На «IP Академии» рассказали, зачем нужны доли в исключительном праве
Дискуссия на тему «Особенности распоряжения долями в исключительном праве» состоялась в рамках крупнейшей образовательной конференции по интеллектуальной собственности «IP Академия», проходившей в Сколково с 18 по 20 сентября 2019 года. Эксперты обсудили, зачем нужно выделять доли в исключительном праве, и высказали практические пожелания для готовящегося законопроекта, призванного разрешить проблемы соавторства в широком спектре индустрий.
Модератором дискуссионной панели выступил советник председателя правления фонда «Сколково» по вопросам интеллектуальной собственности, председатель правления Ассоциации IPChain Максим Прокш. В качестве спикеров приняли участие генеральный директор музыкального издательства Warner Music Russia Ольга Ким, вице-президент по правовым вопросам Ассоциации IPChain Ирина Яковлева, исполнительный директор некоммерческого партнерства «Содействие развитию корпоративного законодательства» Елена Авакян, исполнительный директор, руководитель судебной практики IPCodex Наталья Полианчик, юридический советник Гильдии продюсеров России, Ассоциации продюсеров кино и телевидения Александра Радоминова, заместитель руководителя отдела правовой практики в сфере технологий, дистрибуции, слияний и поглощений «Яндекс» Виктор Лощилин.
Советник председателя правления Фонда «Сколково» по вопросам интеллектуальной собственности, председатель правления Ассоциации IPChain Максим Прокш предложил посмотреть на современные международные практики в выделении долей в исключительном праве и обращении с ними.
– Новые рыночные механизмы инвестирования – краудинвестинг, финансирование через цифровые платформы – требуют того, чтобы человек мог вложить немного и гарантированно что-то получить. Поэтому сейчас особенно важно разобраться, не угрожает ли манипулирование долями целостности объекта и его оборота, какое регулирование для этого необходимо и чьи интересы должны быть соблюдены, – сказал Прокш.
Вице-президент по правовым вопросам Ассоциации IPChain Ирина Яковлева добавила, что решение вопроса о долях давно назрело и в рамках института инвестирования под залог объектов интеллектуальной собственности.
– Я могу сказать однозначно, что рынок ждет, рынок готов, рынок нуждается в инвестировании под объекты интеллектуальной собственности. Сейчас необходимо подтянуть под это законодательную базу. Не хотелось бы, чтобы инвестор оказался в роли волка из известной детской считалочки про апельсин, которому досталась кожура, потому что по долям не разобрались, – заметила Ирина Яковлева.
С точки зрения существующего законодательства ситуация далека от идеальной, считает исполнительный директор некоммерческого партнерства «Содействие развитию корпоративного законодательства» Елена Авакян.
– К сожалению, право интеллектуальной собственности изначально не закладывалось в четвертую часть Гражданского кодекса как нечто, способное к активному рыночному обращению, - сказала она. – Рынок меняется, сегодня право интеллектуальной собственности начинает преобладать в активах, и те вопросы, которые традиционно ставились в отношении движимых вещей, задаются в отношении интеллектуальной собственности. Нам необходимо решить вопрос о возможности долевой собственности и долевого правообладания на объекты права интеллектуальной собственности со всеми вытекающими отсюда правовыми последствиями: с правом распоряжения, использования, заключения ограниченных лицензий и так далее.
Заместитель руководителя отдела правовой практики в сфере технологий, дистрибуции, слияний и поглощений «Яндекс» Виктор Лощилин поддержал коллег и в своем выступлении обобщил наиболее релевантные дополнения к готовящемуся законопроекту, исходя из опыта компании. Похожие позиции занимают и представители кино- и музыкальной индустрий, в которых традиционно высок процент сложных объектов, созданных в соавторстве. Как рассказала юридический советник Гильдии продюсеров России, Ассоциации продюсеров кино и телевидения Александра Радоминова, им «очень не хватает для дальнейшего развития кинематографии инструмента, который бы позволял реализовывать не только право на фильм в целом, и не только путем выдачи лицензии, а который бы давал инвестору понять, что вот его доля, и она стоит денег».
– Если он захочет выйти из проекта – он может эту долю продать кому-то другому, и процесс производства фильма не будет из-за его выхода прерван, – пояснила она.
Так же остро вопрос стоит и в музыкальной индустрии, где в создании и управлении объектом в разной степени задействовано большое количество сторон, считает генеральный директор Warner Music Russia Ольга Ким.
– Рынок есть, правила игры на нем уже устоялись, они действуют и работают, а законодательства все нет. К примеру, наше издательство управляет огромным каталогом не только российской, но и зарубежной музыки. На Западе доли есть. Получается, что между реальным положением дел и судебной практикой появился большой разрыв. Это приводит к тому, что наши возможности по защите интересов наших клиентов критически слабы. Такая неурегулированность на рынке, в первую очередь, дискриминирует российских авторов, особенно при выходе на другие рынки, – посетовала Ким.
Исполнительный директор, руководитель судебной практики IPCodex Наталья Полианчик указала на необходимость создания четкой и адекватной судебной практики, разобрав отдельные нуждающиеся в доработке пункты Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 №10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации», а также статей 1301 и 1311 Гражданского кодекса.
– Мы надеемся, что несмотря на желание государства оградить правообладателей от них самих, изменения в существующее законодательство продолжат активно обсуждаться и наши пожелания будут учтены, – отметила она. – Чтобы первый правообладатель, который придет в суд, не нес бремя по розыску других правообладателей, по их стимулированию в том, чтобы они участвовали в процессе и поддерживали его исковые требования. А суд, со своей стороны, не переживал, что его справедливое и разумное решение будет отменено и пересмотрено на процессуальных основаниях.
Новые приключения снеговиков из Дедморозовки покажут в КЗ «Москва»
Показы новогоднего шоу «Дедморозовка. Новые приключения» состоятся с 21 декабря 2024 года по 6 января 2025 года в КЗ «Москва». Сказочную историю придумал детский писатель Андрей Усачев, автор книг про «Дедморозовку», «Умную собачку Соню» и «Воспитательных сказок» и др. Музыку создал композитор Максим Дунаевский.
- Сказки про снеговиков так полюбилась детям, что меня стали просить придумать новые приключения, - рассказывает писатель Андрей Усачёв. - Полюбившиеся герои и другие сказочные персонажи снова появятся в новогодней сказке на сцене концертного зала “Москва”. Могу пообещать, что на представлении не заскучают ни взрослые, ни дети!
- Я с огромным удовольствием написал новые песни для представления про Дедморозовку. Уверен, они создадут настоящее новогоднее настроение. Петь их смогут не только герои сказки, но и все зрители в зале, - обещает композитор Максим Дунаевский.
По сюжету в далекой невидимой деревне Дедморозовке живет Дед Мороз, его внучка Снегурочка и озорные снеговики. Перед новогодними праздниками Деду Морозу приходят тревожные вести из далеких галактик: злодеи тысячу лет ждали своего звездного часа, чтобы через черную дыру проникнуть на Землю, забрать всю живую воду и превратить нашу планету в безжизненную пустыню. Дед Мороз вместе со снеговиками Морковкиным, Варежкиным и Косичкиной решает разрушить замыслы пришельцев и спасти Землю, обратившись за помощью к известным сказочным героям: Варежкин отправляется к Бабе-Яге, Морковкин - к трем Богатырям, а Косичкина - к Соловью-Разбойнику.
- За 30 лет работы мы накопили огромный опыт в проведении новогодних шоу, - говорит продюсер центра «КСТ» Леонид Тылкин. - В новом спектакле мы продумали каждую деталь, чтобы сделать его действительно запоминающимся. Кроме того, в шоу будет очень много интерактива, так как понимаем, насколько важно для нынешних детей участие в действии. В этом году мы собрали лучшую команду, и я с нетерпением жду декабря, чтобы представить наш спектакль зрителям.
Владислав Ветров ушел из «Современника»
Владислав Ветров покинул труппу театра «Современник», где служил с 2002 года. Об этом сообщает «Стархит» со ссылкой на инсайдеров. Причина ухода не известна, сам 60-летний актер в разговоре с изданием отказался от комментариев. Руководство «Современника» также не высказывается на эту тему. Имя Ветрова уже пропало с сайта театра, как рассказал собеседник «Стархита», портрет артиста убрали и из галереи в фойе.
Владислав Ветров не имеет актерского образования, но с детства играл на сцене, в юности сменил несколько театров, пока в 2002 году Галина Волчек не пригласила его в труппу «Современника». Он сыграл в спектаклях «Крутой маршрут», «Гроза», «Голая пионерка», «Три сестры», «Бесы», «Три товарища», «Бог резни» и др. В 2022 году Ветров возглавил художественный совет театра, сформированный после ухода худрука Виктора Рыжакова. «ИнтерМедиа» напоминает, что в июне 2024 года новым директором «Современника» был назначен Владимир Машков. Позднее, без официального объявления, он стал художественным руководителем театра, а должность директора заняла его помощник Марина Евса.
Ветров много снимается в кино и сериалах. В его фильмографии более 150 работ. В 2024 году вышло несколько проектов с его участием, в том числе сериалы «Бедные смеются, богатые плачут», «Последний богатырь. Наследие» и «Загляни ему в голову». В 2005-м выйдет фильм «Ждун», а в данный момент актер занят еще примерно в пяти проектах.
Скончалась актриса Лейла Киракосян
Актриса Лейла Киракосян скончалась на 84-м году жизни 5 ноября 2024 года. Соболезнование по поводу смерти заслуженной артистки РСФСР выразили в театре имени Андрея Миронова, где она играла Мадам Сивель в спектакле «Моя парижанка». Режиссер постановки, народный артист России Эрнст Романов, был супругом Киракосян. «ИнтерМедиа» напоминает, что он скончался в феврале 2024 года.
Кроме того, актриса выступала на сценах Таллинского театра русской драмы, Александринского театра, Театра имени Ленинского комсомола, Театра имени Ленсовета и Детской филармонии Санкт-Петербурга. В кино Лейла Киракосян снималась в таких проектах, как «Улицы разбитых фонарей», «Тайны следствия», «Омут»,«Тамбовская волчица». В последний раз она появилась на экране в роли Зинаиды Трефелевой в сериале «Гончие 3» (2010). Лейла Киракосян также участвовала в детской передаче «Сказка за сказкой».