Рецензия: «Макулатура» - «Сеанс» ***
2017, Tunecore, UP!UP!UP!
«А он живёт, не зная ничего о том, что» новому альбому «Сеанс» группы «Макулатура» в сети посвящаются гигантские тексты, а его создатели раздают откровенные часовые интервью, залезая в такие дебри, в которые 99 процентов аудитории с ними никогда не полезет. Привычно неистовые комментаторы на портале The Flow отказывают «Макулатуре» в принадлежности к рэп-культуре, с чем самым горячим образом соглашаются участники «Макулатуры» Евгений Алехин и Константин Сперанский. Они всерьёз настаивают на том, что делают не рэп, а «реп»: так мягче, к тому же звучит как издевательство над собственно рэпом. Альбом «Сеанс» сравнивают с семью предыдущими дисками «Макулатуры», особенно с «Пляжем», и крайне подробно и въедливо спорят над его концепцией и воплощением. Примечательно, что авторы диска здесь не имеют право на окончательное мнение. Литератор Михаил Енотов, с которым записана песня «Ни ночи, ни дня», проявляет крайнее неравнодушие и ко всем остальным произведениям диска, пиша огромные рецензии в духе советских литературных журналов и многословно рекомендуя правильную, по его мнению, расстановку песен в трек-листе - в его варианте «сюжетная драматургия выстроена, история читается как книга; по музыке и настроению тоже четко — постоянное нагнетание, никаких перекуров и рекламных пауз...»
Словом, бушует какая-то невероятная буря - но даже не в стакане воды, а в чайной ложке. Интеллектуальный рэп «Макулатуры» внешне напоминает интеллектуальный рэп 2H Company - с той разницей, что последним гораздо лучше удавались контакты с внешним миром, а Алехин и Сперанский делают продукт, кажется, исключительно для себя (что позволяет им с недоумением смотреть на включающегося, как лампочка, Енотова; ему-то что за дело до порядка песен и всего остального, как бы говорят «макулатурщики»). За музыку на альбоме отвечает талантливый и плодовитый электронщик Феликс Бондарев: в сонме его проектов, пожалуй, нет другого, где он бы выглядел так незаметно, почти сливаясь с фоном. На диске есть коллаборация с Олегом из «ЛСП» и песня на музыку покойного Ромы Англичанина (тоже из «ЛСП»): эти факты как бы автоматически перетягивают альбом в сферу интересов рэп-ресурсов - хотя посторонний зритель на слух и не определит участие в треках специальных гостей. На финальный трек приглашён Алексей Никонов из «Последних танков в Париже». Это могло бы стать информационным поводом для рок-сайтов, но не стало в связи с отсутствием таковых. Да и Лёха, честно говоря, немного разочаровал: мы ведь знаем, как он может, и специальный гость способен был показать нервным рэперам (простите, реперам) экзистенциальную мощь рокерской безысходности - но не показал, а практически растворился в хозяйской концепции.
Это всё прекрасно и субкультурно, но если вы вдруг с улицы зашли на «Сеанс» - чем может порадовать новый альбом «Макулатуры» простых парней, «как ты, как я, как целый свет»? Кое-чем может. Во-первых, их подача совсем не похожа на манеру десятков современных читчиков, в том числе и тех, которые считаются спасителями русского рэпа. Есть что-то завораживающее в том, как «Макулатура» будто бы включает речевой автопилот и прёт напролом, в хорошем темпе ставя миру и отношениям сотни диагнозов и не предлагая никакого лечения. Группа не слишком балует слушателя разнообразием подхода, но вместе с тем не скупится на яркие формулировки, а треки «Реприза», «Запястья», «Как любят покойники» определённо нуждаются в неоднократном прослушивании. Возможно, правы те комментаторы на рэп-ресурсах, рассказывающие о том, что альбом «зашёл» не сразу, а где-то с пятой попытки. Будет время это проверить - попробуйте.
Алексей Мажаев, InterMedia
Обзор: «Почему музыка Depeche Mode такая мрачная?»
2024, «Спасибо, послушаю».
Про Depeche Mode можно много чего рассказать, но в этом выпуске ведущий «Спасибо, послушаю» Андрей Васильев сосредоточился на эволюции музыки проекта от приторного синти-попа к мрачной электронщине. Казалось бы, смену приоритетов можно прямолинейно объяснить сменой состава и основного сонграйтера. Но всё не так просто. Автор раннего «бойз-бэндового» репертуара Depeche Mode Винс Кларк искренне любил карамельную попсу и, уйдя из DM, вполне преуспел в этом жанре с проектом Erasure. Реализовать эти идеи в рамках Depeche Mode у него не получилось, ибо остальные участники тяготели к более «сумрачной» музыке. Во-первых, запоминающийся Дэйва Гэхена не слишком подходил для легкомысленных танцевальных хитов, а во-вторых, ставший основным автором Мартин Гор тоже был не очень расположен к веселью и беззаботности.
После ухода Кларка Мартин самозабвенно отдался изучению человеческих пороков методом погружения в сомнительные вечеринки и провокационные хеппенинги. По его подсчётам, 70% его песен были посвящены сексу, кроме того, в произведениях группы стали затрагиваться политические и социальные темы. Публика это с удовольствием приняла - альбом 1990 года «Violator» стал самым успешным в дискографии группы. Кстати, главный хит с него «Enjoy The Silence», по мнению Андрея Васильева, звучит, как посвящение New Order – но только альтернативному New Order, с Иеном Кёртисом у микрофона (фронтмен группы Joy Division Кёртис покончил с собой в 1980 году, остальные музыканты решили продолжать в другом жанре и под новым названием New Order. – А.М.).
А в 90-е мрака в звучание, да и в жизнь группы добавил Дэйв, который увлёкся саморазрушением, да так, что запрещённые вещества довели его попытки суицида и клинической смерти (это два разных случая). «Технически Гэхен умер раньше Энди Флетчера», - констатирует автор. Но Флетчера в 2022-м реанимировать не удалось, а Гэхен, по его поздним воспоминаниям, услышал, что врачи признали его мёртвым, возмутился этим фактом и «вернулся» с криком «не дождётесь!». Проверить эту версию нет никакой возможности, однако совершенно точно Depeche Mode звучали (и выглядели) не как синти-поп-группа, а как приболевшие альт-рокеры. Разве что синтезаторы они по-прежнему ценили больше гитар.
Дэйв в итоге победил свою зависимость, после чего начал и сам сочинять песни. Depeche Mode ХХI века не стал оптимистичным, но перестал быть пугающим и балансировать на краю. Теперь Дэвид и Мартин, ориентируясь на свой богатый жизненный опыт, пишут и играют меланхоличные, созерцательные песни, которые на удивление «зашли» подрастающему поколению «неодепешистов».
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»
Катерина Шпица снялась в клипе группы «Марсель»
Премьера клипа «Я буду здесь» группы «Марсель» состоялась 21 ноября 2024 года. Группа решила удивить поклонников глубоким по смыслу роликом. Режиссер Роман Васильков рассказал, что девушки в клипе примеряют образы мужчин, находясь в плачевном ментальном состоянии, метафорой которого выступает заброшенная усадьба, где происходит действие видео. Команде удалось максимально передать уникальность локации и подчеркнуть ей драматическую линию песни. Одну из главных ролей в видео исполнила актриса Катерина Шпица.
- Вы знаете, я даже надеяться не мог, что в моем клипе когда-то сыграет замечательная актриса российского кино Катя Шпица, - признался фронтмен группы Степан Ледков. - Однажды в отеле перед концертом в городе Казань я спустился в кинотеатр, чтобы посмотреть фильм «Экипаж», в котором играла Катя. И я подумал, что было бы круто, чтобы она когда-нибудь снялась в нашем клипе. И вот мечта сбылась! Я очень благодарен Кате за то, что она согласилась и поддержала мою песню. Всем девочкам, которые участвуют в клипе - огромное спасибо! Кстати, быстрее всех согласилась на роль в клипе Снежанна Самохина, и в ответ сразу прислала мне видео, где она поёт «Я буду здесь» в гриме кикиморы на съемках сказки «Маша и Медведи». Я пересмотрел его раз сто! А Виолетте Чиковани для кадра даже пришлось научиться играть на саксофоне, но, кажется, уроки нашего Мити Блинова ей даже понравились.
В ключевой сцене Степана заковали в настоящие тяжелые цепи. Сам артист шутит, что чувствовал себя Халком, но в момент съемок ощутил страх за свою жизнь, так как цепи, которые постановщики повесили ему на шею, как оказалось, в сумме весили десятки килограмм и чуть не задушили его не метафорически, а буквально.
В 2025 году группа «Марсель» будет отмечать 20-летие. Юбилейные концерты состоятся 14 февраля в Москве, в клубе Urban, и 22-го в Санкт-Петербурге, в клубе А2.
«Эмилия Перес» и Ханс Циммер стали триумфаторами премии Hollywood Music in Media
Церемония вручения наград Hollywood Music in Media состоялась 20 ноября 2024 года. По три наград получили композитор Ханс Циммер и фильм «Эмилия Перес». Циммер был удостоен призов сразу за три проекта – саундтрек к фантастическому фильму «Дюна: Часть вторая», саундтрек к документальному фильму «BBC: Планета Земля III» и лучшую песню «Love Will Survive» из мини-сериала «Татуировщик из Освенцима».
Музыкальная драма «Эмилия Перес» режиссера Жака Одиара получила награды как лучший мюзикл, за лучший саундтрек к полнометражному фильму композиторов Камиль и Клемана Дюколя и лучшее исполнение песни «El Mal» актрисой Зои Салдана. Лучшим музыкальным документальным фильмом стал байопик Фаррелла Уильямса «По кусочкам».
Дайан Уоррен удостоена награды за лучшую песню «The Journey» к фильму «The Six Triple Eight»), Элтон Джон, Брэнди Карлайл, Берни Топин и Эндрю Уотт - за композицию «Never Too Late» из документального фильма «Элтона Джона: Никогда не поздно», Майли Сайрус, Ликке Ли и Эндрю Уайатт за песню «Beautiful That Way» из «Шоугёрл».
Приз за лучшую песню из анимационного фильма достался команде из пяти человек, написавшей «Kiss the Sky» из мультфильма «Дикий робот». Композитор картины Крис Бауэрс получил награду за лучший саундтрек.
За лучшие саундтреки к фильмам отмечены также композиторы Робин Керолан («Носферату»), Альберто Иглесиас («Комната по соседству»), Илан Эшкери (документальная лента «Супермен: История Кристофера Рива»), за сериалы – Аттикус Росс, Леопольд Росс и Ник Чуба («Сёгун»), Блейк Нили («Властелины воздуха») и другие.