Нового «Мистера Икс» покажут в Театре оперетты
Премьера оперетты Имре Кальмана «Мистер Икс» состоится в Московском театре оперетты 23 и 24 марта 2024 года. Автором обновленного либретто стал Константин Рубинский («Весёлая вдова»), поставил спектакль режиссер и балетмейстер Валерий Архипова («Фанфан-Тюльпан», «Любовь и голуби», «Доходное место»), в роли музыкального руководителя выступил главный дирижер театра Константин Хватынец, художника-постановщика - Сергей Новиков («Куртизанка», «Каприз императрицы»).
Оперетта «Мистер Икс» является одной из жемчужин творчества композитора Имре Кальмана. В российской постановочной традиции она прочно завоевала звание одной из самых популярных оперетт, при этом претерпев невероятное количество переделок и редакций. В ее основе – история вспыхнувшей страсти между цирковым артистом, скрывающим лицо за маской, и богатой аристократкой.
Константин Рубинский с любовью и уважением отнесся к оригинальной истории классической оперетты и сохранил ее фабулу, но добавил динамики и изменил характер взаимоотношения героев. Так, в истории появилось несколько новых персонажей, новые места действия, такие как Эйфелева башня, выставка произведений искусства и новая сюжетная линия. Она подробно объясняет, что за недоразумение произошло в прошлом между Этьеном и Теодорой, разлучившее их.
- Можно сказать, что в нашей истории - цирк это не фон, а главный герой, - говорит Константин Рубинский. - Цирк и циркачи не исчезают в первом акте, а продолжают активно влиять на события нашей истории, в том числе на развязку. Что касается музыкальных номеров, то некоторые стихи изменены из-за переменившихся обстоятельств сюжета, а также было написано несколько текстов для арий новых героев.
Режиссер и балетмейстер Валерий Архипов поставил перед собой сложную и амбициозную задачу: к танцевальным дивертисментам добавятся сложнейшие трюки, исполненные профессиональными цирковыми артистами и артистами театра. Несмотря на все визуальные эффекты, на первый план выйдут человеческие чувства и история загадочного Мистера Икс.
- Как только театр пригласил меня на эту постановку, одновременно меня позвали ставить программу в цирке, и я понял, что это знак судьбы, - признается он. - Профессии режиссера музыкального театра и режиссера цирка я хочу совместить воедино и создать интересный спектакль, в котором будут фокусы, неожиданные превращения, акробатические этюды. Для меня главным персонажем является цирк. Но я хотел бы отойти от привычного его восприятия, где царствуют клоуны с красными носами. Я хочу создать совсем иную атмосферу, при этом, не забывая о главных сюжетных линиях этого произведения – любви, предательстве. И в финале именно цирк соединит сердца главных героев.
- Я не первый раз работаю с этим произведением, и каждый раз стараюсь открыть для себя и для зрителей что-то новое, - говорит дирижер Константин Хватынец. - Тема цирка усиливает контраст между лирикой и подчеркнуто веселой, обезличенной музыкой цирка. Это сопоставление «балагана» и «одинокой души человека» характерно для начала ХХ века. Музыка Кальмана носит исповедальный характер; трогают своей откровенностью и две арии главного героя, и полные чувственного интима три любовных дуэта главных героев. Особого драматизма она достигает в сквозных финалах двух актов: динамические контрасты, чередование хоровых и сольных музыкальных эпизодов, внезапное «театральное» внедрение цирковой музыки посреди музыкальной драмы - благодаря чему уровень художественного высказывания возносится на небывалую высоту!
Художник Сергей Новиков придумал монументальные декорации, яркие, эклектичные, как и положено в цирке, костюмы, созданные в стиле венского модерна, а световая партитура, соединяющая в себе блеск цирковых прожекторов и романтику парижских огней, создадут на сцене мир, в котором будут жить герои спектакля.
Главные роли в спектакле в разных составах исполнят Леонид Бахталин, Максим Катырев (на фото) и Павел Иванов (Мистер Икс), Мария Ворожейкина, Анна Золотова, Ольга Козлова (Теодора Вердье), Петр Борисенко, Владислав Кирюхин (Гастон де Кревельяк), Алена Голубева, Вита Пестова (Мари Лятуш), Александр Бабик, Владислав Токарев (Тони Бонвиль), Елена Зайцева, Елена Ионова (Каролина), Михаил Беспалов, Александр Каминский (Пеликан) и др.
Валерий Гергиев не нашел ничего удивительного в подорожании билетов в театр
Директор Государственного академического Большого театра (ГАБТ) Валерий Гергиев прокомментировал ценовую политику возглавляемого им культурного учреждения. Дирижер условно разделил билеты на постановки на «эконом» и «бизнес» и подчеркнул, что такая практика распространена повсеместно.
- Во всём мире так билеты продаются. [Начиная] от первого класса, потом – бизнес-класс, потом – эконом-класс, эконом-комфорт и так далее, - напомнил «Абзацу» Валерий Гергиев.
«ИнтерМедиа» напоминает, что билеты в ГАБТ подорожали ещё в начале 2024 года. При этом Николай Цискаридзе считает неоправданным рост цен на билеты на театральные мероприятия.
Николай Цискаридзе защитил квадроберов
Николай Цискаридзе признался, что не видит ничего предосудительного в движении квадроберов. Артист напомнил, что в детстве многие во что-то играли и в кого-то перевоплощались. При этом он заявил о важности того, чтобы взрослые разъясняли детям нюансы этого процесса и проводили правильные границы.
- В своей профессии я изображал птиц, всяких там ползучих, в конце концов я этим с детства занимаюсь, - цитирует Газета.СПб слова Николая Цискаридзе на «VK Лектории».
Кроме того, Николай Цискаридзе признался, что рад своевременному уходу со сцены и полностью удовлетворен своей нынешней преподавательской деятельностью.
- В детстве мне не нравились старые артисты и я решил, что на сцене я старым не буду, - пошутил он.
Николай Цискаридзе пригласил также всех на премьеру спектакля Академии Русского балета имени А.Я.Вагановой «Щелкунчик» (ректором которой он является) в Кремлевском дворце 18-19 декабря 2024 года.
- Щелкунчик» я лично смотреть уже не могу – говорит вам главный Щелкунчик страны, - признался он.
Как «ИнтерМедиа» сообщало ранее, Николай Цискаридзе считает неоправданным рост цен на билеты на театральные мероприятия.
«Риголетто» в постановке Валерия Гергиева и Джанкарло дель Монако покажут в Большом
Премьера новой сценической версии «Риголетто» состоится на Исторической сцене Большого театра 14-17 ноября 2024 года. Над постановкой работают маэстро Валерий Гергиев и Джанкарло дель Монако - всемирно известный режиссёр, представитель знаменитой оперной династии. В качестве сценографа — в тандеме с дель Монако — выступает испанский театральный художник Антонио Ромеро, автор смелых, нетривиальных решений и создатель сложных «архитектурных» пространств. Костюмы, вдохновлённые итальянской высокой модой, разработала Габриела Салаверри, в качестве художника по костюмам сотрудничающая с ведущими драматическими театрами у себя на родине, в Испании, и с музыкальными театрами — как в Испании, так и за её пределами.
- Честно говоря, я и не помню, сколько раз ставил «Риголетто», - признается Джанкарло дель Монако. - Эта опера, как и многие-многие другие, знакома мне практически с детства. Я родом из семьи огромных поклонников оперы: бабушка, отец и мама были оперными певцами, дед — музыкальным критиком. Во всей нашей семье царила только опера и ничего кроме оперы. И через эту огромную любовь я и постигал это искусство. Когда был ребёнком, мне пересказывали либретто опер, а не рассказывали сказки! К шестнадцати годам я знал наизусть по меньшей мере опер шестьдесят, ноту за нотой, слово за словом. Когда Валерий Гергиев только стал генеральным директором Мариинского театра, я был одним из первых режиссёров, к которым он обратился, и мы вместе поставили «Отелло». Я до сих пор помню этот спектакль и всех артистов, хотя прошло уже почти тридцать лет. Мы вместе работали, общались, много говорили о театре. Мне кажется, не всегда важна пресловутая «совместная работа» как процесс. Главное — верить: то, что вы делаете, исходит из общей идеи. А мы сходимся в принципиальных моментах: как мы видим театр, как видим важность слова в музыкальном театре. Этим ведь частенько пренебрегают. Сейчас на постановке «Риголетто» я работаю не только как режиссёр. Я работаю над произношением, над текстом, над словом.
«Риголетто», первая опера из знаменитой «великой триады» Джузеппе Верди (к ней относят также «Трубадура» и «Травиату»), знаменует собой переход к зрелому периоду творчества композитора. В основе либретто – скандально известная пьеса Виктора Гюго «Король забавляется», которая была запрещена после первого же представления. Верди не впервые обратил внимание на драматургию Гюго. Пятью годами ранее опера «Эрнани», либретто которой также основывалось на пьесе Гюго, с большим успехом была представлена в венецианском театре «Ла Фениче». Идея вновь обратиться к сюжету пьесы Гюго пришла к композитору в сентябре 1849 года, по окончании работы над оперой «Луиза Миллер». Работа над «Риголетто» была завершена в феврале 1851 года, а месяц спустя, 11 марта, она была впервые представлена на сцене театра «Ла Фениче».
В Большом театре опера впервые была исполнена 15 сентября 1856 года итальянской труппой Дирекции Императорских театров. А 20 октября 1859 года — впервые представлена силами Большого театра: постановку осуществили дирижёр Сергей Штуцман и режиссёр Николай Савицкий. Всего в Большом было осуществлено двенадцать постановок.