Театральный продюсер Леонид Роберман: «Самые страшные потери, которые понесет страна, не финансовые, а духовные»

О СИТУАЦИИ С ТЕАТРАМИ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ
- Пока я понимаю, что живу с ощущением мата на языке. От вынужденного простоя, от бездействия, от того, что я не понимаю, что, как и куда. От того, что есть невероятная энергия, которой не найду способа применить. От тех безумных разговоров и постановлений, которые связаны с этой ситуацией. Поначалу я очень огорчался от наличия постоянного ощущения мата на языке. А потом – обрадовался. Это энергия. Это – созидательная энергия. Да и потом, а как можно в России – и без мата. Тогда бы не было ни Гоголя, ни Толстого (я уж не говорю о Веничке Ерофееве).
РАЗВЕ ТЕАТР ЗАКРЫЛСЯ НАВСЕГДА?
- Сегодня – да. Думаю, что за все время существования театра – это самый страшный для него период. Самые страшные потери, которые понесет страна, не финансовые, а духовные. Мы имеем дело с вырубленным отрезком времени без культурного фона. Самое страшное не то, то сделано, а то, что не сделано. Это не поставленные спектакли, нереализованные замыслы, несыгранные концерты, отсутствие репетиций. С одной стороны, это – нездоровый урон, который понесла каждая страна. С другой – сейчас должны были пройти выпускные экзамены, а артисты, которые заканчивали профильные вузы, должны были показываться в театре. А они не могут этого сделать и потому, что дипломные спектакли недорепетированы, и потому, что некому и не для кого показывать их. В результате мы потеряем определенную прослойку. Кто-то скажет: да ну ладно, театров полно, труппы огромные. Да, но каждый год по 2-3 человека должны быть приняты в труппу. Иначе произойдет, как в вязании: один стежок пропустил, глядишь – образовалась дырка. А как поступать в вузы? Невозможно себе представить, чтобы набор шел онлайн. Это какая-то энергия, «зараза», когда человек зашел на экзамен, ещё рот не открыл, а ты уже понимаешь, что перед тобой – актер.
О РОЛИ ВЛАСТЕЙ В СУДЬБЕ ТЕАТРА
- Есть вещи, которые зависят от постановлений людей, которые управляют культурой. Так вот, сейчас многое может быть сделано для того, чтобы эта потеря стала более глубокой и невосполнимой. Выжить – это забота нашего государства. А вот какими мы выживем, озлобленными, разуверившимися, одичавшими, ненавидящими друг друга – это вопрос искусства. Театр – это возможность пережить катарсис, выплакаться и выкричаться. Когда-то Бернард Шоу сказал, что уровень развития государства определяется уровнем отношения его к театру. На мой взгляд, лучше, чтобы толпа была в очереди за билетами, нежели на улице и с камнями.
О ГУБИТЕЛЬНОСТИ «СОЦИАЛЬНОЙ ДИСТАНЦИИ» ДЛЯ ТЕАТРА
- Роспотребнадзор уже согласился с представителями авиации, что нельзя рассаживать пассажиров в шахматном порядке. Потому что это повлечет за собой негативные последствия, начиная с повышения цен на билеты. А у меня вопрос к Роспотребнадзору: чем зрительный зал театра отличается от салона самолета, и как они будут проходить на свое место? Весь ряд должен подняться, отойти на «социальную дистанцию» и пропустить этого человека? А как, простите меня, люди будут ходить в туалет? Тоже в «шахматном порядке»? А что будем делать со сценой? А как там Отелло будет душить Дездемону – тоже на «социальной дистанции»? Я не понимаю, почему в данном случае, одним разрешают, а другим – нет. Самолет – это «реальные потери» для государства, а театр – нет.
О ПОМОЩИ ГОСУДАРСТВА АКТЕРАМ
- Безусловно, помогает. Только, опять же, выборочно. Государство выделяет субсидии на выплаты заработной платы штатным работникам государственных театров. А нештатным работникам государство не помогает. Почему одни люди являются «более людьми», чем другие? Хотя я понимаю, что частная собственность в России всегда декларировалась, но никогда не охранялась. Замминистра Косарева заявила, что не знает, где брать статистику количества спектаклей за год по негосударственным театрам. Так пусть запросит ее непосредственно у них или Ticketland – и данные с готовностью предоставят.
ОБ ОПАСНОСТИ, ЧТО ЗРИТЕЛЬ ПОБОИТСЯ ИДТИ ОСЕНЬЮ В ТЕАТР
- Предлагаю дать возможность зрителю решать самому. Согласно недавнему опросу, многие ответили, что первым делом после самоизоляции пойдут в театр. Сейчас я опасаюсь не столько последствий, которые может принести коронавирус сам по себе, сколько необдуманных шагов нашего государства. Опасаюсь, что могу потерять команду, которую создавал 24 года. Я даже придумал для себя такую фразу: эти люди были со мной, когда мне было хорошо, а теперь я должен быть с ними, когда им плохо. Хорошо, что у меня в эти два месяца была возможность им помогать. Но еще через два месяца ее уже не будет. Если мы придем к «шахматному порядку», то у нас есть опасность вернуться к 1880 году, когда артистам императорских театров было запрещено участвовать в постановках театров частных. Театр, зависящий от финансовых вливаний, обязан противиться определенных норм, которые диктует власть.
О ПОДДЕРЖКЕ ЧАСТНЫХ ТЕАТРОВ
- В Италии все театры были закрыты 8 марта. А уже 17 марта вышло постановление правительства, где были утверждены меры поддержки сферы культуры, которые распространялись в равной степени на государственные и негосударственные культурные учреждения – театры, кинотеатры, музеи, концертные площадки, билетные операторы, и агенты – организаторы фестивалей, концертов и иных развлекательных мероприятий. Им были даны субсидии, которые покрывали 80% зарплаты. Также им были выделены по 600 евро – при условии, что они отчисляли деньги в пенсионные и иные фонды. Кроме того, необходимым условием для поддержки компаний было определенное количество проведенных в январе-феврале 2020 года спектаклей.
(Business FM, 31.05.20)
Объявлены номинанты на Премию МХТ

Шорт-лист третьей «Премии Художественного театра» объявил 11 марта 2025 года МХТ имени А.П. Чехова. Шорт-лист в семи основных – «Балет», «Опера», «Литература», «Кино», «Театр», «Классическая музыка» и «Современная академическая музыка» – сформирован экспертным советом, победителей выберет жюри. Ректорат Школы-студии МХАТ определит номинантов и призеров среди студентов Школы-студии в специальной номинации «Зачет». Призера в другой специальной номинации «Без комментариев», в которой чествуют людей вне времени и возраста, выберет оргкомитет премии. Лауреатам вручат дипломы и статуэтки – уменьшенные копии горельефа «Пловец» работы знаменитого скульптора Серебряного века Анны Голубкиной. Победители получат специальный приз от МХТ – уникальную возможность один раз в течение года использовать Новую сцену театра для своих творческих проектов.
Церемония вручения премии состоится 28 марта на Основной сцене МХТ.
Шорт-лист третьей «Премии Художественного театра»:
Номинация «Опера»:
- Филипп Селиванов, дирижер-постановщик, «Черевички» (П.И.Чайковский), Театр «Геликон-опера»;
- Елизавета Кулагина, сопрано, партия Оксаны, «Черевички» (П.И.Чайковский), Театр «Геликон-опера»;
- Иван Никифорчин, дирижер-постановщик, «Снегурочка» (А.Н.Островский, музыка П.И.Чайковского), Большой театр, Новая сцена.
Номинация «Балет»:
- Мария Кошкарева, солистка балета, партия Сванильды, «Коппелия» (Л.Делиб), Большой театр, Новая сцена;
- Герман Борсай, ведущий солист балета, партия Принца Зигфрида, «Лебединое озеро» (П.И.Чайковский), МАМТ имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко;
- Елена Соломянко, ведущая солистка балета, партия Одетты-Одиллии, «Лебединое озеро» (П.И.Чайковский), МАМТ имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко.
Номинация «Литература»:
- Мария Лебедева, писательница и литературный критик, роман «Там темно», Издательство АСТ: «Редакция Елены Шубиной»;
- Иван Бевз, писатель и драматург, роман «Чем мы занимались, пока вы учили нас жить», Издательство «Самокат»;
- Рома Декабрев, писатель, роман «Под синим солнцем», издательство «Альпина. Проза».
Номинация «Классическая музыка»:
- Мария Лундина, скрипка, Концерт № 1 для скрипки с оркестром, op. 6 (Н. Паганини), XIV Всероссийский фестиваль академического искусства «Оренбургские сезоны Дениса Мацуева», Оренбургская областная филармония;
- Анастасия Малых, орган, Трио-соната № 5 до мажор (И.С. Бах), сольный концерт, Нижегородская государственная академическая филармония имени М.Л.Ростроповича;
- Артемий Великий, дирижер, «Язык музыки. Голос», программа Московской государственной академической филармонии, Государственная академическая симфоническая капелла России, «Филармония-2». Концертный зал имени С.В.Рахманинова.
Номинация «Современная академическая музыка»:
- Лидия-Мария Кошевая, композитор, «Песни цветов», триптих для голоса и ансамбля, Наталья Смирнова и OpensoundOrchestra, фестиваль «Пять вечеров», ДК «Рассвет».
- Анна Орлова, композитор, BARZAZ (The Ballad of Eternal Irregularity), концерт современной органной музыки «Вращение сфер II», фестиваль Gnesin Contemporary Music Week, Храм святого Людовика Французского;
- Константин Борисов, композитор, Концерт для трубы с оркестром, Московский государственный академический симфонический оркестр, III Всероссийский конкурс молодых композиторов «Партитура», Большой зал МГК имени П.И.Чайковского.
Номинация «Кино»:
- Даша Верещагина, актриса, роль Алисы Селезневой, фильм «Сто лет тому вперед».
- Кирилл Дышловой, сценарист, сериал «Она такая классная».
- Олег Савостюк, актер, роль Павла Гончарова, сериал «Дайте шоу».
Номинация «Театр»:
- Екатерина Воронина, актриса, роль Гретхен, «Как Фауст ослеп» (по И.В.Гете), Театр «Сатирикон»;
- Андрей Маник, режиссер, «Три сестры» (А.П.Чехов), театральное объединение «Озеро», Пространство «Внутри»;
- Семен Шестаков, актер, роль Лопахина, «Вишневый сад» (А.П.Чехов), Учебный театр Высшей школы сценических искусств.
Специальная номинация «Зачет»:
- Ян Сибряев, актерский факультет, 4 курс, художественный руководитель курса – профессор Е.Писарев;
- Мария Могучая, продюсерский факультет, 5 курс, руководитель курса – И.Попов;
- Агафья Бит-Гармус, факультет сценографии и театральной технологии, 4 курс, руководитель курса – Е.Моченова.
100-летие со дня рождения Юлии Борисовой отметят в Театре Вахтангова

Вечер к юбилею Юлии Борисовой состоится в Государственном академическом Театре имени Евг. Вахтангова 17 марта 2025 года – в этот день народной артистке СССР могло бы исполнится 100 лет. «ИнтерМедиа» напоминает, что она скончалась 8 августа 2023 года в возрасте 98 лет.
- В 1948 году Юлия Борисова окончила Театральное училище им. Б. Щукина, в 1949 поступила в труппу театра имени Евгения Вахтангова, которому была верна всю жизнь, - сообщается в анонсе. - Она была актрисой Божьей милостью, совершенством. Так и не сумевшая состариться, яркая, мощная, поражавшая проникновенным голосом, стройностью фигуры, редкой душевной индивидуальностью. Суетность жизни не касалась её, она охраняла свою душу от повседневной банальности. Её внешняя закрытость, нерастраченность эмоций – всё это в жизни, а на сцене – буря страстей, полёт фантазии, гармония и красота. Её успех от роли к роли был триумфальным, её боготворили зрители, ей поклонялись коллеги. Юлия Константиновна спокойно, по-королевски достойно внимала почестям и званиям. Она была и осталась неразгаданной тайной.
Режиссером вечера выступил Эльдар Трамов, а участие в нем примут актеры труппы Вахтанговского.
Евгений Петросян даст концерт сразу после операции

Евгений Петросян не собирается отменять запланированный в ДК «Россия» в Серпухове концерт 10 марта 2025 года. Два дня назад юмористу сделали в больнице операцию из-за открывшегося внутреннего кровотечения. Артист пробыл в Боткинской больнице двое суток.
9 марта Петросяна выписали, и он планирует отработать запланированные мероприятия.
- У меня сегодня концерт в Серпухове, - подтвердил агентству РИА «Новости» Евгений Ваганович.
На выступлении в Серпухове он представит программу «Петросян шоу».