Владимир Толстой: «Надеюсь, что зритель не обленится и пойдет в культурные учреждения после снятия ограничений»
Советник президента России по вопросам культуры Владимир Толстой рассказал об итогах заседания Совета при президенте РФ по культуре и искусству на пресс-конференции в МИА «Россия сегодня» 27 октября 2020 года.
- О заседании Совета
Изначально заседание должно было состояться 24 марта, но помешали ограничения из-за коронавируса. На тот момент мы не знали, насколько это может затянуться и какие последствия будут для индустрии. У членов Совета и деятелей культуры была возможность поделиться с президентом своими переживаниями, связанными с ограничениями в нашей сфере, выступить со своими предложениями по мерам поддержки, которые государство могло бы предложить творческим индустриям. Концертные площадки, кинотеатры, театры, библиотеки и цирки ощутимо пострадали от коронавируса и связанных с ним ограничений. Президент уделил нам почти три часа и очень внимательно выслушал всех. Практически на каждое выступление он реагировал, давая свои точные ремарки. Сейчас нам предстоит обработать результаты заседания, а мне президент предложил разработать план действий для минимизации рисков.
- О поддержке киноиндустрии и цирков
Тут сложно сказать, что нужно поддерживать в первую очередь. Для каждой индустрии нужно выработать свои применимые на сегодняшний день формы, способы и меры поддержки. Понятно, что уже практически сверстан бюджет на следующий год, каких-то радикальных изменений ждать сложно. Тем не менее, в рамках заложенного бюджета нам нужно найти возможности.
Кинотеатры – основа всей киноиндустрии. Раньше 80% доходов от кинопроизводства формировала выручка билетных касс кинотеатров. Но несколько месяцев кинотеатры были закрыты, а потом были открыты частично. Был короткий период в сентябре, когда публика вернулась в кино, «Стрельцов» Ильи Учителя и «Довод» Кристофера Нолана успешно «прокатались», хоть и заработав примерно в два раза меньше, чем в обычное время. Тем не менее, можно было говорить о постепенном восстановлении кинопоказа. Сегодня ограничения опять ужесточаются, да и люди менее охотно идут в кинотеатры из-за необходимости ношения масок и покупки билетов по паспорту. Потенциальных зрителей сдерживают и элементарные опасения оказаться в большом скоплении людей.
Уже после первого этапа закрытия в части регионов кинотеатры не открылись снова. Почти 15% кинотеатров, можно сказать, прекратили свое существование. Сейчас, по прогнозам, до 40% кинотеатров могут исчезнуть до конца года, что повлечет за собой разрушение всего кинопроцесса, потому что есть взаимосвязанная цепочка проката и показа.
Сейчас Правительство РФ, Министерство культуры РФ и Министерство финансов РФ рассматривают ряд мер по поддержке киноиндустрии. Думаю, что до конца года на это будут выделены средства из резервного фонда. Уже определена предельная сумма возможной поддержки данного сектора - 4,2 миллиарда рублей, но пока не утвержден порядок выплат и механизм, как одновременно поддержать кинотеатры, прокатные компании и производителей. Сейчас идут последние консультации на этот счет. Думаю, что все это будет делаться через Фонд кино.
- О концертной индустрии
Сложнее с организациями, которые осуществляют концертную деятельность. Как раз вчера я говорил президенту о том, что расчетная рентабельность таких организаций начинается с 75-80% заполнения зала, что в настоящее время практически неосуществимо. Причем раньше они заполняли стадионы и большие концертные залы. Сегодня конечно, промоутерские организации терпят колоссальные убытки. Косвенно эти же убытки терпят и исполнители, и все остальные, кто задействован в этом процессе. К тому же сотрудникам всех этих организаций нужно платить зарплату.
- О книжной отрасли
Прежде всего, сейчас вынужденно закрываются магазины. На это мне могут возразить, что сегодня не так сложно заказать в интернете печатную книгу. Тем не менее, книжный магазин – это не просто точка продажи, но и место, где можно получить консультацию продавцов. Это и навигация, и общение между покупателями. Многие магазины устраивали встречи с авторами, автограф-сессии. Это целая культура книжной индустрии. Конечно, сейчас проводится меньше книжных выставок-ярмарок. Хотя в этом году нам удалось провести и книжный фестиваль на Красной площади, и ярмарку в московском Манеже. Тем не менее, многие регионы от этого формата оказались, и цепочка в лице писателей, издателей и магазинов несет колоссальные убытки.
- О музеях
С ними тоже достаточно сложная ситуация. Государственные музеи действуют по государственному заданию, которое предполагает определенные параметры и показатели, которых должно достичь учреждение – определенное количество выставок, посетителей и проч. Совершенно очевидно, что во время ограничений, связанных с COVID-19, количество посещений резко упало. Количество выставок тоже сократилось. Тем не менее, на государственном уровне было принято решение, что положенная субсидия будет выплачена музеям в полном объеме, без учета этих количественных показателей. И мы просили президента, чтобы действие этого решения было продлено на на первые 6-9 месяцев 2021 года для федеральных организаций. Региональным субъектам рекомендовано сделать то же самое и для своих учреждений культуры.
- О проблемных вопросах и новациях в сфере культуры
Поднимались и вопросы цирковой отрасли, и современного искусства. Очень важными были вопросы сохранения культурного наследия и реставрации, а также музыкального образования. Думаю, что и по этим отраслям будут приняты эффективные решения. Например, президент сказал, что вопросы охраны культурного наследия и реставрации не должны перейти в Министерство строительства РФ вместе с теми подрядными организациями, которые уже перешли в его ведение. Научная реставрация – очень важная отрасль, которая должна оставаться в ведении Министерства культуры РФ. Так же твердо президент отреагировал и на новации, которые угрожают нашей десятилетиями складывавшейся системе подготовки музыкантов первичного звена.
- О необходимости создания постоянного координационного совета по культуре
Президентский Совет по культуре обладает всеми необходимыми полномочиями. Если мы почувствуем, что нужна такая работа в постоянном режиме, у Совета по культуре есть Президиум, в который входят представители разных отраслей культурной деятельности. В случае тупиковой ситуации он может взять на себя функции координационного совета. Пока и Министерство культуры РФ, и Аппарат правительства РФ, и Администрация президента РФ постоянно работают над снижением рисков. Эта работа налажена, хотя и не носит названия координационного совета. Но те люди, которые озабочены вопросами сохранения культуры, занимаются этим каждодневно.
- О неизбежных потерях в период ограничений
Прежде всего, это потеря доходной деятельности, внебюджетных доходов. Она наблюдается везде – как в государственном, так и в негосударственном секторе. Это – огромный удар по экономике. Тем не менее, все, что может развиваться, развивается. Очень многие учреждения культуры открывают свои сайты и порталы, выставляют на них качественные записи спектаклей. Это не отменяет возможности личного посещения мероприятий. Я очень надеюсь, что такая возможность вернется, и зритель не обленится и пойдет в культурные учреждения. Думаю, что после снятия ограничений востребованность «живой» культуры будет даже выше, чем до них.
- О дальнейшем распространении онлайн-формата
Одно не должно подменить другое. Безусловно, современные технологии позволяют делать высококачественный культурный продукт, который может потребляться через экран. Но прикосновение к подлинности будет цениться еще выше.
- Поможет ли киноиндустрии выжить уход в интернет?
Мы сегодня наблюдаем процесс, при котором даже крупные голливудские релизы, которые ожидались в кинотеатрах с нетерпением, переносятся на онлайн-платформы. Видимо, в дальнейшем форматы будут комбинироваться, что-то уйдет в интернет. Но мне хотелось бы верить, что такое важное явление, как поход в кино всей семьей, сохранится и в будущем. Важно только, чтобы сейчас не случилось обвала, и из-за закрытия кинотеатров не перестали сниматься новые фильмы. Кинотеатры уже жалуются на нехватку картин. Ряд фильмов, вроде замечательной ленты «Серебряные коньки», уже готов к выходу, но продюсеры не готовы к финансовым потерям и переносят даты выхода. В бюджете нет денег, которые могли бы покрыть недостающие доходы от проката в такое время, как сейчас. Но какие-то меры поддержки все же будут оказаны.
- О росте цен на билеты в кино
Цена будет прямо зависеть от спроса. Вчера хороший пример привел директор Государственного академического Большого театра России Владимир Урин. Они снизили цены для определенных категорий зрителей (прежде всего – для молодежи) в 5-6 раз. Делать билеты дорогими, если их не будут покупать, абсолютно бессмысленно.
Денис Ступников, InterMedia
«Анора» с Юрой Борисовым лидирует в номинациях на премию «Независимый дух»
Номинанты на премию «Независимый дух» (Film Independent Spirit Awards) были объявлены 4 декабря 2024 года. «ИнтерМедиа» напоминает, что это премия независимого кино, бюджет фильмов и сериалов не должен превышать 30 миллионов долларов.
Лидерами по числу номинаций – по шесть у каждого – стали драма «Анора» и хоррор «Я видел свечение телевизора». В главной номинации «лучший фильм» (награда вручается продюсеру проекта) они конкурируют с картинами «Мальчишки из «Никеля», «Синг-Синг» и «Субстанция».
«Анора» также претендует на награды в номинациях лучший режиссер (Шон Бэйкер) и продюсер, лучшая главная роль (Майки Мэдисон), лучшая роль второго плана (Юра Борисов и Карен Карагулян). «Я видел свечение телевизора» представлен в категориях лучший режиссер и лучший сценарий (Джейн Шёнбрун), продюсер, лучшая главная роль (Джастис Смит) и лучшая роль второго плана (Бриджетт Ланди-Пейн).
Специальный приз Роберта Альтмана, который вручается режиссеру, кастинг директору и актерскому ансамблю, получит фильм «Три его дочери» Азазеля Джейкобса.
В телевизионных номинациях лидером стал «Сёгун», претендующий на награды в пяти категориях, по четыре номинации у «Оленёнка» и «Учителя английского».
40-я церемония вручение премии «Независимый дух» состоится 22 февраля 2024 года – по традиции, накануне вручения «Оскара» - на пляже в Санта-Монике.
Гала-концерт «Ну-ка, все вместе!» из Кремля покажет «Россия»
Гала-концерт шоу «Ну-ка, все вместе!» покажет 6 декабря 2024 года телеканал «Россия». «ИнтерМедиа» напоминает, что мероприятие состоялось 11 ноября в Большом зале Государственного Кремлевского Дворца, где собрались 6 000 зрителей-экспертов, каждый из которых получил возможность отдать свой голос одному из вокалистов. Общее количество баллов после каждого выступления отражалось на главном экране. В результате зрители в зале выбрали победителя, который откроет седьмой сезон шоу в 2025 году.
Конкурсанты разных сезонов проекта выступили вместе с музыкальными экспертами из сотни выступали вживую под аккомпанемент оркестра и многочисленных голосов Академического мужского хора МИФИ, а также Государственного камерного хора Республики Татарстан и Джаз-хора Свердловской государственной детской филармонии. Не остались без музыкального номера и ведущие шоу. Так, Николай Басков исполнил свой новый трек «Криминальное чтиво» с рэпером Серёгой, а Сергей Лазарев - русскую версию хита «Пусть весь мир подождет».
Эфир в 21.30.
Тейлор Свифт с ее последним альбомом и «Espresso» Сабрины Карпентер стали самыми популярными на Spotify
Музыкальный стриминговый сервис Spotify подвел итоги 2024 года. Тейлор Свифт заняла первое место в рейтинге самых прослушиваемых исполнителей в мире, завоевав корону второй год подряд. Во многом это произошло благодаря ее последнему альбому «The Tortured Poets Department», который также стал самым прослушиваемым на Spotify. В целом, музыка Свифт собрала более 26,6 миллиардов прослушиваний на платформе в этом году.
После Свифт самыми прослушиваемыми исполнителями года на Spotify во всем мире стали Weeknd, Bad Bunny, Дрейк и Билли Айлиш. В тройку самых скачиваемых альбом вошли также «Hit Me Hard and Soft» Билли Айлиш и «Short n’ Sweet» Сабрины Карпентер.
Самой прослушиваемой песней на Spotify стала «Espresso» Сабрины Карпентер, за ней следуют «Beautiful Things» Бенсона Буна и «Birds of a Feather» Билли Айлиш. Список самых вирусных хитов возглавил дуэт Бруно Марса и Леди Гаги «Die With A Smile», на втором месте «Birds of a Feather» Билли Айлиш и «Beautiful Things» Бенсона Буна.
2024 Spotify Wrapped: Global Top Lists
Most-Streamed Artists Globally
- Taylor Swift
- The Weeknd
- Bad Bunny
- Drake
- Billie Eilish
- Travis Scott
- Peso Pluma
- Kanye West
- Ariana Grande
- Feid
Most-Streamed Songs Globally
- “Espresso” by Sabrina Carpenter
- “Beautiful Things” by Benson Boone
- “Birds of a Feather” by Billie Eilish
- “Gata Only” by FloyyMenor, Cris MJ
- “Lose Control” by Teddy Swims
- “End of Beginning” by Djo
- “Too Sweet” by Hozier
- “One of the Girls” by The Weeknd with Jennie, Lily Rose Depp
- “Cruel Summer” by Taylor Swift
- “Die With a Smile” by Bruno Mars, Lady Gaga
Most-Streamed Albums Globally
- “The Tortured Poets Department: The Anthology” by Taylor Swift
- “Hit Me Hard and Soft” by Billie Eilish
- “Short n’ Sweet” by Sabrina Carpenter
- “Mañana Será Bonito” by Karol G
- “Eternal Sunshine” by Ariana Grande
- “1989 (Taylor’s Version)” by Taylor Swift
- “SOS” by SZA
- “Lover” by Taylor Swift
- “Fireworks & Rollerblades” by Benson Boone
- “Starboy” by The Weeknd
Most Viral Songs Globally
- “Die With A Smile” by Bruno Mars, Lady Gaga
- “Birds of a Feather” by Billie Eilish
- “Beautiful Things” by Benson Boone
- “Lose Control” by Teddy Swims
- “Good Luck, Babe!” by Chappell Roan
- “Too Sweet” by Hozier
- “We Can’t Be Friends (Wait For Your Love)” by Ariana Grande
- “End of Beginning” by Djo
- “Espresso” by Sabrina Carpenter
- “Not Like Us” by Kendrick Lamar