Рецензия на сериал «Властелин колец: Кольца власти»: Как кольца кальмара – власти не дают и на пальцах не сидят
Оценка: 2 из 10
Сериал «Властелин колец: Кольца власти» вышел на видеосервисе Amazon Prime 2 сентября 2022 года. Шоураннеры: Патрик МакКей, Джон Д. Пэйн. В ролях: Морвет Кларк, Маркелла Кавена, Роберт Арамайо, Исмаэль Крус Кордова и другие.
Самый дорогой сериал в истории телевидения и видеосервисов, который попросту невозможно смотреть – мыслимое ли это дело? Как оказалось, – да.
Джон Рональд Руэл Толкин – пожалуй, один из самых известных в мире писателей, создавший жанр эпического фэнтези. Многие его произведения были изданы уже посмертно благодаря его сыну Кристоферу Толкину, который тщательно следил за достоянием отца. После ухода наследника с поста главы фонда Tolkien Estate права на экранизацию произведений о Средиземье тут же были проданы компании Amazon – якобы под предлогом того, чтобы снять по-настоящему каноничную экранизацию, точно следующую оригиналу. Кристофер умер в 2020 году и не увидел того, что с точки зрения шоураннеров сериала Патрика МакКея и Джона Д. Пэйна является «следованием оригиналу». Впрочем, у «Колец власти» оказалось так много проблем, что трудно даже определиться с тем, с каких лучше начать.
Действие сериала происходит во Вторую эпоху. Эльфы прибыли в Средиземье для борьбы с орками, уцелевшими после нашествия Саурона. В сериале обещают показать создание девяти колец, известных зрителям по «Властелину колец», а также восхождение Саурона и падение Нуменора.
Несмотря на все обещания следовать канону, по крайней мере два первых эпизода однозначно доставят боль и моральные страдания всем поклонникам Толкина. Сериал чудовищно обходится с первоисточником. Те же, кто книги не читал и смотрел в лучшем случае одну-две трилогии Питера Джексона, скорее всего, испытают другую реакцию – они рискуют попросту не понять того, что происходит на экране.
Конечно, экранизация никогда не обязана дословно следовать оригиналу. В мире есть множество отличных фильмов, которые из первоисточников брали только самую малость и переигрывали сюжеты неожиданным образом, раскрывая новые пласты и показывая красоту. Лишь бы законы драматургии соблюдались – тогда все это может прекрасно работать. Проблема «Колец власти» в том, что их авторы, убрав всю сложную и проработанную мифологию Толкина, не смогли заменить ее хоть чем-то интересным, а получившийся вакуум в лучшем случае заполнили штампами, а в худшем – вообще ничем.
Простой пример. Согласно Толкину, эльфы уплыли в Средиземье из Валинора, райских и бессмертных земель, чтобы найти сильмариллы – драгоценные камни, впитавшие в себя свет Двух Древ – растений, созданных еще в незапамятные времена, заменявших собой Солнце и Луну, но уничтоженных. Этому событию предшествовала длинная война с Морготом (злым божеством, олицетворяющим собой тьму), да и в целом – несколько сотен страниц «Сильмариллиона», полных довольно эпических событий и подробного описания мироустройства. Перед отплытием произошел бунт, в ходе которого эльф впервые убил другого эльфа. В результате часть остроухой расы была проклята и поклялась, что не сможет вернуться из Средиземья в райскую страну, пока утерянные сильмариллы не окажутся в безопасности.
В сериале же эльфы уплывают из своих райских земель, чтобы преследовать орков. В сюжете упоминается Моргот (про которого, впрочем, не сообщается ничего более того факта, что он был), но довольно быстро выясняется, что главный враг всего хорошего – затаившийся где-то Саурон (правильно, вы же все трилогию Питера Джексона, скорее всего, смотрели, Саурона помните, зачем напрягаться и вводить в сюжет какого-то другого злодея?). Со временем почти все следы пребывания орков в Средиземье пропадают, но эльфы остаются.
Почему эльфы в сериале не уплывают из Средиземья обратно в райский Валинор, если ни проклятия, ни клятвы у них не было? Потому что их король им это запрещает (какой король может быть у эльфов Средиземья во Второй эпохе? Не задавайте себе такой вопрос. Сценаристам не просто было плевать на литературный канон – им плевать даже на свой сценарий. За две эпизода короля даже не назвали по имени, он просто – КОРОЛЬ). Почему Король запрещает эльфам уплыть? Потому что он Король. Он может такое запрещать.
Проблема в том, что таким образом построена абсолютно вся драматургия в «Кольцах власти». По ходу просмотра у зрителя будет возникать масса вопросов по поводу происходящего, но сериал будет отвечать на них лаконично – «потому что». Объяснений не будет. Вникать не надо. Искать логику и связь между событиями не стоит. Наслаждайтесь картинкой, ведь для этого все и затевалось.
Там, где вакуум требовалось заполнить хоть чем-то, в ход шли привычные и известные штампы. Галадриэль в сериале выглядит так, словно плохой полицейский с ПТСР, который крушит все вокруг – от врагов до отношений с собратьями – и не может остановиться. Сценаристы, конечно, имеют право на такую трактовку – проблема в том, что, описав самым скомканным образом предысторию персонажа, они не создали образ, в который можно поверить.
Да и в целом двух главных героев-эльфов – Галадриэль и Арондира – играют актеры-бревна. Морвет Кларк умеет хмуриться исподлобья, демонстрируя точеные черты лица. Исмаэль Крус Кордова и вовсе смотрит на мир какими-то пустыми глазами. Получив сценарий, полный штампов, они и играют соответственно – выдавая только скучные, серые, посредственные поведенческие штампы. Пожалуй, только Маркелла Кавена (хоббит Нора Брэндифут) здесь старается представить своего персонажа хоть немного интересным – но видно, что слишком многое в ее образе сценаристы позаимствовали у Фродо и Бильбо.
Многие критики отмечают, что сериал получился необычайно красивым и зрелищным – чувствуется, что на него действительно затрачено много денег, а кадры захватывают дух. У Amazon нет типичных проблем, с которыми встречается Netflix, когда почти все действие зажато в тесных локациях – тут и правда чувствуется простор. С другой стороны, после сериала фильмы Питера Джексона хочется вспомнить с теплом. И дело тут не в том, что они куда бережнее относились к первоисточнику. Просто Питер Джексон использовал по большей части практические эффекты, работая с масштабом, перспективой и физическими объектами. Поэтому его фильмы на большом экране все еще смотрятся хорошо. Сериал же использует много компьютерной графики, а потому весь его красочный и зрелищный визуал окажется чудовищно устаревшим уже через пару-тройку лет.
Но куда большая проблема заключается в том, что, уделяя время красивой картинке, авторы за два эпизода не показали почти никаких действий. Вы без проблем вспомните, что показали в первых двух эпизодах «Дома дракона», «Песочного человека» или даже «Ведьмака», но что происходило в первых двух эпизодах «Колец власти»? Сказать точно трудно, потому что событий и драматических конфликтов в первых сериях почти нет, а цепляющих – нет совсем.
Amazon каким-то чудом снял не только самый дорогой, но и, возможно, самый тягомотный, унылый и попросту скучный сериал в истории. Если вы соберетесь посмотреть его в компании друзей, то неожиданно для себя уже минут через двадцать выясните, что куда интереснее остановиться, чтобы отвлечься буквально на что угодно – например, вы можете решить обсудить книги Толкина, преимущества и недостатки отечественных аналогов «Кока-колы», поиск ортопеда, гастроэнтеролога и психотерапевта, методики кормления диких белок в лесопарках... К «Кольцам власти» вам не захочется возвращаться уже никогда.
Павел Соломатин, InterMedia
Джейк Джилленхол снимется в новом фильме М. Найта Шьямалана
Джейк Джилленхол собирается сыграть главную роль в предстоящем фильме М. Найта Шьямалана. Как сообщает Deadline, это будет романтический триллер с элементами мистики, основанный на оригинальной истории, совместно созданной Шьямаланом и всемирно известным писателем Николасом Спарксом, автором романов «Спеши любить» и «Дневник памяти». Шьямалан и Спаркс независимо друг от друга пишут сценарий и роман, соответственно, основанные на одной и той же оригинальной истории любви. Подробности сюжета, а также дата выхода книги и фильма пока не известны.
Сегодня 35 лет Эйсе Гонсалес
30 января 2025 года, четверг.
Полад Бюль-Бюль оглы отметит 80-летие в Кремле.
«Квартет И» покажет новый спектакль «Пассажиры отложенных рейсов».
"Москва слезам не верит" выйдет в прокат в отреставрированном виде.
29 лет рэперу Pharaoh.
29 лет актрисе Синье Ирслингер.
30 лет назад умер писатель Джеральд Даррелл (1925-1995).
35 лет Эйсе Гонсалес.
Эйса Гонсалес родилась 30 января 1990 года в Мехико. Мексиканская актриса и певица.
36 лет рэперу ATL.
41 год рэперу Киду Кади.
51 год актёру Кристиану Бэйлу.
51 год актрисе Оливии Колман.
55 лет радиоведущей Маргарите Митрофановой.
58 лет певице Раисе Саед-Шах.
59 лет модельеру Андрею Шарову.
74 года певцу Филу Коллинзу.
88 лет актрисе Ванессе Редгрейв.
88 лет шахматисту Борису Спасскому.
92 года актрисе Лилиан Ровер.
125 лет назад родился композитор Исаак Дунаевский (1900-1955).
31 января.
Состоится вручение кинопремии «Золотой орел».
Мюзикл «Превращение» Кафки покажут в Театре на Таганке.
13-й сезон шоу «Голос» стартует на Первом канале.
«Первый номер» с Евгением Цыгановым покажет Первый канал.
Фильм «Снегирь» покажет «Россия».
27 лет музыковеду Анне Виленской.
28 лет актёру Егору Трухину.
29 лет актёру Джоэлу Кортни.
31 год лидеру группы Rasa Виктору Поплееву.
33 года рэперу Жаку-Энтони.
38 лет композитору Маркусу Мамфорду.
39 лет участнику группы «Хлеб» Денису Кукояке.
40 лет рэперу Оксимирону (признан иноагентом в РФ).
42 года кинопродюсеру Эдуарду Илояну.
43 год певице Хелене Папаризу.
44 года певцу Джастину Тимберлейку.
48 лет актрисе Керри Вашингтон.
55 лет актрисе и певице Минни Драйвер.
56 лет драматургу Дмитрию Данилову.
59 лет режиссёру и актёру Декстеру Флетчеру.
61 год актёру Алексею Нилову.
69 лет солисту группы Sex Pistols Джонни Роттену.
77 лет актёру Георгию Мартиросьяну.
88 лет композитору Филипу Глассу.
160 лет назад родился театральный меценат Алексей Бахрушин (1865-1929).
1 февраля.
«Звери» представят «Фолк» в акустике.
Мюзикл «Превращение» Кафки покажут в Театре на Таганке.
Французский фильм «Три мушкетера: Миледи» покажет СТС.
Мелодраму «Я помогу» с Екатериной Олькиной покажет «Россия».
Корейскую драму «Решение уйти» покажет Первый канал.
25 лет певцу Ramil’.
31 год певцу Гарри Стайлзу.
37 лет певице Даше Суворовой.
39 лет певице Нуки.
39 лет актёру Кристоферу Эбботту.
40 лет композитору, мужу Юлии Савичевой Александру Аршинову.
54 года актёру Майклу Си Холлу.
56 лет гитаристу Виктору Смольскому.
57 лет назад родилась певица Лиза-Мария Пресли (1968-2023).
58 лет сценаристу, пятому участнику «Квартета И» Сергею Петрейкову.
60 лет актрисе Шерилин Фенн.
60 лет назад родился актёр Брэндон Ли (1965-1993).
71 год певцу Юрию Лозе.
74 года певцу и композитору Константину Никольскому.
81 год актрисе Эре Зиганшиной.
83 года певцу Льву Лещенко.
Новую экранизацию «Острова сокровищ» готовит KD Studios
О запуске масштабного проекта «Остров сокровищ» объявили KD Studios и AP Digital. Полнометражный художественный фильм по мотивам знаменитого романа Р.Л.Стивенсона реализуется при поддержке Министерства культуры РФ.
Новая экранизация невероятно увлекательной книги, зрелищная и масштабная, ориентирована на широкую кинотеатральную зрительскую аудиторию. Фильм расскажет про поиски пиратских сокровищ в забавном приключенческом тоне, вобрав всё лучшее от любимых зрителями по всему миру советских и зарубежных экранизаций.
Партнером картины «Остров сокровищ» выступает кинопрокатная компания «Вольга». Сценарную группу возглавляет Сергей Калужанов (фильмография более 60 работ, включая фильмы «Мира», «Время первых», а также сериалы «Мажор» и «Пищеблок» и др.). Съемки полнометражного фильма «Остров сокровищ» начнутся уже в 2025 году.
Также в разработке еще две картины, ориентированные на широкую семейную аудиторию - «Земля Санникова» и «Приключения Мюнхгаузена».