Владимир Мединский: «Год театра и нацпроект «Культура» очень органично дополняют друг друга, потому что по своей сути нацелены на один и тот же результат — обогатить культурную жизнь человека»

О ТЕКУЩИХ РЕЗУЛЬТАТАХ НАЦПРОЕКТА «КУЛЬТУРА»
— Позади пять месяцев реализации нацпроекта, и на сегодняшний день мы уже имеем вполне ощутимые результаты. Создан и успешно гастролирует Российский национальный молодежный симфонический оркестр — кадровый резерв для ведущих музыкальных коллективов страны. В конкурсном отборе приняли участие около 400 человек. По его результатам отобраны 100 молодых музыкантов в возрасте от 22 до 30 лет из 27 городов России.
Кроме того, министерством разработана программа "Волонтеры культуры". Старт был дан 20 апреля в ходе акции "Всероссийский день заботы о памятниках истории и культуры", которая прошла в 70 регионах страны и участники которой в формате субботника провели уборку территорий, очистили памятники от грязи и мусора. До конца года планируется привлечь 10 тысяч волонтеров.
В конце марта начали свою работу семь Центров повышения квалификации творческих и управленческих кадров в сфере культуры, которые организованы на базе ведущих творческих вузов. Уже в первый год работы в них повысят квалификацию 14 тысяч человек.
Экспертной комиссией отобраны более 100 заявок-победителей на гранты по творческим проектам НКО. Они получат финансовую поддержку до 3 млн рублей на каждый. Причем выбирать нам пришлось из более чем тысячи поступивших заявок.
Еще совсем недавно стартовал зональный этап фестиваля любительских творческих коллективов. По его итогам 20 лучших получат гранты в размере 2 млн рублей. Отмечу, что в рамках нацпроекта мы впервые предусмотрели такую поддержку для художественной самодеятельности.
О ДАЛЬНЕЙШИХ ПЛАНАХ
— В рамках федерального проекта "Цифровая культура" будут оборудованы не менее 80 виртуальных концертных залов и переоснащены 110 муниципальных библиотек по модельному стандарту. Кроме того, будут созданы 75 мультимедиагидов по музеям и выставочным проектам с применением технологии дополненной реальности, 8 тысяч книжных памятников будут оцифрованы и включены в Национальную электронную библиотеку.
В 40 субъектах запланировано строительство и реконструкция 87 сельских клубов. Ожидается, что девять КДУ (культурно-досуговые учреждения. — Прим. ред.) будут введены в эксплуатацию уже по итогам этого года. Также будет осуществлен капремонт 221 сельского ДК в 47 субъектах. 21 регион получит 100 автоклубов.
До конца года планируется ввести в эксплуатацию два детских театра — в Ульяновской области и Мордовии. По итогам уже проведенного конкурса будут переоборудованы 200 кинозалов, в которых появятся все условия для демонстрации и просмотра фильмов в высоком качестве.
О НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ПРОЕКТА
— Все проекты, связанные с регионами — сельские ДК, школы искусств, библиотеки, родились в последние годы, мы к каждому из них относимся как к личному. И, конечно, очень переживаем за то, чтобы они выполнялись вовремя. Поддержка детских театров — это тоже полностью инициатива министерства, искренне и заинтересованно поддерживаемая лично президентом. Мы планируем в рамках нацпроекта капитально отремонтировать примерно половину детских театров, но, похоже, их будет еще больше. Ведь если посещение театра не приносит ребенку радость, то он и взрослым в него ходить не будет. Театр должен быть местом, где ребенку нравится, где интересно, красиво и, конечно, где он видит хорошее представление на сцене. Поход в театр должен каждый раз становиться праздником, поэтому мы начинаем нацпроект именно с этого.
О СОПРИКОСНОВЕНИИ НАЦПРОЕКТА С ГОДОМ ТЕАТРА
— Год театра и нацпроект очень органично дополняют друг друга, потому что по своей сути нацелены на один и тот же результат — обогатить культурную жизнь человека. Если Год театра — это большой праздник, то нацпроект — это большая работа, чтобы праздник не заканчивался никогда. Параллельно с Годом театра в рамках нацпроекта мы прикладываем огромные усилия, чтобы выровнять ситуацию с театрами по стране. В первую очередь — с самыми недофинансированными: помочь театрам в регионах, обновить их материально-техническую базу и расширить репертуар. К 2024 году 40 детских и кукольных театров по всей России будут полностью отремонтированы и полностью переоснащены.
В Год театра запланировано большое количество мероприятий на различных площадках по всей стране, некоторые из них уже интегрированы в нацпроект. Думаю, будут и те режиссерские, актерские инициативы, которые ярко заявят о себе и смогут претендовать на получение федеральной поддержки. Уверен, мы также обязательно узнаем о фестивалях и конкурсах, которые откроют нам новые имена и в будущем составят гордость российской культуры.
В любом случае поддержка региональных театров, грантовая поддержка коллективов, реализация проекта "Большие гастроли" — это масштабная системная плановая работа, которая продолжится и по окончании Года театра.
О НОВОВВЕДЕНИЯХ
— Например, раньше не создавались модельные библиотеки. Только несколько опытных проектов, реализованных на внебюджетные средства по моей личной просьбе Иностранкой (Библиотека иностранной литературы им. М.И.Рудомино. — Прим. ред.). Виртуальные концертные залы прежде где-то создавались силами регионов с небольшой поддержкой из федерального бюджета. Но мы должны понимать, что виртуальный концертный зал — это не просто место, где установлено оборудование и куда раз в месяц приходят любители музыки. Надо, чтобы вокруг него была организована активность, а это уже задача местных властей. Весь конкурс Чайковского будет транслироваться в этих залах, но вопрос в том, что будет сделано, чтобы оборудование не пылилось. Потому что мы имеем и отрицательные примеры. Я могу сказать, что кинофикация цирков дает крайне слабые результаты. Оборудование есть, но руководство Росгосцирка с задачей не справилось абсолютно, не смогло организовать и привлечь людей.
ОБ ИСКЛЮЧЕНИИ ЦИРКОВ ИЗ НАЦПРОЕКТА
— Дело в том, что цирки — отдельные казенные учреждения, которые и так финансируются Минкультом. Они получают субсидию больше миллиарда рублей каждый год. Сейчас мы в очередной раз сменили руководство в Росгосцирке и надеемся, что это поможет навести порядок. Мы ушли от того, чтобы назначать руководителей из отрасли в цирке, потому что это бесконечные клановые войны. Теперь туда пришел внешний эффективный менеджмент. Мы будем помогать, надеемся, что они будут "над схваткой" и сделают все, чтобы наше цирковое наследие не пропало, а, наоборот, все самое лучшее и интересное мы поддерживали. Артисты-то у нас замечательные, с управлением проблемы.
ОБ УГРОЗЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ ВИРТУАЛЬНЫХ КУЛЬТУРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РЕАЛЬНЫМ
— Во всем нужно в первую очередь искать возможности, а не угрозы. Ведь у нас огромная страна. И далеко не все могут посетить Третьяковскую галерею или сходить на концерт в Московскую филармонию. Эту проблему нужно решать, и мы на протяжении нескольких последних лет ведем системную работу в данном направлении.
Создан и активно развивается портал "Культура.РФ", на котором собраны обучающие видеоматериалы, виртуальные музейные экскурсии, спектакли наших лучших театров и многое другое. По нашему опыту, проведение трансляций концертов и спектаклей в интернете и создание виртуальных музеев только увеличивает посещаемость учреждений культуры. Ведь растет информированность аудитории. Использование современных технологий и медиасервисов позволяет более эффективно донести информацию о многообразии культурной жизни.
Такие технологии, как, например, дополненная реальность, позволяют по-новому посмотреть на коллекции наших музеев. В рамках нацпроекта на платформе "Артефакт" будут созданы 450 мультимедийных гидов по выставкам и экспозициям наших музеев.
О ПОКАЗАТЕЛЯХ УСПЕХА НАЦПРОЕКТА
— Благодаря нацпроекту в стране появятся тысячи новых и модернизированных объектов, современным оборудованием будут оснащены более 3,5 тысяч учреждений культуры. Но важно даже не это. Важно изменить жизнь людей. Считать нацпроект успешным можно, если у нас будут полные залы сельских домов культуры и детских театров, полные кинозалы, если в регионах появятся очереди на музейные выставки. Иными словами, если люди во всех регионах сделают выбор в пользу культурного продукта, который нам удастся создать.
(Анна Михайлова, ТАСС, 30.05.2019)
«Мосфильм. Золотая коллекция» покажет «Человека ниоткуда» и «Золотого теленка» в честь юбилея Сергея Юрского

Марафон фильмов с участием актера Сергея Юрского в честь его юбилея проведет телеканал «Мосфильм. Золотая коллекция» 16 марта 2025 года. В этот день актеру могло бы исполниться 90 лет.
Марафон в 08.30 откроет сатирическая комедия Эльдара Рязанова «Человек ниоткуда», в котором актер сыграл дикаря из племени тапи. В этом фильме актер впервые исполнил главную роль, но она ему не принесла известность, поскольку почти сразу ленту сняли с проката.
В 09.55 программу продолжит трехсерийный телефильм «Маленькие трагедии», снятый Михаилом Швейцером по произведениям Александра Сергеевича Пушкина. В нем Сергей Юрский предстал перед зрителем в образе поэта-импровизатора.
Позднее — в 14.15 — на телеканале покажут культовый детектив «Место встречи изменить нельзя» с актером в роли врача Ивана Груздева. Артист сам попросил режиссера Станислава Говорухина дать ему эту роль, так как она привлекла его драматизмом характера и ситуации.
Популярную комедию «Любовь и голуби», в которой актер сыграл дядю Митю, начнут транслировать в 21.05. Завершит юбилейный марафон в 23.00 фильм «Золотой теленок», в котором Сергей Юрский создал образ Остапа Бендера, ставший одним из лучших воплощений великого комбинатора в кино.
Правообладатели теряют 8,5 млрд рублей в год из-за нейросетей

В Ассоциации музыкальной индустрии (АМИ) оценили ущерб, который наносит авторам и правообладателям широкое распространение генеративной музыки с учетом динамики роста музыкальной индустрии. Сегодня основные каналы распространения музыкального контента — стриминговые сервисы, публичное исполнение, где основная доля приходится на фоновую музыку, а также эфирное и кабельное вещание. Согласно подсчетам АМИ, авторы и правообладатели теряют 8,5 млрд рублей в год, даже несмотря на то что сам российский стриминг растет на 40% в год, то есть в два раза быстрее общемирового. Как полагают в АМИ, к 2030 году потери правообладателей будут составлять уже 11 млрд рублей в год. В Ассоциации полагают, что урегулировать отношения между авторами охраняемого контента и ИИ-индустрией мог бы законодатель.
В АМИ уверены, что выпадающие доходы правообладателей связаны с правовыми коллизиями, которые пока что не устранены не только в России, но и во всем мире. Речь идет о настройке нейросетей, в ходе которой используются самые разные объекты и в том числе охраняемый контент.
Как отметил генеральный директор АМИ Валерий Дробыш, пока что ИИ-индустрия фактически игнорирует интересы авторов:
- На сегодняшний день все крупные нейросети так или иначе настраивают, “скармливая” им объекты авторского права без согласия правообладателей, что является прямым нарушением их прав. Судебные разбирательства между правообладателями и владельцами ИИ идут по всему миру не первый год, и количество резонансных дел растет в геометрической прогрессии. Это совершенно не удивительно, ведь авторы и правообладатели на собственном кошельке ощущают наносимый им урон от незаконного использования, переработки, частичного копирования ИИ их интеллектуальной собственности без соответствующих выплат им вознаграждения.
Другая сторона проблемы, по словам Валерия Дробыша, заключается в том, что из года в год наблюдается увеличение доли генеративных произведений, которые используются в коммерческих целях различными пользователями. В частности, речь идет об основных каналах распространения музыкального контента — стриминговых сервисах, публичном исполнении, где основная доля приходится на фоновую музыку, а также эфирное и кабельное вещание. Вследствие этого авторский контент становится менее востребованным и доходы правообладателей сокращаются.
По словам Валерия Дробыша, сегодняшние убытки правообладателей уже являются крайне весомыми и, по всем прогнозам, будут только расти:
- Снижение доходов авторов и правообладателей, даже с учетом консервативного мирового прогноза дальнейшего роста музыкальных стримингов, составит в среднем порядка 8,5 млрд рублей в год. Аналогичным образом пострадает и их доход от фоновой музыки, объем которой составляет около 80% от всех доходов за публичное исполнение — потери составят в среднем около 2,5 млрд рублей в год. Итоговый ущерб, который понесут авторы и правообладатели от генеративного музыкального контента, можно оценить на горизонте до 2030 года в размере 11 млрд рублей в год.
В АМИ полагают, что переломить ситуацию смогли бы новые подходы в законодательном регулировании отрасли.
- Ассоциации музыкальной индустрии совместно с ведущими экспертами национальной сферы интеллектуальной собственности готовит предложения для обеспечения защиты прав и соблюдения интересов авторов и правообладателей во взаимоотношениях с создателями систем искусственного интеллекта, которые, как мы надеемся, уже в ближайшем будущем лягут в основу соответствующих законодательных изменений, — заключил Валерий Дробыш.
В доме-музее Станиславского отметят 200-летие «Горя от ума»

Торжественное открытие выставки «Качалов – Чацкий. Грибоедов «Горе от ума»», посвященное 200-летию комедии и 230-летию Александра Грибоедова, состоится 14 марта 2025 года в Доме-музее К.С.Станиславского. Откроет выставку театральное представление по мотивам пьесы, подготовленное студентами 4 курса театрального колледжа имени Л.А.Филатова, в постановке режиссера Павла Ващилина.
Директор Музея МХАТ Павел Ващилин отметил важность пьесы для театрального мира:
- Долгое время сразу после выхода пьесы театральные труппы набирались под «Горе от ума»: считалось, что состав актёров, между которыми хорошо распределяются грибоедовские роли, может играть весь театральный репертуар. В связи с ее большой популярностью в то время появилось много пародий, фельетонов и крылатые фразы пошли в народ и цитируются по сей день. Можно сказать, что эта пьеса на века.
Комедия «Горе от ума» считается вершиной драматургии и поэзии. Яркий афористический стиль способствовал тому, что она вся разошлась на цитаты. Герой пьесы «Горе от ума» Чацкий стал особенным в репертуаре Василия Качалова. Ему посчастливилось исполнять эту роль 33 года.
Впервые «Горе от ума» в МХТ сыграли в 1906 году. Станиславскому и Немировичу-Данченко показалась интересной задача, как алгеброй гармонию, поверить психологическим театром одну из самых репертуарных пьес русской сцены. Та первая постановка была лишена откровенно сатирического взгляда, скорее она старалась воспроизвести давно уже канувший в Лету мир старой Москвы, поэтически и при этом исторически достоверно показать человеческие типажи. По свидетельству Н.Е.Эфроса, Качалов, говоря о той первой постановке, сказал: «Так ничего и не вышло».
В восстановлении спектакля 1914 года постановка обрела не только новые декорации Мстислава Добужинского, но и новое дыхание, хотя сохраняла большинство прежних исполнителей и прежний рисунок мизансцен. Принципиальнее и мягче стал Чацкий Качалова, юношу-поэта из спектакля 1906 года сменил незаурядный молодой философ.
Возобновление спектакля 1924 года отличалось чёткостью задач идейного характера. Чацкого репетировали, а потом играли Марк Прудкин и Юрий Завадский. Качалов играл Репетилова, взяв в качестве «зерна» болтливость, пустозвонство и легкомыслие. Но, как тонко подметил Станиславский, «работая над ролью Репетилова, Качалов был больше увлечен ролью Чацкого».
Как это часто случается в театре наступил неожиданно такой день, когда Василию Качалову вновь пришлось играть Чацкого. Разумеется, что в «третьем» Чацком не мог не отразиться жизненный опыт, приобретенный актером за эти годы. В новом Чацком он был строже, беспощаднее к порокам фамусовского общества, и в то же время он был гораздо оптимистичнее.
В 1938 году к 40-летнему юбилею театра решили заново поставить «Горе от ума». Вл.И.Немирович-Данченко предложил Василию Качалову сыграть Чацкого в дни юбилея театра Чацкого. Качалов сомневался в своих физических силах, ему было за шестьдесят, и это обстоятельство в спектакле никак нельзя было обойти. Решившись, он с новым увлечением отдался работе над дорогим ему образом. Актёр использовал в гриме портретные черты А.С. Грибоедова. 30 октября 1938 года Качалов сыграл своего нового Чацкого. Эта роль стала последней в его карьере.
Во время подготовки выставки кураторы решили сделать акцент на жанр пьесы «Горе от ума» – комедия. Василий Качалов всегда подчёркивал, что юмор был присущ Московскому Художественному театру, поэтому на выставке будет возможность вспомнить великие цитаты из комедии и от души посмеяться над выдержками из школьных сочинений.
Также на выставке будут представлены эскизы декораций и костюмов, портреты, фотографии, архивные документы, мебель, предметы бутафории, воспоминания современников и много вдохновенных поэтических строк из комедии «Горе от ума» в исполнении В.И.Качалова.
Выставка продлится до 8 июня.
Начало в 16.00.
Аккредитация на открытие выставки через форму: https://forms.yandex.ru/u/67a0e073e010db5db90fbb5b/
Дополнительная информация: e.a.peterson@museummhat.ru (Екатерина Петерсон, пресс-служба Музея МХАТ).