Елена Блиновская отправится в колонию на пять лет«Анора» с Юрой Борисовым стала триумфатором «Оскара»Леонид Агутин и Татьяна Куртукова стали победителями премии «Виктория»Музыка для Масленицы: «Курские песни 2.0» перезапустили тренд на Slavic CoreАктер Джин Хэкмен и его жена умерли в один деньПремьер Большого театра Денис Родькин сыграет свадьбу с Элеонорой СевенардAmazon получит контроль над кинофраншизой о Джеймсе Бонде после ухода ее продюсеров«Бруталист» и «Конклав» стали триумфаторами премии BAFTAУмер актер Олег СтриженовЖизель Бундхен стала трижды мамойBlack Sabbath воссоединятся ради прощального концерта Оззи ОсборнаМари Краймбрери ждет ребенка от ДавыБейонсе и Кендрик Ламар стали триумфаторами «Грэмми»Постмодернистский шансон: автор «Колымы» представил альбом про нейросети и Илона МаскаЛили Коллинз стала мамой«Воздух» и «Любовь Советского Союза» получили «Золотых орлов»Умерла икона 1960-х Марианна ФэйтфулВлади из «Касты» признан иноагентомЮра Борисов номинирован на «Оскар»У Евгения Кулика родился сын Лотерей

Экстремальный разворот зрелищных индустрий: чего ждать по итогам 2022 года?

Pixabay

Информационное агентство InterMedia, ежегодно публикующее исследование «Сфера культуры и культурные индустрии в РФ», представило экстремальный прогноз по рынку зрелищных индустрий на 2022 гг. и сопоставило их с данными за 2019–2021 гг..

Основные факторы:

  • пандемия коронавируса, которая в 2020 году заметно урезала доходы сегментов культуры, работающих в первую очередь с офлайн-мероприятиями;
  • специальная военная операция, вызвавшая в 2022 году уход из России большей части зарубежного кино, а также почти всех зарубежных и многих российских звезд;
  • стрессовая ситуация, вызывающая у зрителей неуверенность в завтрашнем дне и затрудняющая планирование досуга – как правило, билеты на концерты и спектакли покупаются всегда сильно заранее;
  • проведение мобилизации, в результате которой отрасль потеряла значительное число как востребованных специалистов, так и зрителей.

По методике InterMedia к зрелищным мероприятиям в сфере культуры относятся три сегмента:

  • афишные исполнительские мероприятия (концерты, спектакли, шоу всех видов с участием исполнителей и распространением билетов или открытым входом);
  • кинопоказ и кинофестивали (продажи билетов в кинотеатры, доли продюсеров от зарубежного проката российских фильмов, бюджетные ассигнования и субсидии, выделяемые на производство и распространение фильмов, а также на проведение кинофестивалей);
  • неафишные исполнительские мероприятия (частные, государственные, корпоративные и др.).

При этом учитывается деятельность организаций всех организационно-правовых форм.
Зрелищные мероприятия в сфере спорта в исследовании не учитываются.

Финансовые показатели зрелищных мероприятий, 2019–2022 гг., млн руб.

2019

2020

КД

БА

Всего

КД

БА

Всего

Афишные исполнительские мероприятия

100 090

112 310

212 400

29 142

120 567

149 709

Кинопоказ и кинофестивали

55 314

9 603

64 917

23 819

12 402

36 221

Неафишные исполнительские мероприятия

36 000

0

36 000

20 000

0

20 000

Итого

191 404

121 913

313 317

72 961

132 969

205 930

2021

2022 (П)

КД

БА

Всего

КД

БА

Всего

Афишные исполнительские мероприятия

60 628

130 510

191 138

69 000

130 000

199 000

Кинопоказ и кинофестивали

42 201

8 692

50 893

15 000

10 000

25 000

Неафишные исполнительские мероприятия

23 000

0

23 000

26 000

0

26 000

Итого

125 829

139 202

265 031

110 000

140 000

250 000

Источник: InterMedia (по данным Минкультуры России, ГИВЦ Минкультуры России, Фонда кино, а также собственным данным InterMedia)

Примечание InterMedia:
КД – доходы от коммерческой деятельности
БА – бюджетные ассигнования
П – прогнозные данные.

Общий оборот зрелищных мероприятий по итогам 2021 года составил 265 млрд рублей. Из этой суммы 125,8 млрд рублей приходятся на доходы от коммерческой деятельности, а 139,2 млрд рублей – на ассигнования из бюджетов всех уровней.

Согласно прогнозу, по итогам 2022 года обороты составят 250 млрд рублей. Из этой суммы 110 млрд рублей составят доходы от коммерческой деятельности, а 140 млрд рублей – ассигнования из бюджетов всех уровней.

Таким образом, оборот зрелищных индустрий по итогам 2022 года достигнет только 81% от объема допандемийного 2019 года. При этом доходы от афишных мероприятий достигнут 95%, от неафишных – 72%, а от кинопоказа и кинофестивалей – 40% результатов 2019 года.

Доходы зрелищных мероприятий по сегментам, 2019–2022 гг.


Источник: InterMedia (по данным Минкультуры России, ГИВЦ Минкультуры России, Фонда кино, а также собственным данным InterMedia)
П – прогнозные данные.

В бюджетные ассигнования включены как средства, полученные от учредителей, так и гранты и субсидии, полученные из бюджетной системы Российской Федерации. В 2020 году впервые в истории зрелищных индустрий России объем бюджетных ассигнований превысил объем доходов от коммерческой деятельности: 130 млрд рублей против 71 млрд рублей. В 2021 году тренд остался неизменным: почти 135 млрд рублей против 123 млрд рублей.

Эксперты InterMedia по имеющимся данным прогнозируют сохранение тренда и по итогам 2022 года. Так, на бюджетные ассигнования придется 140 млрд рублей, а на коммерческую деятельность – 110 млрд рублей.

Обороты зрелищных индустрий – доходы от коммерческой деятельности и бюджетные ассигнования, 2019–2022 гг.


Источник: InterMedia (по данным Минкультуры России, ГИВЦ Минкультуры России, Фонда кино, а также собственным данным InterMedia)
П – прогнозные данные.

Хотя афишные мероприятия показывают самые высокие темпы восстановления (в 2021 году их доходы достигли 90% по отношению к 2019 году, в 2022 году они могут достичь 95%), структура их доходов значительно изменилась.

Так, по итогам 2019 года доходы от коммерческой деятельности между бюджетными (т.е. цирками, концертными организациями и самостоятельными коллективами, театрами и их филиалами, подведомственными органам культуры и другим ведомствам РФ) и небюджетными организациями распределились почти поровну: 49% и 51% соответственно. В пандемию соотношение серьезно сместилось в сторону бюджетных организаций – на них пришлось уже 74% от всей коммерческой деятельности.

Бюджетные организации сохранили лидирующие позиции в 2020 году – на их коммерческую деятельность пришлось уже 63%. По прогнозам InterMedia по итогам 2022 года их доля также останется доминирующей в структуре коммерческих доходов и составит 65%. Такой тренд, скорее всего, будет сохраняться и в ближайшие годы.

Таким образом, если не случится новых потрясений, коммерческие доходы бюджетных организаций, занимающихся афишными мероприятиями, по итогам 2022 года упадут только на 11% относительно 2019 года. Коммерческие доходы небюджетных организаций (т.е. предпринимателей) упадут на 49%, что обозначает этот субсегмент как наиболее пострадавшую часть зрелищных индустрий.

Доходы от коммерческой деятельности бюджетных и небюджетных организаций, проводящих афишные мероприятия, 2019–2022 гг.

Источник: InterMedia (по данным Минкультуры России, ГИВЦ Минкультуры России, Фонда кино, а также собственным данным InterMedia)
П – прогнозные данные.

Бюджетные ассигнования, выделяемые организаторам афишных мероприятий, в пандемийный 2020 год выросли на 9% относительно допандемийного 2019 года. В 2021 году они выросли на 14% относительно все того же 2019 года. По итогам 2022 года планируется рост на 16% относительно 2019 года.

По данным информационного агентства InterMedia, в 2022 году число организаторов зрелищных мероприятий в России составит 3 тыс., из них 1123 являются организациями, финансируемыми из бюджетов всех уровней. Число площадок для зрелищных мероприятий – 4200, из них 2653 управляются организациями, финансируемыми из бюджетов всех уровней.

Число организаторов зрелищных мероприятий в России, 2022 г.


Источник: InterMedia (по данным Минкультуры России, ГИВЦ Минкультуры России, Фонда кино, а также собственным данным InterMedia)

Число площадок зрелищных мероприятий в России, 2022 г.


Источник: InterMedia (по данным Минкультуры России, ГИВЦ Минкультуры России, Фонда кино, а также собственным данным InterMedia)

Серьезно пострадавшим сегментом по итогам как пандемии, так и всех дальнейших событий, помимо зрелищного предпринимательства, можно считать также кинопоказ и кинофестивали. В 2020 году он восстановился на 78% относительно 2019 года, но в конце 2022 года, согласно прогнозу InterMedia, обвалится еще сильнее – до 40% относительно 2019 года.

В первую очередь продолжающееся падение неизбежно из-за низких кассовых сборов внутри страны (на них приходится основная часть коммерческих доходов сегмента), а также сокращающихся сборов отечественных фильмов за рубежом. Вся коммерческая деятельность сегмента по итогам 2021 года составила 42 201 млн рублей. Однако, по прогнозам InterMedia, в 2022 году его ожидает сокращение до 15 млрд рублей.

Доходы от коммерческой деятельности и бюджетные ассигнования, выделяемые на киноиндустрию, 2019–2022 гг.


Источник: InterMedia (по данным Минкультуры России, ГИВЦ Минкультуры России, Фонда кино, а также собственным данным InterMedia)
Примечание InterMedia:
КД – доходы от коммерческой деятельности
БА – бюджетные ассигнования
П – прогнозные данные.

Бюджетные ассигнования, выделяемые на кинематографию, в 2020 году заметно выросли относительно допандемийного 2019 года, однако в 2022-м они должны вернуться к прежнему уровню. К тому же, в общих оборотах сегмента кинопоказа и кинофестивалей бюджетные ассигнования пока недостаточно существенны, чтобы смягчить обвальное падение доходов от коммерческой деятельности.

– Уровня самого успешного для зрелищных индустрий 2013 года достичь удастся нескоро, – сделал неутешительный вывод главный редактор ИА InterMedia Евгений Сафронов в беседе с «Коммерсантом», посвященной публикации предварительных результатов исследования.

Павел Соломатин, InterMedia

Третий сезон «Триггера» покажет Первый канал

предоставлено пресс-службой Первого канала

Премьерный показ третьего сезона сериала «Триггер» стартует на Первом канале 17 марта 2025 года. «ИнтерМедиа» напоминает, что в новом сезоне к своим ролям вернутся Максим Матвеев, Игорь Костолевский, Ангелина Стречина, Светлана Иванова, Владислав Тирон, Роман Маякин, Сабина Ахмедова, Ирина Старшенбаум, Виктория Маслова, Марк Юсеф, Андрей Мерзликин, Сергей Гилёв, новых персонажей сыграли Степан Девонин, Максим Стоянов, Анастасия Уколова, Сергей Годин, Мария Андреева, теннисистка Светлана Кузнецова и другие, а режиссером стал Игорь Твердохлебов.

Главный герой, психолог Артем Стрелецкий (Матвеев), возвращается в Москву с Кирюшей (Юсеф) к семье и практике. Но его продолжают преследовать самые разные проблемы – с тяжело больным отцом (Костолевский), сестрой Катей (Стречина) и находящейся в тюрьме бывшей женой Дашей (Иванова), хотя Артём точно знает, что она невиновна, а якобы убитая ею Лера (Маслова) – жива, но как это доказать и не навлечь на себя новые неприятности?

Премьера третьего сезона «Триггера» состоялась на «Кинопоиске» осенью 2024 года.

Эфир в 22.00.

Фото: предоставлено пресс-службой Первого канала
Теги: новый сезон, Максим Матвеев, телепремьера, анонс показа, сериалы, Триггер
Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

«Царевна-лягушка» стала героиней российского проката в праздничный уикенд

постер к фильму

Фильм-сказка «Царевна-лягушка» возглавил российский бокс-офис, заработав по итогам своего первого уикенда с 6 по 9 марта 2025 года 201,3 миллиона рублей. На вторую строчку опустился лидер предыдущих трех недель – музыкальный байопик «Пророк. История Александра Пушкина» с кассой в 151 миллион, что немногим меньше, чем неделей ранее. Третье место занял приключенческий фильм «Красный шёлк», пополнивший свою копилку на 90,5 миллионов рублей.

Лишь с четвертой строчки стартовала еще одна российская новинка – биографический фильм «Роднина» (76,8 млн), а с пятой зарубежная - фэнтези «В потерянных землях» (39,6 млн).

Лидером американского проката прошедшей недели стал фантастический фильм «Микки 17» (но сборы его составили всего 19,1 миллиона долларов при бюджете в 118 миллионов), на вторую строчку опустился кинокомикс «Капитан Америка: Новый мир», на третью – «Дыхание шторма». Интересно, что вышедший одновременно в российский и американский прокат «В потерянных землях» в США не попал даже в топ-10, зато в него вернулась «Анора» на волне интереса к фильму после получения им премии «Оскар».

В мировом бокс-офисе лидером остается китайский анимационный фильм «Нэчжа побеждает Царя драконов» (а учитывая новость о покупке его для проката в европейских странах, он может сохранить первенство еще надолго). За ним следуют «Микки 17», «Капитан Америка: Новый мир», «Бриджит Джонс: Без ума от мальчишки» и «Злая: Сказка о ведьме Запада».

Источник: Бюллетень кинопрокатчика Фото: постер к фильму
Теги: бокс-офис, сборы, Царевна-лягушка

Юрий Башмет даст концерт в честь дней рождения Святослава Рихтера и Ирины Антоновой

10.03.2025 19:53 Музыка Рубрика: Анонсы
Илья Золкин

Концерт к 110-летию со дня рождения Святослава Рихтера и 103-летию со дня рождения Ирины Антоновой состоится в Белом зале главного здания ГМИИ им. А.С.Пушкина 20 марта 2025 года.

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина 20 марта празднует день рождения двух великих людей, чьи имена неразрывно связаны с его историей. 20 марта 1915 года родился один из крупнейших пианистов XX века Святослав Теофилович Рихтер, а 20 марта 1922 года — Ирина Александровна Антонова, легендарный директор (1961–2013) и президент (2013–2020) ГМИИ им. А.С.Пушкина.

Благодаря многолетней дружбе Святослава Теофиловича Рихтера и Ирины Александровны Антоновой появился легендарный Международный музыкальный фестиваль «Декабрьские вечера», впервые прошедший зимой 1981 года и ставший традицией музея. Фестиваль соединял музыку с пластическими искусствами, театром и литературой. Антонова и Рихтер были первыми, кто решился осуществить идею синтеза искусств в пространстве художественного музея, отразив, таким образом, главный вектор развития культуры XX века.

- Для меня огромное значение в жизни, в простой человеческой жизни, имеет память, - говорит художественный руководитель фестиваля «Декабрьские вечера Святослава Рихтера» Юрий Башмет. – И я невероятно рад, что мы имеем возможность 20 марта отметить 110-летие Святослава Рихтера в легендарном Белом зале Пушкинского музея, где на протяжении нескольких десятилетий проходит знаменитый фестиваль «Декабрьские вечера». Так совпало, что именно в этот день родился не только Святослав Рихтер, но и Ирина Александровна Антонова. Когда мы думали о программе концерта, мне хотелось, чтобы каждое произведение вечера имело значение. И я уверен, что нас ждет очень особенный вечер, наполненный памятью о двух великих людях, с которыми я был знаком и дружил.

Откроет концерт-посвящение проникновенная «Элегия памяти Ивана Самарина для струнных» Петра Ильича Чайковского, посвященная великому артисту и режиссеру Малого театра, в исполнении лауреата премии «Grammy» камерного ансамбля «Солисты Москвы» под управлением Юрия Башмета.

Концерт для фортепиано с оркестром № 9 ми-бемоль мажор «Jeunehomme» (1777), KV271 Вольфганга Амадея Моцарта сыграет прославленная пианистка Елизавета Леонская, друг Святослава Рихтера, с которым они часто выступали вместе. Концерт для клавира с оркестром № 1, BWV1052 ре минор Иоганна Себастьяна Баха прозвучит в исполнении Ксении Башмет. Великий пианист знал ее с детства и поощрял занятия музыкой.

Святослав Рихтер и Ирина Антонова также постоянно старались расширить жанровый диапазон фестиваля. В продолжение этой традиции, в программе концерта-посвящения финал концерта для домры и струнных современного композитора Кузьмы Бодрова исполнит заслуженная артистка России Екатерина Мочалова.

Завершит концерт обработанная Юрием Башметом «Трио-соната для струнного оркестра» Альфреда Шнитке, в оригинале написанная в 1985 году, к 100-летию со дня рождения Альбана Берга, и исполненная на концерте памяти скрипача Олега Кагана. В редакции Башмета еще ярче звучит мотив «Happybirthday».

Во время проведения концерта в Белом зале будут показаны пастели Святослава Теофиловича Рихтера из собрания ГМИИ им. А.С.Пушкина.

Концерт состоится на историческом рояле Yamaha модели CFIIIS, который Святослав Теофилович Рихтер подарил музею. Знаменательно, что в создании этой модели С.Т.Рихтер принимал личное участие, на протяжении 15 лет консультируя фортепианных мастеров компании. С появлением этого инструмента в Пушкинском музее мечта Святослава Теофиловича Рихтера и Ирины Александровны Антоновой о проведении фестиваля «Декабрьские вечера» смогла осуществиться.

В день концерта будет представлен каталог несостоявшейся выставки «Святослав Рихтер. Я вижу музыку». Выставка готовилась в ГМИИ им. А.С. Пушкина в 2020 году, к XL Международному музыкальному фестивалю «Декабрьские вечера Святослава Рихтера». Куратором выставки была Ирина Александровна Антонова, которая ушла из жизни 30 ноября 2020 года. Фестиваль посвятили ее памяти. Из-за пандемии выставка так и не была открыта, а каталог не был издан. В год 110-летия со дня рождения С.Т. Рихтера музей представляет вниманию читателей книгу, где опубликованы воспоминания Ирины Александровны Антоновой, записанные специально для этого издания. В них виден поразительный масштаб личности, исполненный контрастов внутренний мир уникального артиста. Воспоминания И.А. Антоновой дополняют цитаты самого Рихтера, а также статья Юрия Башмета, художественного руководителя фестиваля «Декабрьские вечера Святослава Рихтера». Книга «Святослав Рихтер. Я вижу музыку. Неизданный каталог несостоявшейся выставки», изданная ограниченным тиражом, поступит в продажу в музейный магазин 20 марта 2025 года.

β 16+