыки с учетом динамики роста музыкальной индустрии. Сегодня основные каналы распространения музыкального контента — стриминговые сервисы, публичное исполнение, где основная доля приходится на фоновую музыку, а также эфирное и кабельное вещание. Согласно подсчетам АМИ, авторы и правообладатели теряют 8,5 млрд рублей в год, даже несмотря на то что сам российский стриминг растет на 40% в год, то есть в два раза быстрее общемирового. Как полагают в АМИ, к 2030 году потери правообладателей будут составлять уже 11 млрд рублей в год. В Ассоциации полагают, что урегулировать отношения между авторами охраняемого контента и ИИ-индустрией мог бы законодатель.
В АМИ уверены, что выпадающие доходы правообладателей связаны с правовыми коллизиями, которые пока что не устранены не только в России, но и во всем мире. Речь идет о настройке нейросетей, в ходе которой используются самые разные объекты и в том числе охраняемый контент.
Как отметил генеральный директор АМИ Валерий Дробыш, пока что ИИ-индустрия фактически игнорирует интересы авторов:
- На сегодняшний день все крупные нейросети так или иначе настраивают, “скармливая” им объекты авторского права без согласия правообладателей, что является прямым нарушением их прав. Судебные разбирательства между правообладателями и владельцами ИИ идут по всему миру не первый год, и количество резонансных дел растет в геометрической прогрессии. Это совершенно не удивительно, ведь авторы и правообладатели на собственном кошельке ощущают наносимый им урон от незаконного использования, переработки, частичного копирования ИИ их интеллектуальной собственности без соответствующих выплат им вознаграждения.
Другая сторона проблемы, по словам Валерия Дробыша, заключается в том, что из года в год наблюдается увеличение доли генеративных произведений, которые используются в коммерческих целях различными пользователями. В частности, речь идет об основных каналах распространения музыкального контента — стриминговых сервисах, публичном исполнении, где основная доля приходится на фоновую музыку, а также эфирное и кабельное вещание. Вследствие этого авторский контент становится менее востребованным и доходы правообладателей сокращаются.
По словам Валерия Дробыша, сегодняшние убытки правообладателей уже являются крайне весомыми и, по всем прогнозам, будут только расти:
- Снижение доходов авторов и правообладателей, даже с учетом консервативного мирового прогноза дальнейшего роста музыкальных стримингов, составит в среднем порядка 8,5 млрд рублей в год. Аналогичным образом пострадает и их доход от фоновой музыки, объем которой составляет около 80% от всех доходов за публичное исполнение — потери составят в среднем около 2,5 млрд рублей в год. Итоговый ущерб, который понесут авторы и правообладатели от генеративного музыкального контента, можно оценить на горизонте до 2030 года в размере 11 млрд рублей в год.
В АМИ полагают, что переломить ситуацию смогли бы новые подходы в законодательном регулировании отрасли.
- Ассоциации музыкальной индустрии совместно с ведущими экспертами национальной сферы интеллектуальной собственности готовит предложения для обеспечения защиты прав и соблюдения интересов авторов и правообладателей во взаимоотношениях с создателями систем искусственного интеллекта, которые, как мы надеемся, уже в ближайшем будущем лягут в основу соответствующих законодательных изменений, — заключил Валерий Дробыш.
В доме-музее Станиславского отметят 200-летие «Горя от ума»

Торжественное открытие выставки «Качалов – Чацкий. Грибоедов «Горе от ума»», посвященное 200-летию комедии и 230-летию Александра Грибоедова, состоится 14 марта 2025 года в Доме-музее К.С.Станиславского. Откроет выставку театральное представление по мотивам пьесы, подготовленное студентами 4 курса театрального колледжа имени Л.А.Филатова, в постановке режиссера Павла Ващилина.
Директор Музея МХАТ Павел Ващилин отметил важность пьесы для театрального мира:
- Долгое время сразу после выхода пьесы театральные труппы набирались под «Горе от ума»: считалось, что состав актёров, между которыми хорошо распределяются грибоедовские роли, может играть весь театральный репертуар. В связи с ее большой популярностью в то время появилось много пародий, фельетонов и крылатые фразы пошли в народ и цитируются по сей день. Можно сказать, что эта пьеса на века.
Комедия «Горе от ума» считается вершиной драматургии и поэзии. Яркий афористический стиль способствовал тому, что она вся разошлась на цитаты. Герой пьесы «Горе от ума» Чацкий стал особенным в репертуаре Василия Качалова. Ему посчастливилось исполнять эту роль 33 года.
Впервые «Горе от ума» в МХТ сыграли в 1906 году. Станиславскому и Немировичу-Данченко показалась интересной задача, как алгеброй гармонию, поверить психологическим театром одну из самых репертуарных пьес русской сцены. Та первая постановка была лишена откровенно сатирического взгляда, скорее она старалась воспроизвести давно уже канувший в Лету мир старой Москвы, поэтически и при этом исторически достоверно показать человеческие типажи. По свидетельству Н.Е.Эфроса, Качалов, говоря о той первой постановке, сказал: «Так ничего и не вышло».
В восстановлении спектакля 1914 года постановка обрела не только новые декорации Мстислава Добужинского, но и новое дыхание, хотя сохраняла большинство прежних исполнителей и прежний рисунок мизансцен. Принципиальнее и мягче стал Чацкий Качалова, юношу-поэта из спектакля 1906 года сменил незаурядный молодой философ.
Возобновление спектакля 1924 года отличалось чёткостью задач идейного характера. Чацкого репетировали, а потом играли Марк Прудкин и Юрий Завадский. Качалов играл Репетилова, взяв в качестве «зерна» болтливость, пустозвонство и легкомыслие. Но, как тонко подметил Станиславский, «работая над ролью Репетилова, Качалов был больше увлечен ролью Чацкого».
Как это часто случается в театре наступил неожиданно такой день, когда Василию Качалову вновь пришлось играть Чацкого. Разумеется, что в «третьем» Чацком не мог не отразиться жизненный опыт, приобретенный актером за эти годы. В новом Чацком он был строже, беспощаднее к порокам фамусовского общества, и в то же время он был гораздо оптимистичнее.
В 1938 году к 40-летнему юбилею театра решили заново поставить «Горе от ума». Вл.И.Немирович-Данченко предложил Василию Качалову сыграть Чацкого в дни юбилея театра Чацкого. Качалов сомневался в своих физических силах, ему было за шестьдесят, и это обстоятельство в спектакле никак нельзя было обойти. Решившись, он с новым увлечением отдался работе над дорогим ему образом. Актёр использовал в гриме портретные черты А.С. Грибоедова. 30 октября 1938 года Качалов сыграл своего нового Чацкого. Эта роль стала последней в его карьере.
Во время подготовки выставки кураторы решили сделать акцент на жанр пьесы «Горе от ума» – комедия. Василий Качалов всегда подчёркивал, что юмор был присущ Московскому Художественному театру, поэтому на выставке будет возможность вспомнить великие цитаты из комедии и от души посмеяться над выдержками из школьных сочинений.
Также на выставке будут представлены эскизы декораций и костюмов, портреты, фотографии, архивные документы, мебель, предметы бутафории, воспоминания современников и много вдохновенных поэтических строк из комедии «Горе от ума» в исполнении В.И.Качалова.
Выставка продлится до 8 июня.
Начало в 16.00.
Аккредитация на открытие выставки через форму: https://forms.yandex.ru/u/67a0e073e010db5db90fbb5b/
Дополнительная информация: e.a.peterson@museummhat.ru (Екатерина Петерсон, пресс-служба Музея МХАТ).
«Моя Мишель» представит альбом «Ангелы и не очень» в «MTC Live Холле»

Концерт группы «Моя Мишель» состоится в «MTC Live Холле» 29 ноября 2025 года. Шоу будет посвящено презентации нового альбома «Ангелы и не очень». Лонгплей уже завоевал сердца многих слушателей благодаря треку «Город Ангелов», который стал радио хитом всего за две недели и возглавил ключевые музыкальные чарты.
Сообщение не является рекламой и носит исключительно информационный характер.