Рецензия: Евгений Гришковец и «Бигуди» - «Кто здесь вспомнит нас?..»
2019, «Снегири»
Оценка: 7,5 из 10.
Евгений Гришковец неожиданно возродил свой музыкальный проект с группой «Бигуди». С 2012 года они не выступали и не записывались вместе. Электронная группа «Бигуди», несмотря на свой очевидный потенциал, так и не отметилась за это время какими-то внятными творческими достижениями. Гришковец же посотрудничал с группой «Мгзавреби», но эта коллаборация была не слишком органичной, так как глуховатые размышления писателя плохо сочетались с грузинскими распевами. Евгений вернулся к своим литературно-театральным делам, надолго забыв о музыке.
Реюнион проекта «Гришковец + Бигуди» случился, как ни странно, потому, что о некоторых важных вещах Евгений не мог сказать в театре и книгах. Ну то есть мог, но не в столь концентрированном, ёмком и быстром по способу доставки к аудитории виде. Поэтому - музыкальная форма. Евгений Гришковец и раньше, и сейчас подчёркивал значимость для проекта музыки Максима Сергеева, но публика не слишком её замечала - как в кино, когда саундтрек кажется естественным фоном происходящего. Скорее всего, так случится и с новым мини-альбомом, а это значит, что музыкальная составляющая диска точно дополняет текстовую.
Но на первом плане, конечно, голос и мысли Евгения Гришковца, особенно в начале пластинки. Она открывается треком «Демоны», в котором драматург рассуждает о злорадстве и самодовольстве. Узнав о терактах в Европе или пожаре Нотр-Дам-де-Пари, лирический герой, в данном случае тождественный автору, наряду с ужасом и сочувствием испытывает подленькую злобную мысль: «а чего вы хотели... сами виноваты... так вам и надо...» Он, считающий себя порядочным человеком, содрогается от того, что позволил себе так подумать, копается в собственной тьме, чтобы найти источники злорадных чувств, отгоняет их - но после следующего сообщения о чужой беде они опять возвращаются. Терзаниям автора-героя сопутствует красивая, сосредоточенная и тревожная музыка, а манера Гришковца немного суетливо и с избыточной обстоятельностью говорить об одном и том же в данном случае оказывается вполне оправданной, ведь ситуация повторяется. Кстати, на своём сайте Евгений рассуждает об этой композиции и её истоках ещё подробнее - хотя посыл песни вполне ясен и без дополнительных объяснений.
«Письмо другу» выходило до альбома отдельным синглом, совпав - вероятно, случайно - с судами по «московскому делу». На самом деле это личная история, которая, однако, тоже актуальна для многих. Евгений вспоминает, как в детстве пытался дружить с мальчиком, чей отец сидел в тюрьме. И не смог, ибо каждую секунду не мог забыть о преступном родителе одноклассника. Теперь автор пишет бумажное письмо другу в тюрьму, точно зная, что тот невиновен и осуждён несправедливо, подбирает слова и интонацию, стыдясь за ту историю из детства. «Да, у меня действительно сидит друг в тюрьме – и не один. У меня сейчас восемь адресатов, которым я пишу в тюрьму», - уточняет Гришковец.
В третьем треке «Кто здесь вспомнит нас?..» музыканты отвлекаются от болезненных тем, предлагая нежность, мелодичность и девичий вокал, принадлежащий Наталье Евгеньевне Гришковец. Участие дочери Евгения заметно расширяет творческую палитру проекта - Наташа будет участвовать и в концертах, исполняя, в частности, «На заре», которую Гришковец записывал с группой Brainstorm.
Финальная композиция «Мы расходимся по домам» с её ненапряжной философией, лёгкой грустью и усталым оптимизмом - практически идеальная «прощалка» для этого короткого. но насыщенного альбома.
Алексей Мажаев, InterMedia
В Госдуме предложили запретить иностранную музыку на российских ресурсах
Депутат Госдумы от ЛДПР Андрей Луговой предложил запретить или ограничить количество зарубежной музыки на российских платформах. С такой инициативой он выступил на пленарном заседании нижней палаты парламента. Депутат уверен, музыка является пропагандой и оказывает влияние на молодежь. Поэтому, по его мнению, иностранного участия на музыкальных платформах не должно быть либо вообще, либо не более 20%.
- Я думаю, что мы отдельно этот вопрос изучим на нашей комиссии по расследованию вмешательств во внутренние дела, обязательно рассмотрим этот вопрос, — цитирует РИА «Новости» слова Андрея Лугового.
Депутат также заявил, что владельцы музыкальных платформ, которые транслируют композиции тех, кто тратит заработанные на выступлениях в Российской Федерации деньги на помощь ВСУ, должны подумать «про свою совесть и про свои обязанности» перед россиянами.
«ИнтерМедиа» напоминает, что Государственная Дума РФ на заседании 17 декабря 2024 года приняла во втором и в третьем, окончательном, чтении закон о спецсчетах для иноагентов для авторских отчислений и иных платежей. Согласно документу, выплаты иноагенту за использование результатов интеллектуальной деятельности и брендов должны зачисляться только на специальный рублевый счет, открытый в уполномоченном банке.
В ММДМ пройдет XV Московский Рождественский фестиваль
Юбилейный XV Московский Рождественский фестиваль духовной музыки пройдет в Московском международном Доме музыки с 14 по 25 января 2025 года. Концертные программы представят маэстро Владимир Спиваков и Национальный филармонический оркестр России, а также легендарные хоровые коллективы: Московский Синодальный хор, Хор Сретенского монастыря, Большой детский хор имени Попова, Академический большой хор «Мастера хорового пения». Фестиваль проводится при поддержке Департамента культуры города Москвы.
В этом году Московский Рождественский фестиваль духовной музыки пройдет в пятнадцатый раз. Масштабный форум ежегодно знакомит слушателей с шедеврами христианской музыкальной культуры разных эпох, лучшими исполнителями и хоровыми коллективами.
- Рождественский фестиваль всем нам очень дорог, ведь он поднимает Дом музыки как культурный центр на новую духовную высоту и создает особую атмосферу: добра, просвещения, любви, высокой эстетики – всего того, что можно назвать духовным миром, без которого человек не может обойтись, – отмечает художественный руководитель фестиваля, маэстро Владимир Спиваков.
Афишу фестиваля составят шесть концертов. Откроет фестиваль Московский Синодальный хор под руководством Алексея Пузакова. На концерте 14 января к легендарному коллективу присоединятся органист-виртуоз Тимур Халиуллин и знаменитый звонарь Владимир Дегтярев. Наряду с органными и хоровыми сочинениями Баха, в программу войдут рождественские песнопения русских композиторов XIX–XX веков. В финале вечера в исполнении всех участников концерта прозвучат «Хвалите Господа» Чайковского и фрагмент из Мессы си минор Баха.
Продолжится фестиваль концертом органной музыки. 16 января лауреат международных конкурсов, органист и клавесинист, композитор, доцент Московской государственной консерватории имени Чайковского Федор Строганов исполнит программу из произведений Иоганна Себастьяна Баха. Хор Сретенского монастыря выступит 17 января. Коллектив представит духовную и светскую музыку различных эпох и стилей. По традиции в рамках фестиваля выступит детский хор. В юбилейном смотре примет участие один из самых знаменитых коллективов нашей страны – Большой детский хор имени В.С.Попова. Концерт юных хористов состоится 19 января.
23 января песнопения праздника Рождества Христова, колядки и произведения русской духовной музыки прозвучат в исполнении хора Московской духовной академии – коллектива, который регулярно принимает участие в богослужениях Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.
В завершение фестиваля состоится концерт с участием выдающегося скрипача и дирижера Владимира Спивакова. 25 января под его управлением Национальный филармонический оркестр России представит грандиозную программу. Прозвучат шедевры духовной музыки XIX и XX веков – Кантата Сергея Танеева «Иоанн Дамаскин» и Реквием Алемдара Караманова. В концерте примут участие Большой Академический хор «Мастера хорового пения» под руководством Льва Конторовича, а также звезды оперной сцены: солистка Большого театра Полина Шабунина, солист Михайловского театра Игорь Подоплелов, солисты Московского театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова Полина Шамаева и Алексей Неклюдов.
МГАСО отметит Новый год с семейством Штраусов
Концерт «Новый год с МГАСО» состоится в БЗК 30 декабря 2024 года. В преддверии новогодней ночи оркестр перенесет слушателей в чарующий мир Вены под музыку семейства Штраусов и их современников. За дирижерский пульт встанет Фабио Мастранджело.
- Штраусы – это великая династия, сложно сказать, музыка кого из них лучше, - говорит дирижер. – Каждый из Штраусов внес свою лепту во славу династии. Мне посчастливилось учиться в Вене у великого дирижера и педагога Карла Эстеррайхера, продолжателя великих венских традиций. В течение месяца он проводил с нами серьезный мастер-класс, передавая традиции венского вальса. Маэстро раскрыл секрет как нужно играть вторую долю в вальсе так, чтобы это звучало по-венски. Этот стиль у венских музыкантов в ДНК. С точки зрения интерпретации венские вальсы являются более сложными, чем французские, итальянские, русские. Среди моих любимых произведений династии Штраусов – вальсы «Вино, женщины и песни» и «Жизнь артиста». Дирижировать польки Штраусов – это огромное удовольствие, в особенности я люблю быстрые польки - «Гром и молния, «Трик-трак», они очень весёлые. Лично у меня на первом месте – вальсы Штраусов, на втором – польки. Нельзя забывать и о том, что у Иоганна-Штрауса-сына великие увертюры к опереттам. «Летучая мышь» – сложнейшее произведение и для оркестра, и для музыкантов, и для дирижера. Ее не так просто исполнить стилистически верно.
Ведущий концерта - Артём Варгафтик.