Объединению «Орфея» и Российского государственного музыкального телерадиоцентра исполнилось 18 лет

Сегодня отмечается 18-летие объединения радиостанции «Орфей» и Российского государственного музыкального телерадиоцентра. 9 сентября 2002 года вышло распоряжение Правительства РФ «О присоединении радиостанции «Орфей» к Российскому государственному музыкальному телерадиоцентру (РГМЦ). С тех пор радиостанция классической музыки и творческие коллективы бывшего Гостелерадио СССР – Симфонический оркестр, Академический большой хор «Мастера хорового пения», Академический хор русской песни, Академический большой концертный оркестр имени Юрия Силантьева – стали единым музыкальным организмом.
Такие организации — общепринятая мировая практика. Подобным образом выстроены успешные и влиятельные медиакорпорации: британская BBC, французская Radio France, итальянская RAI, Баварское радио и West Deutsche Rundfunk в Германии, австрийская ORF, испанская RTVE, канадская CBС, швейцарская SRG, японская NHK... Структура, объединяющая творческую составляющую с медийной, позволяет реализовывать масштабные, порой дерзкие замыслы.
Так, одним из самых резонансных и важных начинаний, осуществляемых при поддержке компании «Юнипро» музыкальными коллективами Российского государственного музыкального телерадиоцентра и радио «Орфей» стал проект «Возрождаем наследие русских композиторов», направленный на восстановление, сохранение и популяризацию утерянных музыкальных произведений, ценных книг и нотных материалов. Александр Мосолов, Антон Аренский, Леонид Половинкин, Георгий Катуар, Николай Голованов — десятки крупных произведений этих авторов, никогда не исполнявшихся или незаслуженно забытых, были найдены нами в архивах, научно атрибутированы и отредактированы, затем записаны в студиях, исполнены в концертах.
Были выпущены эксклюзивные CD и DVD, куда вошли первые в истории записи этих сочинений. Крайне важна и медийная составляющая: были подготовлены документально-художественные фильмы о композиторах, в эфире радио «Орфей» прозвучали не только вновь обретенные произведения, но и циклы радиопрограмм, посвященные истории их создания, личностям авторов. Проект был также с огромным успехом представлен на медиаресурсах Европейского Вещательного Союза, в который входят более 70 радиостанций из 57 стран с общей аудиторией около 600 миллионов слушателей на пяти континентах. Всего за годы существования проекта «Возрождаем наследие русских композиторов» было восстановлено несколько десятков редких изданий, хранящихся в нотном архиве радио «Орфей». Среди них, например, сборник «Крестьянские песни», составленный в конце позапрошлого века Василием Михайловичем Орловым и выпущенный в единственном экземпляре в 1890 году. Еще один книжный памятник - «Учебник гармонии» 1885 года является редким экземпляром, изданным литографским способом силами помощника Н.А.Римского-Корсакова по библиотеке, переписавшего учебник литографскими чернилами. Данный экземпляр можно считать уникальным первоисточником теоретического труда Римского-Корсакова.
В феврале нынешнего года на сцене «Новой оперы» состоялся фестиваль «Энергия открытий», на котором были представлены премьеры спектаклей «Корабль счастье» и «7 нельзя», созданных силами медиахолдинга РГМЦ при поддержке компании «Юнипро» и в сотрудничестве с известными российскими творческими коллективами и артистами. В этих спектаклях были раскрыты личности творцов великих произведений, прозвучало несколько сенсационных мировых музыкальных премьер.
Яркий пример тесного взаимодействия творческих коллективов РГМЦ и радиостанции – Всероссийский конкурс молодых композиторов, который многие годы проводился при участии Симфонического оркестра радио «Орфей». Этот конкурс является частью форума International Rostrum of Composers (Международная Трибуна композиторов) – престижного композиторского конкурса, уже почти 70 лет проходящего под эгидой Международного Музыкального Совета при ЮНЕСКО. «Орфей» входит в жюри этого международного конкурса, представляет в его финале (наряду с ведущими мировыми радиостанциями классической музыки) сочинения победителей Всероссийского композиторского конкурса. Наши молодые соотечественники не раз занимали в этих финалах высокие места и становились лауреатами.
Сотрудничество музыкально-творческой и медийной составляющих нашей организации дало прекрасные результаты в целом ряде других крупных проектов. Среди них Фолк-фестиваль Еврорадио, успешно проведенный летом 2017 года в Москве с участием Академического хора русской песни РГМЦ и затем представленный не только в эфире радио «Орфей», но и более чем в 30 странах – благодаря ресурсам Еврорадио; «Зимний оркестр» (январь 2019 года) – концерт Большого концертного оркестра имени Силантьева с участием музыкантов-любителей – слушателей радио «Орфей». Он также был записан и транслировался в эфире «Орфея» и зарубежных радиостанций (по линии Еврорадио).
В течение нескольких лет "РГМЦ" осуществляла проект - прямой эфир»: живые радиотрансляции концертов коллективов РГМЦ из Концертной студии на Малой Никитской. Продолжением этого проекта стал цикл эфирных программ «Игра в компании» – также с участием наших творческих коллективов и солистов.
Творческие коллективы Музыкального центра «Орфей» регулярно осуществляют плановые аудиозаписи, благодаря чему создается уникальный контент для радиостанции – редко исполняемые произведения русских и зарубежных композиторов разных эпох обретают новую жизнь.
Уже 15 лет Музыкальным центром руководит Ирина Анатольевна Герасимова — профессиональный музыкант, академик Российской Академии Радио; лауреат премии «Медиаменеджер России 2010, 2012»; «Почетный радист»; заслуженный работник культуры РФ. Ирина Анатольевна – член жюри Международной премии классической музыки ICMA, международной оперной премии «International Opera Awards», российских профессиональных премий «Радиомания» и «Чистый звук».
Обзор: «Самая вирусная песня года про бобра. Реакция профессионального вокалиста»

2025, Umanchannel.
Вокальный разбор песни Славы Скрипки «Бобр», по моему разумению, должен был оказаться чем-то вроде одной из курёхинских мистификаций. Я ожидал, что в студии человек с музыковедческим лицом будет полчаса рассказывать о «супервысокой тесситуре» и «страдающем обертональном ряде», изо всех сил стараясь не «расколоться» (а расколется только в финале). Потому что «Бобр» - это песня-мем. Ну о каком вокале там вообще можно говорить?
Однако Александр Уманчук издеваться над «Бобром» и Славой Скрипкой даже и не думал. Он совершенно искренне похвалил исполнителя и песню, которая ему очень понравилась. «Бобр» понравился профессиональному вокалисту, вы слышали? А вам всё хиханьки да хаханьки. Уманчук предположил, что перед окончательной публикацией акустическую версию «Бобра» чуть «подтюнили», однако и имеющиеся в распоряжении записи живого исполнения говорят о том, что Слава Скрипка поёт своим супервысоким тенором очень чисто. Может быть, в его голосе не так много красок, но как вокалист он более квалифицирован, чем было бы необходимо для записи сугубо шуточной мемной песни. Уманчук сравнивает пение Славы Скрипки со Славой Марлоу, а шапки участников дуэта Slava Skripka – с имиджем группы «Грибы» времён хита «Тает лёд», в общем, даёт вовсе не пародийный, а вполне серьёзный доброжелательный обзор. Впрочем, аргументированную критику этого произведения искусства я бы тоже послушал с интересом.
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»
Московские организаторы мероприятий просят мэра отменить именные билеты

Ведущие организаторы театрально-концертных мероприятий Москвы отправили коллективное письмо мэру Москвы Сергею Собянину. Агентство «ИнтерМедиа» публикует его полный текст.
«Уважаемый Сергей Семенович!
Направляем Вам коллективное письмо от ведущих организаторов театрально-концертных мероприятий Москвы. Наша деятельность обеспечивает более 50% всей театрально-концертной жизни столицы.
20 ноября 2024 года Правительством Москвы опубликовано постановление 2638-ПП «О проведении пилотного проекта, предусматривающего особенности посещения культурно-зрелищных мероприятий, проводимых в государственных учреждениях города Москвы». В соответствии с указанным постановлением, в целях повышения уровня безопасности граждан при проведении культурно-зрелищных мероприятий в период с 01 декабря 2024 года по 31 декабря 2025 года проводится Пилотный проект, предусматривающий особенности посещения культурно-зрелищных мероприятий, проводимых на концертных и театральных площадках государственных московских учреждений культуры. В период действия Пилотного проекта распространение (реализация) билетов и абонементов участниками Пилотного проекта на мероприятия, а также посещение данных мероприятий осуществляются на основании документов, перечень которых утверждается Департаментом культуры города Москвы. Участниками Пилотного проекта являются государственные учреждения города Москвы театрального, концертного и культурно-досугового типов, функции и полномочия учредителя которых осуществляет Департамент культуры города Москвы. Список учреждений участников Пилотного проекта утвержден Приказом Департамента культуры города Москвы (ДК) 926/ОД от 21.11.2024.
Новые правила распространяются на все мероприятия, проводимые на площадках учреждений участников Пилотного проекта с 15 марта 2025 года. Все билеты на мероприятия, проводимые в учреждениях участниках Пилотного проекта, становятся именными. Это означает, что посетить мероприятие может только Посетитель, чьи имя, фамилия и отчество (при наличии) указаны на бланке билета (электронного билета) и только при предъявлении документа, удостоверяющего личность Посетителя. Приобретение билетов на мероприятия, проводимые в учреждениях участниках Пилотного проекта, возможно только при условии предъявления одного из документов, удостоверяющего личность каждого зрителя. Это касается мероприятий, проводимых как государственными учреждениями культуры, так и коммерческими организациями, т. е. нами.
В связи с особой актуальностью для нас темы именных билетов в театрах и концертных залах, необходимо отметить, что данная мера может повлечь за собой ряд негативных последствий для зрителей и культуры в целом, а именно:
1. Проблемы с персональными данными: Хранение и управление персональными данными зрителей создаёт риски утечки информации, что может повлечь за собой уголовную ответственность за нарушение законодательства (лицам, нарушившим требования Закона № 152-ФЗ, в зависимости от конкретных обстоятельств и серьезности деяния может грозить не только административная и уголовная ответственность, но и гражданско-правовая и даже дисциплинарная).
2. Упущенные возможности для детских мероприятий и групповых посещений: Система именных билетов делает невозможным организацию массовых мероприятий для детей, включая школьные и дошкольные группы, что снижает доступность культурного досуга для молодежи. При коллективном посещении мероприятия, например, классом, далеко не каждый родитель доверит своему ребенку единственный документ - свидетельство о рождении, а введение системы именных билетов приведет к снижению числа групповых заявок от организаций, что уже негативно сказывается на общих продажах.
3. Ограничения на подарки: Именные билеты не могут быть подарены или переданы другим лицам, что уменьшает возможность зрителей выбирать билеты в виде подарков, а это делают многие зрители, также возникают проблемы в случаях непредвиденных обстоятельств или болезни.
4. Увеличение времени контроля билетов: Процесс проверки именных билетов требует большего времени на вход, что приводит к образованию очередей и повышает риск скопления людей на улице, ставя под угрозу безопасность посетителей.
5. Снижение зрительского интереса: По опыту пандемии, когда зрители сталкивались с ограничениями по посещению мероприятий, введение именных билетов уже сейчас показывает снижение продаж почти на 70%. Это приведет к финансовым потерям и для нас и для учреждений культуры. Зрители предпочитают избегать покупку именных билетов и выбирают мероприятия в залах, не требующих персональных данных, благо в Москве есть коммерческие и федеральные залы, не входящие в этот Пилотный проект. Потенциальные убытки бюджета города Москвы от снижения спроса на аренду площадок Пилотного проекта могут составить миллиарды рублей в год, так при 10000 арендных мероприятий бюджет Москвы недосчитается 7 млпд рублей.
6. Экономические потери для учреждений культуры: Театры и концертные залы участники Пилотного проекта теряют конкурентоспособность по сравнению с государственными и частными площадками. Например, силами наших компаний в Москве проводится более 2 000 мероприятий в год, общая цена аренды составляет более 2 миллиардов рублей – это прямые потери бюджета учреждений культуры Москвы.
Уже сейчас мы видим, что введение именных билетов отпугивает потенциальных покупателей. Если введение именных билетов в театрах и концертных залах рассматривается как мера обеспечения безопасности, то существует альтернативное решение, которое может удовлетворить те же потребности без необходимости введения таких жестких мер. К примеру, установка камер распознавания лиц в зрительных залах, сканирование документов на входе. Это позволит идентифицировать посетителей в режиме реального времени и обеспечит контроль за безопасностью зрителей. Данная мера может обеспечить более высокий уровень безопасности, сохраняя при этом удобство для посетителей, которые не будут ограничены необходимостью предъявления именных документов.
Исходя из вышесказанного, обращаемся к Вам с просьбой предложить руководству Москвы рассмотреть или найти альтернативу введения именного билета.
Мы стремимся к тому, чтобы как можно больше людей могли наслаждаться театральным и музыкальным искусством Москвы. Уверены, Ваша поддержка в этом вопросе неоценима».
С уважением,
Генеральный директор ООО «МОСКОУ ШОУ» Облучков П. В.
Генеральный директор ООО «ШоуАрт Лайф» Подлявская С. А.
Генеральный директор ООО «ВИП-Концерт» Шибагутдинов И.Е
Генеральный директор ООО «Оркестра» Бутримов С.Б.
Генеральный директор ООО КА «Гранд Мюзика» Гафурова Ш.О.
Генеральный директор ООО «Аметист» Зайцев Е.Л
Генеральный директор ООО «Национального концертного агентства» Муратова С.М
Генеральный директор ООО «МСМ» Скрастин А.О.
Общественный уполномоченный по вопросам организации культурно-массовых мероприятий при Президенте Россий
«Мессию» Генделя переиздала «Мелодия» к юбилею композитора

«Фирма Мелодия» к юбилею Георга Фридриха Генделя переиздала в цифровом формате ораторию «Мессия». 23 февраля 2025 года исполняется 340 лет со дня рождения Георга Фридриха Генделя — немецкого композитора, одного из величайших авторов эпохи барокко. Он родился в один год с Доменико Скарлатти и Иоганном Себастьяном Бахом, и для истории музыки это три равновеликие фигуры, а для современников наиболее популярным из них был Гендель. Наследие Генделя обширно и многообразно: он писал концерты, оперы, оратории.
«Фирма Мелодия» в юбилейный год издает в цифровом формате архивные записи сочинений Генделя, среди них «Мессия» — одна из ключевых ораторий композитора, которую записали советские музыканты в начале 1980-х годов. Ромен Роллан писал о «Мессии»:
- В жизни великих людей часто наблюдается, что в тот миг, когда все кажется потерянным, когда все рушится, они близки к победе. Гендель, казалось, был побежден. И как раз в этот час он создал творение, которому было суждено упрочить за ним мировую славу.
«Мессия» — самое известное и популярное произведение Генделя, наряду с оркестровыми сюитами «Музыка на воде» и «Музыка для королевского фейерверка». Ораторию композитор написал в зрелом возрасте, уже будучи автором многих опер и концертов. «Мессия» стал одним из первых сочинений ораториального периода, во время которого Гендель работал преимущественно с библейскими сюжетами и мотивами.
Ораторию «Мессия», написанную необыкновенно быстро, за 24 дня, ждала непростая судьба. В Лондоне произведение не приняли, какое-то время его запрещали исполнять под оригинальным названием. Однако со временем оратория стала одним из самых востребованных в рождественские праздники произведением. Гендель был не первым музыкантом, кто воплотил образ Иисуса Христа как проповедника. Однако его оратория ломала традицию: композитор не стал изображать смиренного праведника и почти отказался от самой фигуры главного героя.
Произведение имеет несколько авторских обработок, оно также известно в обработке Вольфганга Амадея Моцарта. Также изменениям подвергался и текст: изначально написанная на английском языке, оратория имеет немецкие переводы. Первое исполнение на немецком языке состоялось в Гамбурге в 1775 году, в переводе Фридриха Клопштока. Позднее перевод сделал известный поэт Иоганн Гердер. В настоящем альбоме оратория звучит в новом переводе Конрада Амельна.
В СССР «Мессию» впервые исполнили в Ленинграде в 1978 году. Через четыре года, в 1982-м, «Мелодия» записала ораторию в исполнении отечественных музыкантов: Симфонического оркестра Ленинградской государственной филармонии под управлением Александра Дмитриева, Государственного академического хора Латвийской ССР, сопрано Луизы Андрушевич, меццо Людмилы Филатовой, баритона Сергея Лейферкуса и тенора Карлиса Зариньша.