Рецензия на фильм «Разжимая кулаки»: Теснота кавказских гор
Оценка: 6 из 10
Драма «Разжимая кулаки» стала фильмом закрытия 32-го «Кинотавра». Фильм выходит в российский прокат 25 сентября 2021 года. Режиссёр: Кира Коваленко. В ролях: Милана Агузарова, Алик Караев, Сослан Хугаев, Хетаг Бибилов и другие.
Российское кино – это не только фильмы на русском языке с взаимозаменяющимися видами Москвы и Питера. За последние годы на кинематографической карте России возникли как минимум два ярко выраженных самобытных региона, фильмы производства которых вывели и продолжают выводить национальный кинопром на мировой уровень. Речь о Якутии и Кавказе – двух локациях со своей необъятной культурой, историей и традициями, прекрасно переводящимися на язык кинематографа. А ещё два региона чрезвычайно плодотворных на талантливых авторов. Хотя талантливые люди, наверное, есть во всех уголках мира, нужно лишь уметь их открывать. Для этого нужен особый взгляд, имеющийся, например, у Александра Сокурова, первым решившего запустить собственную мастерскую на Кавказе. Сокуров не прогадал, его ученики теперь – главная надежда нового российского кино.
Залог успеха видится в искренности и честности молодых авторов, помноженные на их амбиции и нежелание мириться с архаичными, закрепощающими традициями своего народа. Фильмы Кантемира Балагова, Владимира Битокова, Александра Золотухина и Киры Коваленко обязательно про бунт – бунт против времени, бунт против общества, бунт против близкого окружения, наконец бунт против самого себя. Общим является ещё и место действия всех этих фильмов (за исключением «Мальчика русского» Золотухина, отпочковавшегося к военной тематике) – это обязательно Кавказ. Кавказ со своим собственным течением времени: будь то 90-е, нулевые или наши дни, фильмы учеников Сокурова образуют особый микрокосм внутри себя, как правило закупоривая зрителя в наполненном личными переживаниями авторов, сугубо аутентичном вакууме.
Первым полнометражным игровым фильмом мастерской Сокурова стала драма Киры Коваленко «Софичка». Пять лет спустя её вторая картина – «Разжимая кулаки» – берёт главный приз во второй по важности секции Каннского кинофестиваля «Особый взгляд». Это ли не успех? События ленты разворачиваются в маленьком посёлке в Северной Осетии, где главная героиня Ада (Милана Агузарова, впервые появляющаяся на экране, как и все остальные актёры фильма) живёт вместе со строгим отцом Зауром (Алик Караев) и инфантильным младшим братом Дакко (Хетаг Бибилов). Ада – уже почти взрослая девушка, чьи перспективы в шахтёрском посёлке совсем не радужны. Она задыхается в тесноте кавказских гор, задыхается в гиперопеки отца, постоянно запирающего входную дверь на ключ, задыхается от того, что её молодость проходит зря. Она мечтает сбежать и зажить другой жизнью – как это сделал её старший брат Аким (Сослан Хугаев), уехавший в Ростов. С возвращением Акима Ада понимает, что только с благодаря ему девушке удастся наконец избавиться ото всех оков.
Если сюжет, герои и их жизненные цели кажутся вам знакомыми, то вы наверняка смотрели «Тесноту». Дебют Кантемира Балагова вообще, по-видимому, сформировал основные идеи фильмов выпускников Сокурова, правда, у Битокова в «Глубоких реках» своя собственная мужская драма и сюжет, всё же заметно отличающийся от ленты Балагова. А вот с фильмом Коваленко всё сложнее: местами «Разжимая кулаки» напоминает бледную копию «Тесноты», причём сходств действительно слишком много – и героиня похожа, и мотивы те же, и символизм абсолютно одинаковый, а иногда и сцены чуть ли не в один в один. Словно ситуация из мема «Только не списывай точь-в-точь».
И вроде всё по законам локального авторского кино: национальный колорит присутствует, проблематика местного населения поднята, сугубо личная история возведена в абсолют. Но почему-то «Разжимая кулаки» не работают от слова «совсем». Виновата, вероятнее всего, интонация Киры Коваленко – чересчур настойчивая, манипулятивная, поданная навзрыд и повторяющая те же мотивы (теснота, закрепощение, женская доля в патриархальном мире) фильма по несколько раз, что попросту превращает просмотр не в сопереживательный опыт, как задумывалось автором, а в настоящую пытку. Ещё по «Софичке» были видно, что Коваленко тяготеет к мелодраматичным историям, и вот новый её фильм – мелодрама чистой воды, в которой слёзы и страдания до поры до времени становятся совершенно невыносимыми раздражителями, перевешивая все художественные достоинства картины.
Понятное дело, что на Западе русское кино, снятое хотя бы с тенью авторского присутствия и не на русском языке, ещё и женщиной, до сих пор в диковинку – отсюда всяческие призы и приглашения на мировые фестивали. Но нас так просто не купишь: фильму «Разжимая кулаки» катастрофически не хватает ни сюжетной свежести, ни собственного голоса, ни идейной целостности. Балагов снял такое кино на четыре года раньше и сделал его намного лучше – и гендер здесь совершенно не причём. У Киры Коваленко есть большой режиссёрский потенциал, однако в этой ленте он, нарвавшись на избыточно мелодраматичную стилистику, не приводит к желанному катарсису и задыхается от сценарной духоты, которая в конце концов попросту очень сильно утомляет.
Вадим Богданов, InterMedia
Жена и любовницы провожают в путь покойного «Симона» в трейлере сериала
Трейлер и дату премьеры сериала «Симон» обнародовал 25 декабря 2024 года онлайн-кинотеатр Premier. «ИнтерМедиа» напоминает, что это 10-серийная экранизация одноименного романа Наринэ Абгарян, где главные роли исполнили Грант Тохатян, Сатеник Ахназарян, Ольга Кабо, Алена Хмельницкая, Ирина Безрукова, Алика Смехова, Татьяна Храмова, Мария Ахметзянова, Мано Мариам, Софья Донианц, Микаэл Арамян, Анна Егоян и другие. Режиссёром стал Арман Марутян, сопродюсерами – Сарик и Гевонд Андреасян.
- В армянском городе Берд умирает уважаемый строитель Симон, - сообщается в синопсисе. - У него остались жена, множество детей и внуков. Но на похороны Симона собираются не только близкие родственники и друзья, но и любимые им в прошлом женщины – репутация настоящего ловеласа догнала его посмертно. Четыре любовницы Симона – Сильвия, София, Сусанна и Элиза – приезжают в город, чтобы проводить в последний путь дорогого им человека. Симон искренне любил свою жену Меланью и этих женщин, и теперь им предстоит простить покойного за многочисленные романы и примириться друг с другом.
Премьера сериала «Симон» стартует на Premier 2 января 2025 года.
Ученые и полярники пытаются выжить на льдине в трейлере «Челюскин. Первые»
Первый тизер-трейлер сериала «Челюскин. Первые» представил 25 декабря 2024 года онлайн-кинотеатр Wink. «ИнтерМедиа» напоминает, что сюжет 6-серийного фильма основан на реальных событиях, главные роли исполнили Глеб Калюжный, Стася Милославская, Кирилл Кяро, Дмитрий Куличков, Дмитрий Чеботарев и Алексей Розин, а также снялись Александр Лойе, Сергей Годин, Михаил Водзуми, Элизабет Дамскер, Шораана Ондар и другие. Режиссером проекта выступил Степан Коршунов.
- Пароход ледокольного типа «Челюскин» отправляется из Мурманска во Владивосток, чтобы впервые в истории за одну навигацию преодолеть Северный морской путь, - сообщается в синопсисе. - Экспедицией руководит прославленный исследователь Отто Шмидт (Кяро), судном управляет опытный капитан Воронин (Куличков), на борту — полные энтузиазма и упорства ученые, полярники и моряки. Среди них молодой механик Юрий Набатов (Калюжный) и метеоролог Оля Сомова (Милославская). Но великие идеи обернулись великой трагедией — судно было зажато льдами и пошло ко дну. Теперь в суровых арктических условиях челюскинцам приходится каждую минуту бороться за жизнь и ждать спасения.
Съемки сериала-катастрофы длились более года и проходили на Чукотке, в Архангельской и Мурманской областях, в исторических местах Санкт-Петербурга и Кронштадта, в том числе в селе Териберка Мурманской области, известном своими видами на Северное сияние и суровыми погодными условиями.
- Съемочные костюмы были очень тяжелыми, а требовалось казаться легкой и воздушной девушкой. Под этими костюмами были еще 10 слоев термобелья, которые приходилось надевать, чтобы не умереть от реального холода в Териберке. Это проект — испытание для меня и по насыщенности происходящего, и по продолжительности съемочного процесса. Но, уверена, результат того стоил, — поделилась впечатлениями актриса Стася Милославская.
Премьера сериала «Челюскин. Первые» состоится в Wink в начале 2025 года, дата будет объявлена позже.
Юрий Стоянов не дал своей дочери стать актрисой
Юрий Стоянов дал большое интервью Роману Костомарову. В программе на RuTube актер порассуждал о русской сериальной индустрии, о службе в БДТ, искушении «звездной болезнью», больших деньгах, неуверенности в себе, отношению к современному юмору и стендапу, детстве и рецепте вечной молодости.
Юрий Стоянов затронул свою роль Леонида Брежнева в сериале «Игры» (его премьера, как «ИнтерМедиа» сообщало, состоялась 3 августа), посетовав, что ее не поняла молодежь.
- Абсолютно управляемый, несчастный, контролируемый чужими людьми человек, - охарактеризовал артист сыгранного им генсека. – Его речь пародировали все, кому не лень. Но при этом надо помнить, что понятие шести суток и личной жизни появились именно при нем. А его речь могла быть результатом ранений, поэтому, играя Брежнева, я учитывал все эти факторы. В итоге старшее поколение приняло мою роль, а молодежь подумала, что это пародия. Но какая это пародия? Мне кажется, я очень тепло его сыграл.
Юрий Стоянов заявил, что он до сих пор вспоминает добрым словом своего коллегу по программе «Городок» Илью Олейникова и даже посвятил ему главу в своей книге воспоминаний:
- Я буду делать все, чтобы его вспоминали как живого человека. Когда есть я, чтобы подразумевалось, что рядом он. Я всегда буду об этом говорить. Глава, которая ему посвящена, я ее очень люблю. Прости за тавтологию, но он очень смешно смеялся.
Кроме того, Юрий Стоянов признался, что не позволил своей дочери Екатерине после школы поступить на актерский факультет.
- Через какие страдания, через какие неудачи, как тяжело, какой путь… Тяжкий. И нужно иметь такой характер внутренний. Женщина-актриса, - объяснил свое решение актер.
Среди молодых актеров Юрий Стоянов выделил Юру Борисова, Александра Петрова и Артема Ткаченко. Однако он уточнил, чего ему не хватает в современном российском кино
- Мало фильмов о человеке и жизни человеческого духа. Вот взять «Аритмию». Там обычная семья: муж, жена, ее отец, работа на «скорой». Это весь сюжет, но сколько в этом фильме боли и жизненной правды!