Николай Цискаридзе: «Мне никогда не бывает жалко никого из своих учеников»
О ПЕРВЕНСТВЕ БАЛЕТА В РОССИИ
- В начале 1990-х годов на какой-то пресс-конференции в Америке я пошутил о том, что балет преподается в России гораздо дольше, чем США существует как государство. Каждый раз, когда пытаешься объяснить, почему классический балет у нас гораздо лучше, нежели в какой-либо другой стране, надо понять и то, что 290 лет ему обучают на государственном уровне.
О ПРЕОДОЛЕНИИ СЕБЯ
- Если ты хочешь стать большим профессионалом, абсолютно любая профессия идет через тяжелое преодоление себя. Это касается не только балета, но и серьезных достижений в спорте, музыке. Надо уметь управлять своими нервами, желанием полениться и так далее. Я не люблю разговоры про пот, кровь и слезы, потому что это абсолютная ерунда. Слезы есть везде. Если ты плачущий человек, значит, тебе нечего делать в балете. А что касается балов, я хочу, чтобы ученики получали дозу красоты. Знаю, что за пределами школы их никогда это ждать не будет. Никакой театральный начальник им не устроит ничего подобного, не сделает такой подарок. Пусть они хотя бы из школы уйдут в мир при такой красоте.
О ВЫСОКОМ ИСКУССТВЕ
- Любое искусство — это прежде всего встреча с красотой. А красота, как известно, спасет мир. Но дело в том, что когда вас окружает что-то идеальное, возвышенное, просто интересно жить.
О ПСИХОЛОГЕ В АКАДЕМИИ И НЕОБХОДИМОСТИ СДЕРЖИВАТЬ СЕБЯ
- Да, как и в любом другом учебном заведении, где учатся несовершеннолетние, у нас есть психолог. Если честно, не понимаю, что это такое и зачем нужно. Коли ты сам не в состоянии договориться со своей головой, значит, ты абсолютно нездоровый человек и этой профессией тебе заниматься не надо. У меня никогда не было никаких проблем, чтобы понадобилось чье-то участие. Когда у меня случилась травма, я находился во Франции в центре для восстановления спортсменов Высшей лиги. И там обязательно надо было общаться с психологом. Каждый раз при визите к нему меня встречала одна и та же фраза: «Николя, как странно, что у вас нет никаких жалоб, что вы ни о чём не переживаете. Врачи и санитары докладывают, что у вас всегда хорошее настроение». Я пытался объяснить, что всю жизнь работал, а сейчас есть возможность полениться. Я читаю книги, смотрю фильмы, хожу по музеям. Это такое счастливое время, которого у меня никогда не было. До 30 лет я не позволял себе не поспать ночью. И наконец, когда случилась травма, я пошел в ночной клуб посмотреть на другой мир. Этого французские врачи понять не могли
О ЖАЛОСТИ
- Мне никогда не бывает жалко никого из своих учеников. Могу посочувствовать или подставить плечо, понимая, как психологически или физически сложно ему в данный момент. И если я начинаю жалеть ученика, понимаю, что ставлю на нем крест. Жалость — чувство, которое унижает.
О НАБОРЕ В БАЛЕТНЫЕ УЧИЛИЩА
- Набор в московское и петербургское училища не надо сокращать, а вот учебные заведения по стране я бы сократил. Потому что всё равно сейчас большая нехватка педагогов. Днем с огнем не найти. А количество учебных заведений преувеличено. Дело в том, что в России много театров, которым требуется артисты. Вот мы все и работаем.
О РЕПУТАЦИИ СКАНДАЛЬНОГО РЕКТОРА
- Я так говорил исключительно шуткой. Потому, когда меня начинает кто-то хвалить, рассказывая, в каком прекрасном состоянии находится Академия, я просто отшучиваюсь, что в учебном заведении очень скандальный ректор. Не переношу грязь, неточность. Сотрудники знают, если я что-то не то увижу, не поздоровится всем.
О ТАТУИРОВКАХ
- К татуировкам я отношусь, как любой ребенок, выросший в СССР на Кавказе. Наколки были признаком людей, пришедших из мест не столь отдаленных, отличительная черта тех, кто принадлежал к криминальному миру. Я вообще не понимаю, зачем это делать на своем теле. Эта как курение, кайф которого тоже не в состоянии понять. Мне даже попробовать никогда не хотелось. Ну невкусно же. А к временным татуировкам, таким переводным картинкам на лето, отношусь с юмором. Это очень забавно.
ОБ ОТКАЗЕ УЧЕНИКОВ ВОЗВРАЩАТЬСЯ ИЗ-ЗА ГРАНИЦЫ
- Многие учащиеся и те, кто уже работал в театре, отказывались вернуться, но им очень жестко угрожали и их родителям на местах. Поэтому очень многие уехали. Самый болезненный момент, который мне удалось пережить за последнее время, это когда мои иностранные студенты, которые танцевали в разных театрах, должны были покинуть Россию. Я в каждого из них вложил огромное количество любви, знаний. Первые недели мне было очень больно. Потом уговорил себя, что ребята выросли, у каждого своя судьба.
О БОЛЬШОМ ТЕАТРЕ
- Дело в том, что из Большого театра я не уходил. Несмотря на то что я не захожу туда какое-то время, это не значит, что меня там нет. Я и есть Большой театр. И абсолютно спокойно могу сказать, я один из тех самых, не последних, артистов этого театра. Потому мне вообще смешно рассуждать об этом. Да, очень многие люди, кто работал при мне, всегда встречают меня с большим воодушевлением. Настоящих артистов театра выбирает сам театр, а не те, кто их назначает. На моей должности — премьер Большого театра — числятся очень многие люди, но их не знает даже те, кто работает там. Вот что страшно.
(Зоя Игумнова, «Известия», 22.06.2022)
Евгений Цыганов встретится со зрителями и Аллой Гербер в лектории «Прямая речь»
Евгений Цыганов станет гостем лектория «Прямая речь» в Центральном доме литераторов 25 декабря 2024 года. Актер очень редко соглашается на встречи со зрителями за пределами театральных подмостков и в лектории появится впервые. Ведущей вечера станет Алла Гербер - кинокритик и писательница, известная правозащитница. Евгений ответит на вопросы своей собеседницы и зрителей о кино, театре и жизни.
- Евгений Цыганов — актёр, который не изображает, а чувствует, не притворяется, а существует. Ему веришь, и он не обманывает, - говорит Алла Гербер.
Звездные гости оценили шоу «Щелкунчик. Королевство летучих мышей»
Ремьерные показы нового масштабного шоу «Щелкунчик. Королевство летучих мышей» состоялись 11, 12 и 13 декабря 2024 года на «ЦСКА Арене». 13 декабря на просмотр шоу собрались известные актеры, музыканты и блогеры. Гости смогли оценить необычную постановку, которая соединила в себе театр, балет, современную хореографию, цирк, передовые высокие технологии и мультимедийные декорации. Гостями премьеры стали Ассоль, Гоар Аветисян, Дмитрий Чеботарев, Настя «Бэд Барби», Марк Богатырёв, Даниил Меркулов, Екатерина Волкова, Артур Далалоян, Александра Солдатова, Маргарита Иноземцева, Аркадий Укупник и другие.
- Я в полном восторге! Впервые вижу такой формат, когда присутствует и балет, и цирк, и оркестр, и всё это в одном действии – очень увлекательно и необычно. А новогоднее настроение теперь просто на максимуме, — поделилась впечатлениями Гоар Аветисян.
- Я положительно отношусь к подобным экспериментам, ведь мир не стоит на месте и всегда нужно адаптироваться к сегодняшнему зрителю. Здорово, что сейчас есть где посмотреть классические постановки и увидеть трактовку исходного материала, но и дать возможность фантазии, как получилось в данном шоу. Всё очень ярко, отличное смешение жанров, профессионализм танцоров, звучание оркестра… В моменте многое хотелось рассмотреть. Мы с детьми получили удовольствие, а ребенок – это самый требовательный зритель, — считает Дмитрий Чеботарев.
- Я с удовольствием посмотрел шоу. Это грандиозная работа во всех направлениях. От самого сценария, постановки, хореографии, интерпретации музыки Чайковского, до дописывания каких-то инструментальных фрагментов. Оркестр и звук великолепны – всё это на высочайшем уровне. Делать шоу на спортивных аренах – не самая простая задача, но, на мой взгляд, здесь все получилось на высшем уровне, — говорит Аркадий Укупник.
В основе постановки – детская сказка Гофмана, переосмысленная в духе работ Тима Бертона. Зрителей ждут уникальные цирковые номера от участников цирка Дю Солей, классическая хореография в исполнении ведущих солистов балета и современные спецэффекты. В постановке от Яндекс Афиши и Imperial Orchestra задействовано более 200 профессионалов, среди которых 70 музыкантов, 30 артистов цирка, 35 артистов балета и 20 артистов современной хореографии. Шоу пройдет в зрелищных технологичных декорациях: зрители смогут оценить готические интерьеры и ожившие витражи магической школы благодаря огромному мультимедийному экрану площадью 300 кв.м.
Над постановкой работали заслуженный артист России, главный хореограф Большого театра Беларуси и бывший солист Мариинского театра Игорь Колб и режиссер Мариинского театра Екатерина Малая. Михаил Миронов, известный работой над мюзиклом «Ничего не бойся, я с тобой», выступил консультантом проекта. Дирижерами шоу стали Лев Дунаев и Иосиф Нурдаев, а режиссером цирковых номеров — Екатерина Романова, основательница «Романов Арены».
"ИнтерМедиа" напоминает, что увидеть шоу можно на «ЦСКА Арене» 15 декабря и с 27 по 30 декабря.
Умерла звезда МХАТа Раиса Максимова
Актриса Раиса Максимова скончалась 11 декабря 2024 года в возрасте 95 лет. О ее смерти сообщает в своем телеграм-канале «Рен-ТВ». По данным их источников, 29 ноября ее выписали из больницы, у артистки была пневмония и проблемы с сердцем.
Максимова родилась 2 ноября 1929 года в Саратове. В 17 лет начала работать в Театре драмы имени Карла Маркса, в 1946 году окончила Саратовское театральное училище и дебютировала на сцене Саратовского ТЮЗа, где играла до 1952 года. В 22 года поступила в Школу-студию МХАТ, на курс Павла Массальского. Ее сокурсниками ыли Олег Басилашвили, Татьяна Доронина, Михаил Козаков, Евгений Евстигнеев, Владимир Сергачёв. По окончании, в 1956 году, Раиса была принята в труппу МХАТа. В 1980-е годы пять лет занимала пост заведующей режиссёрским управлением. При разделе театра на два коллектива в 1987 году ушла в МХТ имени Чехова, где и служила до самой смерти.
Актриса играла в спектаклях «Синяя птица» (Фея), «На дне» (Наташа, Настя), «Старый Новый год» (Клава Полуорлова), «Утиная охота» (Валерия, Вера), «Три сестры» (Ирина, Ольга), «Тартюф» (Госпожа Пернель), «Профессия миссис Уоррен» (Миссис Уоррен), «Кабала святош» (Рэнэ), «Кошки-мышки» (Паула), «Татуированная роза» (Стрэга), «Ундина» (Эжени), «Ретро» (Нина Ивановна Воронкова), «Лес» (Бодаева), «Северный ветер» (Вечная Алиса), «Звезда вашего периода» (Мама Маргариты) и других.
В кино Максимова дебютировала в 1958 году в роли Аглаи Епанчиной в фильме «Идиот» Ивана Пырьева. Она также снялась в фильмах и сериалах «Вдовы», «Чехов и Ко», «Закон и порядок» и других.
В 1990 году была удостоена звания народной артистки РСФСР.