Евгений Сафронов (InterMedia): «Молодёжная аудитория не очень нужна рекламодателю, у неё не так много денег»
Продолжаем публикацию фрагментов интервью генерального директора агентства InterMedia для независимого музыкального лейбла SoundRussia. Первая часть интервью - здесь
О РАДИОБИЗНЕСЕ
- У радио - свои риски, ведь неудачно выбранная песня - это риск падения рейтинга радиостанции, соответственно - дохода, - и только одна из тысячи может доход повысить. Угадать, какая именно, очень сложно. Часто даже новая песня суперзвезды - казалось бы, стопроцентный успех - обрушивает рейтинг станции, приводя к прямым убыткам. А может и вовремя поставленная песня совершенно неизвестного исполнителя вдруг хорошо поднять станцию - возьмите хотя бы “Черные глаза” Айдамира Мугу. Каждая песня подвергается детальному анализу, программный директор должен определить, понравится ли она аудитории, повысит ли рейтинг?
Однако, конечно, вы правы, существует и пейола - постановка песни в эфир по другим мотивам. И это вовсе не российское изобретение. Понятие «пейола» возникло в момент расцвета музыкального радио, в 1930-е годы в США. Самой известной её жертвой, по иронии судьбы, стал знаменитый радиоведущий 50-х Алан Фрид, который внедрил в массы термин “рок-н-ролл”, раскрутил эту музыку и довел до совершенства схему, которая работает и сейчас - эфир в обмен на деньги (или на бесплатные выступления, что в РФ особенно развито). Артисты попадали в эфиры Алана Фрида через такую условную эфирную постель. Это, конечно, было незаконно, и в конце концов Фрид был за это привлечен к уголовной ответственности, его карьера закончилась печально.
По закону все, что без пометки «на правах рекламы», в любом СМИ должно быть размещено бесплатно, в рамках формата и в соответствии с редакционной политикой, а вот рекламные материалы “с пометкой” должны оплачиваться официально, с уплатой налогов. Но нарушения по всему миру происходят сплошь и рядом - ведь даже сейчас доходы от продажи песен международного репертуара составляют миллионы долларов (раньше - десятки и сотни миллионов), а радио и ТВ - мощнейшие инструменты продвижения. В мировой индустрии сейчас эта практика имеет форму довольно-таки цивилизованную и приглаженную, оформлена официальными или полуофициальными договорами между крупнейшими медиа и мировыми концернами. Независимые новые артисты (то есть, не имеющие контракта с тремя ведущими концернами), имеют мизерные шансы попадания в массовый эфир.
Алан Фрид
У нас ситуация похожа, но несколько иная. Дело в том, что в России индустрия звукозаписи за последние годы просто рассыпалась, и выпускающие компании (они же рекорд-лейблы) потеряли возможность зарабатывать на музыке, частью трансформировались в паблишинги, частью закрылись. Желание платить радиостанциям есть разве что у артистов и продюсерских центров, а у них непростой хлеб - в основном, концерты - потому нет сверхприбылей, из которых можно щедро заплатить за эфир.
У нас бывает ещё хуже - с молодого артиста берут кучу денег и не ставят его в эфир. Он говорит: "Как же так?!" А ему отвечают: "Иди в суд! Докажи, что ты нам платил!" Доказать нельзя, потому что деньги платятся через посредников без расписок, и, возможно, именно посредник их прикарманил, поди разберись - все ведь неофициально.
Но сразу замечу: на большие радиостанции даже с большими деньгами с улицы не зайдешь. Наши радиостанции - монополии, огромные холдинги, очень большие даже по мировым меркам, их аудитории - десятки миллионов человек. Эфир не резиновый, каждая секунда, каждая нота стоит огромных денег, которые никому не хочется терять, потеря рейтинга из-за неудачной песни в эфире стоит очень дорого, и большие станции на это уже не идут, очень внимательно отсеивая репертуар. Впрочем, и уважающий себя продюсер никогда не понесет на радио слабую песню.
О ВЛИЯНИИ РАДИО
- Для массовой индустрии важны понятия “доступность”, “удобство”, “актуальность”, “качество”, - по всем этим показателям с FM-радио пока ничто не сравнится. В машине пока не очень удобно заниматься настройкой интернет-ресурсов, слушать интернет-радио на гаджетах затруднительно, пока ёмкость батарей невелика и бесплатный интернет не охватил всё городское пространство. Радио будет сохранять влияние до тех пор, пока не станут очень доступными цифровые приемники с надежным сигналом прямо из интернета - и вот тогда эпоха больших станций закончится, инициатива перейдет к индивидуальному частному радио, эдакому программному редактору-блогеру. Будут слушать не радио «Европа плюс», а радио Троицкого, Полупанова, Гаспаряна, Барабанова, Мажаева, Петрова или Сидорова, вкусу которого доверяют. Это и сейчас есть, но пока это не индустрия, монетизировать не удается, а вот лет через 10-20 однозначно заработает именно как бизнес.
О РОССИЙСКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ПЕСНЯХ НА РАДИО
- Все меняется. Сейчас примерно поровну. По количественному подсчету главные мировые хиты ставят чаще российских, но зато отечественных песен в эфире больше. Нужно понимать - неудачных зарубежных песен в эфире почти нет - они ведь приходят к нам через жесткий отбор и программный директор почти не рискует, а вот среди российских побольше проходных, не очень удачных. Посмотрите наши чарты - самые высокие позиции российских артистов в чартах - обычно 5-10 места, редко кто-то из наших сейчас попадает на первые. В целом доля зарубежной музыки растет, хотя наша аудитория любит и ждет хитов от отечественных артистов. Обращу внимание - даже подсчитать сейчас непросто, в целом такая статистика сейчас серьезно не ведется - мы еженедельно отслеживаем чарты, но этого очень мало.
ВО СКОЛЬКО РАЗ МЕНЬШЕ В РОССИИ ЗАПИСЫВАЕТСЯ МУЗЫКИ, ЧЕМ 10 ЛЕТ НАЗАД?
- Примерно в 2 раза. Раньше говорили, что самостоятельно можно записать свою музыку в гараже, а сейчас говорят - в спальне. Это так, все стало намного проще, но вопрос в том, можно ли назвать эти записи профессиональными. Профессионалом артист становится, если он зарабатывает на жизнь именно этим трудом. А если он зарабатывает еще чем-то помимо сцены, то уже автоматически проходит по разряду художественной самодеятельности, хотя он может играть лучше любого профессионала и быть гениальным по сути. Собственно, это обычный путь музыканта - от любителя к профессионалу, его многие проходили. Лепс, Налич, Растеряев и тысячи других перешли в разряд профессионалов и активно работают, а десятки и сотни тысяч, записав пару треков, выбирают себе другие профессии - и это нормально, именно так и должно быть. Но подсчитать все самодеятельные записи невозможно, да и не нужно. Мы считаем только индустрию, основанную на музыке, которая привлекает внимание масс и может продаваться. Именно такой музыки становится все меньше.
О РАСКРУТКЕ АРТИСТОВ
- Ты никогда на 100% не знаешь, что пойдет. Даже покойный Юрий Айзеншпис, который имел особый нюх на то, что должно “пойти”, и тот нередко ошибался. Начинал раскручивать артистов, которые оказывались в итоге не особо успешными. А потом начинал раскручивать коллективы, которые пели и играли ненамного лучше, но добивались успеха - и понять, в чем разница, было невозможно. Тот же Налич декларирует, что он первым раскрутился благодаря интернету, но на самом деле ему не в меньшей степени помогла благодарная аудитория ночных клубов. Почему несовременная стилистика Налича - из 1960-х примерно - неожиданно сработала именно на повёрнутую на технологиях аудиторию современного российского интернета? Никто не знает. И вот эта мистика всегда зашита в самом артисте - если он обладает хорошим потенциалом, стиль играет подчиненную роль. Появляется харизматичный артист и тянет за собой стиль, как это сделали в свое время "Браво".
Евгений Хавтан
Я внимательно следил за их первыми шагами: в то время не было ничего подобного в таком стиле, публика сходила с ума по ультрасовременному Цою и тяжелому “Круизу”, - и вдруг сработало, да ещё как! Хотя фамилию Хавтана никто не мог правильно произнести с первого раза. Они вышли на сцену - и сразу появилась куча подражателей, которым так и не удалось подвинуть родоначальников с пьедестала. То же было и с Земфирой - её появление дало мощный толчок рок-музыке, которая в то время начала сдавать позиции.
ОБ УСПЕХЕ NOIZEMC «ВКОНТАКТЕ»
- Успех «ВКонтакте» должен быть грамотно конвертирован в стабильную концертную аудиторию. Нойз, на мой взгляд, очень креативен и перспективен, но для достижения популярности Земфиры - истинной, а не рассчитанной в миллионных халявных прослушивания «ВКонтакте», - ему ещё нужно много работать. Так же, как и всем артистам, впрочем.
А что касается молодёжной аудитории - она всё же не очень нужна рекламодателю, у неё не так много денег. К примеру, у той же Земфиры аудитория постарше и поинтереснее. А ведь именно рекламодатель определяет лидеров. Приведу пример: несколько лет назад мы с Андреем Ковалёвым работали над проектом 1Rock - это был медиахолдинг, в который входили журнал, интернет-портал, интернет-радиостанция и даже спутниковый телеканал. Это, кстати, был первый в мире спутниковый хеви-метал-телеканал, больше таких не было, и до сих пор нет. Аудитория встретила замечательно, особенно в регионах - мы получали массу отзывов, сигнал принимался на всей территории России, мы вошли в десятку самых известных музыкальных телеканалов, но грянул кризис, и канал пришлось закрыть - аудитория хеви-метал небогата и рекламодателя не привлекла, платить за сигнал было нечем. Так и с Нойзом - аудитория большая, искренняя, но небогатая, так что трудно ему приходится.
Noize MC
О «ЛАСКОВОМ МАЕ»
- Можно по-разному относиться к этому проекту, но Андрей Разин отлично использовал свой шанс, и с этим никто не поспорит. Революционный бардак дает любому бизнесу и шансы, и риски (это, кстати, хорошо описано в “Золотом теленке” Ильфа и Петрова). Правоохранительные органы парализованы, работать очень опасно - зато можно сорвать куш, получить огромные преференции за копейки. Разин на этом и заработал, как и многие в то время. Но при этом нужно иметь ощущение баланса, особое чутьё, иначе можно и не выжить. Разин выжил, и это - победа, не просто удача - в этом ответ на ваш вопрос. Не всем это удалось - вы же знаете, что «Ласковый май» закрыли потому, что реально начали убивать детей, которые не знали, что им делать с большими деньгами (в чём-то все мы тогда были такими). Шурочкин оказался хорошим учеником. Его «Нюша» - это мегапроект на годы, образец успешного проекта, каких немного в нынешнем шоу-бизнесе.
О БАЗЕ КОНТАКТОВ INTERMEDIA
- Если артист дает сольные концерты и хотя бы минимально занимается своим продвижением, он позаботится о том, чтобы информация о нем у была в профильных СМИ, а в частности - в нашей Базе контактов. Включение в неё бесплатно, она не ограничивается по жанрам, в ней десятки тысяч организаций и артистов всех стилей и направлений. Но, видите ли, многие артисты жалуются на коррумпированность СМИ, однако даже имеющимися бесплатными возможностями продвижения почему-то не пользуются. Может быть, боятся и заранее опускают руки, ожидая отовсюду отказов, а может быть, не хватает знаний, понимания ситуации - и вот это сильно печалит. Мы, кстати, всегда помогаем артистам в этом, материалов с советами и рекомендациями у нас на intermedia.ru масса, лекции и консультации постоянно… Ведь InterMedia, хоть и частная компания, - все же особый проект, не совсем коммерческий, работу по созданию информационного поля для культурной индустрии мы ведем системно и с дальним прицелом.
«ЧайФ» подарил Екатеринбургу на Новый год «Не забывай, наш город, нас»
Группа «ЧайФ» представила клип на новую песню «Не забывай, наш город, нас» 26 декабря 2024 года. Музыканты задумали ролик как новогодний подарок родному Екатеринбургу.
- Лиричная, без лишнего пафоса, простая и легко запоминающаяся "Не забывай, наш город, нас" – это благодарность городу от имени поколения, к которому относятся музыканты группы «ЧайФ», за прекрасное время, проведённое с прекрасными людьми. С теми людьми, кто формировал современный Свердловск-Екатеринбург, его культурный, промышленный, социальный, политический фон с середины ХХ по первое десятилетие ХХI веков, - говорится в пресс-релизе.
Режиссёр ролика Олег Ракович заявил, что такой клип могли снять только урожденные свердловчане и убежденные екатеринбуржцы.
- Каждая подворотня, каждая скамейка или постройка в центре города – это наши детские радости и шалости, романтика юношеских похождений, либо семейных прогулок. Мы выросли с этим городом и счастливы оставить в нём какой-то свой след, звучание настроения и порывов, - говорит он.
Прокомментировал видео и лидер «ЧайФа» Владимир Шахрин:
- Я вообще всегда за то, что нужно чаще говорить спасибо тем людям, кто заслужил это, признаваться им в любви, пока они живы, пока они здесь. И так же как людям мы говорим спасибо нашему городу и признаёмся ему в любви.
Как «ИнтерМедиа» сообщало ранее, премьера сингла группы «ЧайФ» «Мотя и Лука» состоялась 29 ноября 2024 года.
«ДДТ» показали клип «Прощался»
Премьера клипа «Прощался» группы «ДДТ» состоялась 26 декабря 2024 года. Режиссером ролика выступил Михаил Сегал, а съемки проходили на там самом концерте в Амстердаме 9 декабря, где состоялась премьера песни. По сюжету видео, русского оператора, живущего в Нидерландах (его сыграл актер Всеволод Прохоров), просят поснимать на концерте «русской группы». После выступления «ДДТ» он эмоционально опустошенный едет домой на метро.
- С Наступающим! Всем Добра и Мира! - написал в комментарии к клипу лидер коллектива Юрий Шевчук.
«Ленинград» встретит Новый год на «Нашем радио»
Сергей Шнуров c группой «Ленинград выступят в эфире «Нашего радио» с праздничным концертом в ночь на 1 января 2025 года. Шоу начнется сразу после боя курантов.
- Вас ждут классические хиты «Ленинграда», лайв-премьера альбома «Синяя Богиня» и море позитива. Вести наше откровенно-танцевальное реалити-шоу «Начинаем отмечать с группировкой "Ленинград"!» будут ведущие утреннего шоу «Подъемники» Александр Бон, Яна Лукьянова и Игорь Паньков, - сообщили в пресс-службе радиостанции.
Видеоверсия выступления будет транслироваться на всех ресурсах «Нашего радио».