На форуме «Дух союзничества: Вчера. Сегодня? Завтра!» обсудили перспективы дипломатии с членами антигитлеровской коалиции

Международный общественный форум по сохранению исторической памяти о Второй мировой и Великой Отечественной войнах «Дух союзничества: Вчера. Сегодня? Завтра!» состоялся в начале июня 2024 года в московской штаб-квартире Ассамблеи народов Евразии и Африки.
- Это особенно важно именно сейчас, когда мейнстрим политики условно-коллективного Запада перестает скрывать попытки политического ревизионизма итогов самой чудовищной войны и даже пока еще несмело, фальшиво пытаются обелить нацизм, - рассказали организаторы корреспонденту «ИнтерМедиа». - Советский Союз потерял 27 миллионов людей в Великой Отечественной войне и без солдат Красной Армии 9 мая 1945 года и красного флага на здании в Рейхсканцелярии в Берлине сегодня не было бы ни единой демократической Европы, ни либерализма французской Пятой республики, ни глобальной гегемонии США.
Юбилей 80-летия открытия Второго фронта в Нормандии прошел без участия Российской Федерации – правопреемника Советского государства, без которого союзная антигитлеровская коалиция просто не имела планов, ресурсов, возможностей и моральных сил победить Третий рейх.
Тогда, в 1945 году, по обе стороны Атлантического океана, казалось, что Великая Победа – наша общая сверхценность мира во всем мире, будет навсегда… сегодня, спустя всего восемь десятилетий, значение Победы и ключевая роль СССР в антигитлеровском блоке оспаривается и занижается – это четкий и очень опасный тренд.
Форум организован при участии Международного центра публичной дипломатии НИЯУ МИФИ, издательского дома «Континент USA» и Фонда развития международных интеграционных процессов «Открытый мир». Для Ассамблеи народов Евразии и Африки в рамках развития мирной народной дипломатии честность дискурса войны и победы над странами нацистской оси всегда занимала очень важное место.
Председатель Генерального совета Ассамблеи народов Евразии и Африки Светлана Смирнова отметила основной вопрос дискуссии: какими будут наши союзники по Второму фронту в условиях формирования нового многополярного мира?
Председатель комитета Госдумы РФ по международным делам Леонид Слуцкий подчеркнул общественную важность сохранения исторической памяти и большое общественное значение тематики дискуссий форума Ассамблеи.
- Полемика научных кругов и общественников России и за рубежами нашей страны, включая страны Запада, сегодня особенно важна. Все чаще ведь звучат вопросы, а возможен ли вообще честный диалог с Западом? Может ли быть, что бывшие союзники изменились под давлением новых трендов?
Забегая вперед, скажем, что все не так. Это медийная реальность, а политический популизм и, увы, попытки глорификации нацизма блокируется на уровне рефлексов гражданского общества. Фюрер из Третьей империи в мнении большинства людей в США, Канаде, Британии и стран ЕС - все такое же абсолютное зло в истории человечества, и все так же полностью переписать историю и отменить антифашистов СССР и мира невозможно.
Политолог-американист, профессор Американского университета, основатель издательства «Континент USA» Эдуард Лозанский подчеркнул, что о реабилитации нацизма в Соединенных Штатах нет речи: “это невозможно никогда”.
- Не все в Америке согласны с внешней политикой США, от которой зависит безопасность всех народов. В Вашингтоне памятник Пушкину стоит ровно между зданием Государственного департамента и Белым домом, в кампусе университета Джорджа Вашингтона. Его автор - скульптор Александр Бурган, также создал монумент о встрече союзников на Эльбе, установленный в московском Сивцев Вражеке. На уровне общества все понимают, что Москва - не враг, но на уровне политиков и пропаганды все изворачивается. К сожалению, пока есть элиты вокруг Байдена, которых многие республиканцы и Трамп, называют безумцами, они будут определять судьбу Америки и мира, и ничего не изменится. Надо подождать выборов 5 ноября, после которых многое изменится, - говорит Лозанский.
Президент некоммерческой общественной организации «Фонд изучения исторической перспективы» Наталия Нарочницкая отметила, что высадка союзников в Нормандии состоялась во многом благодаря старту на Востоке советской наступательной операции «Багратион».
- Об этом просили Москву союзники, планируя оттянуть вермахт от берегов Ла-Манша. Две трети потерь фюрера были связаны с безумной идеей о Drang nach Osten в поисках нового арийского жизненного пространства. И напротив, США стали мировым экономическим лидером и гегемоном нового мироустройства в конце Второй мировой, потеряв менее 500 тыс солдат при освобождении Европы. Потери Советского Союза составляют на 5400% больше, и дело не в цифрах, конечно, а в цинизме нормандской лжи, - рассказала она. - Хочу напомнить, что Германия потеряла на советских фронтах 174 дивизии, а на всех союзных фронтах, включая Африку – 76. И после этого нас не пригласили во Францию на Д-День, нас оскорбляют. Дипломатическая этика ампутирована, но нам все равно: правда с нами и Господь все знает. Стоит ли бороться за сохранение исторической памяти за рубежом? На мой взгляд, стоит! – четко заявила Нарочницкая.
Она вспомнила свои поездки на Запад в конце прошлого десятилетия. Там генерал Бундесвера и армейские ветераны в Техасе относились к России и союзному духу как к настоящему братству, и вряд ли они теперь другие.
Участники международного форума при участии Эдуарда Лозанского представили общества Британии, Соединенных Штатов, Норвегии, ФРГ.
Экс-старший международный корреспондент «Вашингтон Таймс», политолог, эксперт по Восточной Европе Мартин Сифф заявил, что победа над японским милитаризмом без участия Советского Союза в сентябре 1945-го была бы невозможна.
Директор канадского Фонда Rising Tide Foundation Мэтью Эрет указал, что мир «забыл уроки и жертв той войны, и это ошибка, которая может вернуть худшие идеи евгеники и милитаризма».
Политический обозреватель Александр Артамонов подчеркнул важность победы и интеграции гражданского общества на идеологическом фронте.
Ветеран американской армии и военный эксперт Скотт Риттер не смог прилететь в Россию для участия в форуме, однако в обращении онлайн заявил о неизбежном поражении нацизма по естественной причине: «идеология там крайне токсичная, нечеловечески агрессивная, что абсолютно противоположно мирному развитию и чуждо демократии».
Заместитель генерального секретаря Ассамблеи народов Евразии и Африки Валерий Рузин в дистанционном обращении из Китая призвал общественные организации к работе над миром будущего средствами народной дипломатии.
- Необходимо объединение интеллектуалов, включая лидеров мнений тех глубинных Европы и Америки, которые против войн глобалистов, под какими бы удобными оправдательными нарративами они не проводились. Многополярный постколониальный мир этого требует, наконец, а глас народа звучит громче пропаганды. Сейчас они могут праздновать годовщину открытия Второго фронта в Нормандии без участия страны коалиции, но будет опасно, если политический фарс затянется чересчур надолго.
Артём Быстров и Ольга Литвинова сыграют «Осень» в МХТ имени Чехова

Премьера спектакля «Осень» на Новой сцене в МХТ имени Чехова 15 и 16 марта 2025 года. Его поставил режиссер Андрей Гончаров по мотивам одноименного рассказа Августа Стриндберга (в переводе Юргиса Балтрушайтиса).
Герои рассказа «Осень» — муж и жена, за плечами которых десять лет брака. Трепет первых чувств, жар страсти давно в прошлом, изношены бытом, но ещё памятны обоим супругам. И однажды осенью они попытаются всё вернуть, назначив друг другу свидание в том городе, где их любовь переживала весну.
Главные роли в спектакле исполнят Артём Быстров и Ольга Литвинова, которые уже участвовали в предыдущих постановках Гончарова в МХТ «Далёкая радуга» и «Чрево».
Сообщение не является рекламой и носит исключительно информационный характер.
Синтез музыки, слова и визуального искусства: концерт «Мгновения серебряного века» покажут в театре «Русская песня»

Концерт «Мгновения серебряного века» состоится 24 марта 2025 в Московском Государственном академическом театре «Русская песня». Это масштабное музыкально-визуальное действо объединит в единую смысловую линию шедевры композиторов рубежа XIX–XX столетий, позволяя каждому зрителю «найти что-то близкое и одновременно открыть для себя новое в наследии великой эпохи».
Концерт представляет собой синтез классического искусства и современных визуальных технологий.
- В авторском режиссерском решении произведения С.В. Рахманинова, А.Н. Скрябина, А.К. Лядова, А.К. Глазунова, Н.Н. Черепнина и И.Ф. Стравинского оживают в новом прочтении, обретая дополнительное измерение благодаря видеофантазии, созданной по мотивам работ известных русских художников и архитекторов. Такой творческий подход не только передаёт дух Серебряного века, но и создает яркий портрет эпохи триумфального шествия русской культуры, - рассказывают продюсеры.
На сцене выступят лауреаты престижных международных конкурсов:
- солист Большого театра России Илья Селиванов,
- солист МАМТ имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко Габриел Де-Рель,
- пианист Станислав Корчагин,
- сопрано Наталья Смирнова.
Традиционно в программе вечера выступит симфонический оркестр «Академиярусскоймузыки» под управлением Ивана Никифорчина.
Оригинальный видеоряд будет создавать в режиме реального времени медиахудожница Грета Евтушевская.
Творческий замысел проекта реализован под руководством автора идеи – кандидата искусствоведения Елены Амелиной.
- Благодаря её концептуальному видению, программа обретает единую смысловую линию, где академическая музыка и современные видеотехнологии взаимодействуют, создавая многослойное художественное произведение. Каждый фрагмент программы продуман так, чтобы передать богатство чувств, вызванных произведениями величайших композиторов, и подчеркнуть актуальность наследия Серебряного века в современном мире, - пояснили продюсеры корреспонденту «ИнтерМедиа». - «Мгновения серебряного века» станут не просто концертным событием – это приглашение к глубокому погружению в мир русской культуры, где традиции прошлого встречаются с инновационными формами современного искусства. Зрители смогут насладиться не только звуковыми шедеврами, но и уникальными визуальными интерпретациями, которые позволят заново открыть для себя красоту и многогранность эпохи. Это событие станет ярким примером того, как музыка, слово и визуальное искусство могут слиться в единое целое, даря публике незабываемые эмоции и новые впечатления.
Событие – часть мультимедийной серии «Исторические концерты – XXI век» от творческого альянса «МузАртМедиа» при поддержке Благотворительного фонда «Наша Сила Веры».
Актеры Кирилл Зайцев и Мария Берар - о спектакле «Мой Онегин»: «Отношения Евгения и Татьяны все же нельзя назвать токсичными»

Премьера спектакля «Мой Онегин» - нового психоаналитического прочтения «энциклопедии русской жизни» - состоялась в первые дни весны 2025 года. Режиссер проекта – Елена Черная, в главных ролях - Кирилл Зайцев (Онегин) и Мария Берар (Татьяна). Корреспонденты побеседовали с актерами сразу после спектакля, когда они еще не успели выйти из ролей и были погружены в переживания своих персонажей.
Кирилл, сцена с медведем и чудовищем очень «юнгианская», Пушкин в ней рассказывает историю архетипа Онегина и его взаимоотношений с Татьяной. Можно ли сказать, что Пушкин был предтечей Юнга, рассказывая эту историю?
Кирилл: Безусловно, в сцене сна Татьяны прослеживаются архетипические мотивы. Медведь здесь может символизировать самого Онегина. Он несёт Татьяну на руках, заботится о ней, но при этом остаётся опасным и непредсказуемым. Можно сказать, что это отражает внутренний конфликт героя – его расщепленную натуру. Сон Татьяны, в котором она предчувствует гибель Ленского, становится пророческим. Этот глубоко психологический момент, я бы даже сказал мистический, предсказательный.
Как вы думаете, можно ли рассматривать Онегина как токсичного нарцисса? Ведь он отверг расположенную к нему Татьяну, а затем, когда она охладела и стала недоступна, стал испытывать к ней влечение…
Кирилл: Токсичным его назвать все же нельзя. Он же не воспользовался слабостью Татьяны, хотя и мог. Если мы посмотрим на Онегина с точки зрения психоанализа, он действительно напоминает человека с нарциссическими чертами. Пока Татьяна была доступна, он ею не интересовался. Когда же она стала для него недосягаемой, у него включился азарт охотника. Это классический феномен «зелёного винограда» – пока объект доступен, он обесценивается, но как только становится недоступным, он приобретает огромную значимость.
Но ведь в конце Татьяна говорит: «А счастье было так возможно…» Это действительно так? Или это иллюзия?
Кирилл: Думаю, что это скорее самообман, их счастье было невозможно. Онегин – человек, который не способен строить глубокие отношения. Он слишком рано выгорел, он разочарован, у него нет внутреннего смысла жизни. Для него любовь – это нечто многосерийное, проходящее, как и всё остальное в его жизни.
Как вы думаете, на дуэли Онегин убил не только Ленского, но и часть себя?
Кирилл: Именно так. Дуэль с Ленским – это и крутой сюжетный поворот, и психологическая метафора. Онегин на самом деле убил свою лучшую часть – свою способность любить, сопереживать. Он действовал по инерции, следовал общепринятым нормам «пружины чести», он все делал механистически, ритуально. При всем своем неприятии «обычаев света», Онегин идет у него на поводу. «Свет» пробуждает Тень Онегина по Юнгу.
Почему же Онегин, так сильно стараясь транслировать независимость, оказался настолько зависимым от мнения общества?
Кирилл: Это парадокс, который делает его трагическим персонажем. Онегин всю жизнь пытался дистанцироваться от общества, но в итоге оказался его заложником. Он следовал кодексу чести, который сам же презирал. В итоге он стал жертвой системы, в которую никогда не верил. Этот внутренний конфликт – одна из главных психологических линий романа.
Можно ли сказать, что дуэль была точкой невозврата для Онегина?
Кирилл: Да, однозначно. До дуэли Онегин мог бы изменить свою жизнь, переосмыслить себя, но после смерти Ленского для него всё теряет значение. Он становится затворником, гонимым внутренним конфликтом, фактически умирает как личность. Когда он возвращается, он уже другой человек – человек, который упустил все шансы.
Мария, Татьяна – один из самых глубоких женских образов в русской литературе. Как вы её воспринимаете с точки зрения психоанализа?
Мария: Татьяна – это классический архетип русской души, женщины-интуита, которая живёт не разумом, а чувствами. Её мечты, её письмо Онегину – всё это отражает её внутреннюю природу. Но самое важное – её трансформация. После смерти Ленского и отъезда Онегина она проходит процесс и внутреннего роста, и разрушения своих иллюзий. Её страдания, её одиночество – всё это формирует её, с одной стороны, как зрелую личность, но, с другой стороны, эта окаменевшая зрелость доставляет ей страдание.
В начале романа Татьяна – мечтательная, впечатлительная девушка, вдохновлённая французскими романами. В конце – уверенная в себе женщина. Что послужило причиной такой трансформации?
Мария: Страдание. Если говорить языком Достоевского, то именно через страдание человек приходит к осознанию себя. Татьяна пережила боль первой любви, смерть близкого друга, предательство надежд. Это сделало её, с одной стороны, сильной, а, с другой стороны, нанесло неизлечимую психотравму. Она уже другая, зрелая, осознанная, грустная. Она больше не зависима от Онегина. Когда он приходит к ней, она уже другая – понимающая, чего хочет от жизни.
Давайте теперь поговорим об Ольге. Ольга практически не переживает смерть Ленского. Почему?
Мария: Ольга – противоположность Татьяны. Она лёгкая, беззаботная «инста-девушка», живёт моментом. Татьяна же склонна к самоанализу, к глубоким переживаниям. Именно поэтому она запомнила Онегина, а Ольга через полгода уже была увлечена другим человеком. Это две разные психологические модели: одна – человек чувств, другая – человек инстинктов.
Можно ли сказать, что Онегин способствовал трансформации Татьяны?
Мария: Да, в каком-то смысле он стал её катализатором. Он причинил ей боль, но именно благодаря этой боли она смогла измениться, стать взрослой. Без её разочарования в любви она, возможно, осталась бы той же наивной девушкой, читающей сентиментальные романы. Это типичная история внутреннего роста: через утрату иллюзий – к осознанию себя.
Можно ли сказать, что Пушкин сам был в каком-то смысле заложником своего времени и «пружины чести»? Можно ли говорить о когнитивном диссонансе – внешне Онегин демонстрирует свободу, но внутри полностью подчинён социальным нормам?
Кирилл: Это действительно интересный вопрос. Пушкин прекрасно осознавал, насколько абсурдны правила дуэльного кодекса, но сам же стал его жертвой. Секунданты предупреждали его, но он пошёл до конца. Это трагическая закономерность, когда человек оказывается заложником ожиданий общества. В «Онегине» Пушкин предсказал свою судьбу.
Мария: Онегин также становится жертвой этой системы: он убивает друга просто потому, что отказ от дуэли означал бы потерю чести.
Последний вопрос. Скажите, спектакль для вас является способом изменения себя? Меняется ли зритель?
Мария: Люди приходят в театр не только за развлечением, но и за проживанием глубинных переживаний. Это позволяет им понять что-то о себе, прожить и осознать какие-то незавершённые эмоции, выйти из-под их незримого контроля.
Кирилл: Театр – это форма переживания, катарсиса. Когда я играю Онегина, я проживаю его путь, его боль, его ошибки. Зритель это видит, и у него включается эмпатия. Это дает ему возможность задуматься о своих собственных поступках, о цене принимаемых решений. Хорошее искусство вообще выполняет терапевтическую функцию, позволяя зрителям и актёрам переосмысливать свою жизнь.
Владислав Божедай, Григорий Погосян