Андрей Макаревич - «То, что я люблю» ****
2015, «Эксмо»
Книги Андрея Макаревича, должно быть, являются предметом зависти всех авторов документальной прозы. Лидер «Машины времени» способен сделать книгу из чего угодно - из воспоминаний о сейшнах молодости, из размышлений на вечные темы, из рассматривания предметов, развешанных на стенах его дома... Это не считая книг о любимых напитках, любимых блюдах, любимых фильмах и тому подобное. Причём - вся проза не только документальная, но и автобиографическая: не нужно вникать в чью-то жизнь, достаточно описывать свою и в ус не дуть.
В принципе, любому завистнику несложно добиться таких же результатов. Для начала нужно стать Андреем Макаревичем (или лицом, чьи мысли и деятельность вызывают схожий интерес). Популярности автора, впрочем, недостаточно: я, например, сомневаюсь, что книга про любимые вещи, условно, певицы Нюши вызовет сколько-нибудь серьёзный интерес. Ещё одним важнейшим элементом является талант рассказчика, и тут Макаревичу мало равных, особенно если искать равных среди музыкантов. Кроме того, нужно, чтобы было что рассказывать - и вот здесь талант Андрея Вадимовича близок к уникальному. В нём как-то уживаются ворчливость мизантропа - и искреннее любопытство к куче разнообразных занятий, личная закрытость - и море встреч с интересными людьми... Эта двойственность проявляется и в его прозаических текстах, которые никогда не бывают добренькими - зато сочетают наблюдательность с, мягко скажем, ироничностью.
Новая книга «То, что я люблю» - формально рассказ о диковинных вещах, которые хранятся в доме у Макаревича. Это не коллекция и не собрание ценностей, это просто какие-то штуковины, сохранившие - что для Андрея Вадимовича очень важно - дух своего времени. Но меньше всего его рассказы о вещах похожи на нудные музейные аннотации. Собственно говоря, это рассказики вообще не о вещах - а о людях, случаях, путешествиях. Литературные жанры при этом варьируются от мемуаров до «роуд-фикшн» или даже «ривер-фикшн». Музыкальным инструментам посвящены целых две главы, причём одна из них повествует именно о гитарах, а другая - о разных инструментах и удивительных путях, которыми они попали на стену к Макаревичу. Все знают о дайверских увлечениях музыканта - и вот он рассказывает захватывающие и неожиданные подробности некоторых погружений. Все слышали о том, как Макаревич и Розенбаум плавали в джунглях Амазонки - и в книге наконец опубликованы воспоминания о той экстремальной поездке. Многие слышали о том, что Макаревич учился в архитектурном - а здесь они могут прочитать удивительно нежные строки о тех студенческих годах (и об отце, как всегда). О путешествиях Андрея по Русскому Северу известно меньше, и книга восполняет этот пробел, причём главка на 18 страниц может заменить пару увесистых этнографических томов. «То, что я люблю» прекрасно оформлена: всё, о чём пишет автор, иллюстрировано соответствующими фото, которые тоже отчасти передают тот самый дух времени.
Хорошая книга отличается тем, что всегда заканчивается слишком рано - переворачивая последнюю страницу (а здесь их всего 160), чувствуешь досаду, потому что хотел бы читать и дальше. Ну что же, подождём продолжения.
Алексей Мажаев, InterMedia
Владимир Пресняков, Дмитрий Харатьян и Игорь Верник награждены орденами
Президент России Владимир Путин подписал указ о награждении артистов государственными наградами. Согласно опубликованному на официальном портале правовой информации документу, Владимира Преснякова (старшего) отметили орденом почета, Игоря Верника — орденом «За заслуги в культуре и искусстве», а Дмитрий Харатьян был награжден орденом Дружбы.
- За вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность наградить орденом Почета Преснякова Владимира Петровича, — говорится в указе президента.
Денис Мацуев отметит Старый Новый год с музыкой Чайковского и Рахманинова
Традиционный концерт «Старый Новый год с Денисом Мацуевым» состоится 12 января 2025 года в «Live Арене». В сопровождении Государственного академического симфонического оркестра России имени Е.Ф.Светланова пианист исполнит шедевры классической музыки. Среди них — Первый концерт для фортепиано с оркестром П.И.Чайковского и Второй концерт для фортепиано с оркестром Сергея Васильевича Рахманинова. Кроме того, в компании своих друзей-музыкантов Андрея Иванова (контрабас) и Давида Ткебучавы (ударные), Денис Мацуев исполнит несколько авторских композиций в оригинальных аранжировках. За дирижерский пульт в этот вечер встанет один из самых востребованных молодых дирижеров России Иван Никифорчин.
Сообщение не является рекламой и носит исключительно информационный характер.
Российский национальный оркестр завершит год двумя концертами
Уходящий 2024-й год Российский национальный оркестр завершит двумя концертами. 26 декабря в Концертном зале им. П.И.Чайковского РНО примет участие в персональном абонементе народного артиста России Николая Луганского – одного из самых именитых и любимых публикой отечественных солистов. «Луганский не просто замечательный русский пианист нашего времени, он один из самых выдающихся артистов нашей эпохи», – так отзывался о музыканте обозреватель французского издания Le Mond. В этот вечер прозвучит Третий фортепианный концерт Сергея Прокофьева. «Музыка Третьего концерта воспринимается как безудержный гимн свету и молодости… Именно такими – солнечными и радостными, по-русски размашистыми, богатырскими представляются нам основные образы концерта, и именно этим он особенно близок российской аудитории», – писал о сочинении музыковед Виктор Дельсон.
Во втором отделении слушателей ждет встреча с музыкой Рихарда Штрауса. Симфоническая поэма «Жизнь героя» стала последним – седьмым – сочинением, созданным композитором в этом жанре. Ее продолжительность превышает 40 минут, а колоссальный состав оркестра поражает воображение даже в наши дни. Писатель Ромен Роллан называл поэму произведением необыкновенным, странным, одновременно пошлым и высоким: «Гомеровский герой бьется здесь среди хихиканья тупой толпы». В соответствии с авторской программой (композитор не скрывал, что в герое видит самого себя), в поэме отмечают шесть эпизодов: герой, враги героя, его подруга, битва, мирные труды и удаление от мира.
Свои интерпретации классических шедевров в этот вечер представит главный дирижер Новосибирского академического симфонического оркестра и Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии Димитрис Ботинис.
27 декабря публику Московского концертного зала «Зарядье» ждет вечер симфонических сюит. В преддверии самого волшебного зимнего праздника Российский национальный оркестр представит произведения, сюжетной основой которых стали сказки. Под управлением музыкального руководителя и главного дирижера Михайловского театра Александра Соловьёва прозвучат опусы русских композиторов конца XIX столетия – Петра Ильича Чайковского и Николая Андреевича Римского-Корсакова.
Балет «Спящая красавица» по одноименной сказке Шарля Перро был написан Чайковским в 1889 году, а уже 3 января 1890 года на сцене Мариинского театра состоялась премьера. Спектакль с хореографией Петипа вызвал фурор, став с годами эталонной классикой отечественного балетного искусства. А гениальная музыка Чайковского сегодня звучит не только в театре, сопровождая танец, но и в концертных залах в виде отдельных пьес, а также симфонической сюиты, в которую вошли самые яркие фрагменты балета.
Создавая в 1888 году «Шехеразаду», Римский-Корсаков также вдохновлялся сказочными образами, но не европейскими, а восточными. Симфоническая сюита, написанная под впечатлением от памятника средневековой арабской и персидской литературы «Тысяча и одна ночь», сегодня является одним из самых популярных и часто исполняемых опусов автора. В ней соединились ориентальные мелодии, изысканные танцевальные ритмы, красочная оркестровка и впечатляющие звуковые картины величественного моря и шумного праздника в Багдаде. Интересно, что изначально предназначенная для симфонического оркестра, «Шехеразада» позже стала основой для балетного спектакля – он был представлен в 1910 году в рамках «Русских сезонов» Сергея Дягилева в Париже.