Иван Близнец: «Интеллектуальная собственность растет, ширится, побеждает…»
Музыковед Татьяна Журбинская взяла интервью у профессора, ректора РГАИС, доктора юридических наук, председателя Совета Торгово-промышленной палаты РФ по интеллектуальной собственности Ивана Анатольевича Близнеца. В нем он подвел итоги Дней интеллектуальной собственности, проходивших весной под эгидой WIPO, и рассказал об истории и дальнейших перспективах развития авторского права в нашей стране.
Иван Анатольевич, чем насыщены последние дни?
- Можно сказать в целом, что подводим итоги Дней интеллектуальной собственности. 22-26 апреля в Москве под эгидой WIPO, ТПП РФ прошел ХII Международный форум «Интеллектуальная собственность – XXI век». Дни завершились с очень хорошими результатами. Серьезная развернутая тематика - эффективное управление интеллектуальными правами, оптимальная коммерциализация результатов интеллектуальной деятельности - привлекла свыше 3 тыс. человек. Потребность согласованного участия государства, отечественных предпринимателей, независимых научных учреждений, общественных и образовательных организаций и всех заинтересованных лиц собрала на разных площадках порядка 20 тематических секций. Состоялось насыщенное идеями, оригинальным подходом к вызовам современности пленарное заседание с участием Президента ТПП РФ С.Н.Катырина и руководителя Роспатента Г.П.Ивлиева.
Широко отмечалось 50-летие Российской государственной академии интеллектуальной собственности, вуза, который во многом связан с вашим именем. РГАИС – ваше любимое детище, не правда ли?
- Кажется, совсем недавно был 1968 год, когда Совмином было принято решение о подготовке кадров для патентной работы. Было понятно, что обучать специалистов нужно со школьной скамьи – получив образование, они придут в компанию и станут работать во всех сферах интеллектуальной собственности. Что и стало отправной точкой для открытия специализированного направления подготовки юристов по охране интеллектуальной собственности. А далее был создан факультет по управлению интеллектуальной собственностью. В 2006-2007 году учебное заведение получило статус Академии.
Чествование РГАИС в октябре 2018 года происходило масштабно, но необыкновенно тепло и интересно. Стремительно сменяются кадры фильма, снятого в честь Академии. Все стороны жизни – учеба, практика, научный поиск, отдых, спорт. На сцене конференц-зала развернулся диспут, профессионалы спорили о новейших направлениях интеллектуальной собственности. Почетные гости. Награждения старейших работников, преподавателей Академии. Казалось, что не забыт никто, для каждого найдено доброе слово, достижения отмечены. Фуршет. Концерт. Праздничный торт. Подарки. Море цветов – и так весь день.
Многих присутствующих приятно удивило необыкновенное отношение студентов ко всему, что происходило, и ко всем, кто принимал участие в торжестве. От метро – любезно пригласили в микроавтобус, довезли. Проводили в зал с уже накрытыми большими круглыми столами. Затем - в конференц-зал. С улыбкой, вежливо, интеллигентно, доброжелательно - не по приказу, а по какой-то внутренней потребности. Выполняли любое пожелание гостей, информировали, разъясняли, помогали. Не хотелось с ними расставаться.
Иван Анатольевич, как получаются такие студенты-аристократы – воспитанные, с внутренним достоинством, в чем-то несовременные, вернее – всевременные. Что, у вас специальный практикум по приему гостей, широким улыбкам?
- Я готов ответить на этот вопрос, но все же давайте сначала поговорим о профессиональной сущности нашей беседы.
Что в разветвленном понятии «интеллектуальная собственность» наиболее яркое, нужное, обращенное к людям, а не просто понятие, что вызывает ваше личное воодушевление и гордость?
- Скорее всего, авторское право. Человек – Творец, Создатель – великие слова. Главное, чтобы при работе над законодательством данные понятия не остались только словами. Шедевры, культурные, научные ценности – продукт интеллектуальной собственности - создают талантливые люди. И они должны получать достойное вознаграждение за свою работу. Вроде бы простая мысль, но какими долгими извилистыми путями идет ее воплощение в жизнь.
История закона об авторском праве – давняя, что нельзя сбрасывать со счетов. Надо сказать, что наша страна всегда была в этом плане на передовых рубежах. Ещё в царской России, в 1911 году, закон, который был принят, считался одним из лучших в Европе. Да и российский закон об авторском праве 1993 года тоже отвечал современным вызовам, всем мировым стандартам, так как он впитал все наработки, сделанные за годы международной практики. Конечно, мы все законодательные акты кодифицировали, приняли 4-ю часть Гражданского кодекса, ставшую фундаментом.
Интересуясь историей появления Закона, я обнаружила, что был вариант под названием «Кодекс интеллектуальной собственности».
- Вы будто подслушали историю наших споров. В 1991–93 годах я принимал участие в создании Закона по авторскому праву, тогда уже была разработана система норм законодательства, касающихся интеллектуальной собственности. И возникла идея о создании Кодекса интеллектуальной собственности, отдельного Кодекса. Мы постоянно участвовали в дискуссиях – в каком объеме размещать законодательные нормы интеллектуальной собственности в гражданском кодексе, как эффективно осуществлять защиту и сохранить принцип, который имеется в гражданском кодексе. В конце-концов решили, что все специальные законы нужно перенести в 4-ю часть Гражданского кодекса, принявшую на себя регулирование всех сфер, связанных с интеллектуальной собственностью.
То есть отказались от идеи кодекса интеллектуальной собственности в законодательстве, но как моральная норма отношения к интеллектуальной собственности идея осталась и, как я убедилась, дает превосходные всходы.
Сама специфика интеллектуальной собственности диктует постоянное обновление, соответствие времени, требует от человека, занимающегося данным предметом, характера целеустремленного, динамичного - культивируете в себе такие качества?
- Как-то не думал об этом, потому что нужно прежде всего понимать, что такое интеллектуальная собственность. Многочисленные вопросы должны решать специалисты, имеющие определенные навыки - как ее развивать, капитализировать, увеличивать стоимость предприятия за счет нематериальных активов. Споры по интеллектуальной собственности – непростые споры, требующие особых подходов, специфических профессиональных знаний. Хорошо знал судебную практику того времени. К примеру, когда возникает вопрос – каким образом разделить права владельцев патентов или разрешить спор правообладателей или смежных прав, то у судей возникали непредвиденные сложности. И возникла идея специализации судей, которые занимались бы спорами в сфере интеллектуальной собственности.
Вы не боялись ломать стереотипы, предлагали, как казалось, неожиданные решения. Но они срабатывали… Известно, что в своей докторской диссертации вы выдвинули идею о создании единого органа, специализированного.
- В конце 90-х годов много раз высказывался о такой необходимости. Я понимал, если мы создадим Суд, то более эффективно будем рассматривать многие споры. Патентное ведомство активно поддерживало идею создания специализированного Суда по интеллектуальной собственности. И Суд, к счастью, был создан.
Можно сопоставить с культурой, потому что все время деятели культуры напоминают, что необходимо относиться к культуре как особой сфере. Когда вы обнаружили в себе интерес к интеллектуальной собственности?
- По-моему, это возникло исподволь, понятно, что как таковая интеллектуальная собственность существовала всегда. Когда возник первый рисунок наскальной живописи или влюбленный первобытный человек прокричал признание своей возлюбленной. Но люди до поры до времени не фиксировали такие явления в определенных понятиях.
Что касается интеллектуального права, привлекающего мое наибольшее внимание, то в России оно развивается с 2000 года. В 2006 году была одобрена 4-я часть Гражданского кодекса, регулирующая вопросы интеллектуальной собственности и права. Спустя пять лет был создан Суд по интеллектуальным правам.
Насколько активно сейчас развивается эта сфера, можно судить по Международному форуму «Интеллектуальная собственность XXI век», многочисленные площадки для проведения которого уже функционируют в двенадцатый раз. В этом году повышенное внимание профессионалов привлекла конференция «Цифровые вызовы» в Роспатенте и, безусловно, IPQuorum в Калининграде, организованный ВОИС, Союзом правообладателей и ассоциацией IPChain.
Вы являетесь Председателем Совета Торгово-промышленной палаты РФ по интеллектуальной собственности. Чем занимается Совет?
- Тот огромный интерес и внимание, которое сейчас уделяется интеллектуальной собственности, отражается и на работе Совета. Проявляется максимум активности, касающейся разработки законопроектов и экспертной оценки приходящих в Палату документов. Ну и, конечно, плановые вопросы, волнующие бизнес-сообщество, сферу промышленной собственности, сферу авторского права. Мы работаем рука об руку с Роспатентом. Надеюсь, что и с Министерством культуры РФ наладим более тесное взаимодействие по вопросам авторских прав и смежных прав.
22 апреля Совет по интеллектуальной собственности совместно с информационным агентством InterMedia провел Круглый стол, открывший XII международный форум. Если только посмотреть на тематику Круглого стола, то становится понятен масштаб, объем, актуальность проблем, представленных для профессиональной дискуссии. Здесь и экономические аспекты авторского права в цифровую эпоху, развитие международного и национального законодательства в сфере культуры и авторского права. Рассматривались культурные индустрии, во многом определяющие стратегию, динамику развития культуры и экономики Российской Федерации. Я благодарен информационному агентству InterMedia, главному редактору Е.А.Сафронову за новый серьезный аналитический материал – наглядную блок-схему культурных индустрий. Мое мнение разделил А.В.Кубышкин, заместитель директора нормативно-правового департамента Министерства культуры РФ. Он будет рекомендовать Министерству культуры использовать представленные аналитические материалы, признавая, что даже для того, чтобы «посчитать показатели в некоторых сферах культуры, нужно провести огромную работу». И не всегда это удаётся сделать в рамках тех полномочий, которые есть в Министерстве культуры. То, что относится фактически к культурным индустриям, сегодня поддерживается WIPO, приносит доходы и собирает в стране значительные налоги, связанные с авторским правом и смежными правами.
Все ли благостно оценивают такие масштабные мероприятия как форум? Что вам не удалось сделать, что тревожит?
- Хотя круг специалистов по интеллектуальной собственности не такой уж и большой, но у всех бывают разные точки зрения. На мой взгляд, задача таких собраний - выработать консолидированную позицию по спорным моментам, в том числе законодательным. Что греха таить - есть некоторая недооценка роли авторского права и смежных прав со стороны государства. Не всегда сама отрасль, индустрия культуры может работать в этом направлении без поддержки государства. Проведен ряд исследований, подтверждающих правильность направления и то, что индустрии культуры сегодня зачастую являются определяющими для экономик многих стран. Тем более, уже есть ряд инициатив, с которыми Российская Федерация обратилась во Всемирную организацию интеллектуальной собственности, и они поддержаны.
Насколько я знаю, давно уже вопрос ставился гораздо шире - о необходимости принять государственную стратегию в области интеллектуальной собственности.
- Да, в свое время, на одном из первых форумов мы говорили об этом. Проект стратегии рассматривался на Совете по интеллектуальной собственности в Совете Федерации, но пока реальных шагов в этом направлении не сделано. В тех национальных программах, национальных проектах, которые сейчас являются основой экономики в сфере интеллектуальной собственности и авторского права, фактически ничего не сказано об этом. Поэтому нам зачастую бывает сложно решать задачи, которые стоят перед законодательством.
Как наступающая цифровая эпоха влияет на соблюдение интересов авторов и правообладателей?
- Как известно, всеобщая цифровизация заполнила все сферы экономики, интеллектуальной собственности, в частности, авторские и смежные права. Стали известны планы мероприятий в рамках нормативного регулирования по «цифрованию» Российской Федерации, которые необходимо реализовать в течение трех лет. В качестве исполнителя называется Министерство культуры РФ.
Предполагается упростить размещения лицензионного договоров и договоров отчуждения исключительного права, намечены мероприятия, связанные с использованием блокчейн-технологий в сфере интеллектуальной деятельности.
В чем причина изменения законодательства - аналоговые нормы права разве неприменимы к цифровым технологиям?
- В какой-то момент наступает точка кипения - аналоговое право уже трудно применять к отношениям по использованию произведений и объектов смежных прав цифрового сегмента – принцип применения к объектам авторских прав, выраженных в материальной форме, который использовался в нормотворческой деятельности Министерства культуры, законодательстве зарубежных стран. Технологии настолько быстро совершенствуются, что пока мы путем долгих переговоров сформулируем подходы в международных актах, они уже оказываются трудноприменимы к текущим правоотношениям.
Ещё одна проблема - ослабевает роль посредника в распространении цифрового контента. Допустим, если 10 лет назад автор музыкального трека не мог существовать без издателя, то есть он должен был обратиться к издателю, чтобы продать свои права. Выпускался диск или каким-либо иным способом распространялся экземпляр произведения, то сейчас в принципе автор может это делать без посредников. Вот сущность происходящих перемен.
Цифровизация для вас модное понятие, которое у всех интеллектуалов на устах, или реальная проблема, требующая особого к ней отношения?
- Разве можно спорить, что «цифра», новейшие на сегодня технологии затронули сферу интеллектуальной собственности, в частности, авторские и смежные права. С учетом новых технологий циркулирует идея создать специальный модернизированный закон о коллективном управлении. Может быть, все же рано еще сбрасывать со счетов коллективное управление?
Нужна настойчивость, последовательность для преодоления возникающих трудностей, не так ли?
- Конечно, я хочу привести пример работы над договором по правам вещательных организаций, который уже после 2000 года постоянно включают в повестку дня комитеты по авторскому праву и смежным правам ВОИС. То, что договор крайне нужен и важен, думаю, у большинства стран абсолютно не вызывает сомнения. На последнем заседании комитета было принято решение рекомендовать генеральной ассамблее в 2019 году, то есть осенью этого года, вынести документ на дипломатическую конференцию.
Известно, что большинство стран мира перешло на интернет-вещание; эфирного и кабельного вещания осталось совсем немного. Все же мнения специалистов разделились: нужно ли учитывать интернет-вещание или можно сосредоточиться лишь на эфирном и кабельном вещании. Европейский Союз, Российская Федерация, Соединённые Штаты придерживаются необходимости комплексного документа, который бы охватил все сферы вещания. Критерием и главным объектом охраны этого договора будет сигнал. По каким направлениям сигнал будет распространяться - это уже задача конкретного регулирования соответствующими нормами этого договора.
Мне неоднократно приходилось слышать от вас, насколько важна подготовка уже действующих работников по вопросам авторского права. РГАИС, студенты, что – отступают на второй план?
- Ни в коем случае, студенты получают свою «порцию» знаний. Не менее важная задача – провести переподготовку и повышение квалификации специалистов, работающих в разных областях народного хозяйства, сфере культурных индустрий, органах государственной власти. Приведу пример того, насколько важные чиновники, находящиеся на переднем рубеже авторского права, не знают, пренебрегают, не успевают… Уж не знаю, чем объяснить их неинформированность в самых необходимых вопросах.
На одной из площадок Стратегического форума в Калининграде, где я присутствовал, обсуждалось правовое положение режиссеров-постановщиков. Выступали чиновники, режиссеры, другие деятели культуры. Выяснилось, что многие не знают, каким образом осуществляется охрана, что принято в последнее время. На самом деле, уже больше года как внесено в гражданский кодекс изменение - режиссеры-постановщики театральных постановок и других культурных зрелищных мероприятий охраняются смежным правом, есть соответствующая норма, механизм, позволяющий эффективно осуществлять такую защиту.
Во всех странах такой подход?
- В том-то и дело, что в каких-то странах режиссеры-постановщики театральных постановок охраняются авторским правом, в каких-то - смежными правами. Но в большинстве стран, особенно в развивающихся странах американского, южно-американского континента, охрана вообще не предусмотрена, что создает определенную проблему. Не могу не отметить, что наша Академия интеллектуальной собственности совместно с представителем канадского университета провели исследование и уже сделали отчет на сессии Постоянного комитета по авторскому праву. К концу лета мы выработаем рекомендации, которые будут представлены Постоянному комитету WIPO.
Проблемы авторского права вы рассматриваете не только как отвлеченную юридическую дефиницию, а как вопрос, направленный на конкретных людей – творцов, менеджеров, продюсеров многообразного сектора культурных индустрий.
- Не спорю. В развитии авторского права в последнее время мы имеем наиболее значимые результаты, когда быстро решаются вопросы в интересах и государства, и автора. Были приняты два существенных документа - пекинский Договор 2015 года по аудиовизуальным произведениям, а также Договор 2012 года по ограничению и исключениям для слабовидящих лиц и лиц с ограниченными возможностями. Буквально на последней сессии, которая проходила с 26 марта по 5 апреля, присоединились Соединённые Штаты в качестве 50-ого члена Марракешского договора - важный шаг, позволяющий в полном объеме использовать данный инструментарий.
А не устарели ли эти договоры, международные конвенции, соответствуют ли они реалиям времени?
- Знаю такую тенденцию. Позиция Всемирной организации интеллектуальной собственности однозначна: те ключевые договоры, которые сегодня действуют в мире, являются незыблемыми, они не подлежат пересмотру в обозримом будущем и уж точно в ближайшее, наверное, десятилетие никаких пересмотров Бернской конвенции, Римской конвенции не предусмотрено. Мы это должны с вами учитывать, создавая свое законодательство, это - основополагающие документы для нашего права интеллектуальной собственности.
Мне нравится ваша черта характера – осторожность, то есть продуманность, взвешенность решений, которые отражаются не только на распространении технологий, но и на судьбах людей.
- Развитие международного права идет по пути создания механизмов, позволяющих, с одной стороны эффективно защищать интересы авторов и правообладателей, с другой стороны, давать возможность определенным категориям населения получить широкий доступ к культурному наследию. В данном случае мне импонирует позиция Сколково, сходная с предложенной моделью.
А варианты взаимоотношений есть?
- Да. Наше законодательство и международное право допускает - пожалуйста, если человек желает этого, может объявить свое произведение общественным достоянием! в свободный доступ, в свободную лицензию, что не создаст никакой проблемы. Представь широкой публике, разместив бесплатно на соответствующей платформе. Рекламируй себя, не получая какой-либо выгоды – о таком варианте мы говорили совсем недавно на совещании в Министерстве культуры.
Пожалуйста, если вы хотите использовать для личных целей, это одно. Если вы хотите использовать для тиражирования и получить дополнительные бонусы - заплатите деньги. Важно при этом соблюсти интересы всех участников - и издателей, и авторов, найти компромисс легального использования произведений литературы, науки и искусства для библиотек, архивов, учебных и научных заведений.
Знаю вас много лет и трудно мне представить вас громко возмущающимся, негодующим – а поводов-то для недовольства хватает. Психологическая настройка, воспитание сдерживают порыв негативных эмоций?
- Давайте рассуждать об этом все же не на бытовом уровне, а в системе юридической. В таком случае, когда возникают споры, важно их квалифицированно улаживать. И здесь незаменима система медиации. Создан Национальный центр медиации, и мы надеемся, что разгрузим наши Суды и Палату по патентным спорам. Конечно, нужны хорошие качественные специалисты, которые убежденно смогут мирить предпринимателей, правообладателей – как им лучше использовать объект интеллектуальной собственности. И доказать, что гораздо выгоднее заключить сделку и вместе заниматься конфликтным делом, чем спорить до бесконечности в судах.
То есть, медиация – это примирение. Снова вспоминаю доброжелательных воспитанников Академии. Будущих студентов РГАИС приятно было увидеть на церемонии награждения финалистов XI Международной олимпиады по интеллектуальной собственности для старшеклассников, состоявшейся на Пленарном заседании Форума. Вы в течение стольких лет проводите Олимпиаду – упорства вам не занимать, Иван Анатольевич.
- О значимости Олимпиады говорит тот факт, что организаторов – Роспатент, РГАИС, Торгово-промышленную палату РФ поддерживают такие ведомства, как ВОИС (г. Женева), Евразийское патентное ведомство, Совет Федерации Федерального собрания РФ, Евразийская конфедерация обществ правообладателей. Победители Олимпиады с большой радостью получили дипломы, памятные подарки.
Агентство InterMedia не осталось в стороне от столь значимого информационного повода и вручило сертификаты юным Олимпийцам.
Конечно, безусловную ценность имеет главный приз - сертификат на право бесплатного обучения в РГАИС – единственном вузе России и Европы, осуществляющем подготовку специалистов по данному направлению.
Я слежу за развитием Олимпиады практически с первых шагов ее появления. Для меня чрезвычайно важным является то, что организаторы, вы, Иван Анатольевич, даете шанс действительно талантливым ребятам реализовать свои способности. И здесь не становится помехой ни территория проживания, удаленность от столицы, ни социальный статус родителей.
- Уточню, что отборочные туры охватывают всю Россию, а также регионы Восточной Европы, СНГ, Балтии и других зарубежных стран. Мне, кстати, было важно пообщаться с победителями Олимпиады неформально, понять, какие мотивы привели молодых людей в Москву. Им действительно интересна интеллектуальная собственность или это некое приключение в их жизни. Во время обеда, который мы устроили в Академии, я убедился в искренности намерений, значительном кругозоре, который школьники стремятся все время пополнять, свободе общения со старшими коллегами. Поэтому я с огромным удовольствием поздравил молодых людей с победой в столь сложном соревновании, пожелал дальнейших успехов и, конечно, Академия преподнесла финалистам памятные подарки.
Теперь, думаю, я сама могу ответить на вопрос о воспитанности ваших студентов. Нет ни специального курса, ни отдельных душещипательных разговоров; вся система совместной, повторяю – совместной работы, учебы, свершений влияет на формирование характера, привычек, традиций общения. РГАИС – уникальный вуз не только для России, но и для мировой практики.
- Да, мы уникальны, начнем с того, что готовим студентов системно, что вызывает повышенный интерес абитуриентов к нашей Академии. Работодатели отмечают высокий уровень наших выпускников, вплоть до того, что выше, чем у выпускников МГУ, других юридических факультетов ведущих вузов. Приятно слышать, насколько ценятся наши ребята, как реагируют приглашенные председатели комиссий на сдаче государственных экзаменов, защите дипломных работ. По опросам международных организаций РГАИС вошла в топ вузов по востребованности студентов в дальнейшем трудоустройстве. На старших курсах хотят взять наших ребят Роскосмос, патентные службы, адвокатские конторы – не скрою, с достаточно высокой оплатой.
Хотя вуз – камерный, не предполагающий массовые выпуски.
-Чем приближается к творческим вузам, где подготовка специалистов – штучная, зависимая от индивидуальных способностей каждого студента.
- Надеюсь, молодых людей привлекает интеллектуальная собственность многими параметрами - возможностью ознакомления с лучшими российскими и международными практиками, умением охранять, извлекать выгоду, получать прибыль, доход, осуществлять коммерциализацию. Мы предлагаем молодым людям прийти к нам, научившись управлять, становиться менеджерами интеллектуальной собственности.
Особое внимание – нашим первокурсникам, они недаром являются ключевыми персонами на церемонии посвящения в студенты.
«Ключевой» – Вы часто употребляете это слово. Что значит оно для вас?
- Ключевое – самое важное, определяющее, перспективное.
Понятие радость входит в этот ряд?
- Наверное, можно дополнить.
Что вас радует?
- К примеру, такие цифры. В этом году состоялся один из самых высоких конкурсов за последние годы: 19 человек на место по направлению «Юриспруденция» и 12 человек на место по направлению «Менеджмент».
Уточню, что с первых дней обучения студенты должны понимать, что основное требование для получения образования – прекрасно учиться и активно участвовать в жизни Академии. Также мы постоянно развиваем международное сотрудничество с зарубежными вузами, ищем возможность, чтобы наши студенты получали дипломы партнеров, вузов из Китая, Южной Кореи, Италии, Франции.
Церемонии посвящения в студенты - настоящее шоу. Владение такими навыками, как пение, танец, вы тоже обозначаете в приемных требованиях?
- Мне приятно, что наши первокурсники демонстрируют хорошие успехи не только в учебе, но и в других сферах деятельности. Они и поют, и танцуют, к тому же имеют такие индивидуальные достижения как золотой значок ГТО и волонтерскую книжку. В этом году ряды наших спортсменов пополнили 12 первокурсников, имеющих золотой значок ГТО. А команда волонтеров РГАИС пополнится как минимум на 8 человек, уже имеющих волонтерскую книжку.
Как реагирует Академия на цифровую эпоху?
- РГАИС не отстает от времени, это динамично развивающийся вуз, ориентированный на инновационное развитие в условиях цифровой экономики. Создается кафедра «Цифрового права», и мы очень надеемся, что новые мировые вызовы, связанные с цифровизацией и глобальным развитием новых технологий, станут необходимым вектором развития в обучении. Кстати, на XII форуме состоялась международная конференция молодых ученых «Интеллектуальная собственность – взгляд в будущее». Красноречивы некоторые темы дискуссии: «Право интеллектуальной собственности в цифровую эпоху», «Экономика и управление интеллектуальной собственностью – современные тенденции», «Произведения науки, литературы, искусства и интеллектуальные права на них», «Интеллектуальная собственность и спортивное право».
У нас уже есть две кандидатские диссертации, связанные с темой блокчейна. Прошли публичные слушания по диссертации, посвященной искусственному интеллекту. Не скрою, что эта тема меня особенно привлекает, и я проштудировал не одну книгу по этому вопросу.
Я не являюсь специалистом по интеллектуальной собственности. Наверное, нужно учиться.
- Учиться никогда не поздно. Учиться нужно всегда.
Можно ли считать данное высказывание девизом вашей жизни?
- Это уж не мне определять. Невиданный простор для учебы предлагают современные технологии. Но при том возникает целый комплекс сопутствующих вопросов: позволяет ли воплотить прорывные идеи оснащенность вузов, каковы возможности доступа к информационным ресурсам, особенно международным. Ведь для создания инфраструктуры с полноценным использованием новых технологий нужны, конечно, государственные вложения, государственный бюджет.
Как идет ваш юбилейный год?
- Не скрою, напряженно. Буквально сразу же после пленарного заседания Форума улетел в Узбекистан, где Министерство юстиции страны проводило Первый юридический форум. Узбекское патентное ведомство даже организовало специальную сессию, посвященную интеллектуальной собственности. Состоялся заинтересованный разговор об особенностях коммерциализации интеллектуальной собственности в промышленности, конечно, был поднят вопрос об авторском праве, его защите, борьбе с пиратством. Отрадно, что намечены серьезные пути сотрудничества. Мало того, родилась идея – не проводить такой целевой форум в мае-апреле, а, чтобы не было накладок, организовать его осенью. Интеллектуальная собственность завоевывает постсоветское пространство - что может быть лучше? Самые современные идеи становятся основополагающими не только в нашей стране, но и у наших друзей, в странах, с которыми сотрудничаем в последнее время.
Мы надеемся, что вместе с Советом Федерации Федерального собрания РФ сможем выполнить задачу, которую выдвинула Валентина Ивановна Матвиенко - развивать региональные бренды, товары, олицетворяющие тот или иной регион. Конечно, в соотнесении со сферой интеллектуальной собственности.
Что вам самому приносит наибольшее удовлетворение?
- Сейчас это сложно оценить, наверное, то, что значительно вырос авторитет нашей Академии, поднялась роль интеллектуальной собственности во всех сферах нашей жизни – это главное.
Спасибо за столь подробное интервью. Успеха вам, Иван Анатольевич!
Музыкальные чарты за 47 неделю: лидируют Леонид Агутин, DJ Dani Woo, Jakone, Kiliana, Владимир Пресняков и другие
Чарты составлены агентством «ИнтерМедиа» на основании информации, представленной на сайтах соответствующих сервисов или полученной от специалистов компаний. Информация унифицирована, но дается в оригинальном написании без каких-либо изменений. Чарты, рейтинги, хит-парады структурированы по разделам: радио, интернет, мобильная связь, телевидение, физические носители. Такой комплексный подход в работе с чартами, рейтингами и хит-парадами позволяет сформировать наиболее полную картину музыкальных приоритетов различных групп потребителей и пользователей. Будем признательны за пожелания, предложения и конструктивную критику, которые позволят сделать этот информационный продукт более качественным, насыщенным и полезным для всех профессионалов и любителей музыки.
РАДИО
Авторадио
TOP-10 Cамые ротируемые треки в эфире Авторадио за последние 7 дней.
Список составлен автоматически 18 ноября 2024 (12.00)
Позиция в чарте | Артист/коллектив | Композиция |
1 | Владимир Пресняков | Только ты никогда |
2 | Секрет | Это Питер, детка |
3 | Gayazov$ Brother$ | Там, где кайф |
4 | Секрет | Самолётом до Пулково |
5 | Дмитрий Маликов | Мир без твоей любви |
6 | Алексей Воробьев | Сумасшедшая |
7 | Доминик Джокер | Если ты со мной (Remix) |
8 | Слава | Однажды ты |
9 | Дмитрий Колдун | Корабли |
10 | Братья Грим | Кустурица |
Дорожное радио
20 ноября 2024 (11.30)
TOP-10
Позиция в чарте | Артист/коллектив | Композиция |
1 | Jazzdauren | Дарите женщинам цветы |
2 | Татьяна Куртукова | Матушка |
3 | Dabro | Ты знаешь, мам |
4 | Дмитрий Маликов | За туманами |
5 | Татьяна Буланова, Алексей Майер | Любимые глаза |
6 | Виктор Рыбин, Наталья Сенчукова | В жизнь надо верить |
7 | Дмитрий Колдун | Королева красоты |
8 | Марина Бриз | Там, где родился |
9 | Сосо Павлиашвили | Каждому свое |
10 | Виктор Дорин | Это Лена |
Русское радио
Хит-парад (18 ноября 13.30)
Топ 10
Позиция в чарте | Артист/коллектив | Композиция |
1 | Саша Воробьёва | Забудь |
2 | Dabro | Дальше-больше |
3 | Марина Бриз | Хочу на ручки |
4 | Дмитрий Маликов | Когда-нибудь |
5 | Natan & Ирина Дубцова | Тянет |
6 | Звонкий & Асия | Лети |
7 | Артур Пирожков & Хабиб | Мёд |
8 | Дима Билан & Мари Краймбрери | Время пролетало |
9 | Алсу | Я учусь не бояться |
10 | Testosteron | Стала женой невеста |
Европа плюс
18 ноября 2024 (21.15)
TOP-10
Позиция в чарте | Артист/коллектив | Композиция |
1 | Shaboozey | A BarSong (Tipsy) |
2 | Ava Max | Spot a Fake |
3 | Felix Jaehn & Sophie Ellis-Bextor | Ready For Your Love |
4 | Jimin | Who |
5 | The Weeknd | Dancing in the Flames |
6 | Rag'n'Bone Man | Rush Of Blood |
7 | Hugel & Topic & Arash | I Adore You (feat. Daecolm) |
8 | Sabrina Carpenter | Espresso |
9 | Alesso & Nate Smith | I Like It |
10 | Kylie Minogue | Lights Camera Action |
Радио «Шансон»
18 ноября 2024 (22.00)
TOP-10
Позиция в чарте | Артист/коллектив | Композиция |
1 | Стас Михайлов | Я знаю, ты горазда |
2 | Алексей Петрухин | Чубчик |
3 | Ярослав Сумишевский | Мираж любви |
4 | Любовь Успенская и Брендон Стоун | Ты мне не пара |
5 | Ирина Круг | Любовники |
6 | Иван Кучин | Отцвела черёмуха за оградкой чёрной |
7 | Татьяна Куртукова | Матушка |
8 | Михаил Шуфутинский и Mia Boyka | Помада на щеке |
9 | Сентябрь | Ах, что она творит эта осень |
10 | Виктор Королев | Прикосновение |
ЯНДЕКС МУЗЫКА
Треки, популярные на Яндекс Музыке прямо сейчас: 18 ноября 2024 (22.15)
Топ-20
Позиция в чарте | Артист/коллектив | Композиция |
1 | Леонид Агутин, DJ Dani Woo | Остров |
2 | Jakone, Kiliana | Асфальт |
3 | Джиган, Artik & Asti, Niletto | Худи |
4 | Fortuna 812 | ParisLove |
5 | Женя Трофимов, Комната культуры | Поезда |
6 | Anna Asti | Топит |
7 | Татьяна Куртукова | Матушка |
8 | bearwolf | Один в поле воин |
9 | Macan, Kiliana | Как je |
10 | Macan, A.V.G | Привыкаю |
11 | Jakone | Але Але |
12 | Пошлая Молли | Адская колыбельная |
13 | Ваня Дмитриенко | Вишнёвый |
14 | Ирина Дубцова, Exnlxde | Люби меня долго Remix |
15 | Konfuz | Италия |
16 | Xolidayboy | Пожары |
17 | Big Baby Tape | Turbo (Majestic) |
18 | Saluki, Friendly Thug 52 NGG | Bolshie Kurtki |
19 | bearwolf | Godzilla |
20 | Mona, Macan | Городдорог |
Apple Music
Официальные чарты Apple Music в России за 18 ноября 2024 (22.30)
ТОП-20
Позиция в чарте | Артист/коллектив | Треки |
1 | Jakone, Kiliana | Асфальт |
2 | Джиган, Artik & Asti, Niletto | Худи |
3 | Mona, Macan | Город дорог |
4 | Jimin | Who |
5 | Anna Asti | Топит |
6 | Женя Трофимов, Комната культуры | Поезда |
7 | Гио Пика, Miravi | Мир |
8 | Saluki | Mansion Musik (feat. Big Baby Tape) |
9 | Anna Asti | Царица |
10 | Татьяна Куртукова | Матушка |
11 | Macan | Как же (feat.Kiliana) |
12 | Macan, A.V.G | Привыкаю |
13 | Saluki | Большие куртки |
14 | Saluki | 1% (feat.Toxi$) |
15 | Женя Трофимов | Самолеты |
16 | Пошлая Молли | Адская колыбельная |
17 | Fortuna 812 | Paris Love |
18 | Xolidayboy | Пожары |
19 | Баста | На заре |
20 | bearwolf | Godzilla |
Apple Music Москва за 18 ноября 2024 (22.45)
ТОП-10
Позиция в чарте | Артист/коллектив | Треки |
1 | Jimin | Who |
2 | Mona, Macan | Город дорог |
3 | Jakone, Kiliana | Асфальт |
4 | Джиган, Artik & Asti, Niletto | Худи |
5 | Saluki | Mansion Musik (feat.Big Baby Tape) |
6 | Saluki | 1% (feat.Toxi$) |
7 | Saluki | Большие куртки (feat.Friend |
8 | Jimin | Be Mine |
9 | Anna Asti | Топит |
10 | Fortuna 812 | ParisLove |
Apple Music С.Петербург за 18 ноября 2024 (23.00)
ТОП-10
Позиция в чарте | Артист/коллектив | Треки |
1 | Jimin | Who |
2 | Saluki | 1% (feat.Toxi$) |
3 | Женя Трофимов, Комната культуры | Поезда |
4 | Saluki | Mansion Musik (feat.Big Baby Tape) |
5 | Ваня Дмитриенко | Вишневый |
6 | Saluki | Большие куртки (feat.Friend |
7 | Mona, Macan | Город дорог |
8 | Jakone, Kiliana | Асфальт |
9 | Джиган, Artik & Asti, Niletto | Худи |
10 | Fortuna 812 | ParisLove |
МТС Мюзик
Чарт МТС Music, 18 ноября 2024 (23.15)
Топ-20
Позиция в чарте | Артист/коллектив | Треки |
1 | Джиган, Artik & Asti, Niletto | Худи |
2 | Jakone, Kiliana | Асфальт |
3 | Anna Asti | Топит |
4 | Леонид Агутин, DJ Dani Woo | Остров |
5 | Татьяна Куртукова | Матушка |
6 | Macan | Привыкаю |
7 | Женя Трофимов, Комната культуры | Поезда |
8 | Гио Пика, Miravi | Мир |
9 | Konfuz | Италия |
10 | bearwolf | Один в поле воин |
11 | Bittuev, Nansi & Sidorov | Как быть |
12 | Игорь Крутой, Anna Asti | Я хочу быть |
13 | Баста, Miravi | Туман |
14 | Bearwolf | Godzilla |
15 | Macan, Kiliana | Как je |
16 | Дима Билан, Мари Краймбрери | It'sMyLife |
17 | ||
18 | Blizkey | Горы (Remix) |
19 | Xolidayboy | Пожары |
20 | Anna Asti | Царица |
Звук
19 ноября 2024 (17.15)
ТОП-20
Позиция в чарте | Артист/коллектив | Композиция |
1 | Джиган, Artik & Asti, Niletto | Худи |
2 | Jakone, Kiliana | Асфальт |
3 | Anna Asti | Топит |
4 | Леонид Агутин, DJ DaniWoo | Остров |
5 | Татьяна Куртукова | Матушка |
6 | Баста, Miravi | Туман |
7 | Люся Чеботина | За бывшего |
8 | Женя Трофимов, Комната культуры | Привет |
9 | Anna Asti | Царица |
10 | Дима Билан, Мари Краймбрери | It's My Life |
11 | Женя Трофимов, Комната культуры | Поезда |
12 | NЮ | И мы полетим |
13 | bearwolf | Один в поле воин |
14 | Гио Пика, Miravi | Мир |
15 | Jazzdauren | Дарите женщинам цветы |
16 | MacanA.V.G | Привыкаю |
17 | bearwolf | Godzilla |
18 | Konfuz | Италия |
19 | Женя Трофимов, Комната культуры | Все они о тебе |
20 | Zivert | мутки |
SHAZAM
Самые шазамируемые песни недели: Россия 19 ноября 2024 (17.45)
ТОП-20
Позиция в чарте | Артист/коллектив | Трек |
1 | Джиган, Artik & Asti, Niletto | Худи |
2 | Trojan | Okay Baby |
3 | maxxytren&bulk_machine | Гимн Качков |
4 | Fortuna 812 | ParisLove |
5 | Jakone&Kiliana | Асфальт |
6 | Jakone&Scirena | Там Там |
7 | Rosé & Bruno Mars | APT |
8 | DiLiberta | Небожители |
9 | Ariis | Funk Do Bounce (Slowed) |
10 | Hugel, Topic & Arash | I Adore You (feat. Daecolm) |
11 | Navai & Mona | Есенин |
12 | Niletto | Счастливым |
13 | Коста Лакоста & Ольга Серябкина | По улицам |
14 | Coldplay, Little Simz, Burna Boy, Elyanna & Tini | We Pray |
15 | Леонид Агутин | Остров (Remix) |
16 | bearwolf | Godzilla |
17 | Kylie Minogue | Lights Camera Action |
18 | Russian Size & Ivan Spell | Воттак |
19 | Lady Gaga | Disease |
20 | Nigativ | Медленно |
VK Музыка
Чарт треков от 19 ноября 2024 (18.30)
ТОП-20
Позиция в чарте | Артист/коллектив | Трек |
1 | Jakone&Kiliana | Асфальт |
2 | Джиган, Artik & Asti, Niletto | Худи |
3 | Karat | Ой да |
4 | AnnaAsti | Топит |
5 | Ирина Дубцова &Exnlxde | Люби меня долго (Remix) |
6 | Macan feat. Kiliana | Как je |
7 | Mona, Macan | Город дорог |
8 | Jakone | Але Але |
9 | Big Baby Tape | Turbo (Majestic) |
10 | Konfuz | Италия |
11 | Криминальный бит | 158 ч.2 |
12 | Macan, A.V.G | Привыкаю |
13 | Navai, Mona | Есенин |
14 | bearwolf | Один в поле воин |
15 | Гио Пика, Miravi | Мир |
16 | Женя Трофимов, Комната культуры | Поезда |
17 | Blizkey | Горы (Remix) |
18 | Fortuna 812 | ParisLove |
19 | Jakone | Дорога дальняя |
20 | Ваня Дмитриенко | Вишнёвый |
ОК
19 ноября 2024 (19.15)
ТОП-20
Позиция в чарте | Артист/коллектив | Композиция |
1 | Jazzdauren | Дарите женщинам цветы |
2 | Татьяна Куртукова | Матушка |
3 | Ислам Мальсуйгенов, Зульфия Чотчаева | Стоп музыка |
4 | Raim, Артур, Zhenis | Дискотека из 90 |
5 | StaFFорд63, Вайновская Яна | Ты мое |
6 | Kalvados, Татем, Kasia | А я тебе душу |
7 | Sevenrose | Чёрная смородина (Версия 2023) |
8 | Сергей Завьялов, Попова Любовь | Со мной до конца |
9 | DJ Smash, Nivesta | Позвони |
10 | Дима Билайн & Мари Краймбрери | It’s My Life |
11 | Тото | Баяноммай (KalashnikOFFRemix) |
12 | Aleks Ataman, Finik | Снежинки |
13 | 5утра | Давай сбежим (Искорки) (prod. by Barabanov) |
14 | Adam | Zhurek (Isko Alvarez remix) |
15 | Jazzdauren | Песни на кассете |
16 | Джиган, Artik & Asti, Niletto | Худи |
17 | Kairat Nurtas | SeniSuiem |
18 | Марат Пашаян, Арни Пашаян | Сердечко |
19 | Jakone & Kiliana | Асфальт |
20 | Олег Винник | Счастье (Шансон рингтоны и музыка на телефон) |
Last.fm
Top Tracks 19 ноября 2024 (20.00)
ТОП-10
Позиция в чарте | Артист/коллектив | Видеоклип |
1 | Jin | Running Wild |
2 | Jin | I'll Be There |
3 | Jin | Falling |
4 | Jin | I will come to you |
5 | Jin | Heart on the Window (with Wendy) |
6 | Jin | I'll Be There |
7 | Jin | Another Level |
8 | Jimin | Who |
9 | V | Love Me Again |
10 | Agust D | Haegeum |
ВИДЕОХОСТИНГ
YouTube Music
Хит-парад
Самые популярные клипы сегодняшнего дня
Россия – 20 трендовых клипов 11 ноября 2024 (21.45)
Позиция в чарте | Артист/коллектив | Видеоклип/трек/правообладатель |
1 | Хамдам Собиров | NaziraXolbotayeva |
2 | Stray Kids | Giant |
3 | Даша Некричи | В жизни так бывает |
4 | Дмитрий Колдун | Царевна |
5 | Jaloliddin Ahmadaliyev | Bo'ydoqlik |
6 | Узеир Мехдизаде | O MenimOlmalidir |
7 | Gulinur | Galmadi |
8 | Rainshow | Listen |
9 | (Jin) | 'Running Wild' Official MV (Hybe Labels) |
10 | Mirjalol Yo'lchiyev | Xazonmidi |
11 | RadioTapok | Фрау Чёрная Смерть |
12 | Doston Ergashev | Qizbermaganlar |
13 | Mirjalol Nematov | Zehra |
14 | Jony | Ревелиливни |
15 | Ariis | Funk Do Bounce (Slowed) (8D) |
16 | Samandar Ergashev | Hali yoshiyetmagan |
17 | Bones | CtrlAltDelete (Remix)1 нояб. 2024 г. |
18 | DilnozKechir | Kechir |
19 | Osiya | Joni jonum (Cover) |
20 | Ваня Дмитриенко | Вишнёвый |
Mегафон
Услуга «Замени гудок». «Хит-парад» 19 ноября 2024 (22.15)
ТОП-10 RBT
Позиция в чарте | Артист/коллектив/автор | Композиция |
1 | Татьяна Куртукова | Матушка |
2 | Шнуров С.В. | Привет Морриконе из к-ф «Бумер» |
3 | Blizkey | Горы - Remix |
4 | Аигел | Пыяла |
5 | Смеходром | Завязал с прошлым |
6 | 5утра | Давай сбежим - Искорки pro |
7 | Nivesta, DJ Smash | Позвони |
8 | Хабиб | Ягода малинка |
9 | Miravi, Гио Пика | Мир |
10 | Молодой Платон, Акулич | Подарок |
ОПЕРАТОРЫ МОБИЛЬНОЙ СВЯЗИ
MTC
Услуга Good’ok Хит-парад 19 ноября 2024 (22.30)
ТОП-10 RBT
Позиция в чарте | Артист/коллектив | Композиция | |
1 | Женя Трофимов, Комната культуры | Поезда | |
2 | Jazzdauren | Дарите женщинам цветы (Куплет) | |
3 | Лицей | Осень | |
4 | bearwolf | Godzilla | |
5 | Татьяна Куртукова | Матушка | |
6 | Merab Amzoevi | Были бы крылья | |
7 | Blizkey | Горы (Remix) | |
8 | Big Baby Tape, Aarne | Supersonic | |
9 | DVN | Можно я с тобой | |
10 | Гио Пика & Miravi | Мир |
ТЕLЕ 2
Услуга «Гудок» Топ симпатий 19 ноября 2024 (22.45)
ТОП-10 RBT
Позиция в чарте | Автор/Артист/Коллектив | Композиция |
1 | Егор Крид | Слеза (5997) |
2 | Мот | Капкан (5654) |
3 | Егор Крид | Будильник (5451) |
4 | Luis Fonsi feat. Daddy Yankee | Despacito (Премиум) |
5 | Metallica | The Unforgiven (4328) |
6 | Burito | По волнам (4291) |
7 | Наргиз и Максим Фадеев | Вдвоем (4273) |
8 | Kadebostany | Castle In The Snow (Bentley Grey Remix) (4248) |
9 | Наргиз | Ты моя нежность (4228) |
10 | Пицца | Один такой (3903) |
ТЕЛЕВИДЕНИЕ
Муз-ТВ
Главный чарт Муз ТВ от 10 ноября 2024 (Данные сервисом не обновлялись)
ТОП-9
Позиция в чарте | Артист/коллектив | Композиция |
1 | Коста Лакоста, Серябкина Ольга | По улицам |
2 | Моя Мишель | Облака |
3 | Дима Билан & Мари Краймбрери | It’sMyLife |
4 | Lyriq | Все в шоке |
5 | Люся Чеботина | За бывшего |
6 | Filatov & Karas | Снова лето ушло |
7 | Винтаж | Патрики |
8 | Dabro | Билет |
9 | Сергей Лазарев | Самообман |
ТНТ MUSIC
ЧАРТ от 19 ноября 2024 (23.00)
TOП-10
Позиция в чарте | Артист/коллектив | Композиция |
1 | The Weeknd | Dancing In The Flames |
2 | Jimin | Who |
3 | Billie Eilish | Birds Of A Feather |
4 | Lady Gaga, Bruno Mars | Die With A Smile |
5 | Teddy Swims | The Door |
6 | Eminem | Houdini |
7 | MGK & Jelly Roll | Lonely Road |
8 | Коста Лакоста, Ольга Серябкина | По улицам |
9 | Dua Lipa | Illusion |
10 | Моя Мишель | Облака |
РУССКИЙ ЧАРТ
ТОП-10
Позиция в чарте | Артист/коллектив | Композиция |
1 | Zivert | мутки |
2 | Коста Лакоста, Ольга Серябкина | По улицам |
3 | Джиган, Artik & Asti, Niletto | Худи |
4 | Мот | Оставив сердце в Москве |
5 | Три дня дождя, Тося Чайкина | Земля |
6 | Элджей, Anikv | Sport |
7 | Моя Мишель | Облака |
8 | Niletto | Счастливым |
9 | Konfuz | Италия |
10 | Мари Краймбрери | Без обработки |
ФИЗИЧЕСКИЕ НОСИТЕЛИ
Wildberries
19 ноября 2024 (23.15)
ТОП-10 По популярности
Позиция в чарте | Автор/артист/коллектив | Альбом |
1 | Разные исполнители | OST "Бременские Музыканты" Песни и музыка из мультфильмов (LP) |
2 | Разные исполнители | Concord Jazz: Rhythm Along The Years (2LP) 45 об/мин |
3 | Al Di Meola | Elysium (2LP) |
4 | Зоопарк | Музыка для фильма (LP) |
5 | Разные исполнители | The Voice Of ELAC(2LP) 180g Audiophile Virgin Vinyl |
6 | Michael Schenker | A Decade Of The Mad Axeman (2LP) |
7 | Разные исполнители | In-Akustik Reference Soundcheck Джаз; блюз; инструментальная (2LP) |
8 | Разные исполнители | Демонстрационная стереофоническая грампластинка(LP) |
9 | Ария | Игра с огнем (LP) |
10 | Сектор Газа | Колхозный Панк (LP) |
«Кипелов» выпустил концертный альбом с «ВТБ Арены»
Группа «Кипелов» представила концертный альбом «ВТБ Арена. Live 13.07.2024» 20 ноября 2024 года. В основу релиза легла запись с самого масштабного на данный момент выступления группы на стадионе «ВТБ Арена», состоявшегося этим летом.
Концерт отличался достаточно нетривиальным сет-листом. Помимо песен со все своих трех полноформатных альбомов, музыканты группы «Кипелов» исполнили материал с последних двух макси-синнглов «Часы Судного дня» и «Весы Судьбы», а также песни группы «Ария», включая крайне редко играемую русифицированную «Свободу» на музыку White Lion. Песни «Косово поле» и «Закат» прозвучали в акустических версиях.
«ИнтерМедиа» напоминает, что концертная презентация мини-альбома группы «Кипелов» «Весы Судьбы» состоится на площадке «Live Арена» 14 декабря 2024 года.
Дмитрий Корчак исполнит «Шедевры русской оперы» в «Зарядье»
Концерт тенора Дмитрия Корчака с программой «Шедевры русской оперы» состоится 5 декабря 2024 года в МКЗ «Зарядье». Артист, которого мировая пресса называет «королем бельканто», прилетит в Россию всего на пару дней в перерыве между выступлениями в Венской государственной опере и миланском театре «Ла Скала». Программа «Шедевры русской оперы» станет единственным сольным концертом исполнителя в Москве в сезоне 2024/2025.
- Русский репертуар очень сложен для исполнения. В нем важно всё – музыка, текст, исторический контекст эпохи, в которую создавалось произведение композитором, как и контекст эпохи, про которую та или иная опера была написана. Но самое главное для меня в русской оперной музыке – это та душевность, те глубокие эмоции, которые исполнитель должен постараться донести до слушателя, – рассказывает Дмитрий Корчак.
Концерт пройдет под руководством дирижера Тимура Зангиева и в сопровождении Национального филармонического оркестра России, художественный руководитель и главный дирижер Владимир Спиваков. В программе - арии из опер «Снегурочка», «Майская ночь», «Садко» Н.А.Римского-Корсакова, «Евгений Онегин» П.И.Чайковского, «Дубровский» Эдуарда Направника, «Обручение в Монастыре» Сергея Прокофьева, «Князь Игорь» Александра Бородина. Отдельного внимания заслуживает партия Ленского, первое исполнение которой состоялось в легендарном спектакле Венской государственной оперы, где был собран звездный состав – партнерами Дмитрия по сцене стали тогда Дмитрий Хворостовский и Анна Нетребко.
Сообщение не является рекламой и носит исключительно информационный характер.