На «Открытых инновациях» обсудили музыку, созданную искусственным интеллектом
Первый день VIII Московского международного форума инновационного развития «Открытые инновации» завершился дискуссией «MusicTech. AI – новая звезда большой сцены?», посвященной так называемой генеративной музыке, создаваемой при помощи искусственного интеллекта (ИИ или англ. AI – от аrtificial intelligence). В панели приняли участие президент Ассоциации IPChain и генеральный директор «Фирмы «Мелодия»» Андрей Кричевский (на фото), генеральный директор компании Mubert Алексей Кочетков, сооснователь и партнер «Лаборатории Хаоса» Константин Нархов, СЕО Amper Music Дрю Сильверстейн. Модерировал дискуссию директор Московской школы музыки Дмитрий Панов.
Участники встречи рассказали о своих проектах и поделились соображениями о перспективах применения искусственного интеллекта для создания и анализа музыкальных произведений, в том числе в опоре на реальные процессы в мозге слушателя и его психоэмоциональные состояния.
- Чтобы упростить нашу беседу, я предлагаю разобраться с терминами, потому что когда я готовился к дискуссии, то понял, что единый и простой ответ на этот вопрос не так просто нагуглить. Есть разные варианты – генеративная музыка, алгоритмическая музыка. MusicTech – тоже зонтичный термин, – открыл сессию Дмитрий Панов, предложив всем участникам рассказать о своих проектах и понимании сферы своей деятельности.
Андрей Кричевский пояснил, что представляет в первую очередь традиционный музыкальный бизнес, во вторую – сервис аудиобрендинга и в третью очередь – совершенно новаторский проект – биржу интеллектуальной собственности.
- Если генеративная музыка для какого-то бизнеса конкурент, то для меня это просто отдельный сегмент. Может быть, даже не влезающий на общую поляну, а создающий новый спрос, – отметил Андрей Кричевский.
По его словам, генеративная музыка может стать отличным решением для оформления тех коммерческих и общественных пространств, которые сегодня вынуждены довольствоваться «библиотечным» контентом.
Кричевский рассказал, что идея использования алгоритмов при подборе музыки изначально возникла во время работы над проектом биржи интеллектуальной собственности.
- Когда мы разрабатывали эту концепцию, одной из основных фишек была возможность для режиссера прийти и получить рекомендации для музыки к фильму. Например, есть кадр: дождь, лучи солнца, перрон, девушка провожает солдата. Какая здесь нужна музыка? Я режиссер, а не музыкант. Мне нужно, чтобы кто-то помог мне ее найти. Если я выберу нужные теги, мне должны что-то порекомендовать, необязательно сгенерировать, а может быть, просто посоветовать то, что соответствует настроению. Когда мы это придумывали, то общались с психологами и людьми, которые работают со звуком, и поняли, что в этом смысле все очень глухо, причем как в России, так и на Западе. Перспективу мы увидели, когда встретились с Константином Нарховым и его коллегами, – рассказал он.
Константин Нархов
Константин Нархов пытается синхронизировать музыку непосредственно с процессами в мозге.
- Мы хотим определить психоэмоциональный окрас той или иной композиции и алгоритмическим образом абсолютно объективно сказать: да, здесь немного грусти, здесь эмоциональный перелом, а здесь – сонный период. Разработка этих алгоритмов – наша текущая задача. На следующем этапе мы планируем использовать психорецепторы и психокомпозеры, позволяющие писать музыку непосредственно на основе считанной нейроконъюнктуры. Мы «снимаем» психоэмоциональное состояние, и это психоэмоциональное состояние представляет собой входные данные для композера или сэмплера, который будет воспроизводить музыку, – рассказал Нархов.
Он добавил, что для правильного отражения эмоционального состояния и ритмов мозга можно использовать даже инфразвук или слабослышимую часть звукового спектра.
Алексей Кочетков рассказал, что его технология используется не только конечными пользователями, но и другими сервисами.
- Проект включает и сервис генеративной музыки, и аналитический продукт, и инфраструктурное решение для бизнеса, применяющее генеративную музыку как способ избегания проблем с авторским правом и кастомизации своих интерфейсов под нужды пользователей. Mubert генерирует музыку в реальном времени на основе установленных настроек. Чаще всего люди слушают эту музыку во время рутинной работы, прогулок, медитаций. Технология также используется приложениями, создающими музыку для сториз в Instagram, или приложениями, специально заточенными на тот или иной музыкальный жанр, которыми пользуются танцоры и люди, так или иначе вовлеченные в музыку более профессионально, – рассказал он.
Дрю Сильверстейн
Дрю Сильверстейн сказал, что его компания свою главную задачу видит в том, чтобы предоставить творческим людям, не владеющим специальными музыкальными компетенциями, возможность воплотить свои идеи.
- Любой человек, у которого есть творческие идеи, сталкивается со сложным вызовом – как воплотить их в реальность? Если вы не музыкант, создать музыкальный контент самостоятельно будет непросто. Но мы можем предоставить вам инструменты для того, чтобы вы могли создать нечто, чтобы вы стали более креативной, более творческой личностью. Музыка должна быть интересной, она должна создаваться быстро, минимум информации должен использоваться для максимального результата, – уверен Сильверстейн.
Он добавил, что наравне с алгоритмами для решения этой задачи очень важно иметь большой массив данных.
Пресс-служба Ассоциации IPChain: +7 (495) 710-7068, pressa@ipchain.ru.
Обзор: «Почему музыка Depeche Mode такая мрачная?»
2024, «Спасибо, послушаю».
Про Depeche Mode можно много чего рассказать, но в этом выпуске ведущий «Спасибо, послушаю» Андрей Васильев сосредоточился на эволюции музыки проекта от приторного синти-попа к мрачной электронщине. Казалось бы, смену приоритетов можно прямолинейно объяснить сменой состава и основного сонграйтера. Но всё не так просто. Автор раннего «бойз-бэндового» репертуара Depeche Mode Винс Кларк искренне любил карамельную попсу и, уйдя из DM, вполне преуспел в этом жанре с проектом Erasure. Реализовать эти идеи в рамках Depeche Mode у него не получилось, ибо остальные участники тяготели к более «сумрачной» музыке. Во-первых, запоминающийся Дэйва Гэхена не слишком подходил для легкомысленных танцевальных хитов, а во-вторых, ставший основным автором Мартин Гор тоже был не очень расположен к веселью и беззаботности.
После ухода Кларка Мартин самозабвенно отдался изучению человеческих пороков методом погружения в сомнительные вечеринки и провокационные хеппенинги. По его подсчётам, 70% его песен были посвящены сексу, кроме того, в произведениях группы стали затрагиваться политические и социальные темы. Публика это с удовольствием приняла - альбом 1990 года «Violator» стал самым успешным в дискографии группы. Кстати, главный хит с него «Enjoy The Silence», по мнению Андрея Васильева, звучит, как посвящение New Order – но только альтернативному New Order, с Иеном Кёртисом у микрофона (фронтмен группы Joy Division Кёртис покончил с собой в 1980 году, остальные музыканты решили продолжать в другом жанре и под новым названием New Order. – А.М.).
А в 90-е мрака в звучание, да и в жизнь группы добавил Дэйв, который увлёкся саморазрушением, да так, что запрещённые вещества довели его попытки суицида и клинической смерти (это два разных случая). «Технически Гэхен умер раньше Энди Флетчера», - констатирует автор. Но Флетчера в 2022-м реанимировать не удалось, а Гэхен, по его поздним воспоминаниям, услышал, что врачи признали его мёртвым, возмутился этим фактом и «вернулся» с криком «не дождётесь!». Проверить эту версию нет никакой возможности, однако совершенно точно Depeche Mode звучали (и выглядели) не как синти-поп-группа, а как приболевшие альт-рокеры. Разве что синтезаторы они по-прежнему ценили больше гитар.
Дэйв в итоге победил свою зависимость, после чего начал и сам сочинять песни. Depeche Mode ХХI века не стал оптимистичным, но перестал быть пугающим и балансировать на краю. Теперь Дэвид и Мартин, ориентируясь на свой богатый жизненный опыт, пишут и играют меланхоличные, созерцательные песни, которые на удивление «зашли» подрастающему поколению «неодепешистов».
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»
Катерина Шпица снялась в клипе группы «Марсель»
Премьера клипа «Я буду здесь» группы «Марсель» состоялась 21 ноября 2024 года. Группа решила удивить поклонников глубоким по смыслу роликом. Режиссер Роман Васильков рассказал, что девушки в клипе примеряют образы мужчин, находясь в плачевном ментальном состоянии, метафорой которого выступает заброшенная усадьба, где происходит действие видео. Команде удалось максимально передать уникальность локации и подчеркнуть ей драматическую линию песни. Одну из главных ролей в видео исполнила актриса Катерина Шпица.
- Вы знаете, я даже надеяться не мог, что в моем клипе когда-то сыграет замечательная актриса российского кино Катя Шпица, - признался фронтмен группы Степан Ледков. - Однажды в отеле перед концертом в городе Казань я спустился в кинотеатр, чтобы посмотреть фильм «Экипаж», в котором играла Катя. И я подумал, что было бы круто, чтобы она когда-нибудь снялась в нашем клипе. И вот мечта сбылась! Я очень благодарен Кате за то, что она согласилась и поддержала мою песню. Всем девочкам, которые участвуют в клипе - огромное спасибо! Кстати, быстрее всех согласилась на роль в клипе Снежанна Самохина, и в ответ сразу прислала мне видео, где она поёт «Я буду здесь» в гриме кикиморы на съемках сказки «Маша и Медведи». Я пересмотрел его раз сто! А Виолетте Чиковани для кадра даже пришлось научиться играть на саксофоне, но, кажется, уроки нашего Мити Блинова ей даже понравились.
В ключевой сцене Степана заковали в настоящие тяжелые цепи. Сам артист шутит, что чувствовал себя Халком, но в момент съемок ощутил страх за свою жизнь, так как цепи, которые постановщики повесили ему на шею, как оказалось, в сумме весили десятки килограмм и чуть не задушили его не метафорически, а буквально.
В 2025 году группа «Марсель» будет отмечать 20-летие. Юбилейные концерты состоятся 14 февраля в Москве, в клубе Urban, и 22-го в Санкт-Петербурге, в клубе А2.
«Эмилия Перес» и Ханс Циммер стали триумфаторами премии Hollywood Music in Media
Церемония вручения наград Hollywood Music in Media состоялась 20 ноября 2024 года. По три наград получили композитор Ханс Циммер и фильм «Эмилия Перес». Циммер был удостоен призов сразу за три проекта – саундтрек к фантастическому фильму «Дюна: Часть вторая», саундтрек к документальному фильму «BBC: Планета Земля III» и лучшую песню «Love Will Survive» из мини-сериала «Татуировщик из Освенцима».
Музыкальная драма «Эмилия Перес» режиссера Жака Одиара получила награды как лучший мюзикл, за лучший саундтрек к полнометражному фильму композиторов Камиль и Клемана Дюколя и лучшее исполнение песни «El Mal» актрисой Зои Салдана. Лучшим музыкальным документальным фильмом стал байопик Фаррелла Уильямса «По кусочкам».
Дайан Уоррен удостоена награды за лучшую песню «The Journey» к фильму «The Six Triple Eight»), Элтон Джон, Брэнди Карлайл, Берни Топин и Эндрю Уотт - за композицию «Never Too Late» из документального фильма «Элтона Джона: Никогда не поздно», Майли Сайрус, Ликке Ли и Эндрю Уайатт за песню «Beautiful That Way» из «Шоугёрл».
Приз за лучшую песню из анимационного фильма достался команде из пяти человек, написавшей «Kiss the Sky» из мультфильма «Дикий робот». Композитор картины Крис Бауэрс получил награду за лучший саундтрек.
За лучшие саундтреки к фильмам отмечены также композиторы Робин Керолан («Носферату»), Альберто Иглесиас («Комната по соседству»), Илан Эшкери (документальная лента «Супермен: История Кристофера Рива»), за сериалы – Аттикус Росс, Леопольд Росс и Ник Чуба («Сёгун»), Блейк Нили («Властелины воздуха») и другие.