Никита Михалков и Сергей Федотов - о глобальной лицензии в интернете
Сергей Федотов: Наша идея проста. Мы бы хотели, чтобы рядовые граждане платили за легальный контент в интернете на порядок меньше, чем сейчас, а правообладатели получали на порядок больше, чем они сейчас получают. Приблизительно об этом весь документ.
Никита Михалков: В вопросе защиты прав в интернете мы исходим из интересов правообладателей и потребителей, которые могут с чистой совестью, платя 25 рублей в месяц — 300 рублей в год, легально пользоваться практически любыми произведениями.
Мы прекрасно понимаем, что закон, который сейчас действует, не работает. Вообще, в массе своей наш человек устроен так, что он испытывает какой-то, я бы сказал, азарт, бесплатно скачивая художественные произведения в интернете. И главное, получает от этого удовольствие. А ведь это, по сути, воровство. И нам кажется, что получать от воровства удовольствие — не очень хорошо.
А если посмотреть на это с другой стороны, то любой человек, чей творческий труд просто грубо и бесплатно скачивают, имеет совершенно естественное право возмутиться.
ПОЧЕМУ ГЛОБАЛЬНАЯ ЛИЦЕНЗИЯ ПОНАДОБИЛАСЬ ИМЕННО СЕЙЧАС?
Сергей Федотов: Мы изучили опыт борьбы с пиратством в других странах, сделали выводы и из опыта России 1990-х годов. Тогда происходила имитация борьбы с пиратством, которая ни к чему не привела. Было огромное количество пиратских кассет, потом появились пиратские диски. В самом конце, когда кассеты и диски стали исчезать и все переместилось в интернет, наметился сдвиг, но было уже поздно. Мы упустили огромный период времени, когда индустрия могла зарабатывать и встать на ноги.
Сегодня музыка, кино и литература практически полностью ушли в интернет. Молодежь и люди среднего возраста в основном скачивают все в электронном виде. Нам необходим действенный механизм сейчас. Он не нужен нам через 10 лет. Деньги на развитие кино-, музыкальной и литературной индустрии нужны сейчас. Мы предлагаем проект, который уже через год будет приносить совершенно конкретные плоды.
Мы пытаемся привить нашему гражданину понимание: то, что он качает или смотрит в интернете, кому-то принадлежит, это чья-то собственность. Кто-то не спал ночами, ее создавая, проводил сутки в студии, кто-то мерз на съемках на выезде. За всем этим контентом, культурным богатством стоит огромный труд. Его нельзя воровать. Давайте начнем с того, что люди поймут: всего 25 рублей, и ты — законопослушный гражданин. Разве это плохо — не чувствовать себя вором?
КТО БУДЕТ ОСВОБОЖДЁН ОТ УПЛАТЫ СБОРА?
Сергей Федотов: На общественных слушаниях в Минкультуры обсуждался вопрос о категориях граждан, которые будут вообще освобождены от этого авторского сбора. Есть образовательные учреждения, которым необходимо дать возможность пользоваться контентом бесплатно, существуют учреждения социальной направленности. Есть категории граждан, которых нужно освободить от сбора.
Мы предполагаем, что эти деньги должны платить работающие люди, у кого такая возможность есть. Человек, покупающий дорогостоящее мобильноe устройство, предполагает, что он будет заходить с его помощью в интернет, просматривать сайты, где чужой контент тоже имеется.
Взять, к примеру, интернет-вещание. Вы смотрите передачи в интернете на сайте канала и думаете, что легально, хотя это ведь тоже набор чьих-то прав, в том числе композиторов, поэтов, аранжировщиков, рекорд-компаний. И они — обладатели прав — должны получать свое вознаграждение.
НЕ НАРУШИТ ЛИ ГЛОБАЛЬНАЯ ЛИЦЕНЗИЯ ЕСТЕСТВЕННУЮ КОНКУРЕНЦИЮ НА РЫНКЕ?
Никита Михалков: Ну никогда же не будут довольны все. Мне кажется, нужно исходить из глобального интереса — что будет выгоднее потребителю в результате. Глупо говорить о том, чтобы всем было хорошо. Равенства быть не может, равноправие необходимо и возможно. Понятно, что компании вложили большие деньги и, наконец-то, начали зарабатывать. Мы ни у кого ничего не хотим отбирать, а только предлагаем модель, которая более демократична, чем та, что сейчас действует на рынке. Хотим понять, как это можно лучше реализовать. И, безусловно, мы с радостью принимаем предложения интернет-компаний сотрудничать в данном вопросе. Это необходимо обсуждать с интернет-сообществом. Остальное — разговоры в стиле «такого не может быть, потому что этого не может быть никогда».
Сейчас нам важно понять, как эффективнее осуществить проект глобальной лицензии в России. Следовательно, необходимо публично, спокойно, положив «все карты на стол», вместе с интернет-сообществом нарисовать совместную схему. И мы к этому готовы. Более того, мы тоже в этом заинтересованы. На пути к реализации проекта есть задачи, которые не можем решить без экспертизы индустрии, потому что это сугубо технические процессы и профессионалы разбираются в них лучше, чем мы.
О КРИТИКАХ ПРОЕКТА
Никита Михалков: Герой «Сибирского цирюльника» Полиевский об этом очень хорошо сказал. Русская зависть, говорил он, особенная. Она вообще является движущей силой нашего общества. Одни завидуют, что это не они это придумали. У других просто начинается диарея при упоминании моего имени. Третьи не хотят работать, а тут действительно большая работа. Четвертые просто не желают делиться с правообладателями.
Кто-то обсуждает в интернете, вон, мол, Михалкову дали 23 миллиона долларов на фильм, сколько же он из них украл?! А я могу на это ответить, что я убежден в том, что люди, которые это пишут, — потенциальные воры, так как они и представить себе не могут, что можно не красть, а делать дело и может доставлять удовольствие сам процесс работы, который стоит действительно больших денег. Но деньги эти — на экране, они видны, их все можно посчитать.
Такие люди не представляют себе, что создание условий для съемок большого постановочного фильма — важнейшая часть процесса, когда не только актеры, но и вся массовка на съемочной площадке получает горячую еду, когда у каждого актера есть вагончик и он не сидит с 7 утра загримированный в ледяном автобусе с маминым бутербродом с замерзшим сыром, зная, что снимать его начнут не раньше чем в 5 часов вечера. И если для мундиров юнкеров, допустим, нужно английское сукно, то это действительно английское сукно. Да, конечно, нас интересует заработок, но мы хотим зарабатывать на продукте, а не «пилить на берегу» бюджет и что попало и как попало на то, что осталось.
Нас не любят те, кто нас не знает. Никто из тех, кто за спиной нас критикуют, в том числе и глобальную лицензию, в глаза нам ничего не говорят. Они либо орут в толпе, когда толпа сзади, либо за глаза.
О ВЫПАДАХ В СВОЙ АДРЕС
Никита Михалков: Моя мама дала мне несколько потрясающих советов. Один из них был таким: никогда не обижайся. Если тебя хотели обидеть, не доставляй удовольствие тому, кто этого хотел. Если тебя не хотели обидеть, всегда можно простить. Но если тебя оскорбили и ты действительно оскорбился, никогда не делай сразу того, что хочется сделать, в ту секунду, когда тебя оскорбили. Выжди паузу. Любое решение потом будет правильнее, чем первый импульс.
Я регулярно вижу ложь и желание меня унизить или оскорбить. Но я точно знаю, что зло, которое человек источает, остается с этим человеком. Как мне сказал мой духовник: «Не расстраивайтесь, помните слова из акафиста святому Трифону, — "это демонов немощные дерзости", — и вообще, чем больше на вас клевещут, тем чище ваша душа». С тех пор я успокоился и решил — пусть клевещут. Для этих людей мерзость и ложь — их питательная среда, так пусть они в ней сами и живут, без меня.
(Матвей Алексеев, Светлана Поворазнюк, lenta.ru, 06.04.15)
Глеб Самойлов отменил концерт из-за болезни
Отменен концерт Глеба Самойлова в Анапе с симфоническим оркестром, запланированный на 20 декабря 2024 года. Причиной стал приступ остеохондроза позвоночника у музыканта. Как сообщили представители Глеба Самойлова "Нашего радио", заболевание требует особого внимания и комплексного подхода. Сейчас певцу оказывается вся необходимая медицинская помощь.
"ИнтерМедиа" напоминает, что ранее из-за протестов активистов был отменен концерт Глеба Самойлова в Екатеринбурге, назначенный на 4 января 2025 года.
Россияне хотели бы просыпаться от шума моря или уведомления о зачислении зарплаты
HiFi-стриминг «Звук» провел опрос об утренних привычках россиян. Исследование приурочено к запуску новогоднего адвент-календаря. В нем — подборка аудиокниг и подкастов, с которыми можно начинать каждый день с удовольствием и заряжаться праздничным настроением.
24% россиян хотели бы начинать день под шум моря, а 15% предпочли бы услышать с утра звук закипающего кофе или чайника на плите. 13% россиян хотели бы просыпаться от уведомления о зачислении зарплаты. Об этом говорят данные опроса. Более трети россиян (35%) признаются, что периодически «встают не с той ноги», но после пары чашек кофе «всё налаживается». Другие респонденты сталкиваются с этим крайне редко – только если проспят или не выспятся (25%). Еще 23% опрошенных назвали утро своим нелюбимым временем суток. Начинать каждый день с позитивным настроем удается только 17% россиян.
Сгладить тяжелое утро помогает любимая музыка – так отвечают 23% опрошенных. Одним (18%) важно выпить много кофе, чтобы взбодриться, а другим насладиться вкусным завтраком, чтобы «заесть плохое настроение» (17%). 11% респондентов придерживаются более радикального подхода и пытаются с утра пораньше найти виноватого в своем настроении, даже если понимают, что виноваты сами. А кому-то помогает настраиваться на продуктивность составление списка дел на день (9%). Чтобы улучшить состояние утром, россияне также пишут сообщения друзьям и близким (8%), делают зарядку (7%) или же снова засыпают (7%).
При этом 24% россиян признаются, что плейлист с любимыми «школьными» хитами может поднять их настроение с утра. Также в «бодрящий топ» попали рок-музыка (19%) и саундтреки из любимых фильмов (16%). Некоторым помогают зарядиться треки из вирусных видео (11%) и динамичная электронная музыка (10%). Остальные делают выбор в пользу песен из зарубежных чартов (9%), классических инструментальных композиций (7%) и фонк-версий популярных треков (4%).
Около 60% не могут выделить одну песню, которая отвечает за «магию утра». А треть респондентов признались, что считают себя меломанами: в их плейлистах много треков, которые помогают настроиться на позитивный лад. Однако, большинство заряжаются по утрам роком c Survivor и «Eye of the Tiger» (6%) или же включают зарубежных диджеев: например, Давида Гетту и Робина Шульца (4%). Около 2% любят, как царицы, начинать утро с песен Anna Asti.
При этом более 65% россиян также по утрам слушают подкасты. Люди предпочитают начинать день с чего-то легкого на фоне: хотят, чтобы ведущие болтали на отвлеченные темы (24%) или выбирают юмористический контент для поднятия настроения – 16%. Около 15% черпают утреннюю мотивацию, слушая интервью успешных людей. Также россияне включают научпоп-лекции (14%), обзоры на новые книги или сериалы (11%), и собираются под голоса ведущих ток-шоу (11%). Начинать день с утренней медитации предпочитают 9% опрошенных.
Больше половины (54%) респондентов также слушают аудиокниги с утра: 11% предпочитают детективы и триллеры, 10% – книги по психологии, «особенно, если настроение не очень хорошее». Книги об искусстве (8%), русская классика (8%) и фэнтези (7%) также звучат в квартирах россиян по утрам. Некоторые из них признаются, что книги по философии помогают «стоически справляться с плохим настроением» (2%).
Исследование проведено HiFi-стримингом «Звук» в ноябре 2024 года среди 1 300 респондентов из 16 регионов России методом онлайн-опроса. Респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа на вопросы.
«Не смотрите наверх» возглавил рейтинг фильмов-катастроф десятилетия
Киноканал Cinema представил Абсолютный топ фильмов-катастроф последнего десятилетия. Первое место в рейтинге заняла лента Адама Маккея «Не смотрите наверх» (2021).
Для составления Абсолютного топа была использована уникальная методика. Редакция канала Cinema изучила и проанализировала мнения критиков и обычных пользователей таких сайтов, как «Кинопоиск», «Кино-Театр.Ру», Film.ru, Rotten Tomatoes, IMDb. В исследовании также использовались данные о кассовых сборах из «Бюллетеня кинопрокатчика» и редакционные рейтинги тематических изданий.
В последние годы спрос на фильмы-катастрофы слегка снизился. В прошлом десятилетии (2003–2013 годы) вышло более сорока фильмов жанра, которые в сумме заработали четыре миллиарда долларов. В 2014–2024 годах количество картин хоть и выросло до шестидесяти, сборы составили всего 3,2 миллиарда долларов. Меняется и сам жанр. Ещё с прошлого десятилетия в классические фильмы-катастрофы, где герои спасаются от стихийных бедствий или пытаются выжить во время крушения самолёта, корабля или аварии на производстве, авторы добавляют элементы мелодрамы, комедии, детектива, хоррора и криминальной драмы. Всё это отразилось в Абсолютном топе киноканала Cinema.
Первая десятка фильмов-катастроф:
- «Не смотрите наверх» / Don't Look Up (2021)
- «Разлом Сан-Андреас» / San Andreas (2015)
- «Волна» / Bølgen (2015)
- «Глубоководный горизонт» / Deepwater Horizon (2016)
- «Экипаж» (2016)
- «Гренландия»/Greenland (2020)
- «И грянул шторм» / The Finest Hours (2016)
- «Эверест»/Everest (2015)
- «Землетрясение» (2016)
- «Помпеи»/Pompeii (2014)
Лидер рейтинга — сатирическая научная фантастика «Не смотрите наверх». Учёные-астрономы открывают приближающуюся к Земле комету и пытаются предупредить о ней общество. Столкновение повлечёт за собой смерть человеческой цивилизации, но опасения учёных люди не воспринимают всерьёз. Оскароносный режиссёр Адам Маккей в очередной раз собрал в кадре звёздный состав: Леонардо Ди Каприо, Дженнифер Лоуренс, Мэрил Стрип, Тимоти Шаламе и Кейт Бланшетт. Несмотря на смешанные отзывы критиков, картина «Не смотрите наверх» получила по четыре номинации на BAFTA, «Оскар» и «Золотой глобус» и заняла второе место в списке лучших фильмов 2021 года по версии Национального совета кинокритиков США, уступив лишь чёрно-белой драме Кеннета Браны «Белфаст».
На втором месте «Разлом Сан-Андреас» — картина, вошедшая практически во все рейтинги тематических изданий, посвящённые фильмам-катастрофам последних десяти лет. Главному герою, пилоту спасательного вертолёта, предстоит найти дочь после сильнейшего землетрясения в Калифорнии. Снял фильм Брэд Пейтон по сценарию Карлтона Кьюза, ответственного за рейтинговый сериал двухтысячных «Остаться в живых». «Разлом Сан-Андреас» заработал в прокате почти 475 миллионов долларов и стал самым кассовым фильмом-катастрофой 2015 года. Главную роль исполнил рестлер и один из самых брутальных актёров Голливуда Дуэйн Джонсон.
Третью строчку занимает «Волна» — первый фильм-катастрофа, снятый в Норвегии. Действие разворачивается в небольшом городке, расположенном во фьорде. Внезапно происходит небольшой тектонический сдвиг, и от одной из скал отходит большой кусок, провоцируя цунами высотой 62 метра. В основу сюжета легли реальные события, произошедшие в Норвегии в 1934 году. У себя на родине «Волна» стала самым успешным фильмом 2015 года и четырнадцатой самой посещаемой картиной в истории страны: её посмотрело более 830 тысяч человек.
На четвёртой позиции «Глубоководный горизонт» Питера Берга. Фильм посвящён одной из самых страшных техногенных катастроф в мировой истории — аварии на нефтяной платформе Deepwater Horizon, спровоцировавшей разлив нефти в Мексиканском заливе в 2010 году. Главные роли исполнили Курт Рассел, Джон Малкович и Марк Уолберг, уже снимавшийся у Берга в военной драме «Уцелевший». Несмотря на положительные отзывы критиков и номинации на «Оскар» и BAFTA, «Глубоководный горизонт» провалился в прокате, собрав чуть больше 121 миллиона долларов по всему миру при бюджете в 110 миллионов.
Замыкает первую пятёрку «Экипаж». Историю о пилотах гражданской авиации, спасающих людей во время землетрясения на вулканическом острове, снял режиссёр «Легенды №17» Николай Лебедев. Фильм имеет такое же название, как и советский хит Александра Митты, но не является его ремейком или продолжением. В картине снимались Данила Козловский, Владимир Машков, Елена Яковлева и Сергей Шакуров. В фильме также можно увидеть Александру Яковлеву — исполнительницу одной из главных ролей в «Экипаже» Александра Митты. Образ авиационной чиновницы стал её последней киноролью.