Театральный продюсер Леонид Роберман: «Самые страшные потери, которые понесет страна, не финансовые, а духовные»
О СИТУАЦИИ С ТЕАТРАМИ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ
- Пока я понимаю, что живу с ощущением мата на языке. От вынужденного простоя, от бездействия, от того, что я не понимаю, что, как и куда. От того, что есть невероятная энергия, которой не найду способа применить. От тех безумных разговоров и постановлений, которые связаны с этой ситуацией. Поначалу я очень огорчался от наличия постоянного ощущения мата на языке. А потом – обрадовался. Это энергия. Это – созидательная энергия. Да и потом, а как можно в России – и без мата. Тогда бы не было ни Гоголя, ни Толстого (я уж не говорю о Веничке Ерофееве).
РАЗВЕ ТЕАТР ЗАКРЫЛСЯ НАВСЕГДА?
- Сегодня – да. Думаю, что за все время существования театра – это самый страшный для него период. Самые страшные потери, которые понесет страна, не финансовые, а духовные. Мы имеем дело с вырубленным отрезком времени без культурного фона. Самое страшное не то, то сделано, а то, что не сделано. Это не поставленные спектакли, нереализованные замыслы, несыгранные концерты, отсутствие репетиций. С одной стороны, это – нездоровый урон, который понесла каждая страна. С другой – сейчас должны были пройти выпускные экзамены, а артисты, которые заканчивали профильные вузы, должны были показываться в театре. А они не могут этого сделать и потому, что дипломные спектакли недорепетированы, и потому, что некому и не для кого показывать их. В результате мы потеряем определенную прослойку. Кто-то скажет: да ну ладно, театров полно, труппы огромные. Да, но каждый год по 2-3 человека должны быть приняты в труппу. Иначе произойдет, как в вязании: один стежок пропустил, глядишь – образовалась дырка. А как поступать в вузы? Невозможно себе представить, чтобы набор шел онлайн. Это какая-то энергия, «зараза», когда человек зашел на экзамен, ещё рот не открыл, а ты уже понимаешь, что перед тобой – актер.
О РОЛИ ВЛАСТЕЙ В СУДЬБЕ ТЕАТРА
- Есть вещи, которые зависят от постановлений людей, которые управляют культурой. Так вот, сейчас многое может быть сделано для того, чтобы эта потеря стала более глубокой и невосполнимой. Выжить – это забота нашего государства. А вот какими мы выживем, озлобленными, разуверившимися, одичавшими, ненавидящими друг друга – это вопрос искусства. Театр – это возможность пережить катарсис, выплакаться и выкричаться. Когда-то Бернард Шоу сказал, что уровень развития государства определяется уровнем отношения его к театру. На мой взгляд, лучше, чтобы толпа была в очереди за билетами, нежели на улице и с камнями.
О ГУБИТЕЛЬНОСТИ «СОЦИАЛЬНОЙ ДИСТАНЦИИ» ДЛЯ ТЕАТРА
- Роспотребнадзор уже согласился с представителями авиации, что нельзя рассаживать пассажиров в шахматном порядке. Потому что это повлечет за собой негативные последствия, начиная с повышения цен на билеты. А у меня вопрос к Роспотребнадзору: чем зрительный зал театра отличается от салона самолета, и как они будут проходить на свое место? Весь ряд должен подняться, отойти на «социальную дистанцию» и пропустить этого человека? А как, простите меня, люди будут ходить в туалет? Тоже в «шахматном порядке»? А что будем делать со сценой? А как там Отелло будет душить Дездемону – тоже на «социальной дистанции»? Я не понимаю, почему в данном случае, одним разрешают, а другим – нет. Самолет – это «реальные потери» для государства, а театр – нет.
О ПОМОЩИ ГОСУДАРСТВА АКТЕРАМ
- Безусловно, помогает. Только, опять же, выборочно. Государство выделяет субсидии на выплаты заработной платы штатным работникам государственных театров. А нештатным работникам государство не помогает. Почему одни люди являются «более людьми», чем другие? Хотя я понимаю, что частная собственность в России всегда декларировалась, но никогда не охранялась. Замминистра Косарева заявила, что не знает, где брать статистику количества спектаклей за год по негосударственным театрам. Так пусть запросит ее непосредственно у них или Ticketland – и данные с готовностью предоставят.
ОБ ОПАСНОСТИ, ЧТО ЗРИТЕЛЬ ПОБОИТСЯ ИДТИ ОСЕНЬЮ В ТЕАТР
- Предлагаю дать возможность зрителю решать самому. Согласно недавнему опросу, многие ответили, что первым делом после самоизоляции пойдут в театр. Сейчас я опасаюсь не столько последствий, которые может принести коронавирус сам по себе, сколько необдуманных шагов нашего государства. Опасаюсь, что могу потерять команду, которую создавал 24 года. Я даже придумал для себя такую фразу: эти люди были со мной, когда мне было хорошо, а теперь я должен быть с ними, когда им плохо. Хорошо, что у меня в эти два месяца была возможность им помогать. Но еще через два месяца ее уже не будет. Если мы придем к «шахматному порядку», то у нас есть опасность вернуться к 1880 году, когда артистам императорских театров было запрещено участвовать в постановках театров частных. Театр, зависящий от финансовых вливаний, обязан противиться определенных норм, которые диктует власть.
О ПОДДЕРЖКЕ ЧАСТНЫХ ТЕАТРОВ
- В Италии все театры были закрыты 8 марта. А уже 17 марта вышло постановление правительства, где были утверждены меры поддержки сферы культуры, которые распространялись в равной степени на государственные и негосударственные культурные учреждения – театры, кинотеатры, музеи, концертные площадки, билетные операторы, и агенты – организаторы фестивалей, концертов и иных развлекательных мероприятий. Им были даны субсидии, которые покрывали 80% зарплаты. Также им были выделены по 600 евро – при условии, что они отчисляли деньги в пенсионные и иные фонды. Кроме того, необходимым условием для поддержки компаний было определенное количество проведенных в январе-феврале 2020 года спектаклей.
(Business FM, 31.05.20)
В «Театриуме на Серпуховке» представят мюзикл «Зорро»
Премьера музыкального спектакля «Зорро» пройдет в "Театриуме на Серпуховке" в Москве 6 марта 2025 года. Продюсерская компания "Современный театр мюзикла" решила сместить акценты в постановке с подвигов героя на раскрытие его характера.
- Мы решили не ставить во главу угла подвиги и геройство Зорро. Нам было важно понять, что он за человек, как он стал героем, - да и героем ли он стал, - как к этому геройству относятся окружающие и к чему приводит это его геройство, - цитирует пресс-служба мюзикла слова режиссера-постановщика "Зорро" Олега Ильина.
События мюзикла "Зорро" разворачиваются в Мексике. В постановку войдут песни, хоровые номера и бои на шпагах, разработанные мастером европейского исторического фехтования Виктором Мазуренко. Роль главного героя исполнит участник шоу "Голос", актер театра "Ромэн" Артур Богданов.
Над текстами песен работал лидер группы "Несчастный случай" композитор и сценарист Алексей Кортнев. Музыку для постановки сочинил музыкальный руководитель и композитор "Несчастного случая" Сергей Чекрыжов.
«ИнтерМедиа» напоминает, что премьера клипа «Луна над Балабаново» («Балабаново Song») группы «Несчастный случай» состоялась 13 января 2025 года.
Спектакль «Павел I» с Александром Олешко в главной роли покажут в проекте «Театр в кино»
Премьера киноверсии спектакля «Павел I» состоится 21 февраля 2025 года в киноцентре «Октябрь» в рамках второго сезона проекта «Театр в кино». Киноверсия создана телеканалом «Россия-Культура» и Государственным академическим театром имени Евгения Вахтангова. Прокат осуществляет дистрибьюторская компания «Кино.Арт.Про».
Литературную основу спектакля составляют известная пьеса Д.С.Мережковского «Павел I» и трагедия в стихах Евгения Симонова «Смерть Павла I». Создатели постановки не стремились к исторической точности, а исследовали состояние человека, несущего бремя власти. «Неисторический миф» – жанр спектакля «Павел I», как его определила автор сценической версии и постановщик Наталья Ковалёва. Прочтение Павла I как «русского Гамлета» подсказало идею ввести еще одного персонажа – призрака его матери Екатерины II, с которой происходит воображаемая встреча. Амплитуда преображений Павла I: от человека, раздавленного нелюбовью матери, до решительного реформатора, от безумца до философа.
Главную роль исполнил Александр Олешко, и был награжден театральными премиями «Хрустальная Турандот», «МК», «Золотой витязь» и многими другими. В спектакле также заняты Ирина Дымченко (Екатерина II) Юрий Поляк (Александр), Виталий Иванов (Константин), Игорь Карташёв (граф Пален), Елена Сотникова (Мария Федоровна), Дарья Щербакова (Елизавета). Режиссером киноверсии стал Константин Куц.
- Олешко знают все, и он любим зрителями, - говорит Куц. - При этом, поднимаясь на новую ступень, он демонстрирует неуспокоенность, целеустремленность, невероятную работоспособность и словно заново знакомит с собой. Когда по Москве пошли слухи о новом спектакле Театра Вахтангова «Павел I», я получил приглашение. Смотрю и понимаю, что не узнаю Александра Олешко. Игра актера, постановка спектакля – шок, удовольствие и благодарность всем причастным. Вижу потрясенных зрителей, слышу в антракте восторженные обсуждения и понимаю, эта работа обязательно должна появиться на телеканале «Россия-Культура»! По окончании спектакля предлагаю съёмку. Не рассказывая никому, на свой страх и риск, под мощным впечатлением. Можно сказать – это стало моей мечтой! Уже потом были переговоры, подготовка и опять удивление – включение Саши во все процессы. Телеканал «Россия-Культура» сделал все возможное, чтобы эта замечательная работа была достойно представлена на киноэкране. Благодарим театр за совместное творчество и рады за зрителей – получилось замечательное кино.
Справки и аккредитация: ezhilyaeva@tv-culture.ru (Екатерина Жиляева).
«Аркадию» Томаса Стоппарда поставил Евгений Каменькович в «Мастерской Петра Фоменко»
Премьера спектакля «Аркадия» по пьесе Тома Стоппарда состоится в театре «Мастерская Петра Фоменко» 6 и 7 февраля 2025 года. Перевод пьесы осуществила Ольга Варшавер, режиссером-постановщиком выступил художественный руководитель театра Евгений Каменькович.
- «Аркадия» Тома Стоппарда – пьеса изящная и умная; алгебраически выверенная как математическая формула; гармоничная как интеллектуальный пазл, - сообщается в пресс-релизе. - В ней есть и по-уайльдовски острое слово, и интрига, и искусно обрисованные характеры, и многослойный подтекст. Любое слово, любая деталь играют, дополняют и уточняют сюжетные линии и образы персонажей. Действие происходит в комнате огромного загородного дома в графстве Дербишир в начале XIX века, а также в наши дни. Изыскания двух современных учёных, их отношения переплетаются с жизнями тех, кто обитал в этом же доме почти двести лет назад.
В постановке заняты Екатерина Новокрещенова (Томасина Каверли), Фёдор Малышев (Септимус Ходж), Полина Айрапетова (Ханна Джарвис), Юрий Буторин (Бернард Солоуэй), Дмитрий Рудков (Валентайн Каверли), София Лукиных (Хлоя Каверли), Павел Яковлев и Денис Толгов (Джелаби), Иван Верховых (Эзра Чейтер), Екатерина Смирнова (Леди Крум), Степан Пьянков (Ричард Ноукс), Василий Фирсов (Капитан Брайс) и другие.