Иван Охлобыстин: «Российская киноиндустрия подобна нынешнему футболу»

О ВДОХНОВЕНИИ
- Знаете, я был прилежный ученик, я чудом попал во ВГИК, я использовал на 150% все, что можно было выжать из педагогов. А там Бахмутский преподавал, Аносова, Соколов. Такие мастодонты из бриллиантовой когорты. Я усвоил от них урок, как должен строиться текст. И уже когда ко мне приходит то, что вы называете вдохновением…
О СЮЖЕТЕ «ИЕРЕЙ-САНА»
- Вообще случайно. С «Иерей-Сан»… Стою в храме на службе, напротив епископ стоит. Я спрашиваю у стоящего рядом священника: а косоглазый откуда, из Монголии, откуда-то еще? Он говорит: нет, это японцы. Я уже лет 10 в церкви был. Я не касался никогда. Это же интересный факт, он необычный даже эстетически. У меня сразу родился сюжет. Если они имеют право канонически служить у нас, а мы у них, если знаем японский… Что было бы, если бы он попал в центр нашего хаоса? «Левиафан» со знаком плюс.
ОБ ИСТОРИЯХ НА ЗАКАЗ
- Да, могу. Я профессионал. Во ВГИКе я 6 лет потратил на то, чтобы приобрести… Знаете, как должен выглядеть идеальный текст? Самая простая модель. В нем должны быть представлены все чувства – тактильные, визуальные, аудиальные, обонятельные. И примерно это может быть такое: он шел, погружаясь по щиколотку в черную теплую грязь в направлении виднеющегося впереди соснового бора, в воздухе явственно пахло жженной резиной и где-то оглушительно звенел коростель. Лет 5 назад мне принесли ВГИКовские сценарии. Я почитал то, что пишут во ВГИКе, и пришел к убеждению, что их не учат сценарному мастерству. Там нет этого. Там есть хаос, там есть попытка самовыражения, там много оригинальных вещей, но это все каша. Без того, что они должны приобрести знание, сухое начальное знание, как монтировать. Общий со средним не монтируется. Монтируется общий, монтируется крупный. И потом идет, может быть, средний, через перебивочку. Какие-то простые вещи они не знали.
О НАПИСАНИИ ШУТОК
- И в сценарии, и так. Вокруг нас люди были постоянно. Это же общий процесс. Вообще нужно всегда правильно относиться к кино, к телевидению. У них есть общие принципы. И главное, понимание, что ты один там ничего не сделаешь, надо вместе – от малого до великого. А у нас очень хороший коллектив на «Интернах» был.
О СВОЕЙ МИССИИ КАК ЧЕЛОВЕКА ИСКУССТВА
- Давайте отталкиваться от логических установок как базиса. Принципиально художественный продукт должен нести в себе педагогический аспект. Потому что он создается на деньги налогоплательщиков. Это по законам совести. Если ты делаешь кино, у тебя не может быть единственной целью зарабатывание денег. Ты создаешь легенду, ты создаешь новые образы, которые будут жить в головах людей, будут создаваться маленькие контр-культуры. Предположим, Гарри Поттер. При всей несерьезности, сказочности… Вот у меня взрослый сын 14 лет. Ему очень нравился в детстве Гарри Поттер, и его друзьям также нравился. У него самые светлые воспоминания остались от этого, и это видно. Когда мы что-то делаем, мы, по Антуану де Сент-Экзюпери, несем за это ответственность.
О СОСТОЯНИИ СТРАНЫ И КИНОИНДУСТРИИ В СТРАНЕ
- Я очень рассчитываю, что со страной получше все-таки. Российская киноиндустрия подобна нынешнему футболу. Я как пастырь не могу осуждать, я могу только констатировать. Дай Бог, чтобы все шло, как идет. Не надо сетовать, надо быть за все благодарными Богу. По одной простой логике. Что на самом деле нравится русским людям, вот такое кино и будет в скором времени сниматься, потому что оно малобюджетное. Вот с машинами, предположим. «Жигули» это обалденно, это очень патриотично. Но я отец, я детей вожу. Ну, не умеем мы. Штаны не умеем шить. Почему? Потому что у нас есть национальное неприятие торгашества. В нейтральном понимании этого. Восточные люди – целая культура построена на этом. Мне в укор ставили, что я не торгуюсь. Я говорю: у нас север, у нас берешь мимо, кидаешь деньги, кричишь, не факт, что возьмешь свой размер. А у вас можно постоять, можно поговорить.
О ЖИЗНЕННОМ ОПЫТЕ
- Знаете, особо-то ничем. Вот мне полтинник будет в этом году. Я себя вспоминаю в 12 лет, мы бежим рвать бузину, чтобы ею стрелять в соседних деревенских мальчишек. У меня побольше опыта, немного разочарований, много блестящих каких-то откровений, но в сути все то же самое. Вот как я в детстве не мог пройти мимо дверной ручки зимой – обязательно лизну и вишу потом, так я и в этом возрасте, дверная ручка для меня – вечное искушение.
О РОДИТЕЛЬСКОМ ТОТАЛИТАРИЗМЕ
- Вообще от природы тоталитаризм был задан. Можно с этим играть, конечно, но все равно должны оставаться какие-то фундаментальные основы. Но их тоже закладывать надо личным поведением. Потому что дети не верят ничему, чего не видят сами. Если мы звоним бабушке каждый день, они будут звонить нам каждый день. От простого к сложному. Потом дети ленивые существа, и ими надо заниматься, и относиться к этому как к данному факту природы. То есть спортом их надо заставлять заниматься. Им потом будет нравиться, они тебя будут заставлять. Музыкой… Дело в том, что мир, созданный Богом, до такой степени обладает всем многообразием, выбирай, что хочешь. И все достойное. Один может русский шансон слушать… Я бы не хотел, честно говоря, мне другое ближе. Поэтому я формировал их музыкальный вкус сам. А потом они выбирают. То есть у них был базис, они должны знать это и это, а потом – Джастин Бибер…
(Давид Шнейдеров, Анна Пешкова, Радио «КП», 09.07.16)
«Собачье дело», «Историю Сулеймана» и «Мастера и Маргариту» покажут на фестивале «Франкофония»

Кинофестиваль «Франкофония» пройдет с 18 по 23 марта 2025 года в кинотеатре «Пионер». Зрителям будут представлены киноленты разных жанров из Франции, Швейцарии, Канады, Кипра, раскрывающие искусство современного кинематографа, а также разнообразие культур франкофонии.
Фестиваль откроет 18 марта премьера байопика «Божественная. Сара Бернар» об известной на весь мир французской театральной приме. Программа продолжится 19-го числа основанным на реальных событиях «Собачьим делом» — драмеди из Швейцарии, отмеченным призом в Каннах в 2024 году за лучшую роль четвероногого артиста. Ещё один каннский призёр прошлого года – социальная драма «История Сулеймана» о парижском велокурьере – будет показана 21-го. Фильм получил приз за лучшую мужскую роль и приз жюри конкурса «Особый взгляд» и еще около 20 международных наград, а также четыре главные французские кинопремии «Сезар».
Киприотская драма «Нейлон за пять шиллингов», которую гости фестиваля увидят 20 марта, рассказывает о любовном треугольнике на фоне Второй мировой войны. Тот же временной период заявлен в приключенческом байопике «Сент-Экзюпери», который будет показан 22-го. Закроет фестиваль 23 числа канадская картина «Канавал», лауреат МКФ в Торонто 2023, посвященная сложностям адаптации 9-летнего мальчика, переехавшего с семьей из Гаити в Квебек.
В программу фестиваля также вошел российский фильм «Мастер и Маргарита», который будет показан 22 марта с французскими субтитрами в переводе Сергея Козина.
Фильм «Божественная. Сара Бернар» выйдет в российский прокат в марте

Зрительская премьера фильма «Божественная. Сара Бернар» (Sarah Bernhardt, la divine) состоится 21 марта 2025 года к киноцентре «Октябрь» в рамках проекта «Каро.Арт». Байопик легендарной французской актрисы снял режиссер Гийом Никлу, а главные роли сыграли Сандрин Киберлен, Лоран Лафитт, Амира Касар, Полин Этьен, Матильда Олливье, Лоран Стокер, Грегуар Лепренс-Ренге, Клеман Эрвю-Леже, Себастьен Пудеру, Артур Игуаль и др.
- Сара Бернар — божественная, блистательная, единственная в своем роде и первая в мире суперзвезда, - сообщается в синопсисе. - От дочери куртизанки до мировой иконы, она покоряла своим талантом и бросала вызов обществу. Головокружительные романы, скандалы и триумфы, ампутация ноги и невероятная сила духа сделали её символом эпохи. Как ей удалось влюбить в себя весь мир?
Фильм будет демонстрироваться на французском языке с русскими субтитрами, его представит и обсудит со зрителями театральный критик, историк театра Анастасия Иванова.
В мировой прокат «Божественная. Сара Бернар» вышел в сентябре 2024 года, в российский его выпустит 27 марта "Кино. Арт. Про".
Керри Кондон и Вуди Харрельсон сыграют в комедии «Гигант»

Вуди Харрельсон («Иллюзия обмана», «Дыхание шторма») и Керри Кондон («Банши Инишерина», «Рим») исполнят главные роли в фильме «Гигант» (Giant). Как сообщает Deadline, это ремейк комедии «Львиное сердце» (Corazón de León), снятой в 2013 году аргентинским режиссером Маркосом Карневале.
Фильм рассказывал о женщине по имени Иванна, которая вместе с бывшим мужем Диего владеет адвокатской конторой. Однажды Иванна, повздорив с Диего по телефону, в сердцах выбрасывает мобильный. Свидетелем этой сцены стал мужчина по имени Леон, который подобрал телефон и позвонил хозяйке, предлагая его отдать в обмен на обед вдвоём. Очарованная голосом своего нового знакомого, Иванна соглашается на встречу, где её ждет маленький сюрприз. В Леоне все замечательно — обаяние, мужская красота и социальный статус. Единственный его минус — это рост, 1,36 см. Главные роли в оригинальном фильме сыграли Гильермо Франселья и Хульета Диас.
Идея комедии приглянулась кинематографистам многих стран, ремейки были сняты в Колумбии, Перу, Мексике, Бразилии, а во французской версии под названием «Любовь не по размеру» 2016 года (выходившей и в российский прокат) главных героев сыграли Жан Дюжарден и Виржини Эфира.
Маркос Карневале будет сам режиссировать англоязычный ремейк, а сценарий адаптировал чилиец Гонсало Маса, который был соавтором картина «Фантастическая женщина», получившего «Оскар» за лучший иностранный фильм и приз Берлинского кинофестиваля за сценарий.
Харрельсон и Кондон вместе снимались в фильме «Три билборда на границе Эббинга, Миссури».