Умерла Юлия Борисова
Актриса Юлия Борисова скончалась 8 августа 2023 года в возрасте 98 лет. О ее смерти сообщается на сайте Театра имени Евг. Вахтангова, где она служила всю свою творческую жизнь.
- Трагическое известие пришло сегодня: скончалась Юлия Константиновна Борисова, - сообщается в некрологе. - Народная артистка СССР, Герой Труда, кавалер орденов «За заслуги перед Отечеством», лауреат Государственных премий и множества профессиональных наград. Человек великого таланта, ума, чести и совести. Легендарная Принцесса Турандот. Так уходит эпоха. Последней просьбой актрисы было, чтобы прощание состоялось в кругу семьи.
Юлия Борисова родилась 17 марта 1925 года в Москве. В 1947-м окончила Высшее театральное училище имени Б.В.Щукина в Москве и в том же году была принята в труппу Государственного академического театра имени Е.Б.Вахтангова, на сцене которого дебютировала ещё во время учёбы.
За 70-летнюю карьеру она сыграла более шестидесяти театральных ролей. Её работы вошли в «золотой фонд» Вахтанговского театра, стали его визитной карточкой, эталоном: принцесса Турандот в легендарном одноимённом спектакле по пьесе Карло Гоцци, Настасья Филипповна в инсценировке романа «Идиот» Фёдора Достоевского, Клеопатра в «Антонии и Клеопатре» по Уильяму Шекспиру, Гелена в «Варшавской мелодии» Леонида Зорина, Стелла Патрик Кэмпбелл в пьесе Джерома Килти «Милый лжец», королева Анна в «Стакане воды» Эжена Скриба, Гитель в «Двое на качелях» Уильяма Гибсона. 17 марта 2015 года свой 90-летний юбилей актриса отметила на сцене — в спектакле «Пристань» режиссёра Римаса Туминаса. Свою последнюю роль сыграла в его же постановке «Евгений Онегин».
Борисова всегда отдавала предпочтение театру, в кино снималась мало. Широкой публике известна по главным ролям Настасьи Филипповны в художественном фильме «Идиот» (1958) режиссёра Ивана Пырьева и Елены Кольцовой в биографической художественной киноленте «Посол Советского Союза» (1969) режиссёра Георгия Натансона, а также телеверсиям ее знаменитых театральных работ.
С 1963 года актриса неоднократно избиралась депутатом Верховного Совета РСФСР и членом Президиума Центрального Дома актёра имени А. А.Яблочкиной в Москве.
С 18 января 2023 года после смерти Хакима Зарипова являлась старейшей народной артисткой СССР.
Юлию Борисову похоронят на Новодевичьем кладбище, где покоятся ее муж (Исай Спектор, директор-распорядитель Театра Вахтангова, умер в 1974 году в возрасте 57 лет) и единственный сын Александр (умер в 2023 году в возрасте 71 года после долгой борьбы с онкологическим заболеванием).
Новый стиль российского производства: в Москве завершился проект «Фабрика дизайна 3.0»
Финал проекта «Фабрика дизайна 3.0». состоялся в Москве 20 декабря 2024 года. Этот конкурс в Москве дизайн-решений соединяет на одной платформе российский бизнес и талантливых специалистов в сфере дизайна для создания инновационных решений в самых разных сферах производства: машиностроения, электроники, мебельной промышленности, образовательной робототехники, туризма, культуры и других. Конкурс проводится Агентством креативных индустрий (АКИ) совместно с Союзом Дизайнеров России. В третьем потоке конкурса поступило более 60 задач от более чем 40 компаний-заказчиков, 177 дизайнера разработали 85 дизайн-решений.
На третьей «Фабрике» дизайнеры предлагали свои идеи по трем направлениям — «Промышленный дизайн», «Графический дизайн», «Средовой дизайн и дизайн интерьеров». Это были самые разнообразные решения: по созданию «умных» и эстетичных предметов мебели и освещения, электроприборов различного назначения, интерактивных обучающих игрушек, фирменного стиля брендов, интерфейса мобильного приложения для детей с особенностями развития и др. В категории «Промышленный дизайн» акцент был сделан на функциональных и инновационных продуктах, которые гармонично сочетают практичность и эстетику. В «Графическом дизайне» участники представили креативные визуальные решения, способные эффективно передавать идеи и эмоции. В «Средовом дизайне и дизайне интерьеров» были предложены разработки предметов для повышения качества жизни.
Как отметила генеральный директор АКИ Гюльнара Агамова, «за три года из конкурса дизайн-решений проект трансформировался в полноценную профессиональную площадку, где создается облик окружающих нас предметов. Причем самых разных – от планировки машиностроительного завода до мебели, посуды и медицинского оборудования. В этом году мы охватили свыше 60 российских регионов, более 500 дизайнеров разработали свыше сотни дизайн-концепций».
Больше всего заявок поступило из Москвы (184). На втором месте оказалась Московская область (59), а на третьем Санкт-Петербург (47). 82 российские компании выступили в роли заказчиков и предложили 121 техническое задание. Среди них — «Семеновская роспись», «Гжель — художественные мастерские», «Торговый дом «Гулливер и Ко», «Роббо», «Организация развития игровой индустрии», издательства АСТ, «Бомбора» и ЭКСМО, «Гусевской хрустальный завод им. Мальцова», «Государственный академический центральный театр кукол имени С.В.Образцова», Центр развития дизайна, «Фирма Изотерм», «ВольтсБэтэри», «ИТС-Сибирь», «ОКЦ СВАО», «Промобот», «Алиот» и другие компании. Всего было разработано 292 дизайн-решения. По итогам заключено свыше 30 соглашений о сотрудничестве между дизайнерами и компаниями.
Среди победителей этого года — такие проекты, как памятник «Тетрису», стеллаж, сделанный в виде настоящего арт-объекта, для интерьера из натуральных материалов, брендбук экспортного центра для повышения узнаваемости за рубежом с использованием традиционной символики, коллекция фарфоровой посуды в форме шлемов древнерусских богатырей и другие оригинальные разработки.
В финале «Фабрики дизайна 3.0» свои проекты презентовали лидеры третьего потока. Победителем в категории «Промышленный дизайн» стал Кирилл Никольский с чехлом для насосной станции, спроектированным для компании «Моторкон». В номинации «Графический дизайн» победил Артур Авдеев с проектом бренда Томской области. Лучший проект в области средового дизайна и дизайна интерьеров предложила Юлия Роднова, разработавшая редизайн сети пекарен «ПечъдаХлеб».
- Мне очень понравился конкурс. Вся система построена на том, чтобы продвигать и развивать участников самого разного уровня. В процессе у тебя есть возможность «прокачать» те нюансы, в которых тебе пока не удалось достигнуть совершенства. Я участвую уже второй раз, и видно, как уровень работ растет. Ко мне уже обратились два потенциальных партнера, и я надеюсь с ними посотрудничать, — отметила Юлия.
На мероприятии участники конкурса и компании-заказчики традиционно подписали несколько соглашений.
Совладелец сети пекарен «ПечъдаХлеб» Наталья Васина заключила соглашение с дизайнером Кириллом Журавлевым, который разработал интересный вариант редизайна интерьера сети. Наталья отметила, что «редизайн – обманчиво простая задача. На первый взгляд, речь идет о простом апгрейде, но нам хотелось какого-то свежего взгляда для того, чтобы двинуться дальше, не изменив своей идентичности. Кириллу удалось то, что мы ожидали: сделать следующий шаг в развитии образа наших пекарен с сохранением их аутентичности».
Марина Ратехина, руководитель отдела маркетинга и рекламы ООО Моторкон, договорились с Даниилом Скворцовым о дальнейшей работе над насосной станцией в шумозащитном капоте/кожухе стационарного и мобильного исполнения.
- ”Фабрика дизайна” стала для нас интересным опытом. Ранее мы пытались решать дизайн-задачи своими силами, но теперь видим, что появились новые квалифицированные специалисты, которым можно доверить эту работу. Важно, что отрасль развивается, а внимание к ней растет. Промышленный дизайнер работает на стыке инженерных решений и визуального исполнения, и его задача — создать продукт, который не только эстетически привлекателен, но и эффективен в работе.
Учредитель ООО «Дизайн-Фактория» Павел Нестеров заключил соглашение сразу с шестью дизайнерами конкура, чтобы поработать над дизайном предметов мебели. Юлия Миронова, директор по развитию Ателье SonichBespoke, заключили соглашение с Артуром Авдеевым, перед которым стояла задача разработки логотипа.
Участников оценивали ведущие эксперты российской индустрии дизайна. Среди них — основатель и генеральный директор компании «Смирнов Дизайн» Сергей Смирнов; основатель и генеральный конструктор студии «Карфидов Лаб» Алексей Карфидов; заведующий кафедрой «Графический дизайн» Национального института дизайна, проректор по творческой работе, науке и цифровой трансформации Национального института дизайна Сергей Солтан; арт-директор студии Артемия Лебедева Сергей Кулинкович и многие другие. Председателем жюри стал президент Союза Дизайнеров России, академик Национальной Академии Дизайна, член Общественного совета при Министерстве культуры РФ Виталий Ставицкий.
- Уверен, что благодаря «Фабрике дизайна» в нашей индустрии появятся новые лица, которые и будут формировать наше будущее, — отметил он.
Партнеры конкурса «Фабрика дизайна 3.0»: издательство «Бомбора», книжный сервис «Литрес», Школа дизайна НИУ ВШЭ, Ассоциация брендинговых компаний России, «Смирнов Дизайн», национальный центр промышленного дизайна и инноваций «2050.ЛАБ», Студия дизайна АРТ-АП.
Информационные партнеры: Sostav, «Сноб», АГН «Москва», «Монокль», Designersfrom Russia, «АртМосковия», информационное агентство «ИнтерМедиа», «Точка ART», Moscow Daily News, Daily Moscow, «Типичная Москва», TechInsider, Spark, Elite Interiour.
Наталья Фатеева назвала причину алкоголизма Владимира Басова
Наталья Фатеева отмечает свое 90-летие 23 декабря 2024 года. Накануне юбилея актриса призналась, что чувствует себя в пределах нормы.
- Вы же знаете, что я дважды пострадала из-за непрофессионализма и равнодушия врачей, - напомнила «КП» Наталья Фетеева. - Сначала они просмотрели у меня коксартроз. А потом мне сделали две операции на тазобедренном суставе и внесли инфекцию. Поэтому сейчас хожу на костылях. Но летом всё же бываю на улице. И даже в магазин выхожу. Приспособилась. Хотя костыли меня здорово ограничивают. Раньше я бы обязательно слетала в Китай. На Хайнань, куда любила ездить. Сниматься в кино тоже отказываюсь - не до того мне сейчас.
Свой юбилей Наталья Фатеева не празднует, что большинство ее друзей и коллег уже умерли – многих сразил ковид. Нет в живых и бывших мужей Натальи Фатеева, об одном из которых – космонавте Борисе Егорове она отзывается уничижительно:
- Егоров – совершенно неинтересная для меня личность. Он в моей жизни не оставил никакого следа, кроме дочки. К сожалению, мужчины, которые были рядом со мной, в основном это были не мои люди. Кроме Владимира Басова. И хотя мы с ним развелись, Владимир Павлович до самой смерти присутствовал в моей жизни. Если бы он не выпивал, а это совершенно не устраивало меня, я бы с ним никогда не развелась. Но я была тогда слишком молода и неопытна, а жить с алкоголиком очень тяжело. Каждый раз он мне говорил, что с понедельника начнет новую жизнь. Думаю, алкоголизм - это у него с войны. Он ушел на фронт добровольцем в 18 лет. Был артиллеристом, а там спирт - в свободном доступе.
Наталья Фатеева утверждает, что предсказала раннюю смерть Владимира Басова от инфаркта.
- Удивительно, он довольно равнодушно относился к нашему сыну Володе, 10 лет с ним не виделся. Но был очень привязан к своим детям от Титовой (третьей женой Владимира Басова была актриса Валентина Титова. – Прим. ред.). Особенно любил дочь Лизу. Владимир Павлович был потрясающий человек, прекрасный организатор, умнейший, образованнейший, невероятно обаятельный. У него так много было талантов. В киногруппе его все обожали, у него все получали премии. Кстати, когда работал, он никогда не выпивал. Я много раз пробовала его лечить, он лежал в больницах, но результата особо не было. Он практически испортил мне жизнь, но он вырастил меня как личность. За это ему благодарна. Он научил меня бороться. Он был моим тренером по жизни. Спасибо, что в мой день рождения мы вспомнили о нём. Мне это очень приятно…
Итоги года от Яндекс Афиши: развлечения подорожали на четверть
Яндекс Афиша, по предварительным данным, продала в 2024 году 21 млн билетов. Основную часть билетов (14,5 млн) пользователи приобрели напрямую через сайт и мобильное приложение, а также в других сервисах Яндекса. Это на 22,2% больше, чем годом ранее. Через партнеров Яндекс Афиша продала 6,5 млн билетов, что на 13,2% больше, чем в 2023 году.
Жители России в этом году массово покупали билеты на самые разные развлечения — ровно половина продаж Яндекс Афиши пришлась на концерты, ещё 26% — на билеты в театр, 7% — на кинотеатры, 6% — на стендап, 5% — на ёлки (указаны доли от продаж билетов в деньгах). Остальные 6% продаж принесли билетному оператору спортивные мероприятия, выставки, катки и другие события. Среди лидеров продаж — мюзикл «Ничего не бойся, я с тобой», выставка «Панк-культура. Король и Шут», концерт Леонида Агутина, цирковое шоу «Матрешка», а также спектакль «Женщины Есенина».
В 2024 году средний чек (часто включает в себя несколько билетов) на развлекательные мероприятия в России с учетом кино составил 3 726 рублей, что на 25% выше показателя 2023 года. Для сравнения: в прошлом году средний чек вырос на 21%.
Самый высокий средний чек — у ёлок, куда часто ходят всей семьёй; он вырос на 15% до 6 050 рублей. А больше всего в этом году подорожали билеты на выставки — средний чек в этом сегменте увеличился на 31% до 1 453 рублей. Во многом это связано с активным развитием новых форматов таких событий — например, мультимедийных выставок, мероприятий в форматах дополненной и виртуальной реальности. Средний чек в кино вырос на 22% до 894 рублей, в театры — на 18% до 4151 рублей, на спортивные мероприятия — на 17% до 1 732 рублей. Меньше всего, на 11%, подорожали концерты: средний чек на них в 2024 году достиг 4907 рублей. Исключение составил стендап, где средний чек вообще упал в цене на 14% — до 4 097 рублей.
Наибольшие траты на билеты традиционно наблюдаются в Москве. Например, средний чек на театральные мероприятия в столице составил 6 409 рублей, а на концерты — 5 697 рублей. Санкт-Петербург также демонстрирует высокий уровень расходов, но при этом отличается более доступными ценами на стендап — 3 106 рублей и выставки — 1 568 рублей.
Театральные постановки в регионах остаются доступнее, чем в столицах — со средним чеком 2 612 рублей. Средний чек на выставки в городах-миллионниках (кроме Москвы и Петербурга) в этом году вырос на 34% до 574 рублей, а на концерты — на 10%, до 4 621 рубля.
Наибольший интерес к развлечениям у жителей России в 2024 году наблюдался в осенний период — в ноябре через Яндекс Афишу пользователи оформили 780 667 заказов, что на 44,9% больше, чем в прошлом году. В целом, осень стала самым активным временем года для посещения культурных и развлекательных мероприятий, что связано с широким выбором событий и началом нового театрального сезона.
Энрико Мазавришвили, директор развитию бизнеса Яндекс Афиши, отметил:
- В 2024 году запрос россиян на развлекательные и спортивные мероприятия продолжил расти, развивается концертная индустрия. В столицах, а также в регионах, появляются новые форматы развлечений и мероприятий: например, иммерсивные шоу и спектакли, мультимедийные выставки; новую волну популярности обретают мюзиклы и симфонические шоу. Во все эти проекты мы вкладываем значительные ресурсы — так, в этом году Яндекс Афиша инвестировала в собственные мероприятия 1 млрд рублей.
На концерты приходится самая большая доля продаж Яндекс Афиши во всех городах-миллионниках, при этом больше всего тратят на концерты в Перми (62% от всех продаж), Екатеринбурге (60%), Краснодаре (58%), Новосибирске (56%) и Казани (52%). И это заметно выше, чем в столице России (41% продаж) или Санкт-Петербурге (50%).
А вот по покупкам билетов на спектакли города-миллионники уступают и Москве, и Петербургу (там на театральные постановки пришлось по 31% всех продаж). Самая высокая доля билетов в региональных миллионниках у тех же Краснодара (25%) и Перми (22%). А, к примеру, в Казани это только 16%.
Спортивная столица России — Нижний Новгород, где играют сразу несколько популярных профессиональных клубов. Матчи хоккейного «Торпедо», футбольного и баскетбольного «Пари НН» и других городских команд принесли 8% продаж Яндекс Афиши в Нижнем Новгороде. А вот жители Казани любят кино сильнее, чем в среднем по России — в этом городе кинотеатры приносят 13% продаж билетов. Неудивительно, что именно симфоническое шоу саундтреков к фильмам Cinema Medley: Hans Zimmer's Universe в Казани стало самым продаваемым развлекательным событием 2024 года в регионах.
Топ-10 наиболее популярных событий в Москве:
- Мюзикл «Ничего не бойся, я с тобой»
- Выступление Stand-up & Action
- Шоу «Легенда»
- Концерт Леонида Агутина
- Цирковое шоу «Матрешка»
- Спектакль «Женщины Есенина»
- Постановка «Анна Каренина»
- Спектакль «Мамма мимо! или Мюзикл пошёл не так»
- Женский Stand-up
- Каток «Лёд» в парке Сокольники
Топ-10 наиболее популярных событий в Санкт-Петербурге:
- Выставка «Панк-культура. Король и Шут»
- Концерт «Орган при свечах»
- Stand-up концерт Опытных комиков
- Концерт Басты
- Концерт Леонида Агутина
- Стендап-концерт «Топовых комиков»
- Балет «Лебединое озеро»
- Концерт «Вивальди. Времена года»
- Концерт группы «Руки вверх!»
- Концерт группы «КняZz»
В топ-10 наиболее популярных событий в регионах, куда было продано больше всего билетов через Яндекс Афишу, в 2024 году вошли*:
- Концерт Cinema Medley: Hans Zimmer’s Universe в Казани
- Концерт Xolidayboy в Краснодаре
- Балет «Щелкунчик» в Краснодаре
- Концерт Anna Asti в Перми
- Хоккейный матч «Локомотив» — «Авангард» в Ярославле
- «Stand-up Show. Лучшее» в Казани
- Концерт Басты в Казани
- Концерт Cinema Medley: Hans Zimmer’s Universe в Новосибирске
- Концерт Cinema Medley: Hans Zimmer’s Universe в Екатеринбурге
- Концерт Anna Asti в Екатеринбурге
Топ-10 наиболее популярных событий в Екатеринбурге:
- Выставка «Россия — Моя история. Свердловская область»
- Концерт Cinema Medley: Hans Zimmer’s Universe в Екатеринбурге
- Выставки Культурно-просветительского центра «Эрмитаж-Урал»
- Концерт Anna Asti
- Женский Stand-up
- Концерт “Три дня дождя”
- Панк-сказка “Король и Шут”
- Женский стендап
- Концерт Дианы Арбениной и группы “Ночные снайперы”
- Stand-Up по-женски
Топ-10 наиболее популярных событий в Казани:
- Концерт Cinema Medley: Hans Zimmer’s Universe
- Концерт Басты
- Stand-up Show. Лучшее
- Выставка "Мастерская Зайцева. Необычная живопись. Необычная графика"
- Цирковое шоу "На счастье!"
- Концерт MAYOT
- Новогоднее шоу "Щелкунчик на льду с симфоническим оркестром"
- Концерт Macan
- Спектакль "Примадонны"
- Концерт группы "Руки Вверх!"
Топ-10 наиболее популярных событий в Нижнем Новгороде:
- Stand-up на Рождественской
- Концерт Macan
- Хоккейный матч "Торпедо" — СКА
- Концерт Toxi$
- Хоккейный матч "Торпедо" — ЦСКА
- Концерт MAYOT
- Концерт ЛСП
- Хоккейный матч "Торпедо" — "Нефтехимик"
- Хоккейный матч "Торпедо" — "Куньлунь Ред Стар"
- Концерт группы "Пикник"
Топ-10 наиболее популярных событий в Новосибирске
- Концерт Cinema Medley: Hans Zimmer’s Universe
- Концерт Басты
- Панк-сказка «Король и Шут»
- Сергей Орлов. Стендап
- Женский Stand-Up
- Балет "Золушка"
- Концерт Zivert
- Концерт Xolidayboy
- Ледовое шоу Team Tutberidze. Чемпионы на льду
- Концерт Cinema Medley 2: Оппенгеймер
Топ-10 наиболее популярных событий в Перми:
- Концерт Anna Asti
- Концерт Басты
- Концерт группы "Руки Вверх!"
- Концерт Zivert
- Концерт группы "Кино"
- Концерт группы "Звери"
- Концерт Neo Classic Orchestra. Людовико Эйнауди и Ханс Циммер
- Концерт Xolidayboy
- Спектакль "Юнона и Авось"
- Спектакль "Passion. Страсть"
Топ-10 наиболее популярных событий в Краснодаре:
- Балет "Щелкунчик"
- Концерт Xolidayboy
- Балет "Лебединое озеро"
- Спектакль "Анна Каренина"
- Спектакль "Ромео и Джульетта"
- Концерт "Три дня дождя"
- Концерт "Симфония Голливуда"
- Стендап-шоу "Битва комиков"
- Спектакль "Евгений Онегин"
- Балет "Мастер и Маргарита"
* Кроме Москвы и Санкт-Петербурга