Владимир Путин и Ольга Любимова обсудили изменения в нацпроект «Культура»

Встреча Владимира Путина с лауреатами Премии для молодых деятелей культуры и Премии в области литературы и искусства за произведения для детей и юношества состоялась 25 марта 2021 года в режиме видеоконференции. В событии приняли участие министр культуры РФ Ольга Любимова, композитор Эльмир Низамов, пианист Олег Аккуратов, директор Белгородского центра народного творчества Максим Шапошников и многие другие.
Президент России и Ольга Любимова (на фото) обсудили вопрос предоставления композиторам субсидий, поднятый Эльмиром Низамовым. По мнению композитора, без соответствующей государственной поддержки его молодым коллегам непросто реализовываться в профессии.
- Фонд президентских грантов проводит ряд крупных международных конкурсов как раз для молодых современных композиторов, - сказала Ольга Любимова. - И очень важно, чтобы лучшие - призеры, лауреаты - имели потом возможность гастролировать и по нашей стране, и за рубежом, могли записывать свои произведения с качественным звуком. Очень важно, что этот вопрос курирует Московская филармония.
Я не могу сказать, что у молодых композиторов нет возможности [обходиться без субсидий]. Возможности есть, и молодых талантливых композиторов очень ждут кинематографисты, продюсеры - российское кино нуждается в хорошей музыке, в хорошем звучании. Новых проектов появляется все больше и больше.
Я думаю, что возможности для реализации сейчас есть, и постоянно появляются новые. А нам [в Министерстве культуры РФ] важно своевременно информировать об этом, оказывать поддержку, чтобы молодые композиторы знали, что у них есть возможности, есть конкурсы, есть возможность принести свои партитуры, показать себя и проявиться.
Президент на это отметил, что проблема заключается не в отсутствии стартовых возможностей, а в не самых заманчивых перспективах.
- Возможности [заявить о себе] существуют, - заявил Владимир Путин. - Но молодые композиторы приходят с вопросом: «А что дальше?». Я так понимаю, что их озабоченность заключается в том, что у нас нет системы эффективной поддержки этого вида творчества.
Олег Аккуратов отметил, что в России недостаточно концертных залов для молодых творцов. С ним согласился и директор Белгородского центра народного творчества Максим Шапошников, обратившись к президенту с просьбой поддержать проведение капитального ремонта в крупных государственных учреждениях культуры в рамках национального проекта «Культура».
- Дом культуры – это первое учреждение, в которое приходит начинающий творец, - отметил Максим Шапошников. - Сегодня нам нет необходимости доказывать свою нужность. Ярким примером тому служит национальный проект «Культура», который направлен на поддержку сельских домов культуры.
Спикер подчеркнул, что субсидии на проведение капитального ремонта необходимо выделять не только сельским, но и городским учреждениям
- [Благодаря проекту] у нас уже появилось 643 новых дома культуры, - отметила на это Ольга Любимова. – Порой порой, конечно, на региональном уровне оказывается поддержка для таких прекрасных творческих команд, но хотелось бы иметь возможность поддерживать дома культуры и в городах, поскольку это очень востребованная сейчас точка. У нас сейчас, как вы знаете, как раз готов проект сметной документации на 10 млрд рублей. Регионы очень нуждаются в самых разных типах домов культуры, люди туда действительно ходят - там есть место для представителей самых разных возрастов. Поэтому, конечно, проблема городских домов культуры актуальна.
Владимир Путин поручил Министерству культуры РФ совместно с региональными властями, правительством, Министерством строительства и Министерством финансов проработать этот вопрос.
Версия репортажа со Встречи будет дополняться.
Правообладатели теряют 8,5 млрд рублей в год из-за нейросетей

В Ассоциации музыкальной индустрии (АМИ) оценили ущерб, который наносит авторам и правообладателям широкое распространение генеративной музыки с учетом динамики роста музыкальной индустрии. Сегодня основные каналы распространения музыкального контента — стриминговые сервисы, публичное исполнение, где основная доля приходится на фоновую музыку, а также эфирное и кабельное вещание. Согласно подсчетам АМИ, авторы и правообладатели теряют 8,5 млрд рублей в год, даже несмотря на то что сам российский стриминг растет на 40% в год, то есть в два раза быстрее общемирового. Как полагают в АМИ, к 2030 году потери правообладателей будут составлять уже 11 млрд рублей в год. В Ассоциации полагают, что урегулировать отношения между авторами охраняемого контента и ИИ-индустрией мог бы законодатель.
В АМИ уверены, что выпадающие доходы правообладателей связаны с правовыми коллизиями, которые пока что не устранены не только в России, но и во всем мире. Речь идет о настройке нейросетей, в ходе которой используются самые разные объекты и в том числе охраняемый контент.
Как отметил генеральный директор АМИ Валерий Дробыш, пока что ИИ-индустрия фактически игнорирует интересы авторов:
- На сегодняшний день все крупные нейросети так или иначе настраивают, “скармливая” им объекты авторского права без согласия правообладателей, что является прямым нарушением их прав. Судебные разбирательства между правообладателями и владельцами ИИ идут по всему миру не первый год, и количество резонансных дел растет в геометрической прогрессии. Это совершенно не удивительно, ведь авторы и правообладатели на собственном кошельке ощущают наносимый им урон от незаконного использования, переработки, частичного копирования ИИ их интеллектуальной собственности без соответствующих выплат им вознаграждения.
Другая сторона проблемы, по словам Валерия Дробыша, заключается в том, что из года в год наблюдается увеличение доли генеративных произведений, которые используются в коммерческих целях различными пользователями. В частности, речь идет об основных каналах распространения музыкального контента — стриминговых сервисах, публичном исполнении, где основная доля приходится на фоновую музыку, а также эфирное и кабельное вещание. Вследствие этого авторский контент становится менее востребованным и доходы правообладателей сокращаются.
По словам Валерия Дробыша, сегодняшние убытки правообладателей уже являются крайне весомыми и, по всем прогнозам, будут только расти:
- Снижение доходов авторов и правообладателей, даже с учетом консервативного мирового прогноза дальнейшего роста музыкальных стримингов, составит в среднем порядка 8,5 млрд рублей в год. Аналогичным образом пострадает и их доход от фоновой музыки, объем которой составляет около 80% от всех доходов за публичное исполнение — потери составят в среднем около 2,5 млрд рублей в год. Итоговый ущерб, который понесут авторы и правообладатели от генеративного музыкального контента, можно оценить на горизонте до 2030 года в размере 11 млрд рублей в год.
В АМИ полагают, что переломить ситуацию смогли бы новые подходы в законодательном регулировании отрасли.
- Ассоциации музыкальной индустрии совместно с ведущими экспертами национальной сферы интеллектуальной собственности готовит предложения для обеспечения защиты прав и соблюдения интересов авторов и правообладателей во взаимоотношениях с создателями систем искусственного интеллекта, которые, как мы надеемся, уже в ближайшем будущем лягут в основу соответствующих законодательных изменений, — заключил Валерий Дробыш.
В доме-музее Станиславского отметят 200-летие «Горя от ума»

Торжественное открытие выставки «Качалов – Чацкий. Грибоедов «Горе от ума»», посвященное 200-летию комедии и 230-летию Александра Грибоедова, состоится 14 марта 2025 года в Доме-музее К.С.Станиславского. Откроет выставку театральное представление по мотивам пьесы, подготовленное студентами 4 курса театрального колледжа имени Л.А.Филатова, в постановке режиссера Павла Ващилина.
Директор Музея МХАТ Павел Ващилин отметил важность пьесы для театрального мира:
- Долгое время сразу после выхода пьесы театральные труппы набирались под «Горе от ума»: считалось, что состав актёров, между которыми хорошо распределяются грибоедовские роли, может играть весь театральный репертуар. В связи с ее большой популярностью в то время появилось много пародий, фельетонов и крылатые фразы пошли в народ и цитируются по сей день. Можно сказать, что эта пьеса на века.
Комедия «Горе от ума» считается вершиной драматургии и поэзии. Яркий афористический стиль способствовал тому, что она вся разошлась на цитаты. Герой пьесы «Горе от ума» Чацкий стал особенным в репертуаре Василия Качалова. Ему посчастливилось исполнять эту роль 33 года.
Впервые «Горе от ума» в МХТ сыграли в 1906 году. Станиславскому и Немировичу-Данченко показалась интересной задача, как алгеброй гармонию, поверить психологическим театром одну из самых репертуарных пьес русской сцены. Та первая постановка была лишена откровенно сатирического взгляда, скорее она старалась воспроизвести давно уже канувший в Лету мир старой Москвы, поэтически и при этом исторически достоверно показать человеческие типажи. По свидетельству Н.Е.Эфроса, Качалов, говоря о той первой постановке, сказал: «Так ничего и не вышло».
В восстановлении спектакля 1914 года постановка обрела не только новые декорации Мстислава Добужинского, но и новое дыхание, хотя сохраняла большинство прежних исполнителей и прежний рисунок мизансцен. Принципиальнее и мягче стал Чацкий Качалова, юношу-поэта из спектакля 1906 года сменил незаурядный молодой философ.
Возобновление спектакля 1924 года отличалось чёткостью задач идейного характера. Чацкого репетировали, а потом играли Марк Прудкин и Юрий Завадский. Качалов играл Репетилова, взяв в качестве «зерна» болтливость, пустозвонство и легкомыслие. Но, как тонко подметил Станиславский, «работая над ролью Репетилова, Качалов был больше увлечен ролью Чацкого».
Как это часто случается в театре наступил неожиданно такой день, когда Василию Качалову вновь пришлось играть Чацкого. Разумеется, что в «третьем» Чацком не мог не отразиться жизненный опыт, приобретенный актером за эти годы. В новом Чацком он был строже, беспощаднее к порокам фамусовского общества, и в то же время он был гораздо оптимистичнее.
В 1938 году к 40-летнему юбилею театра решили заново поставить «Горе от ума». Вл.И.Немирович-Данченко предложил Василию Качалову сыграть Чацкого в дни юбилея театра Чацкого. Качалов сомневался в своих физических силах, ему было за шестьдесят, и это обстоятельство в спектакле никак нельзя было обойти. Решившись, он с новым увлечением отдался работе над дорогим ему образом. Актёр использовал в гриме портретные черты А.С. Грибоедова. 30 октября 1938 года Качалов сыграл своего нового Чацкого. Эта роль стала последней в его карьере.
Во время подготовки выставки кураторы решили сделать акцент на жанр пьесы «Горе от ума» – комедия. Василий Качалов всегда подчёркивал, что юмор был присущ Московскому Художественному театру, поэтому на выставке будет возможность вспомнить великие цитаты из комедии и от души посмеяться над выдержками из школьных сочинений.
Также на выставке будут представлены эскизы декораций и костюмов, портреты, фотографии, архивные документы, мебель, предметы бутафории, воспоминания современников и много вдохновенных поэтических строк из комедии «Горе от ума» в исполнении В.И.Качалова.
Выставка продлится до 8 июня.
Начало в 16.00.
Аккредитация на открытие выставки через форму: https://forms.yandex.ru/u/67a0e073e010db5db90fbb5b/
Дополнительная информация: e.a.peterson@museummhat.ru (Екатерина Петерсон, пресс-служба Музея МХАТ).
«Моя Мишель» представит альбом «Ангелы и не очень» в «MTC Live Холле»

Концерт группы «Моя Мишель» состоится в «MTC Live Холле» 29 ноября 2025 года. Шоу будет посвящено презентации нового альбома «Ангелы и не очень». Лонгплей уже завоевал сердца многих слушателей благодаря треку «Город Ангелов», который стал радио хитом всего за две недели и возглавил ключевые музыкальные чарты.
Сообщение не является рекламой и носит исключительно информационный характер.