Эксперты «IP Академии» попытались найти границу свободного использования контента
Сессия на тему «Цитирование, Model Release, некоммерческое использование: где границы законного использования контента и как их защитить?» состоялась 20 сентября 2019 года, в заключительный день работы крупнейшей образовательной конференции по интеллектуальной собственности «IP Академии» в Сколково. Модератор дискуссии, руководитель юридического департамента информационного агентства ТАСС Екатерина Кулагина задала тон дискуссии и указала на ее актуальность.
– Мы бы хотели обсудить границы использования чужого контента, – сказала она. – Такое происходит каждый день и буквально с каждым человеком: все мы делаем репосты, выкладываем чужие фото и видео. Самый близкий пример: эксперты размещают чужие изображения в своих презентациях на конференциях. Сегодня мы хотим узнать, где проходит граница свободного использования контента.
Вице-президент по R&D Федерации интеллектуальной собственности Екатерина Чуковская отметила, что любой контент потенциально может стать объектом авторского права.
– Даже рентгеновские снимки или фотографии на документы, которые, как правило, не входят в число объектов интеллектуальной собственности, тем не менее, могут стать предметом спора, если их обработают и используют при создании другого объекта, например коллажа, выполненного для коммерческих целей, - пояснила она.
Кроме того, эксперт привела необычный кейс, связанный с обычным видом контента – фотографией.
– Несколько лет назад американский фотограф поехал в Индонезию снимать животных. Он оставил фотокамеру без присмотра, обезьяна взяла ее и сделала несколько селфи. Он выложил фотографии в интернет, после чего эти снимки стали использовать другие люди без выплаты вознаграждения фотографу – они указывали на то, что автор не он, а обезьяна, которая не может быть субъектом права. Начались судебные споры, и в одном из них суд принял соломоново решение – все выплаты за использование этих фото должны направляться во Всемирный фонд дикой природы, - рассказала Екатерина Чуковская.
Использование произведений изобразительного искусства вызывает множество споров во всем мире. По словам почетного академика, к.ю.н., вице-президента Творческого союза художников России по правовым вопросам, доцента кафедры истории искусства и гуманитарных наук Московской государственной художественно-промышленной академии им. С.Г. Строганова Константина Маркова, предприниматели в большинстве случаев не хотят запрашивать разрешение на использование изображений.
– Картины известных художников появляются на рекламных плакатах, на вывесках. Мог ли представить Петров-Водкин, что его «Купание красного коня» будет размещено на вывеске пивной? Как правило, все подобные споры решаются до суда. Правообладатели приходят к бизнесменам и договариваются о сумме компенсации. Но почему нельзя прийти к правообладателям заранее? Ведь это источник дохода для художников и музеев. Эрмитаж на продаже лицензий зарабатывает около 20 млн рублей в год, – сказал эксперт.
При этом Константин Марков посетовал на то, что бывают случаи злоупотребления правом со стороны музеев.
– Приведу пример: молодая аспирантка писала диссертацию, для которой ей нужны были изображения музейных экспонатов. Музей затребовал у нее за эти изображения 110 тысяч рублей, хотя закон допускает их свободное использование в образовательных целях, – рассказал Марков.
Цитирование контента является важным вопросом в работе СМИ. Генеральный директор телеканала РБК, директор по юридическим вопросам холдинга «РБК/Ру-Центр» Тимофей Щербаков заявил о необходимости четкого разграничения двух понятий – «иллюстрация новости» и «цитирование в новости».
– Если произошла катастрофа, мы берем видео очевидцев из соцсетей с указанием ссылки на источник. Кстати, аккаунт никак не идентифицирует автора, и в случае претензии от автора видеоролика мы просто удалим контент из новости, потому что срок ее актуальности крайне недолгий. Или другой пример: если мы снимаем фильм про работу выставки, то мы договариваемся с музеем обо всех условиях использования экспонатов. Но когда мы демонстрируем сюжет о том, что хулиганы разгромили выставку, то здесь мы цитируем изображение музейных ценностей. Наш посыл в том, что в случаях со срочными новостями мы всегда будем защищаться через цитирование, поскольку пока что закон не дает нам другого механизма. Во всех остальных случаях мы покупаем фотографии через фотобанки и покупаем лицензии на видео, – сказал Щербаков.
Современное российское законодательство не вполне позволяет защищать изображения коммерческих товаров, считает старший юрист международной юридической компании Baker McKenzie Вадим Перевалов. По его мнению, многочисленные серые импортеры, реализующие свою продукцию через интернет, остаются безнаказанными.
– Злоумышленники не фотографируют контрафактную продукцию у себя на складе, – пояснил он. – На своих сайтах они используют фотографии оригинальных товаров, которые они подделывают. Бороться с такими интернет-магазинами долго и дорого, поскольку они не авторизованы. Пока вы будете подавать иск, сайт закроется, перейдет на другой URL, а еще хуже, если во время судебного процесса серые импортеры поменяют ООО и истцу придется подавать заявление заново.
Владимиру Спивакову неприятны высокие цены на билеты в театр
Владимир Спиваков заявил, что билеты на концерты классической музыки должны продаваться по доступным ценам. Художественный руководитель и главный дирижер Национального филармонического оркестра России прокомментировал таким образом ажиотаж, возникший вокруг билетов в Большой театр на балет «Щелкунчик».
- Считаю, что люди должны иметь возможность спокойно прийти и купить билет за доступные деньги. Для меня это абсолютно ясно и понятно, - отметил в интервью ТАСС Владимир Спиваков, выступивший вечером 2 декабря со своим оркестром в Большом зале Музыкальной академии Ференца Листа в Будапеште.
Сам дирижер, по его словам, всегда стремится к тому, чтобы цены на концерты возглавляемых им музыкальных коллективов не повышались, даже если их организация требует дополнительных затрат.
- В таких случаях я всегда прошу поддержки спонсоров. Чтобы цены на билеты не повышались, чтобы любой простой человек мог прийти в зал. Билеты должны быть доступны. Просто иначе для меня это неприятно, - подчеркнул Владимир Спиваков.
«ИнтерМедиа» напоминает, что утром 2 декабря в ходе старта продаж билетов на «Щелкунчик» в Большой театр все места были выкуплены за две минуты.
«Калину красную» с Артёмом Быстровым и Катериной Васильевой покажут в Театре на Бронной
Премьера спектакля «Калина красная» состоится на Основной сцене Театра на Бронной 12 декабря 2024 года. Режиссером постановки по одноименной повести Василия Шукшина выступила Марина Брусникина.
В центре сюжета вор-рецидивист Егор Прокудин по кличке «Горе», который выходит на свободу после очередной отсидки с твёрдым намерением изменить свою жизнь. Он решает поехать не домой, а в деревню Ясное к женщине по имени Люба Байкалова, с которой переписывался, отбывая наказания. Но по дороге Егор встречает бывших подельников и понимает, что прошлое так просто его не отпустит.
Главные роли в спектакле исполнят Артём Быстров (Егор) и Катерина Васильева (Люба), а также Вера Майорова, Владимир Яворский, Александра Николаева, Динис Громаков, Дмитрий Гурьянов, Александр Шумский, Анастасия Тереля, Диана Огай, Никита Лукин.
ЦДКЖ отметил 97-летие
Центральный дом культуры железнодорожников отметил свой 97-й день рождения 28 ноября 2024 года. Этот праздник стал важным событием в истории дома, который на протяжении многих лет служит центром культурной жизни и досуга для сотрудников ОАО «РЖД» и их семей. По традиции, празднование прошло в формате дня открытых дверей, что позволило всем желающим прикоснуться к творческой атмосфере Дома культуры.
Гостей дня рождения ожидали разнообразные мастер-классы, проводимые опытными преподавателями творческих коллективов ЦДКЖ. Вокальные занятия под руководством Натальи Громовой из школы «Стихия голоса» подарили участникам возможность раскрыть свои таланты и научиться новым техникам исполнения. Урок хореографии, который провел талантливый преподаватель Александр Макаров из «Танцформации», погрузил гостей в мир танца, позволив каждому почувствовать ритм и энергетику движения. Театральное мастерство с Николаем Малаевым из «Любительского театра ЦДКЖ» стало настоящим открытием для многих, кто мечтал попробовать себя на сцене и освоить азы актерского мастерства. Кроме того, зрители имели возможность насладиться выставкой работ участников Художественной студии Екатерины Борисовой.
Завершилось торжество концертной программой, в которой приняли участие все творческие коллективы Дома культуры. Зрителей радовали выступления Большого хора ЦДКЖ «Голоса дорог», вокальных ансамблей «New Tone» и «Стихия голоса», а также танцевальных групп «Кудринка», «Танцформация» и «МноЖЕСТво». Любительский театр ЦДКЖ также представил свои лучшие номера.
Главной задачей дня открытых дверей было привлечение новых участников в творческие коллективы ЦДКЖ. И эта задача была успешно выполнена: уже начали поступать новые заявки от сотрудников РЖД, желающих активно участвовать в культурной жизни и развивать свои таланты.