Эксперты ТПП сделали первый шаг к коммерциализации культуры
Тематическая секция «Актуальные вопросы эффективности коммерциализации интеллектуальной собственности на творческий продукт» состоялась 25 апреля 2017 года в первый день юбилейного Международного форума «Интеллектуальная собственность – ХХІ век» в рамках Международных дней интеллектуальной собственности, проводимых под эгидой Всемирной организации интеллектуальной собственности (WIPO). Секция подготовлена рабочей группой Совета по интеллектуальной собственности ТПП РФ по вопросам коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности в творческой сфере совместно с информационным агентством InterMedia.
Открыла встречу продюсер Союза московских композиторов Татьяна Журбинская, отметив, что Международный форум «Интеллектуальная собственность – ХХІ век» в 2017 году проводится уже в десятый раз и все эти годы стабильно собирает в залах ТПП ведущих экспертов.
Модератором дискуссии выступил главный редактор информационного агентства InterMedia Евгений Сафронов.
На секции были подняты вопросы совершенствования законодательной базы в целях повышения эффективности взаимодействия государства, бизнес-структур и творческих работников культурных индустрий - одного из главных инструментов экономического, социального, культурного и технологического развития страны. Также среди затронутых тем — возможности совершенствования антипиратского законодательства, а также законопроекта о борьбе со спекуляцией билетами.
— На встречах в ТПП всегда рассматривался широкий спектр вопросов, — обратился к участникам заседания Евгений Сафронов. — Сегодня мы рассмотрим понятие культуры и другие связанные с ней термины, которые, как мы выяснили, практически никак не определены в законодательных актах.
По инициативе Совета по интеллектуальной собственности ТПП сформирована рабочая группа, которая при участии заинтересованных специалистов отрасли начала подготовку законопроекта о внесении изменений в Основы законодательства РФ о культуре - это совершенно необходимо сейчас для приведения этого документа в соответствие с современными реалиями.
Основной доклад подготовила представитель Совета директоров Петербургских театров, практикующий юрист Анна Кириченко-Чуркина.
— На сегодняшний день в России имеется обширный объем нормативных актов, которые регулируют те или иные отношения в сфере культуры и в частности, в такой подотрасли, как исполнительские искусства. При этом массив нормативных актов в указанной области структурируется как «по вертикали» (федеральный закон – подзаконный нормативно-правовой акт – нормативный акт профильного органа государственной власти и управления), так и «по горизонтали» – в пределах территориальности каждого субъекта федерации. Такая ситуация, с одной стороны, позволяет более гибко подходить к вопросам управления в сфере культуры в зависимости от особенностей того или иного региона, дает возможность сохранять и поддерживать культурную самобытность населения, с другой – неизбежно приводит к дисбалансу как в форме избыточного нормативного воздействия, так и, напротив, недостаточной проработанности отдельных аспектов.
В первую очередь речь идет об отсутствии правовой определенности в терминологии. Сфера культуры представляет собой совокупность разноплановых подотраслей, которые по своим основным характеристикам существенно отличаются друг от друга — к примеру, театр не сопоставим с библиотекой.
Анна Кириченко-Чуркина
— Сфера культуры охватывает широкий спектр областей профессиональной деятельности, зачастую далёких друг от друга. Так, например, профессиональная концертная деятельность, деятельность билетных операторов, промоутеров и музыкантов достаточно далека от цифровой дистрибуции контента, телевидения и кинематографического проката, а театральному сообществу зачастую чужды проблемы средств массовой информации. Иными словами, сфера культуры, имея общие драйверы развития, крайне неоднородна, что влечет за собой сложность её правового регулирования. В результате документы инициируются, разрабатываются, обсуждаются и принимаются без должной координации разными ведомствами из разных отраслей, используют разный терминологический аппарат, по-разному нормативно организованы, что, соответственно, вызывает многочисленные разночтения при их толковании и применении.
Одна из главных проблем в настоящее время — отсутствие единого федерального закона, прямо и корректно определяющего понятие культурной среды и базовые принципы её регулирования. Основы законодательства о культуре задают некое магистральное направление, формулируют базовые рамки. Но этот документ носит по сути своей общий, рамочный характер, он не может по определению детализировать те или иные особенности деятельности субъектов в сфере культуры в зависимости от сущности культурных феноменов. Поэтому без разработки и принятия внутриотраслевых актов основы, конечно, как правовой регулятор полноценно выступать не могут.
В настоящее время в РФ насчитывается более 5.000 организаций всех формы собственности и ИП, занимающихся организацией зрелищных мероприятий, около 4,5 тыс площадок, на которых организуются такие мероприятия, располагающими более чем 4,5 млн зрительских мест. Эти организации существует все же не в вакууме, а в социуме, и представляют собой не только культурный феномен, но одновременно являются участниками широкого разнонаправленного процесса общественно-экономических отношений, выступают как хозяйствующие субъекты. Отсутствие внятного понятийного аппарата негативно сказывается и на регулировании индустрии уже не с точки зрения искусства, а с точки зрения экономических показателей. Особенно остро отсутствие легального (утвержденного законом, а не подзаконным актом) термина «творческий работник» сказывается в сфере регулирования трудовых отношений.
— В целом отрасль исполнительских искусств и организации зрелищных мероприятий, оборот которой в 2016 г. по данным InterMedia превысил 100 млрд. руб, находится за пределами внимания законодателя - даже сама эта отрасль не имеет определения даже хотя бы через перечислительную совокупность признаков. Нет внятного современного базового отраслевого закона. Основы законодательства РФ о культуре, при всем к ним уважении, за 25 лет, прошедшие с их принятия, морально устарели, декларативны и являются в большей степени уже фактом истории, — подытожила докладчица.
На сегодняшний момент, продолжил г-н Сафронов, зрелищная индустрия в России обделена вниманием. При этом, соответственно, доля России в мировой массовой культуре сократилась до минимальных значений, в то время как США расширяют свое влияние, контролируя в настоящее время более половины мирового оборота культурных индустрий при активной поддержке со стороны государства. Заметна также недооценка государством важности массовой культуры для развития России, и, в конечном счёте, национальной безопасности. В этой связи особенно важно объединение сил государства, бизнеса и общественности в одной из крупнейших культурных отраслей страны – зрелищной. Необходимо законодательное закрепление реалий, сложившихся в отрасли с появлением современных информационных технологий, в первую очередь - пересмотр устаревших правил учёта билетного хозяйства. Выдвигаемые законопроекты — в частности, закон о борьбе со спекуляцией билетами и антипиратский закон — носят элемент поверхностности и бессистемности; в них используются те же термины, которые не имеют определения и, следовательно, не будут приниматься судами. Как отметили участники дискуссии, в первую очередь следует уточнить различия между собственно творчеством и индустрией.
Доцент кафедры авторского права, смежных прав и частно-правовых дисциплин РГАИС Виктория Савина в своем выступлении об основных тенденциях развития института авторского права и смежных прав. По мнению докладчицы, в первую очередь необходимо достичь унификации в сфере базовых понятий, тогда появится возможность быстрее усовершенствовать законодательство.
Не секрет, что на сегодняшний день площадкой, где нарушения авторских прав наиболее значительны, является интернет. Нормы авторского законодательства не содержат целостного механизма защиты, что является одним из факторов широкого распространения пиратства. Правообладатели вынуждены устанавливать достаточно высокие цены на свой контент, что приводит к снижению интереса к лицензионной продукции и повышению интереса к пиратской. В связи с этим необходимо изменить подход к защите интеллектуальных прав на законодательном уровне — например, вводить просветительские уроки в образовательных заведениях, чтобы формировать уважительное отношение к интеллектуальной собственности с раннего возраста.
Виктория Савина
При этом, по мнению г-жи Савиной, развитие антипиратского законодательства говорит о том, что какие-то попытки упорядочения ситуации в интернете все же принимаются. Тем не менее механизмы нуждаются в совершенствовании — система защиты должна обладать большей прозрачностью.
После содержательного доклада аналитика центра научной информационно-библиотечной работы и международного сотрудничества РГАИС Антона Гурко о влиянии жанра на охраноспособность частей литературного произведения слово взял композитор Игорь Зубков. Говоря с точки зрения правообладателя, он порекомендовал отойти от схемы запретов.
— Этим ничего не добьешься, чтобы люди покупали легальный контент, необходимо, чтобы они чувствовали уважение к правообладателю, — отметил он. — Можно, к примеру, организовать выступления деятелей искусства, которые могли объяснить потребителю, для чего нужна легальность. Просвещение — это длительный процесс, но иначе все останется на уровне законодательного акта.
Композитор Тарас Буевский в свою очередь обратил внимание на огромную разницу в мышлении творческого человека и реализатора, продавца творческого продукта. Он предложил проложить мост между “творческими и реально мыслящими людьми” и ввести в творческих ВУЗах — к примеру, в консерватории – продюсерские специализации, чтобы будущие композиторы, музыканты и т.п. могли понимать индустрию изнутри.
Очень важный вопрос, как сообщила доцент Кафедра Международных экономических и финансовых отношений РГАИС Людмила Войтова, заключается в том, как повысить ВВП и расширить экономику за счет культурной индустрии. В настоящий момент клад вклад зрелищной индустрии в создание ВВП (относительно успешных стран) является довольно низким. Так: в России это 6% ВВП, в то время как в Великобритании - 8%, а в Корее - до 9%.
— Давайте не будем сравнивать уровень развития России и Великобритании и других развитых стран, — парировал Евгений Сафронов. ВВП в нашей стране, как и в других странах, зависит от уровня культуры, и увеличить его крайне непросто, рост на пару процентов не должен являться нашей конкретной целью. Работа должна начаться именно с законодательства, тогда будет заложен фундамент для развития.
По данным InterMedia, доля США в мировой музыкальной индустрии американская составляет 7,5 млрд долларов из 15 млрд долларов — чуть больше половины.
— Что такое 15 млрд долларов – оборот какого-нибудь комбината у нас на Ямале, смешная цифра. А музыкальная индустрия РФ составляет около 70 млн — это не в два и не в три, а в 100 раз меньше. И о каком сравнении может идти речь?
Ильдар Бакеев
Закон о борьбе со спекуляцией билетами прокомментировал руководитель компании Euro Entertainment Ильдар Бакеев. По его мнению, проблема фальшивых билетов решается продажей по документу, удостоверяющему личность — таким образом перепродажа станет невозможной. Недостатки в процедуре верификации неправильно проданных билетов можно и нужно усовершенствовать. Сегодня же российским промоутерам приходится изучать зарубежное законодательство буквально под микроскопом.
— Идентификация — это спорный момент, но есть технические способы обеспечить продажу билета конкретному человеку, — считает г-н Бакеев. — Необязательно предъявлять паспорт, достаточно любого удостоверения личности с фотографией — водительских прав, студенческого. Та же верификация происходит, к примеру, при покупке билета через мобильное приложение. Как себя обезопасить от покупки фальшивого билета? В первую очередь, не покупать билеты с рук. Об этом прописано во всех офертах.
Георгий Хисин
Эффективную систему защиты интеллектуальной собственности предложил представитель компании “ПроЛог” Георгий Хисин. Проблема музыкальной отрасли, по его мнению, заключается в том, что за долгие годы борьбы с пиратством музыкальная индустрия так и не смогла обеспечить прозрачность информации о правообладателях и защитить их права. Отсутствует единый реестр правообладателей на музыкальном рынке. Из-за возникновения фейковых правообладателей невозможно обеспечить нормальные сборы роялти. Есть такое понятие “цифровой силос”: информация об авторских правах на сегодняшний день представляет собой сейчас тот самый “цифровой силос” - в ней совершенно невозможно разобраться. В качестве решения вопроса г-н Хисин назвал разработку сервиса для управления правами, дающей возможность авторам регистрировать права и заключать сделки, отсматривать статистики и интегрировать запросы юристам. Схожая модель — проект IPCHAIN, построенный на технологии блокчейна — была представлена на прошедших выходных в рамках X международной конференции музыкальной индустрии Colisium.
Завершилось заседание выступлением гендиректора выставочной компании “Мир-Экспо” Алексея Банникова, рассказавшего о возможности применения в сфере культуры “Закона о техническом регулировании”. Этот закон дает право любому юридическому лицу свободно создавать (с предварительным формированием технического комитета) систему автоматического сертифицирования - это может серьёзно помочь переходу отрасли на новый организационный уровень.
В заключение Евгений Сафронов еще раз отметил, что гибкое и рациональное государственное управление и регулирование - залог развития отрасли, без этого невозможно восстановление её эффективности, авторитета и влияния. Первым шагом в этом направлении должно стать упорядочение действующего законодательства, его модернизация в соответствии с текущими реалиями — именно для этого к участию в рабочей группе призываются эксперты, заинтересованные в усовершенствовании системы.
Игорь Крутой награжден орденом «За заслуги перед Отечеством»
Игорь Крутой получил государственную награду. Президент России Владимир Путин наградил композитора орденом «За заслуги перед Отечеством» второй степени. Соответствующий указ размещен на сайте правовой информации. Награду композитор получил «за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность».
29 июля 2024 года Игорь Крутой отметил 70-летие.
Александр Пушной даст новогодний концерт в Москве
Концерт Александра Пушного состоится в клубе 1930 Moscow 2 января 2025 года. На специальном праздничном концерте музыкант исполнит со своей группой материал своих номерных альбомов, свежие синглы «Город Омск», «Лето прошло», «Дисгормон» и эксклюзивные композиции.
- Москва, планируем вместе с вами отжечь в новогодние праздники! - сообщил в соцсетях Александр Пушной.
«ИнтерМедиа» напоминает, что премьера мини-альбома Александра Пушного «Лето прошло...» состоялась 6 сентября 2024 года.
Новой постановке «Чайки» посвятят выставку «От Константина до Константина»
Музей МХАТ откроет выставку «От Константина до Константина» к 165-летию А.П.Чехова в Зеленом фойе МХТ имени А.П. Чехова 28 ноября 2024 года. Экспозиция посвящена постановкам пьесы «Чайка» в Московском Художественном театре. За всю историю МХТ к пьесе обращались пять раз. В этом сезоне состоится шестое обращение к пьесе А.П.Чехова «Чайка» в постановке Константина Хабенского. Главным героем выставочного проекта станет один из центральных персонажей пьесы Константин Гаврилович Треплев.
- Константин Сергеевич Станиславский считал, что театр должен жить сегодняшним днём. И наша задача как театрального музея отразить, показать и сохранить этот «сегодняшний день». Выставка «От Константина до Константина» - это история шести постановок пьесы «Чайка» в Московском Художественном театре. Без прошлого нет настоящего, а в настоящем зарождается будущее, – поделился директор Музея МХАТ Павел Ващилин.
Легендарная премьера «Чайки», поставленной К.С.Станиславским и Вл.И.Немировичем-Данченко в 1898 году, обозначила важный рубеж в истории русского и мирового театра. В этом спектакле, восторженно принятом публикой, произошло открытие чеховской драматургии и современной театральной системы.
На выставке будут представлены костюмы, эскизы, макеты, документы, афиши, фотографии и предметы бутафории шести постановок пьесы. Уникальные экспонаты выставки – режиссёрский экземпляр пьесы К.С.Станиславского и медальон с гравировкой, подаренный А.П.Чеховым Вл.И.Немировичу-Данченко со словами: «Ты дал моей «Чайке» жизнь. Спасибо!» – можно будет увидеть на выставке 28, 29 ноября и в премьерные дни «Чайки» 30 ноября и 1 декабря. Выставка продлится до 2 февраля 2025.