Рецензия: «ЧайФ» - «Немного похоже на блюз» ****
2018, Believe
Блюз как таковой группа «ЧайФ» никогда не играла, но её музыка всегда была замешана на шестидесятнических рок-н-ролльных и блюз-роковых корнях. Выбирая между Beatles и Rolling Stones, Владимир Шахрин и компания явно отдавали (и отдают) предпочтение вторым. Объединив блюзовую основу с традициями урал-рока, они и получили то звучание и стиль, которые сложно с чем-то спутать: фирменный стиль группы «ЧайФ». В новом сборнике чуть меньше урал-рока и чуть больше блюза: небольшое смещение пропорций даёт весьма ощутимый эффект. Слушатель, не посещавший в начале года концерты «Зимняя акустика», будет изрядно удивлён, услышав у «ЧайФа» блюзовые влияния даже там, где раньше они как-то не ощущались. Кроме того, из-за обилия малознакомых песен кто-то может подумать, что группа специально села и записала стилистически концептуальный альбом, заодно сочинив на ходу несколько недостающих номеров. Это не так, но в любом случае работа обращает на себя внимание. Хотя бы благодаря оригинальности идеи. Нам часто встречались сборники, составленные из самых популярных песен артиста или группы. Чуть менее распространены, но тоже нередки, сборники, составленные из любимых композиций по выбору самого музыканта. А вот когда из репертуара группы выбираются номера, лучше соответствующие какому-то определённому стилю, - это, что называется, «годный креатив». Да ещё и название у сборника по-«чайфовски» точное и изящное: не блюзы, а подборка вариаций и фантазий на тему этого жанра. Напротив каждого трека написано слово «remastered» - и к новым версиям действительно подошли концептуально. Это не тот случай, когда обновление происходит ради самих обновлений, без чёткого представления о том, зачем что-то менять. У «ЧайФа» в «Немного похоже на блюз» все нововведения имеют единую направленность, двигая в сторону блюза даже «Шаляй-валяй» с «Рок-н-роллом этой ночи».
Начало сборника получилось просто-таки «тру»-блюзовым. В песнях «Немного похоже на блюз», «Пятница», «Чудо-труба» и «Сентиментальный блюз» «чайфы» глубоко и с удовольствием вошли в образы настоящих блюзменов, причём сильно перевоплощаться не пришлось - чувствуется, что они всегда были где-то рядом. Задачей посложнее стало внедрение блюзовых гармоний и инструментов, например, в «Шаляй-валяй». Впрочем, «ЧайФ» знает цену своим хитам и уважительно относится к оригинальным версиям собственных песен - поэтому какого-то «конфликта интересов» здесь не произошло, взаимопроникновение получилось вполне естественным и, кстати, наиболее интересным на сборнике. Жизнеутверждающий «Рок-н-ролл этой ночи» соседствует с трагичным «Моим блюзом», а вообще «ЧайФ» чётко выдерживает баланс между грустным и смешным. Как на блюзовом концерте, даже если некоторые песни здесь всего лишь немного похожи на блюз.
Алексей Мажаев, InterMedia
Обзор: «Почему музыка Depeche Mode такая мрачная?»
2024, «Спасибо, послушаю».
Про Depeche Mode можно много чего рассказать, но в этом выпуске ведущий «Спасибо, послушаю» Андрей Васильев сосредоточился на эволюции музыки проекта от приторного синти-попа к мрачной электронщине. Казалось бы, смену приоритетов можно прямолинейно объяснить сменой состава и основного сонграйтера. Но всё не так просто. Автор раннего «бойз-бэндового» репертуара Depeche Mode Винс Кларк искренне любил карамельную попсу и, уйдя из DM, вполне преуспел в этом жанре с проектом Erasure. Реализовать эти идеи в рамках Depeche Mode у него не получилось, ибо остальные участники тяготели к более «сумрачной» музыке. Во-первых, запоминающийся Дэйва Гэхена не слишком подходил для легкомысленных танцевальных хитов, а во-вторых, ставший основным автором Мартин Гор тоже был не очень расположен к веселью и беззаботности.
После ухода Кларка Мартин самозабвенно отдался изучению человеческих пороков методом погружения в сомнительные вечеринки и провокационные хеппенинги. По его подсчётам, 70% его песен были посвящены сексу, кроме того, в произведениях группы стали затрагиваться политические и социальные темы. Публика это с удовольствием приняла - альбом 1990 года «Violator» стал самым успешным в дискографии группы. Кстати, главный хит с него «Enjoy The Silence», по мнению Андрея Васильева, звучит, как посвящение New Order – но только альтернативному New Order, с Иеном Кёртисом у микрофона (фронтмен группы Joy Division Кёртис покончил с собой в 1980 году, остальные музыканты решили продолжать в другом жанре и под новым названием New Order. – А.М.).
А в 90-е мрака в звучание, да и в жизнь группы добавил Дэйв, который увлёкся саморазрушением, да так, что запрещённые вещества довели его попытки суицида и клинической смерти (это два разных случая). «Технически Гэхен умер раньше Энди Флетчера», - констатирует автор. Но Флетчера в 2022-м реанимировать не удалось, а Гэхен, по его поздним воспоминаниям, услышал, что врачи признали его мёртвым, возмутился этим фактом и «вернулся» с криком «не дождётесь!». Проверить эту версию нет никакой возможности, однако совершенно точно Depeche Mode звучали (и выглядели) не как синти-поп-группа, а как приболевшие альт-рокеры. Разве что синтезаторы они по-прежнему ценили больше гитар.
Дэйв в итоге победил свою зависимость, после чего начал и сам сочинять песни. Depeche Mode ХХI века не стал оптимистичным, но перестал быть пугающим и балансировать на краю. Теперь Дэвид и Мартин, ориентируясь на свой богатый жизненный опыт, пишут и играют меланхоличные, созерцательные песни, которые на удивление «зашли» подрастающему поколению «неодепешистов».
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»
Катерина Шпица снялась в клипе группы «Марсель»
Премьера клипа «Я буду здесь» группы «Марсель» состоялась 21 ноября 2024 года. Группа решила удивить поклонников глубоким по смыслу роликом. Режиссер Роман Васильков рассказал, что девушки в клипе примеряют образы мужчин, находясь в плачевном ментальном состоянии, метафорой которого выступает заброшенная усадьба, где происходит действие видео. Команде удалось максимально передать уникальность локации и подчеркнуть ей драматическую линию песни. Одну из главных ролей в видео исполнила актриса Катерина Шпица.
- Вы знаете, я даже надеяться не мог, что в моем клипе когда-то сыграет замечательная актриса российского кино Катя Шпица, - признался фронтмен группы Степан Ледков. - Однажды в отеле перед концертом в городе Казань я спустился в кинотеатр, чтобы посмотреть фильм «Экипаж», в котором играла Катя. И я подумал, что было бы круто, чтобы она когда-нибудь снялась в нашем клипе. И вот мечта сбылась! Я очень благодарен Кате за то, что она согласилась и поддержала мою песню. Всем девочкам, которые участвуют в клипе - огромное спасибо! Кстати, быстрее всех согласилась на роль в клипе Снежанна Самохина, и в ответ сразу прислала мне видео, где она поёт «Я буду здесь» в гриме кикиморы на съемках сказки «Маша и Медведи». Я пересмотрел его раз сто! А Виолетте Чиковани для кадра даже пришлось научиться играть на саксофоне, но, кажется, уроки нашего Мити Блинова ей даже понравились.
В ключевой сцене Степана заковали в настоящие тяжелые цепи. Сам артист шутит, что чувствовал себя Халком, но в момент съемок ощутил страх за свою жизнь, так как цепи, которые постановщики повесили ему на шею, как оказалось, в сумме весили десятки килограмм и чуть не задушили его не метафорически, а буквально.
В 2025 году группа «Марсель» будет отмечать 20-летие. Юбилейные концерты состоятся 14 февраля в Москве, в клубе Urban, и 22-го в Санкт-Петербурге, в клубе А2.
«Эмилия Перес» и Ханс Циммер стали триумфаторами премии Hollywood Music in Media
Церемония вручения наград Hollywood Music in Media состоялась 20 ноября 2024 года. По три наград получили композитор Ханс Циммер и фильм «Эмилия Перес». Циммер был удостоен призов сразу за три проекта – саундтрек к фантастическому фильму «Дюна: Часть вторая», саундтрек к документальному фильму «BBC: Планета Земля III» и лучшую песню «Love Will Survive» из мини-сериала «Татуировщик из Освенцима».
Музыкальная драма «Эмилия Перес» режиссера Жака Одиара получила награды как лучший мюзикл, за лучший саундтрек к полнометражному фильму композиторов Камиль и Клемана Дюколя и лучшее исполнение песни «El Mal» актрисой Зои Салдана. Лучшим музыкальным документальным фильмом стал байопик Фаррелла Уильямса «По кусочкам».
Дайан Уоррен удостоена награды за лучшую песню «The Journey» к фильму «The Six Triple Eight»), Элтон Джон, Брэнди Карлайл, Берни Топин и Эндрю Уотт - за композицию «Never Too Late» из документального фильма «Элтона Джона: Никогда не поздно», Майли Сайрус, Ликке Ли и Эндрю Уайатт за песню «Beautiful That Way» из «Шоугёрл».
Приз за лучшую песню из анимационного фильма достался команде из пяти человек, написавшей «Kiss the Sky» из мультфильма «Дикий робот». Композитор картины Крис Бауэрс получил награду за лучший саундтрек.
За лучшие саундтреки к фильмам отмечены также композиторы Робин Керолан («Носферату»), Альберто Иглесиас («Комната по соседству»), Илан Эшкери (документальная лента «Супермен: История Кристофера Рива»), за сериалы – Аттикус Росс, Леопольд Росс и Ник Чуба («Сёгун»), Блейк Нили («Властелины воздуха») и другие.