«Сандэнс-2021»: 9 интересных документальных лент фестиваля

Кинофестиваль американского независимого кино «Сандэнс» прошёл с 28 января по 3 февраля 2021 года. Впервые в истории смотра фестиваль окунулся в виртуальный формат, благодаря чему поставил абсолютный рекорд по посещениям, ведь прикоснуться к программе в этом году могли зрители со всех уголков планеты.
«Сандэнс» славится своей документальной секцией – одной из сильнейших во всём мире. И отбор 2021 года не оказался исключением: там нашлось место документальным лентам на любой вкус и цвет. Для вас редакция InterMedia отобрала 9 работ в жанре нон-фикшн, достойных внимания.
«Побег»
Режиссёр: Йонас Поэр Расмуссен
Гран-при за лучший документальный фильм (секция мирового кино)
Одной из самых громких премьер нынешнего «Сандэнса» стала анимационная документальная работа «Побег», отобранная в прошлом году не случившимся Каннским кинофестивалем, а сейчас готовящаяся для американского релиза стараниями Риза Ахмеда и Николая Костера-Вальдау (оба продюсируют и озвучивают). На сегодняшний момент уже существует бессчетное множество документалок про беженцев, однако уж точно ни одна из них не сравнится с работой датчанина Йонаса Поэра Расмуссена, которую он мариновал несколько лет.
С момента выхода его предыдущего фильма (в 2015-м) действительно прошло немало времени, за которое режиссёр тщательно и осторожно прорабатывал идею «Побега». В первую очередь фильм Расмуссена, конечно же, выделяется формой. Прекрасная взрослая анимация сразу же открывает новые просторы для творчества. Фильм представляет собой интервью давнего друга режиссёра, афганского беженца, который бежал из своей страны во время памятного российскому гражданину конфликта – через Москву в Данию, без паспорта и денег, в постоянной опасности, что его в любой момент будет поймать и депортировать. Продолжение рецензии.
«Братья Спаркс»
Режиссёр: Эдгар Райт
Всеми любимый режиссёр Эдгар Райт, автор нетленной трилогии «Корнетто» и «Малыша на драйве», впервые решил попробовать себя в документальном жанре, рассказав о музыкальной группе с интереснейшей историей. Речь идёт про группу Sparks, о которой далеко не все слышали (хотя на их счету уже 25 альбомов), однако в которых все обязательно влюбятся после просмотра документалки «Братья Спаркс». Райт прочерчивает всю хронологию музыкальной карьеры братьев Рона и Расселла Маэлов, в фильме отметилось множество легенд музыки (Дюран Дюран, Бьёрк), писатели (Нил Гейман), актёры (Майк Майерс, Джейсон Шварцман). Райт, будучи мастером драйвового монтажа, использует свою суперспособность с успехом и здесь, не позволяя зрителю заскучать на протяжении чуть более двух часов хронометража.
«Faya Dayi»
Режиссёр: Джессика Бешир
Один из самых любопытных доков «Сандэнса» пришёл из Эфиопии. Кино дебютантки Джессики Бешир рассказывает о растении, которое называется кат. Листья этого растения обладают стимулирующем и одурманивающим эффектом – достаточно их лишь разжевать, и ко взлёту готов. По легенде, суфии (мусульмане, следующие каноном своей веры с особым одухотворением и проницательностью) использовали листья ката в своих поисках вечности. Другими словами, растение производит явный наркотический эффект, отчего является самой прибыльной выращиваемой культурой Эфиопии.
Кино снято в роскошном чёрно-белом монохроме, напоминающем о «Соли земли» Вендерса, и стилистически подстраивается как раз под эффект наркотического трипа. Тут нет какого-то внятного сюжета, лишь единый тягучий поток, состоящий из калейдоскопа историй простых людей и планов природы. Вышло завораживающе.
«Лето души»
Режиссёр: Амир-Халиб Томпсон
Гран-при за лучший документальный фильм (секция американского кино)
Если есть за что нужно любить «Сандэнс» в первую очередь, так это за его документальные программы, в которых всегда есть где разгуляться. Вот, например, совершенно завораживающая документалка от известного и безмерно талантливого музыканта, участника the Roots Амира-Халиба Томпсона, он же Questlove, решившего дебютировать и на поприще кинематографа. Его фильм называется «Лето души», или как оригинале: «Summer of Soul (…or, When the Revolution Could Not Be Televised), и рассказывает о лете 1969-го. В тот год много чего происходило в Америке, но для всех любителей музыки он стал знаковым по двум конкретным событиям: первое – собственно, фестиваль Вудсток, о котором слышал, наверное, каждый, а второе – фестиваль Harlem Culture, о котором сейчас уже не помнит практически никто.
Однако событие это было колоссальных масштабов, его посетили около 300 000 человек, подавляющее большинство которых были чернокожие. Впрочем, фестиваль так и продвигался – как «чёрный Вудсток». Для них Harlem Culture стал последним пристанищем, где можно было расслабиться, наслаждаться жизнью и беззаботно петь и танцевать. Фестиваль снимали на несколько камер, но никто не согласился транслировать эту запись – наоборот, все плёнки тут же запрятали куда подальше. Их держали под замком на протяжении 50 лет, пока, собственно, Амир-Халиб Томпсон не использовать их как основу для своего дебютного фильма. Получилось очень атмосферно. Продолжение рецензии.
«Самый красивый мальчик в мире»
Режиссёры: Кристина Линдстрём и Кристиан Петри
Одна из самых красивых документалок международного конкурса повествует про Бьорна Андресена – того самого юношу, сыгравшего Тадзио в классике Висконти «Смерть в Венеции». На премьере фильма в Лондоне итальянский режиссёр назвал Бьорна «самым красивым мальчиком в мире», что лишь добавило градуса к всеобщей истерии, связанной с этим юношей после выхода фильма. В начале 70-х все были без ума от Андресена, однако после «Смерти в Венеции» он испарился с радаров практически сразу. Документальный фильм расписывает в деталях, какую необычную жизнь прожил Бьорн (повествование в ленте ведётся от его лица), начиная с эпизодов жутковатой опеки со стороны Висконти, напоминающего чуть ли не Майкла Джексона из «Покидая Неверленд», продолжая его самурайским поиском себя в Японии и заканчивая съёмкой в «Солнцестоянии» Ари Астера. Да-да, ещё одно подтверждение гениальности Астера – решение пригласить на роль верховного лидера общины чуть ли не самого культового и мистического актёра в истории Швеции.
«Старайся лучше!»
Режиссёр: Дэбби Льюм
Американская лента Дэбби Льюм про Lowell High School – престижную школу преимущественно для американцев азиатского происхождения, расположенную в Сан-Франциско. Показана хроника учебных будней вперемешку с избранными интервью детей о том, каково им учиться здесь, какие планы на будущее и всё той же направленности. Подобный материал Фредерик Вайсман мог бы снять так, что пялься в экран хоть четыре часа – всё равно дух захватывает, а вот у Льюм даже 80 минут идут как-то уж очень тяжко.
«Эйли»
Режиссёр: Джамиля Вигнорт
В конкурсе американского документального кино показали ленту «Эйли» про танцовщика и хореографа Элвина Эйли, основавшего собственный театр и преуспевшего в популяризации афроамериканской культуры на танцевальной сцене 20 века. Фильм с большим пиететом рассказывает о жизни и творческом пути чернокожего танцовщика, используя большое количество архивных записей с его участием, а также множество интервью с потомками Эйли, с сотрудниками и учениками его театра. Всё снято в довольно стандартном телевизионном формате под трансляцию субботним вечером на каком-нибудь канале о культуре. Тема фильма достаточно нишевая, но, уверен, тем, кто в курсе, ознакомиться с «Эйли» наверняка будет любопытно.
«Приручая сад»
Режиссёр: Саломи Яши
А в международную секцию документалок попала занимательная грузинская лента о необычном хобби анонимного богача. Мужчина скупает деревья – но не простые, а те, что уже веками растут на грузинской земле, причём некоторые из них высотой достигают 15-этажных зданий. Скупает он их для своей собственной коллекции, выкорчёвывая деревья из различных земель грузинского побережья и перевозя к себе по морю. Как выкопать столетнее дерево, чьи корни тянутся на много метров под землёй? Как безопасно перевезти многотонное живое существо, размером с приличную многоэтажку? Что делать местным жителям, получившим на месте старинного древа огромную пустоту, угрожающую кардинальным изменением сельского ландшафта? На эти вопросы и отвечает док «Приручая сад».
Процесс выкорчёвки показан поистине завораживающе, как-то даже с налётом сказочности – то и дело без помощи великанов тут не обойтись. Но благодаря технологиям и новым методикам терраформирования, тема которого поднимается в фильме, люди научились вытворять то, что раньше было возможно только в сказках. Да, в картине не особо прослеживается какой-то ритм, в основном кадры рутинной работы бригады, иногда сменяющиеся душевными разговорами в перерывах и травлей анекдотов (как-никак грузины же), но снято очень атмосферно. Глядя на всё это, задумываешься, ведь люди могут веками, поколениями жить на своей земле, а потом раз, какой-то богач, возомнивший себя чуть ли не богом, возьмёт и вырвет ваш любимый дуб, привнося хаос в многолетнее спокойствие быта целого сообщества.
«In The Same Breath»
Режиссёр: Ван Наньфу
Китаянка Ван Наньфу, два года назад победившая на «Сандэнсе» с документальной лентой «Страна одного ребёнка», вернулась с новой, предельно личной работой с двухзначным названием In The Same Breath (идиома, переводящаяся как «в одно и то же время»). Однако тут важен и прямой перевод фразы, ибо тема фильма – коронавирус, респираторное заболевание, передающееся как раз-таки с помощью «дыхания».
23 января 2020-го Ухань официально закрылся на карантин. На эту тему в Торонто показывали док «76 дней», первую профессиональную попытку кинематографического осмысления событий о периоде локдауна глазами медиков и граждан Уханя. 23 января 2020-го также стартовал «Сандэнс», отчего уже тогда Ван Наньфу начала чувствовать себя не в своей тарелке, ибо пока она находилась в Америке, её родные пребывали в панике пред лицом неизвестности в родном Китае. Поэтому постановщица сразу же направилась в родную страну и начала съёмку данного фильма.
Её лента содержит хронику событий не только Уханя, но и других городов Китая, а также реакцию СМИ и политиков. Отличие её фильма от тех же «76 дней» в размахе – Наньфу показывает не только плачевное состояние всей страны, столкнувшейся с неизвестным вирусом, но и проводит параллели с Америкой. Например, делается акцент, что лидеры обоих государств отреагировали на ситуацию с распространением коронавируса одинаково – и Си Цзиньпин, и Дональд Трамп активно призывали не обращать внимания, ибо никакой опасности эта «простуда» не несёт. Повествование ленты выкладывается по принципу домино: друг за другом следуют распространение дезинформации, сокрытия, ложь, непонимание масштабов ситуации, приводя в конечном счёте к той глобальной проблеме, частью которой все мы до сих пор являемся.
Вадим Богданов, InterMedia
Егор Корешков сыграет отца Фёдора во втором сезоне сериала «Монастырь»

Съемки второго сезона сериала «Монастырь» продолжаются в Москве. «ИнтерМедиа» напоминает, что в новом сезоне многосерийной драмы к своим ролям вернулись Марк Эйдельштейн и Филипп Янковский, Светлана Иванова и Диана Енакаева, а новых героев сыграют Егор Корешков, Лео Канделаки и Сабина Ахмедова, а также заявленные ранее Игорь Верник, Влада Лукина и Полина Маликова.
Лео Канделаки исполнит роль Миши Стацкого, который с детства стремится завоевать признание очень успешного отца и доказать свою состоятельность. Егор Корешков сыграет отца Фёдора — священника с современным взглядом на мир, а Сабина Ахмедова воплотит в сериале образ талантливой джазовой певицы Кати, которая тяжело переживает болезнь сестры.
- Я очень рад вернуться к роли Юры – «Монастырь» для меня особенный проект, ведь это возможность простым языком говорить на сложные темы – определения, взросления, проходить вместе с главным героем приключения и испытания, - говорит Марк Эйдельштейн. - Мой персонаж меняется и его ждут новые вызовы, вместе с режиссером Сергеем Поповым мы работаем над тем, чтобы это было зрелищно и по-настоящему. Главная роль – огромная ответственность, наша история развивается и появляется много новых героев, которых играют невероятно талантливые артисты.
- Меня всегда привлекали роли, в которых есть внутренняя сложность, противоречия, скрытые смыслы, - признается Егор Корешков. - Когда мне предложили сыграть священника в продолжении популярного проекта «Монастырь», я понял, что это не просто образ мудрого наставника, а человек со своей историей, сомнениями и тайнами. Его вера не догматична, у него свой особый диалог с Богом, и он понимает, что святость — это не отсутствие ошибок, а путь их осмысления.
Над продолжением работает автор идеи и шоураннер Александра Ремизова вместе с режиссёром и соавтором сценария Сергеем Поповым.
Премьера нового сезона «Монастыря», состоящего из шести эпизодов, состоится на «Кинопоиске» в 2025 году, дата будет объявлена позже.
Ольгу Картункову ждут новые неприятности в третьем сезоне «Сеструхи»

Съемки третьего сезона комедийного сериала «Сеструха» стартовали в феврале 2025 года. Как сообщает пресс-служба проекта, в новом сезоне главной героине Наташе (Ольга Картункова), бывшему надзирателю провинциальной колонии, предстоит не только вывести из кризиса крупный торговый центр и возглавить караоке-клуб, но и справиться с подставой брата (Антон Богданов). Помимо этого ее ждут новые семейные трудности и неожиданные союзники.
В новых эпизодах снимаются также Степан Девонин, Лукерья Ильяшенко, Павел Рассомахин, Софья Хурсан, Данил Тябин, Александр Самойленко и другие. Режиссером третьего сезона стал Леонид Тележинский («Нереалити», «Салют, Начальник»). Производством занимается кинокомпания Norm Production для телеканала «Пятница!», где премьера запланирована осенью этого года.
Евгений Цыганов вспоминает покойную жену и катает внука на мотоцикле в трейлере фильма «Батя 2. Дед»

Новый трейлер фильма «Батя 2. Дед» представила 5 марта 2025 года кинокомпания «Централ Партнершип». «ИнтерМедиа» напоминает, что главные роли в продолжении комедийного хита «Батя» исполнили Евгений Цыганов, Андрей Андреев, Владимир Вдовиченков, Стас Старовойтов, Надежда Михалкова, Степан Девонин, Анастасия Талызина, Соня Петрова, Севастьян Бугаев, Юра Степанов и другие, а режиссером стал Илья Учитель.
Трейлер, как и сам фильм, проведет зрителя по большой семейной истории, которая началась еще в военные годы, когда молодой Дед (Цыганов) ушел на фронт. Действие развивается также в 1990-е, когда юного Макса (Андреев) во время развода родителей отец (Вдовиченков) отправил в деревню к недавно овдовевшему деду. На каникулах мальчик получает важные жизненные уроки и встречает свою первую любовь. Все это вспоминает в наше время повзрослевший Макс (Старовойтов) во время собственного развода с женой (Михалкова).
- В нашем фильме много народного юмора и фольклора, - говорит Евгений Цыганов. - И этот фольклор заложен в каждом из нас. Все эти присказки, поговорки, и наши познания в области того, куда надо прикладывать подорожник, или каким вареньем лечить простуду – все это в нас сидит. Всем нам натирали пятки водкой и выдирали зубы ниткой. И это, как ни странно, остается для нас самыми нежными воспоминаниями.
- Я хотел, чтобы по сравнению с первым фильмом мой персонаж стал более объемным, - рассказал Стас Старовойтов. - Все-таки в первом фильме мы мало узнаем о Максе. Он много вспоминает и не очень понятно, кто он вообще. Там это и не нужно было. Когда сказали, что будет сниматься вторая часть, я очень обрадовался, потому что опять вернуться в этот мир, к этим героям и к этой ситуации было сильно приятно. И так же ностальгически, как и все, что происходит там в кино.
В российский прокат «Батя 2. Дед» выйдет 3 апреля.