Рецензия на фильм Кирилла Серебренникова «Петровы в гриппе»: Лучше не будет, лучшее — уже сейчас
Оценка: 5 из 10
Фильм по роману Алексея Сальникова «Петровы в гриппе» показали на Каннском кинофестивале в рамках основного конкурса. Режиссёр: Кирилл Серебренников. В ролях: Семён Серзин, Чулпан Хаматова, Юлия Пересильд, Юрий Колокольников, Юра Борисов, Иван Дорн и другие.
Фильм Кирилла Семёновича Серебренникова — настоящая хонтология, но не столько намеренно эстетически, сколько случайно теоретически. По его фильму шагают призраки Маркса и «совка», призраки Гоголя и Булгакова, призраки Ельцина и Горбачева, призрак светлой России будущего. Своя рубашка, хоть и ближе к телу, но иногда жмёт так, что не продохнуть. Горбачёв продал, Ельцин пропил, а мы по-прежнему не знаем, кто мы, откуда, и что нам делать. Хотя фильм вызывает экзистенциальный ужас даже не от того, что происходит в современной России, а скорее от того, что в ней не происходит — а именно кинематографии. В «Петровых в гриппе» есть театр (в основном, Станиславского), претенциозная литературщина, комикс, но очень мало, собственно, самого кино.
Земную жизнь пройдя до половины, Петров очутился в гриппе. Правда сойти ему предстоит не в Ад, а в Аид — на ближайшей автобусной остановке, а там — (не видать конца и края) Россия, а значит поющие бабушки в лифте в хрущевке, вьюга, пережеванный и выплюнутый Мандельштам. Поэт в России больше, чем поэт, поэтому имеется история непризнанного гения (Иван Дорн) и его трагической кончины: пустое сердце бьется ровно, в руке не дрогнул пистолет.
Национализм, мизогиния и гомофобия вплетаются в гомоэротизм парадоксальной и загадочной русской души, впрочем, и не только у героев Серебренникова. Вся сомнамбулическая фантасмагория позаимствована из книги, но немного (с целью оригинальности) перетасована и обязательно разоблачается.
Что касается актерского состава и многочисленных камео, даже прочтение этих имён рядом вызывает тревогу: Сергей Дрейден (которому не привыкать рассуждать о судьбах России), рэпер Хаски (aka маленькая трагедия), два Юрия — Колокольников и Борисов, упомянутый Иван Дорн, Любовь Аркус в роли советской уборщицы из детства Петрова, Анна Наринская, импровизирующая Мандельштамом, в роли Петровых Чулпан Хаматова и Семен Серзин, а также поэты и многочисленные актёры Гоголь-центра. Просто апокрифический фильм «Дау» по количеству светил в кадре.
Петрова работает в библиотеке, а на досуге вычисляет маньяков по выбранным опусам (весь де Сад, сочинения о Холокосте, учебники по гинекологии), Петров же — художник комиксов и автослесарь, но прежде всего — алкоголик на полной ставке. Он кочует по квартирам, в основном, как на допросе освещенным светом настольных ламп, за дверями которых сплошная метель и канитель под рок и фолк, и Хаски, и лето среди зимы — Вивальди на аккордеоне.
Лучшая часть книги о детстве Петрова, изображающая его как бы маленьким взрослым, понимающим и видящим намного больше, чем взрослые, которые его инфантилизируют. Они как будто бы подменяются очередной попыткой цитировать и переосмыслять Тарковского в образе матери Петрова (Варвара Шмыкова), который, как известно, наше все (и даже больше).
Основываясь на русских картинах этого года в Каннах, можно вывести рецепт идеального ФСБшника: Колокольников/Борисов/Паль (нужное подчеркнуть), плохая игра по Станиславскому, усики, эту игру компенсирующие, иконки, водка и гробовозка.
Выходит то ли сюрреализм, то ли метамодернизм: все друг на друга орут и ругают власть, а ещё охают, ахают, кряхтят и кричат, разумеется, благим матом. Обскурантизм, ереси и конспирология — осуждаются, социальная проблематика — поощряется, надежда на светлое будущее — прилагается. Спасибо, что грипп, а не рак, что живы не хлебом единым, а высокой поэзией Эдуарда Асадова, а от гриппа и ковида закинем аспирин 77 года.
Система выборов давно себя дискредитировала, как и демократия, как и современное российское кино спонсорства Романа Абрамовича. Хаос и смерть пора бы вобрать в себя и стать им, а не пытаться все восстановить, починить, восполнить, поправить. Перефразируя другой русский фильм в Каннах «Дело», лучше не будет, лучшее — уже сейчас.
Анна Стрельчук, Канны, InterMedia
Братья Джонас снимутся в рождественском фильме о самих себе
Братья Джонас снимутся в рождественском фильме, премьера которого состоится на Disney+ в конце 2025 года. Новость сообщили сами Кевин, Джо и Ник 28 января в коротком ролике, снятом в стиле эпизода с плакатами из фильма «Реальная любовь».
Как сообщает Deadline, в картине под рабочим названием «Jonas Brothers Christmas Movie» участники Jonas Brothers в роли самих себя попытаются добраться из Лондона в Нью-Йорк, чтобы отметить праздник с семьей. Братья будут продюсировать проект вместе с Исааком Аптпакером и Элизабер Бергер («С любовью, Саймон», «Как я встретила вашего папу»), которые напишут сценарий. Джессика Ю («Это мы», «Леди-викторина») выступит в качестве режиссера, а композитор Джастин Трантер (автор песен Леди Гаги, Селены Гомес, Ферджи, Гвен Стефани, а также номинант на «Золотой глобус» за песню из мультфильма «Фердинанд») напишет оригинальную музыку.
Сериал «Уголь» с Юрой Борисовым покажет Первый канал
Телевизионная премьера сериала «Уголь» состоится на Первом канале 3 февраля 2025 года. Это социальная драматическая сага режиссера Владимира Котта - история одной большой шахтерской семьи, попавшей в трудную жизненную ситуацию. Временная разница аналогична периоду с 1993-го по 2016-й годы. Через судьбу самых обычных людей будут показаны и изменения в стране. Сериал был снят в 2017 году, но ранее был доступен только на видеосервисах. Одну из главных ролей сыграл 23-летний Юра Борисов, недавно ставший первым российским актером, попавший в номинацию на получение актерского «Оскара».
Действие «Угля» происходит в выдуманном шахтерском городе Углегорске. В центре истории – семья Журавлевых. Глава семьи Петр (Александр Коршунов) – заслуженный шахтер, его жена Лидия (Елена Цыплакова) работает в прачечной, старший сын Федор (Александр Горбатов) – тоже работает в шахте, но при этом лучший игрок местной футбольной команды, а также в двух семьях сестры – Тома (Татьяна Полосина) и Полина (Юлия Хлынина). Полину любит соседский парень Геннадий (Юра Быков), а также шахтер и чемпион области по боксу. Отец Полины получает тяжелую травму, нужна операция, которую можно сделать только за границей. Ей нужны баснословные деньги, но в стране напряженная экономическая ситуация: шахты закрываются, зарплаты задерживаются. Геннадий хочет заработать на операцию для будущего теста и решает поучаствовать в боях без ошибок. Но клуб принадлежит бизнесмену Константину Макарову (Андрей Соколов), который тоже положил глаз на Полину…
Так как действие сериала будет сначала происходить в 1993 году, а затем перенесется в 2015-й, то произойдет и смена актерского состава. Героиня Юлии Хлыновой превратится в Викторию Толстоганову, Татьяны Полосиной – в Ингу Оболдину, а роль повзрослевшего Гены Юры Борисова сыграет Александр Бухаров. Помимо уже перечисленного актерского состава, в «Угле» также задействованы Дмитрий Куличков, Елена Панова, Агния Кузнецова, Иван Кокорин, Егор Трухин и другие актеры.
Эфир в 22.00.
Фильм «Каникулы» обсудят в «Закрытом показе» на Первом канале
Телевизионная премьера фильма «Каникулы» состоится 8 февраля 2025 года на Первом канале в программе «Закрытый показ» с Александром Гордоном. Режиссерский дебют Анны Кузнецовой – это картина о взрослых и детях, которые представляют на фестивале спектакль и бросают вызов цензуре. Фильм, главные роли в котором исполнили Дарья Савельева, Полина Кутепова, Ирина Носова, Магога Мачульская, Марфа Иванова, Егор Леонтьев, Андрей Пермяков, Серафима Фролова, Кира Сатункина, Екатерина Ткачук и другие, вышел в российский прокат в ноябре 2024 года.
Съёмочная группа «Каникул» и приглашённые эксперты попытаются ответить на главный вопрос: нужно ли вообще регулировать творчество? И если нет, то где проходит грань между творческой свободой и вседозволенностью? Строгие художественные советы действительно защищают от всего бездарного или лишь уничтожают творчество? И стоит ли идти на компромиссы, чтобы соответствовать конъюнктуре?
В программе принимают участие режиссер Анна Кузнецова, сценарист Екатерина Задохина, актеры фильма Алексей Фокин и Егор Леонтьев, а также киновед и главный редактор киностудии «Ленфильм» Андрей Апостолов, сценарист Андрей Золотарев, актриса Мариэтта Цигаль-Полищук, режиссера Владимир Мункуев, актер Сергей Шакуров и другие.
Эфир в 23.10.