В Москве прошла Конференция Европейского Комитета CISAC (дополнено)

Открытие конференции Европейского Комитета международной конфедерации обществ авторов и композиторов CISAC состоялось 5 апреля 2017 года в гостинице "Националь" в Москве. Конференцию посетили более ста участников из стран Европы, США и других. Собравшихся приветствовали председатель европейской комиссии CISAC Хосе Хорхе Летрия, генеральный директор Российского авторского общества Максим Дмитриев и генеральный директор РСП Андрей Кричевский.
С российской стороны открыл конференцию директор Департамента науки и технологий Министерства образования и науки Российской Федерации Сергей Матвеев. Он рассказал о неизбежности процессов глобализации и консолидации, в том числе и в сфере управления и защиты авторских прав, а также отметил необходимость поиска нового баланса между правообладателями и обществом. Вызовы, сформированные новыми технологиями, могут быть решены только совместными усилиями. "Изменяется отношение к понятию авторства, - отметил Сергей Матвеев. - Иногда автором можно считать и того человека, который использовал произведение в необычном варианте. А бюрократия далеко не всегда успевает за этими изменениями".
Генеральный директор РАО Максим Дмитриев в своём выступлении рассказал о непростых временах, которые пережило РАО за последнее время, о тех проблемах с которыми пришлось столкнуться организации. "Важно понимать, - отметил Максим Дмитриев, - что в РАО не так давно сменилось руководство, я занимаю пост директора лишь три месяца, а работа прежнего руководства была запятнана коррупционными скандалами и неэффективностью управления".
Максим Дмитриев также сообщил, что в результате независимого аудита распределения авторского вознаграждения в РАО были выявлены системные нарушения, а именно - значительные суммы вознаграждения в "ручном режиме" начислялись на ограниченный список малоизвестных произведений. Как сообщили в РАО, г-н Дмитриев обратил внимание руководства CISAC на тот факт, что в мае 2016 года региональный представитель CISAC Митко Чаталбашев провел в РАО аналогичную проверку, по результатам которой сделал вывод о соответствии процедур распределения в РАО стандартам и профессиональным правилам CISAC.
"Мы хотели бы быть поняты правильно: мы не ставим под сомнение сотрудничество с CISAC. РАО, являясь членом CISAC, будет и впредь активно участвовать в деятельности этой организации. Мы признаём все ключевые принципы, декларируемые авторско-правовым сообществом и, в первую очередь, прозрачность, - заявил Максим Дмитриев. - Любой постоянный член CISAC имеет право не только голоса, но и право быть услышанным. В этой связи мы обращаемся к руководству организации с просьбой рассмотреть вопрос о создании специального органа, который будет представлен новым сотрудником CISAC, который займется вопросами развития авторско-правовых обществ в восточной части Европейского региона".
Генеральный директор РАО заверил участников конференции, что несмотря на совсем небольшой промежуток времени с начала деятельности нового руководства РАО, уже есть четкое понимание, какие именно шаги необходимо предпринять, чтобы не просто сохранить РАО и институт коллективного управления правами в России, но и усовершенствовать его.
Генеральный директор РСП Андрей Кричевский в своём докладе отметил, что "интеллектуальная собственность, как система транзита нового базового экономического ресурса - творчества - в экономический оборот, сегодня приобретает ключевое значение". Говоря о необходимости использования цифровых продуктов и сервисов в работе организаций по коллективному управлению правами, Андрей Кричевский привел в качестве примера инициативу создания онлайн-платформы, так называемой биржи прав, для лицензирования использования музыкальных произведений, исполнений и фонограмм. По мнению главы РСП специализированная цифровая платформа или биржа интеллектуальной собственности" должна стать следующим этапом развития системы коллективного управления авторскими и смежными правами. Подобное решение сделает распоряжение правом и получение доходов простым, необременительным и доступным на всей территории России и мира.
Андрей Кричевский отметил, что российские организации по коллективному управлению правами уже имеют положительный опыт создания цифровых продуктов для работы с пользователями. В частности, серьезным прорывом стало создание цифрового плеера, который будучи установлен в любом общественном месте, предоставляет пользователю возможность доступа к размещенному правообладателями контенту, позволяет формировать собственные плейлисты, учитывает статистику использования и сам передает ее в организацию по управлению правами. В результате внедрения этого сервиса всего за 6 месяцев количество новых заключивших договоры пользователей выросло почти в два раза, а объем собираемого вознаграждения увеличился почти на 20%.
Генеральный директор УПРАВИС Александр Сухотин свою речь начал с обозначения правовых основ деятельности общества. УПРАВИС является единственной организацией, имеющей государственную аккредитацию на осуществление права следования в отношении всех авторов, как заключивших договоры на управление, так и не заключивших такие договоры. При планировании своего развития УПРАВИС вынуждено действовать с учетом пока ещё несовершенного законодательства, а также на недостаточную урегулированность обычаев делового оборота в сфере авторских и смежных прав.
С докладами также выступили вице-председатель совета директоров CISAC Хавьер Гутьеррес Висен, отметивший сохранение духа солидарности в области защиты и охраны прав авторов, представитель правового управления CISAC Габор Фалуди, ознакомивший с последними решениями Европейского суда в области авторского права, старший юрисконсульт CISAC Констанс Эррман, старший вице-президент по вопросам глобальной политики общества BMI Энн Суини, заместитель генерального директора Mail.Ru Group, исполнительный директор ООО "ВКонтакте" Дмитрий Сергеев и генеральный директор общества BUMA/STEMRA (Нидерланды) Вим ван Лимпт.
Дмитрий Сергеев вкратце рассказал зарубежным участникам конференции о социальной сети "ВКонтакте", заметив, что в России сеть VK в шесть раз крупнее Facebook - "ВКонтакте" является уникальной платформой с более чем 100.000.000 пользователей. VK является открытой платформой для свободного скачивания контента. При этом "Вконтакте" изначально создавалась как платформа для размещения и обмена прежде всего музыкальным контентом. Дмитрий Сергеев также рассказал, что сеть VK в течение ближайших трех месяцев планирует внедрить "революционное решение в области монетизации музыкального контента". Суть этого решения в том, что социальная сеть создаст новые источники монетизации для правообладателей.
Генеральный директор общества BUMA/STEMRA (Нидерланды) Вим ван Лимпт заявил: "Мы живем в тот момент, когда должна смениться парадигма, когда время требует перемен. В будущем творческий дух, вдохновение, этика будут иметь еще большую ценность, потому что машины не могут заменить человека в этих аспектах. Будущее - в новых технологиях, изобретаемыми человеком. И будущее начинается здесь".
В своем докладе Вим ван Лимпт сфокусировался на связи между творческими продуктами и технологиями, обслуживающими эти продукты. 25 лет назад мы начали делиться музыкой, 11 лет назад стали использовать стриминг, и в итоге контроль за скачиванием сильно затруднился. Изменения в технологиях повлекли кардинальные изменения в структуре шоу-бизнеса. Раньше певцы делали концерты в поддержку альбомов, а сейчас выпускают альбомы в поддержку концертов.
Вим ван Лимпт отметил третий уровень развития технологий после диджитал и стриминга - искусственный интеллект. Сегодня уже начался процесс сочинения композиций с участием искусственного интеллекта, по сути сгенерированная роботами на компьютере. Участникам конференции был продемонстрирован музыкальный трек, созданный в лаборатории Sony. Неизвестно, в какую сторону будет развиваться использование таких технологий и к каким изменениям в понимании авторского права приведет. Одно известно уже точно - неизбежно изменение системы выплат авторского вознаграждения при переходе к использованию искусственного интеллекта в создании музыки. Вим ван Лимпт призвал объединить усилия в обсуждении и выработке общей стратегии регулирования авторских прав. Его доклад вызвал особо эмоциональную дискуссию.
Первый рабочий день конференции завершился праздничным вечером в Джаз-клубе Игоря Бутмана. Президент Авторского совета РАО Игорь Бутман поприветствовал гостей в Москве: "Второй раз за свою историю РАО стало партнёром CISAC по организации и проведению мероприятия, работа которого объединяет ключевые организации по управлению авторскими правами в Европе и за её пределами. Мы рады принимать наших коллег в Москве!" Настоящим подарком для гостей стало фееричное выступление Игоря Бутмана и его квартета, а также особых гостей - певицы Фантине, пианиста Николая Левиновского и польского джазового трио Confusion Project.
Конференция Европейского Комитета Международной конфедерации обществ авторов и композиторов CISAC продолжила свою работу 6 апреля. Участники конференции выступили с докладами на актуальные темы в сфере защиты авторских прав.
Заместитель директора общества SFP-ZAPA (Польша) Сильвия Биадун в своей речи уделила внимание проблемам субъективного права на вознаграждение, которое берет начало из Директивы Европейского Сообщества от 19 ноября 1992 года «По вопросам прав проката и использования, а также ряда иных прав, смежных с авторским правом, в сфере интеллектуальной собственности». Сильвия Биадун рассказала о различиях в управлении правами на произведения в разных странах Европы. Так, в Латвии, Литве, Германии, Словакии, Чехии, Польши, Великобритании и некоторых других странах существует неполный перечень прав на вознаграждение за публичное воспроизведение произведения. Например, в Польше право на такое вознаграждение не охватывает интернет. В этой связи в Европарламент вносятся на рассмотрение поправки в законодательство, согласно которым право на вознаграждение является неотчуждаемым и субъективным: необходимо устранить несправедливость, когда при заключении контрактов с продюсерами авторы лишаются вознаграждения, хотя не должны терять эти права. Сильвия призвала всех членов CISAC поддержать эту резолюцию.
Директор общества AKM (Австрия) Герно Гранинже в своем докладе отметил социальную значимость работы авторских обществ. В Австрии у АКМ наибольший объем сборов, а собранные средства АКМ использует для финансирования и продвижения новых проектов. Один из проектов, спонсируемых АКМ, преподавание студентам юридического факультета университета основ авторского и смежных прав. При этом в Австрии существует проблема сбора авторских вознаграждений при использовании цифровых устройств – пока не удается полностью разрешить ситуацию в пользу авторов. Дело даже дошло до демонстрации творческих работников, участники которой скандировали лозунг «Где же наши деньги?»
Отвечая на вопрос о системе принятия в АКМ решений по целевому использованию средств, докладчик ответил следующее: «Решение принимает Совет, процедура принятия решения и отчеты об использовании средств прозрачны. С материалами можно ознакомиться».В Австрии собранное вознаграждение распределяется примерно так: 50% – распределяется среди правообладателей, а 50% – направляется на социальные и культурные проекты.
Директор CISAC по бизнес-правилам и стандартам Сильвен Пиат в обсуждении результатов деятельности рабочей группы CISAC особое внимание уделил обмену информацией между обществами. В своем докладе он заявил, что в этом вопросе следует учитывать большой объем правовых аспектов, а также то, что CISAC в ближайшее время займется оптимизацией информации о репертуарном лицензировании. Преимущество при этом будет у обществ, которые имеют депозитарии – хранилища этой информации. Сильвен Пиат отметил, что необходимо составить реестр депозитариев, а в лицензионные договоры нужно включать информацию из этих реестров. Необходимо также создать и объединить онлайн-хранилища, где собрана информация по авторским правам, лицензионным соглашениям.
Вторая часть доклада Сильвена Пиата была посвящена пересмотру модели работы CISAC. Было подчеркнуто, что в данный момент в CISAC проводится реформа, дискуссии по которой идут уже в течение двух лет.
Первая стадия реформы управления CISAC будет проходить в три этапа:
1. Оценка уровня развития общества.
2. Корректировка применяемых бизнес-моделей.
3. Определение ключевых направлений, по которым необходимо оказывать поддержку членам Конфедерации – в том числе в совершенствовании системы распределения вознаграждения.
Вторая стадия – так называемое «вмешательство», то есть посещение обществ, в которых необходимо провести проверку, осуществление контроля над их деятельностью. Также предусмотрена ежеквартальная сдача отчетов в CISAC.
В докладе были обозначены виды поддержки членов Конфедерации:
– правовая поддержка, помощь в выработке правовой базы, в том числе с учетом политической ситуации в стране;
– помощь в осуществлении надлежащего управления;
– выявление перспективных областей, в которых можно ожидать отдачи от инвестиций.
В некоторых новых регионах, таких как Тихоокеанский регион, Азия, Африка, Латинская Америка, предлагается начать работу только с одним обществом. Необходимо учитывать, что не все, желающие стать членами CISAC, могут соответствовать критериям Конфедерации. С такими обществами было решено установить договорные отношения, они смогут участвовать в работе комитетов, но не смогут получать некоторые преимущества, которые получают полноправные члены CISAC. Была отмечена особая важность строгого соблюдения правил CISAC. Это и своевременная уплата членских взносов, и абсолютная прозрачность в отношении затрат и поступлений. Абсолютно неприемлема задержка оплаты на несколько лет – есть участники, которые задолжали за пять-шесть лет, а многие не предоставляют необходимую информацию. Все это недопустимо, и CISAC будет вводить санкции для нарушителей.
В завершение конференции председатель европейской комиссии CISAC Хосе Хорхе Летрия отметил, что мероприятие, состоявшееся в Москве, прошло на высоком уровне и оказалось весьма полезным. От имени всех участников он поблагодарил руководство Российского Авторского Общества за замечательную организацию встречи. Г-н Летрия особо отметил, что значимость сотрудничества CISAC с РАО в 2017 году значительно возросла.
В заключение он подчеркнул, что CISAC обеспечивает для своих членов комфортную творческую среду, которая должна сохраняться, несмотря на новые вызовы. События, происходящие в политическом мире, в том числе выход Великобритании из Европейского союза, общая нестабильность, региональные конфликты не должны мешать диалогу и продолжению эффективной работы на благо созидания и развития культуры.
Текстовая онлайн-трансляция Конференции и фоторепортаж доступны в фейсбуке.
Максим Дмитриев
Андрей Кричевский
Игорь Бутман
«Мосфильм. Золотая коллекция» покажет «Человека ниоткуда» и «Золотого теленка» в честь юбилея Сергея Юрского

Марафон фильмов с участием актера Сергея Юрского в честь его юбилея проведет телеканал «Мосфильм. Золотая коллекция» 16 марта 2025 года. В этот день актеру могло бы исполниться 90 лет.
Марафон в 08.30 откроет сатирическая комедия Эльдара Рязанова «Человек ниоткуда», в котором актер сыграл дикаря из племени тапи. В этом фильме актер впервые исполнил главную роль, но она ему не принесла известность, поскольку почти сразу ленту сняли с проката.
В 09.55 программу продолжит трехсерийный телефильм «Маленькие трагедии», снятый Михаилом Швейцером по произведениям Александра Сергеевича Пушкина. В нем Сергей Юрский предстал перед зрителем в образе поэта-импровизатора.
Позднее — в 14.15 — на телеканале покажут культовый детектив «Место встречи изменить нельзя» с актером в роли врача Ивана Груздева. Артист сам попросил режиссера Станислава Говорухина дать ему эту роль, так как она привлекла его драматизмом характера и ситуации.
Популярную комедию «Любовь и голуби», в которой актер сыграл дядю Митю, начнут транслировать в 21.05. Завершит юбилейный марафон в 23.00 фильм «Золотой теленок», в котором Сергей Юрский создал образ Остапа Бендера, ставший одним из лучших воплощений великого комбинатора в кино.
Правообладатели теряют 8,5 млрд рублей в год из-за нейросетей

В Ассоциации музыкальной индустрии (АМИ) оценили ущерб, который наносит авторам и правообладателям широкое распространение генеративной музыки с учетом динамики роста музыкальной индустрии. Сегодня основные каналы распространения музыкального контента — стриминговые сервисы, публичное исполнение, где основная доля приходится на фоновую музыку, а также эфирное и кабельное вещание. Согласно подсчетам АМИ, авторы и правообладатели теряют 8,5 млрд рублей в год, даже несмотря на то что сам российский стриминг растет на 40% в год, то есть в два раза быстрее общемирового. Как полагают в АМИ, к 2030 году потери правообладателей будут составлять уже 11 млрд рублей в год. В Ассоциации полагают, что урегулировать отношения между авторами охраняемого контента и ИИ-индустрией мог бы законодатель.
В АМИ уверены, что выпадающие доходы правообладателей связаны с правовыми коллизиями, которые пока что не устранены не только в России, но и во всем мире. Речь идет о настройке нейросетей, в ходе которой используются самые разные объекты и в том числе охраняемый контент.
Как отметил генеральный директор АМИ Валерий Дробыш, пока что ИИ-индустрия фактически игнорирует интересы авторов:
- На сегодняшний день все крупные нейросети так или иначе настраивают, “скармливая” им объекты авторского права без согласия правообладателей, что является прямым нарушением их прав. Судебные разбирательства между правообладателями и владельцами ИИ идут по всему миру не первый год, и количество резонансных дел растет в геометрической прогрессии. Это совершенно не удивительно, ведь авторы и правообладатели на собственном кошельке ощущают наносимый им урон от незаконного использования, переработки, частичного копирования ИИ их интеллектуальной собственности без соответствующих выплат им вознаграждения.
Другая сторона проблемы, по словам Валерия Дробыша, заключается в том, что из года в год наблюдается увеличение доли генеративных произведений, которые используются в коммерческих целях различными пользователями. В частности, речь идет об основных каналах распространения музыкального контента — стриминговых сервисах, публичном исполнении, где основная доля приходится на фоновую музыку, а также эфирное и кабельное вещание. Вследствие этого авторский контент становится менее востребованным и доходы правообладателей сокращаются.
По словам Валерия Дробыша, сегодняшние убытки правообладателей уже являются крайне весомыми и, по всем прогнозам, будут только расти:
- Снижение доходов авторов и правообладателей, даже с учетом консервативного мирового прогноза дальнейшего роста музыкальных стримингов, составит в среднем порядка 8,5 млрд рублей в год. Аналогичным образом пострадает и их доход от фоновой музыки, объем которой составляет около 80% от всех доходов за публичное исполнение — потери составят в среднем около 2,5 млрд рублей в год. Итоговый ущерб, который понесут авторы и правообладатели от генеративного музыкального контента, можно оценить на горизонте до 2030 года в размере 11 млрд рублей в год.
В АМИ полагают, что переломить ситуацию смогли бы новые подходы в законодательном регулировании отрасли.
- Ассоциации музыкальной индустрии совместно с ведущими экспертами национальной сферы интеллектуальной собственности готовит предложения для обеспечения защиты прав и соблюдения интересов авторов и правообладателей во взаимоотношениях с создателями систем искусственного интеллекта, которые, как мы надеемся, уже в ближайшем будущем лягут в основу соответствующих законодательных изменений, — заключил Валерий Дробыш.
Фильм «Свет» обсудят в «Закрытом показе» на Первом канале

Телевизионная премьера и обсуждение фильма «Свет» состоится 22 марта 2025 года в «Закрытом показе» на Первом канале. «ИнтерМедиа» напоминает, что главные роли в картине режиссера Антона Коломейца снялись Дарья Коныжева, Елена Яковлева, Милана Владыкина, Галина Алехина, Елена Жданова, Валерий Панков, Виктория Верберг, Сергей Волков, Сергей Шанин и др. В центре сюжета соцработник Татьяна Сергеевна, которая переосмысливает свою жизнь накануне 60-летия. События из прошлого, из ее юности, которые она хотела бы забыть, заставляют женщину задуматься о том, какие ошибки она допустила тогда и как эта самая жизнь могла сложиться. «Свет» получил три награды на кинофестивале в Выборге и вышел в прокат в феврале 2024 года.
В обсуждении в студии примет участие съёмочная группа фильма «Свет»: режиссёр, сценарист Антон Коломеец, актёры Елена Жданова, Сергей Шанин и Валерий Панков, художник-постановщик Людмила Дуплякина и продюсер Анна Шалашин, - а также приглашенные эксперты. В их числе актер Гоша Куценко, киновед Вячеслав Шмыров, кинокритик София Маргацкая, историк кино Станислав Луговой, журналист, писатель и сценарист Лев Рыжков и другие. Особым гостем станет мама режиссёра - Галина Семёновна Коломеец.
Эфир в 23.10.