На Форуме промышленного дизайна рассказали, как повысить капитализацию и прибыль
Форум промышленного дизайна, организованный комитетами РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям и по инвестиционной политике, институтам развития и экспортной поддержке, призвал российские компании активнее привлекать студии промышленного дизайна для повышения прибыли своих предприятий, а государство — стимулировать спрос на их услуги. Председатель Комитета РСПП по инвестиционной политике, институтам развития и экспортной поддержке и модератор дискуссии Игорь Вдовин, открывая форум, озвучил результаты исследования, которое было проведено специально к данному событию.
- 65% компаний с выручкой больше 10 млрд рублей считают вклад промышленного дизайна в бизнес серьезным конкурентным преимуществом, - сказал он. - Системные инвестиции в дизайн ускоряют рост бизнеса как минимум вдвое. Однако систематически инвестировать в развитие этого направления готова лишь пятая часть опрошенных». Модератор предложил построить обсуждение вокруг вопросов о том, какие стимулы могут изменить ситуацию к лучшему и можно ли обойтись без государственной поддержки.
Председатель Комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям Андрей Кричевский предложил также обсудить работу с промышленным дизайном как с нематериальным активом.
- Именно в качестве интеллектуальной собственности — промышленных образцов, товарных знаков, объектов авторского права — промышленный дизайн — важнейший экономический актив бизнеса, - считает он. - По данным “Глобального исследования рынка промышленного дизайна”, мировой рынок промдизайна ждет рост. По пессимистичному прогнозу, к 2030 году при среднегодовом темпе роста в 3,8% объем рынка составит 54,8 млрд долларов. Оптимистичный вариант предполагает прибавку в 5,8% и объем рынка порядка 64,7 млрд долларов.
По словам Андрея Кричевского, все это свидетельствует о том, что дизайн связан с экономикой в не меньшей степени, чем с эстетикой.
- Уместно перефразировать известную репризу: дизайн — это не только “отличный мех” — внешняя оболочка, когда некая функциональность приобретает оригинальную форму, но и “несколько килограммов вкуснейшего мяса”, то есть фундаментальный элемент создания брендов. Промдизайн обогащает творческий подход, который порождает инновационные бренды, построенные на эмоциональной связи с потребителем, - считает эксперт.
По мнению Кричевского, промдизайн увеличивает ценность не только самого продукта, но и процесса его разработки, зачастую угадывая еще не вербализованные, но уже сформировавшиеся запросы потребителя.
- Это неотъемлемая составляющая бренда и существеннейшая часть его стоимости, - заявил он.
Именно поэтому, считает Кричевский, к охране и защите разработок промдизайна требуется подходить с особым вниманием и комплексно — использовать современный инструментарий для грамотного управления интеллектуальной собственностью как полноценным бизнес-активом.
В продолжение дискуссии президент Союза дизайнеров России Виталий Ставицкий коснулся опыта ряда зарубежных стран и привел пример из статистики Китая, где в 2019 году объем рынка в строительстве и интерьерном дизайне составил 661 млрд долларов. В несравнимой с Поднебесной по размерам территории Финляндии этот показатель достиг 3,23 млрд евро, из которых 2,95 млрд приходятся именно на компании, ориентированные на производственный дизайн.
- Несмотря на то что российские дизайнеры — мировые трендсеттеры, работающие на ведущие мировые компании, внутри страны этот рынок пока невелик, — посетовал он.
В 2019 году отечественный рынок дизайна составил порядка 1 трлн рублей, из которых 900 млрд пришлось на промышленный дизайн. Глава Союза дизайнеров России рассказал, что для стимулирования отрасли их организация разработала дорожную карту развития, включающую среди прочего учреждение специального координационного органа — Совета по дизайну. План работы подразумевает расширение функционала специальных платформ для дизайнеров наподобие Behance, организацию собственных тематических премий, инструменты поддержки экспорта.
Опираясь на данные из мировой практики, президент Федерации интеллектуальной собственности Сергей Матвеев заявил, что «талант дизайнера в сочетании с научными исследованиями, инжинирингом создает образ продукта, который обеспечивает дополнительные доходы и формирует новые рынки». Он подчеркнул, что дизайн сегодня —нематериальный актив и защита интеллектуальной собственности здесь не что иное, как защита инвестиций в капитализацию компании.
Большинство участников форума в ходе дискуссии были единодушны в выводах о целесообразности учета дизайнерских подходов на самых ранних этапах создания продукции. При этом отделы инжиниринга и дизайна вполне могут не конкурировать, а работать в связке, как показал, в частности, успешный опыт ООО «ТМХ Инжиниринг». Форум позитивно оценил существующие инструменты господдержки отрасли и, в частности, стимулирующие спрос на разработку дизайна субсидии, которые выделяются в рамках постановления Правительства России № 1649. Однако порядок их выделения, по мнению участников форума, нуждается в изменениях. Генеральный директор ООО «МЗ Тонар» Денис Кривцов отметил, что «постановление не подразумевает права на неудачу, а дизайн — это творческий процесс, рискованное занятие и должно иметь право на обоснованный риск».
Многие представители индустрии высказались за включение требований по промдизайну в ГОСТы. Заместитель генерального директора ООО «ТМХ Инжиниринг» по промышленному дизайну — шеф-дизайнер ТМХ Евгений Маслов высказался категорично.
- Считаю необходимым выработать нормативы, в которых дисциплины инжиниринга и дизайна будут уравнены, будет прописано их взаимодействие. Это положение необходимо внести в ГОСТ, - заявил он.
Вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Дмитрий Курочкин считает, что хорошо себя зарекомендовала упрощенная выдача грантов на промдизайн и прототипирование в «Сколково».
- Также был бы очень полезен вычет расходов на промдизайн из налогооблагаемой базы, - отметил эксперт.
Заместитель министра промышленности и торговли РФ Алексей Ученов напомнил, что многие механизмы поддержки реализуются через Фонд развития промышленности (ФРП).
- В стандартах Фонда указано, что средства займа могут быть израсходованы на промышленный дизайн, - сказал он. - У нас есть много субсидий на НИОКР, и, как только мы выявим, что составляет специфику отрасли, мы имплементируем во все наши нормы возможность тратить деньги в том числе на промышленный дизайн.
Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по экономической политике Денис Кравченко уточнил, что законодатели сейчас работают над рамочным законом о креативных индустриях, который в перспективе позволит государству точнее определять потенциальных адресатов поддержки — субъектов креативного предпринимательства, к которым безусловно относятся и студии промышленного дизайна.
Тема участия государства в поддержке отрасли нашла отклик и у представителей крупной промышленности. Генеральный директор АО «Объединенная судостроительная корпорация» Алексей Рахманов высказался за необходимость со стороны государственных структур прививать вкус индустриальным игрокам, стимулируя их работать с дизайнерами.
- Мы занимаемся промышленным дизайном неотрывно, начиная с этапа конструирования наших кораблей и судов, - отметил он. - Сегодня у нас постановка на производство любого изделия начинается с определения стиля. Чтобы вопрос нравится/не нравится не возникал потом, когда заказали штампы и пресс-формы или собрали половину парохода».
Евгений Маслов отметил, что в реалиях технологической независимости предприятиям нужно не просто использовать или копировать разработки, оставленные ушедшими с рынка зарубежными партнерами, но и развивать на их основе собственные продукты: «Нужны бюджетные механизмы, которые позволили бы специалистам разрабатывать те этапы дизайн-проектирования, которые пока не заложены на уровне предприятия, — это нулевая фаза, исследование и продвижение.
Ведущий художник-конструктор ПАО «КАМАЗ» Семен Фараносов посетовал на то, что существующее регулирование не всегда позволяет привлекать к работе художественные вузы.
- Наша компания занимается карьерной, вездеходной и лесозаготовительной техникой, - рассказал он. - Вся она делается по 218-му постановлению Правительства РФ. Нам хотелось бы немного скорректировать нормативную базу, по которой мы работаем, в частности условия, по которым мы привлекаем к сотрудничеству вузы. Сегодня мы привлекаем преимущественно технические вузы, а хотелось бы привлекать также художественные образовательные организации.
Подводя итоги, модератор дискуссии отметил, что подобные встречи представителей государства и бизнеса стоило бы сделать регулярными.
- Мы хотим, чтобы форум, посвященный промышленному дизайну на площадке РСПП, стал ежегодным, и рассчитываем, что Минпромторг и другие коллеги из федеральных органов власти поддержат наши начинания, - резюмировал модератор.
В обсуждении предложений приняли участие председатель совета директоров холдинга АО «Синара — Транспортные Машины» Александр Мишарин, генеральный директор АО «Объединенная судостроительная корпорация» Алексей Рахманов, генеральный директор ГК «Москабельмет» Павел Моряков, заместитель генерального директора ООО «ТМХ Инжиниринг» по промышленному дизайну — шеф-дизайнер ТМХ Евгений Маслов, ведущий художник-конструктор ПАО «КАМАЗ» Семен Фараносов. Ключевые предложения участников форума найдут свое отражение в итоговой резолюции и будут направлены в адрес Правительства РФ.
Юрий Колокольников и Вильма Кутавичюте поженились
Юрий Колокольников («Игра престолов», «Конец света») женился на литовской актрисе Вильме Кутавичюте («Лавстори», «Порт»). О своем новом статусе актерская пара сообщила журналистам светских изданий на красной дорожке премьеры фильма «Последний ронин».
44-летний Юрий и 36-летняя Вильма, по слухам, начали встречаться в 2021 году во время съемок в сериале «Воскресенский». Для Кутавичюте это первый брак, а Колокольников был официально женат с 2001 по 2013 год на экономисте Надежде Макляровской (которая в 2006 году родила дочь Таисию) и несколько лет прожил в гражданском браке с актрисой Ксенией Раппопорт (которая в 2011 году родила дочь Софию).
Фонд «Лига выпускников» совместно с научным сообществом поддержали идею создания центра компетенций ТЭК
Создание центра компетенций для разработки стандартов российского топливно-энергетического комплекса может помочь решить проблемы, возникшие из-за санкций. Такое заявление сделал вице-президент фонда «Лига выпускников» Павел Русецкий на круглом столе «Технологический суверенитет в сфере ТЭК: актуальные вызовы» в кластере «Ломоносов» ИНТЦ МГУ «Воробьевы горы».
В ходе круглого стола обсуждалась идея создания центра в области разработки стандартов и инноваций, внедрения передовых методов и технологий для повышения эффективности экологической безопасности и устойчивости в сфере ТЭК на базе Технологической долины МГУ.
Как отметил Павел Русецкий, «еще одна проблема в том, что ученые опасаются санкций западных компаний за реинжиниринг их решений, а также ответственности за ошибку, что едва ли не парализует исследования. Первый подступ к решению этих проблем и должна обеспечить новая площадка».
Негосударственный институт развития «Иннопрактика» создан в качестве медиатора науки и бизнеса и поэтому поддерживает любые шаги к объединению и созданию общих коммуникационных площадок, отметил директор по исследованиям и разработкам «Иннопрактики» Владимир Лакеев.
Он также обратил внимание на то, что «Иннопрактика» сотрудничает с ИНТЦ «Воробьевы горы», не столько потому что МГУ — его учредитель, но в первую очередь потому, что здешние ученые располагают лучшими компетенциями и наибольшей готовностью участвовать в амбициозных проектах, ориентированных на технологическую независимость страны:
- В настоящее время на территории России мы пока не можем производить все оборудование, необходимое крупным отечественным компаниям. Но мы работаем в этом направлении. Так, например, благодаря деятельности “Инновационного инжинирингового центра”, который входит в экосистему “Иннопрактики”, мы смогли декомпозировать конструкцию нефтегазовой платформы, произвести и организовать освоение производства соответствующей импортозамещающей продукции в России, — добавил он.
По словам завкафедрой возобновляемых источников энергии РГУ нефти и газа им. И.М.Губкина Василия Зубакина, новый центр компетенций мог бы стать площадкой для обсуждения новой энергостратегии, которая скоро должна быть принята в России.
- Есть ли под нее технологии, НИОКР, патенты, кадры и так далее? С принятием стратегии дискуссия только начнется, — добавил Зубакин.
Участники круглого стола, среди которых были ученые, резиденты научно-технологической долины МГУ, представители бизнеса и государства, поддержали идею создания центра компетенций. Так, директор Института перспективных исследований нефти и газа МГУ Антонина Ступакова отметила, что не только россияне учатся у иностранцев, но и наоборот.
- После того как в 2011–2013 годах иностранные компании по определенным причинам ушли из Арктики, они заявили, что отныне они прекратят бурить в море и сконцентрируются на освоении сухопутных участков. Но работать на суше они научились именно у нас, — привела пример Ступакова.
По словам эксперта, центр компетенций необходим хотя бы потому, что внедрение отечественных IT-продуктов одной компанией, как правило, не рентабельно, а значит, возможность объединения игроков рынка и разработки общих стандартов очень важна.
За создание центра компетенций высказался и генеральный директор бизнес-школы РСПП Семен Куликов:
- Разумеется, мы готовы всемерно поддержать эту инициативу. Технологический суверенитет возможен только благодаря симбиозу бизнеса, власти науки.
Новая площадка могла бы объединить различные инициативы: вузы, центры трансфера технологий и так далее, отметил руководитель группы бизнес-анализа проектного офиса ФИПС Федор Батанов.
Технологический суверенитет немыслим без развитого национального рынка интеллектуальной собственности, согласилась руководитель Центра интеллектуальной собственности МИК Анна Гращенкова.
Эксперты отметили важный вклад в обеспечение технологического суверенитета Российского центра оборота прав на результаты творческой деятельности, призванного обеспечить устойчивость оборота интеллектуальных прав в России—сервисы на основе распределенного реестра РЦИС.РФ помогают формировать привлекательные портфели интеллектуальных прав.
В завершение дискуссии поступили вопросы из зала. Заместитель председателя совета Фонда «Лига выпускников» Глеб Коржевский спросил, в какой мере повестка устойчивого развития отвечает концепции технологического суверенитета. На это Василий Зубакин заметил, что если концепцию устойчивого развития и можно считать спорным, то само глобальное потепление ставить под вопрос не стоит, тем более что эта идея изначально была выдвинута не Западом, а советскими учеными.
Гендиректор компании CAE Fidesys, резидента Технологической долины МГУ, Константин Черных поддержал создание площадки и выразил убеждение в том, что технологический суверенитет — это не только импортозамещение, но и способность занять лидирующие позиции.
Пресс-служба РЦИС
Тел.: +7 (495) 203-5535 E-mail: press@ipcenter.ru
Анна Пересильд сообщила о расставании с актером из сериала «Слово пацана»
Анна Пересильд рассталась со своим коллегой по сериалу «Слово пацана. Кровь на асфальте» Ярославом Могильниковым. Об изменениях в личной жизни 15-летняя дочь Юрии Пересильд и Алексея Учителя сообщила в соцсетях.
- Мы с Яриком больше не вместе, - написала она. - Мы остались в хороших отношениях, так как ценим друг друга. Попрошу СМИ и нашу аудиторию оставить нас в покое и не задавать лишних вопросов. Спасибо.
«ИнтерМедиа» напоминает, что в сериале Анна сыграла роль Айгуль Ахмеровой, а Ярослав – Миши Тилькина по прозвищу Ералаш. 17-летний Могильников также известен по главным ролям в фильмах и сериалах «Подельники», «Папаша в бегах» и «Юг». Молодые люди тщательно скрывали свои отношения и до последнего не признавались, что встречаются, хотя в сентябре издание «Стархит» обнародовало видео с Аней и Ярославом с кинофестиваля «Новый сезон» в Сочи, а также сообщения очевидцев, что молодые актеры почти неразлучны и за пределами площадки ходят за ручку, но перед камерами себе такого не позволяют.