Объединению «Орфея» и Российского государственного музыкального телерадиоцентра исполнилось 18 лет

Сегодня отмечается 18-летие объединения радиостанции «Орфей» и Российского государственного музыкального телерадиоцентра. 9 сентября 2002 года вышло распоряжение Правительства РФ «О присоединении радиостанции «Орфей» к Российскому государственному музыкальному телерадиоцентру (РГМЦ). С тех пор радиостанция классической музыки и творческие коллективы бывшего Гостелерадио СССР – Симфонический оркестр, Академический большой хор «Мастера хорового пения», Академический хор русской песни, Академический большой концертный оркестр имени Юрия Силантьева – стали единым музыкальным организмом.
Такие организации — общепринятая мировая практика. Подобным образом выстроены успешные и влиятельные медиакорпорации: британская BBC, французская Radio France, итальянская RAI, Баварское радио и West Deutsche Rundfunk в Германии, австрийская ORF, испанская RTVE, канадская CBС, швейцарская SRG, японская NHK... Структура, объединяющая творческую составляющую с медийной, позволяет реализовывать масштабные, порой дерзкие замыслы.
Так, одним из самых резонансных и важных начинаний, осуществляемых при поддержке компании «Юнипро» музыкальными коллективами Российского государственного музыкального телерадиоцентра и радио «Орфей» стал проект «Возрождаем наследие русских композиторов», направленный на восстановление, сохранение и популяризацию утерянных музыкальных произведений, ценных книг и нотных материалов. Александр Мосолов, Антон Аренский, Леонид Половинкин, Георгий Катуар, Николай Голованов — десятки крупных произведений этих авторов, никогда не исполнявшихся или незаслуженно забытых, были найдены нами в архивах, научно атрибутированы и отредактированы, затем записаны в студиях, исполнены в концертах.
Были выпущены эксклюзивные CD и DVD, куда вошли первые в истории записи этих сочинений. Крайне важна и медийная составляющая: были подготовлены документально-художественные фильмы о композиторах, в эфире радио «Орфей» прозвучали не только вновь обретенные произведения, но и циклы радиопрограмм, посвященные истории их создания, личностям авторов. Проект был также с огромным успехом представлен на медиаресурсах Европейского Вещательного Союза, в который входят более 70 радиостанций из 57 стран с общей аудиторией около 600 миллионов слушателей на пяти континентах. Всего за годы существования проекта «Возрождаем наследие русских композиторов» было восстановлено несколько десятков редких изданий, хранящихся в нотном архиве радио «Орфей». Среди них, например, сборник «Крестьянские песни», составленный в конце позапрошлого века Василием Михайловичем Орловым и выпущенный в единственном экземпляре в 1890 году. Еще один книжный памятник - «Учебник гармонии» 1885 года является редким экземпляром, изданным литографским способом силами помощника Н.А.Римского-Корсакова по библиотеке, переписавшего учебник литографскими чернилами. Данный экземпляр можно считать уникальным первоисточником теоретического труда Римского-Корсакова.
В феврале нынешнего года на сцене «Новой оперы» состоялся фестиваль «Энергия открытий», на котором были представлены премьеры спектаклей «Корабль счастье» и «7 нельзя», созданных силами медиахолдинга РГМЦ при поддержке компании «Юнипро» и в сотрудничестве с известными российскими творческими коллективами и артистами. В этих спектаклях были раскрыты личности творцов великих произведений, прозвучало несколько сенсационных мировых музыкальных премьер.
Яркий пример тесного взаимодействия творческих коллективов РГМЦ и радиостанции – Всероссийский конкурс молодых композиторов, который многие годы проводился при участии Симфонического оркестра радио «Орфей». Этот конкурс является частью форума International Rostrum of Composers (Международная Трибуна композиторов) – престижного композиторского конкурса, уже почти 70 лет проходящего под эгидой Международного Музыкального Совета при ЮНЕСКО. «Орфей» входит в жюри этого международного конкурса, представляет в его финале (наряду с ведущими мировыми радиостанциями классической музыки) сочинения победителей Всероссийского композиторского конкурса. Наши молодые соотечественники не раз занимали в этих финалах высокие места и становились лауреатами.
Сотрудничество музыкально-творческой и медийной составляющих нашей организации дало прекрасные результаты в целом ряде других крупных проектов. Среди них Фолк-фестиваль Еврорадио, успешно проведенный летом 2017 года в Москве с участием Академического хора русской песни РГМЦ и затем представленный не только в эфире радио «Орфей», но и более чем в 30 странах – благодаря ресурсам Еврорадио; «Зимний оркестр» (январь 2019 года) – концерт Большого концертного оркестра имени Силантьева с участием музыкантов-любителей – слушателей радио «Орфей». Он также был записан и транслировался в эфире «Орфея» и зарубежных радиостанций (по линии Еврорадио).
В течение нескольких лет "РГМЦ" осуществляла проект - прямой эфир»: живые радиотрансляции концертов коллективов РГМЦ из Концертной студии на Малой Никитской. Продолжением этого проекта стал цикл эфирных программ «Игра в компании» – также с участием наших творческих коллективов и солистов.
Творческие коллективы Музыкального центра «Орфей» регулярно осуществляют плановые аудиозаписи, благодаря чему создается уникальный контент для радиостанции – редко исполняемые произведения русских и зарубежных композиторов разных эпох обретают новую жизнь.
Уже 15 лет Музыкальным центром руководит Ирина Анатольевна Герасимова — профессиональный музыкант, академик Российской Академии Радио; лауреат премии «Медиаменеджер России 2010, 2012»; «Почетный радист»; заслуженный работник культуры РФ. Ирина Анатольевна – член жюри Международной премии классической музыки ICMA, международной оперной премии «International Opera Awards», российских профессиональных премий «Радиомания» и «Чистый звук».
Дмитрий Маликов озадачился из-за своего юбилейного летнего концерта

Концерт Дмитрия Маликова состоится в Зеленом театре ВДНХ 26 июня 2025 года. Название программы - «Юбилейный летний vibe», и она будет приурочена к 55-летию артиста, которое он отметил 29 января 2025 года.
- Уже 350 билетов продано, а мы еще не начинали… Я бы озадачился! - написал певец в соцсетях по поводу юбилейной программы.
«ИнтерМедиа» напоминает, что Дмитрий Маликов и 5oпка (Кирилл Баранов) представили совместную песню «Venom Boy» 28 февраля 2025 года.
Сообщение не является рекламой и носит исключительно информационный характер.
Концерт в честь 100-летия Валентина Берлинского пройдет в БЗК

Концерт «Только Шуман» состоится 19 апреля 2025 года в Большом зале Московской консерватории в рамках фестиваля «CELLOвек: Валентин Берлинский», посвященного 100-летнему юбилею со дня рождения выдающегося виолончелиста и педагога.
Валентин Берлинский – легендарная фигура в мире классической музыки. На протяжении 64 лет он был бессменным руководителем знаменитого Квартета имени А.П.Бородина, основанного в 1944 году как студенческий ансамбль Московской консерватории. Под его руководством коллектив получил мировое признание, выступив с гастролями более чем в 50 странах. Коллеги, ученики и слушатели называли Берлинского «патриархом квартетного искусства» и «создателем квартетной школы».
Фестиваль «CELLOвек: Валентин Берлинский» – это масштабный концертно-мультимедийный проект, призванный почтить память маэстро. В рамках фестиваля 19 апреля прозвучат камерные сочинения Роберта Шумана в исполнении известных музыкантов:
- Елизавета Леонская (фортепиано), почётный член Венского Концертхауса;
- Людмила Берлинская (фортепиано), заслуженная артистка России;
- Артур Ансель (фортепиано), профессор Высшей школы музыки Альфреда Корто в Париже;
- Анастасия Ушакова (виолончель), организатор проекта «Всероссийская виолончельная академия»;
- Станислав Давыдов (валторна), заслуженный артист России;
- Квартет имени Валентина Берлинского.
Концерт «Только Шуман» станет одним из ключевых событий юбилейного года, посвященного Валентину Берлинскому, и подчеркнет его вклад в развитие мирового музыкального искусства.
Организатором фестиваля выступают Всероссийская виолончельная академия, Российский музыкальный союз, АО «Фирма Мелодия», Мемориальный музей-заповедник П.И.Чайковского в Клину. Генеральный информационный партнер – радио «Орфей».
Рецензия на сингл Mary Gu «Всё будет хорошо»: Он чужой, он чужой, он плохой

2025, S&P Digital.
Оценка: 6 из 10.
Из вышедших за последний год песен, в которых певицы либо хейтят своих бывших, либо утешают поклонниц, которым попался недостойный объект обожания, уже можно составить увесистый сборник. Эта тема всегда актуальна, но, судя по сегодняшней женской эстраде, сейчас девушек исключают из поп-профсоюза, если не споёшь про неверного абьюзера. В то же время, положа руку на сердце: кого из слушательниц, переживающих расставание, советы звезды из наушников могут реально успокоить? Ну да, мать тоже говорит «ну что ты в самом деле, найдешь себе получше», но на разбитое сердце эти слова практически не действуют.
У Mary Gu песни о разбитом сердце всегда получались неплохо, но в прошлом её подобные композиции были или по крайней мере казались автобиографичными. Недавно Мария вышла замуж и даже выпустила пару песен о счастливой любви (тоже неплохо получилась), поэтому про боль и расставание в данный момент ей петь как-то не с руки. Но она нашла выход и построила трек с жизнерадостным названием «Всё будет хорошо» в форме утешительного монолога в адрес девушки, переживающей крах на личном фронте: «Все соседи, наверное, слышали, как ты убивалась по бывшему». Рифма интересная, хотя трагедия лирической героини выглядит как-то чересчур гипертрофированно. Ну да ладно: опытный психолог справится с этим при помощи известного набора средств: «новый, яркий цвет волос», «никакой надежды но, всё закончится, слышишь», «всё будет хорошо, только не с ним». Потому что этот совершенно точно тебя недостоин: «Он не стоит слёз», «и все песни, что прямо сейчас как будто про него, больше не будут значить ничего». Среди этого парада штампов только один, пожалуй, удостоился красивого поэтического решения: «Лучше быть одной, чем одной из».
По большому счёту это единственная в песне фраза, которая может как-то достучаться до разбитого сердца и указать ему путь к исцелению. Возможно, из этого афоризма родилось и всё произведение. Но остальные образы до него не дотягивают ни текстуально, ни эмоционально.
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»