На форуме «Дух союзничества: Вчера. Сегодня? Завтра!» обсудили перспективы дипломатии с членами антигитлеровской коалиции
Международный общественный форум по сохранению исторической памяти о Второй мировой и Великой Отечественной войнах «Дух союзничества: Вчера. Сегодня? Завтра!» состоялся в начале июня 2024 года в московской штаб-квартире Ассамблеи народов Евразии и Африки.
- Это особенно важно именно сейчас, когда мейнстрим политики условно-коллективного Запада перестает скрывать попытки политического ревизионизма итогов самой чудовищной войны и даже пока еще несмело, фальшиво пытаются обелить нацизм, - рассказали организаторы корреспонденту «ИнтерМедиа». - Советский Союз потерял 27 миллионов людей в Великой Отечественной войне и без солдат Красной Армии 9 мая 1945 года и красного флага на здании в Рейхсканцелярии в Берлине сегодня не было бы ни единой демократической Европы, ни либерализма французской Пятой республики, ни глобальной гегемонии США.
Юбилей 80-летия открытия Второго фронта в Нормандии прошел без участия Российской Федерации – правопреемника Советского государства, без которого союзная антигитлеровская коалиция просто не имела планов, ресурсов, возможностей и моральных сил победить Третий рейх.
Тогда, в 1945 году, по обе стороны Атлантического океана, казалось, что Великая Победа – наша общая сверхценность мира во всем мире, будет навсегда… сегодня, спустя всего восемь десятилетий, значение Победы и ключевая роль СССР в антигитлеровском блоке оспаривается и занижается – это четкий и очень опасный тренд.
Форум организован при участии Международного центра публичной дипломатии НИЯУ МИФИ, издательского дома «Континент USA» и Фонда развития международных интеграционных процессов «Открытый мир». Для Ассамблеи народов Евразии и Африки в рамках развития мирной народной дипломатии честность дискурса войны и победы над странами нацистской оси всегда занимала очень важное место.
Председатель Генерального совета Ассамблеи народов Евразии и Африки Светлана Смирнова отметила основной вопрос дискуссии: какими будут наши союзники по Второму фронту в условиях формирования нового многополярного мира?
Председатель комитета Госдумы РФ по международным делам Леонид Слуцкий подчеркнул общественную важность сохранения исторической памяти и большое общественное значение тематики дискуссий форума Ассамблеи.
- Полемика научных кругов и общественников России и за рубежами нашей страны, включая страны Запада, сегодня особенно важна. Все чаще ведь звучат вопросы, а возможен ли вообще честный диалог с Западом? Может ли быть, что бывшие союзники изменились под давлением новых трендов?
Забегая вперед, скажем, что все не так. Это медийная реальность, а политический популизм и, увы, попытки глорификации нацизма блокируется на уровне рефлексов гражданского общества. Фюрер из Третьей империи в мнении большинства людей в США, Канаде, Британии и стран ЕС - все такое же абсолютное зло в истории человечества, и все так же полностью переписать историю и отменить антифашистов СССР и мира невозможно.
Политолог-американист, профессор Американского университета, основатель издательства «Континент USA» Эдуард Лозанский подчеркнул, что о реабилитации нацизма в Соединенных Штатах нет речи: “это невозможно никогда”.
- Не все в Америке согласны с внешней политикой США, от которой зависит безопасность всех народов. В Вашингтоне памятник Пушкину стоит ровно между зданием Государственного департамента и Белым домом, в кампусе университета Джорджа Вашингтона. Его автор - скульптор Александр Бурган, также создал монумент о встрече союзников на Эльбе, установленный в московском Сивцев Вражеке. На уровне общества все понимают, что Москва - не враг, но на уровне политиков и пропаганды все изворачивается. К сожалению, пока есть элиты вокруг Байдена, которых многие республиканцы и Трамп, называют безумцами, они будут определять судьбу Америки и мира, и ничего не изменится. Надо подождать выборов 5 ноября, после которых многое изменится, - говорит Лозанский.
Президент некоммерческой общественной организации «Фонд изучения исторической перспективы» Наталия Нарочницкая отметила, что высадка союзников в Нормандии состоялась во многом благодаря старту на Востоке советской наступательной операции «Багратион».
- Об этом просили Москву союзники, планируя оттянуть вермахт от берегов Ла-Манша. Две трети потерь фюрера были связаны с безумной идеей о Drang nach Osten в поисках нового арийского жизненного пространства. И напротив, США стали мировым экономическим лидером и гегемоном нового мироустройства в конце Второй мировой, потеряв менее 500 тыс солдат при освобождении Европы. Потери Советского Союза составляют на 5400% больше, и дело не в цифрах, конечно, а в цинизме нормандской лжи, - рассказала она. - Хочу напомнить, что Германия потеряла на советских фронтах 174 дивизии, а на всех союзных фронтах, включая Африку – 76. И после этого нас не пригласили во Францию на Д-День, нас оскорбляют. Дипломатическая этика ампутирована, но нам все равно: правда с нами и Господь все знает. Стоит ли бороться за сохранение исторической памяти за рубежом? На мой взгляд, стоит! – четко заявила Нарочницкая.
Она вспомнила свои поездки на Запад в конце прошлого десятилетия. Там генерал Бундесвера и армейские ветераны в Техасе относились к России и союзному духу как к настоящему братству, и вряд ли они теперь другие.
Участники международного форума при участии Эдуарда Лозанского представили общества Британии, Соединенных Штатов, Норвегии, ФРГ.
Экс-старший международный корреспондент «Вашингтон Таймс», политолог, эксперт по Восточной Европе Мартин Сифф заявил, что победа над японским милитаризмом без участия Советского Союза в сентябре 1945-го была бы невозможна.
Директор канадского Фонда Rising Tide Foundation Мэтью Эрет указал, что мир «забыл уроки и жертв той войны, и это ошибка, которая может вернуть худшие идеи евгеники и милитаризма».
Политический обозреватель Александр Артамонов подчеркнул важность победы и интеграции гражданского общества на идеологическом фронте.
Ветеран американской армии и военный эксперт Скотт Риттер не смог прилететь в Россию для участия в форуме, однако в обращении онлайн заявил о неизбежном поражении нацизма по естественной причине: «идеология там крайне токсичная, нечеловечески агрессивная, что абсолютно противоположно мирному развитию и чуждо демократии».
Заместитель генерального секретаря Ассамблеи народов Евразии и Африки Валерий Рузин в дистанционном обращении из Китая призвал общественные организации к работе над миром будущего средствами народной дипломатии.
- Необходимо объединение интеллектуалов, включая лидеров мнений тех глубинных Европы и Америки, которые против войн глобалистов, под какими бы удобными оправдательными нарративами они не проводились. Многополярный постколониальный мир этого требует, наконец, а глас народа звучит громче пропаганды. Сейчас они могут праздновать годовщину открытия Второго фронта в Нормандии без участия страны коалиции, но будет опасно, если политический фарс затянется чересчур надолго.
Светлана Захарова и Вадим Репин представят «Па-де-де на пальцах и для пальцев»
Балерина Светлана Захарова и скрипач Вадим Репин представят обновленную программу «Па-де-де на пальцах и для пальцев» 19 декабря 2024 года в Концертном зале имени П.И.Чайковского. Программа уже стала хитом на многих сценах мира. Единая драматургическая линия связывает череду скрипичных пьес в исполнении Вадима Репина и хореографических номеров, воплощенных Светланой Захаровой, а также звездами Большого театра – Михаилом Лобухиным, Артемием Беляковым и Денисом Захаровым.
Музыкальная композиция построена на произведениях более 10 композиторов, среди которых Сен-Санс, Чайковский, Бизе, Глазунов, Паганини, Пьяццолла и другие. Московской публике программа впервые была показана на сцене Концертного зала им. Чайковского в 2019 году, став одном из самых ярких событий музыкального сезона.
- Нам всегда хотелось сделать что-то вместе, что-то особенное, - говорит Светлана Захарова. – Сначала мы не понимали, что это может быть, так как у нас абсолютно разный репертуар, но желание сделать совместный проект было сильнее всех сложностей. Так мы составили программу из номеров, в которых скрипка играет важнейшую роль в раскрытии сценического образа. Даже знаменитого «Умирающего лебедя» Сен-Санса, наверное, впервые в истории играла скрипка. Мы подбираем, на наш взгляд, самые яркие и выразительные номера, в которых музыка и движение неразрывно связаны между собой. Это поистине удивительная программа, Вадим часто бывает на моих спектаклях, я бываю на его концертах, я восторгаюсь его искусством он, надеюсь, моим, каждый из нас имеет своих поклонников и почитателей, а в данном проекте мы причастны к одному творческому процессу, и весь спектр эмоций и чувств, которыми мы обмениваемся во время выступления, мы дарим нашему зрителю. В итоге это все превратилось в один из самых мною любимых проектов. Абсолютно бездонное вдохновение и свобода для творчества. Нашу программу мы можем видоизменять и дополнять новыми номерами тогда, когда посчитаем это нужным, тем самым каждый раз вдыхая в проект новую жизнь.
- Я счастлив, что мы смогли найти ту форму выражения наших чувств, которая воплотилась в совместном творчестве, - комментирует Вадим Репин. – Светлана – одна из лучших балерин мира, меня восхищает ее непревзойденная пластика, грациозность и та тонкость, с которой ей подвластно чувственное воплощение образа. Мне кажется, что скрипка – это именно тот инструмент, звучание которого наилучшим образом способно подчеркнуть ее особенности. Звучание скрипки является своеобразным лейтмотивом, воплощением искренности и самых тонких движений души, что придает программе особенную глубину и в которой каждый момент наполнен смыслом. Здесь есть место и искрометному юмору, и творческому поиску, и внутренней драме, и трепетной любви, и мы с радостью делимся с нашей дорогой публикой лучшим, что у нас есть.
«Собачье сердце», Евгения Крегжде и Игорь Верник получили «Звезду Театрала»
Торжественная церемония вручения зрительской премии «Звезда Театрала» состоялась 16 декабря 2024 года в Театре им. Вахтангова. «ИнтерМедиа» напоминает, что имена лауреатов в почетной номинации «Легенда сцены» были известны заранее: в этом году ими названы Михаил Филиппов, Владимир Васильев и Вера Алентова. Победителей в остальных номинациях, которые определились по результатам онлайн-голосования, объявили ведущие вечера – Карина Андоленко и Павел Попов.
Лучшим спектаклем сезона зрители назвали «Собачье сердце» во МТЮЗе. Постановка Антона Федорова набрала большинство голосов в номинации «Лучший спектакль. Большая форма». За наградой на сцену поднялась актерская команда во главе с Андреем Максимовым, исполнителем роли Шарикова. Он перечислил весь состав спектакля, начиная от Игоря Гордина и заканчивая двумя псами по кличке Акир и Граф, выразил всем благодарность, включая, конечно же, режиссера. Андрей также поделился своими воспоминаниями:
- Когда я учился в театральном институте, мы с сокурсниками проводили много времени на Старом Арбате, и у меня была такая традиция: я подходил к левой колонне Театра Вахтангова, прикладывался к ней и мечтал о том, что когда-нибудь буду работать в театре Римаса Владимировича Туминаса, и он будет ставить со мной спектакли, где я буду, естественно, в главных ролях. Потом, когда в театр пришел Юрий Николаевич Бутусов, я просто стер эту колонну своим лбом, я бился-бился-бился. Сейчас на той самой колонне висит афиша с черной полоской на месте, где было написано «Римас Туминас». Я просто хочу сказать, что мы все – молодые артисты – никогда не забудем Римаса Владимировича, какие бы черные полоски на его имени ни стояли.
В номинации «Лучший спектакль. Малая форма» победила постановка Александра Коршунова «Прозрачное солнце осени» театра «Сфера». Лучшим режиссером по итогам минувшего сезона стал Иван Поповски: зрители проголосовали за его спектакль «Обыкновенное чудо» в Театре Вахтангова. А «Маяковский» в театре «Ленком Марка Захарова» в постановке Алексея Франдетти признан лучшим музыкальным спектаклем. Победителем в номинации «Лучший спектакль для детей и юношества» стал «Дон Кихот» в «Мастерской «12» Никиты Михалкова».
Приз за лучшую женскую роль получила Евгения Крегжде («Повесть о Сонечке» Театра Вахтангова), за лучшую мужскую – Игорь Верник («Маскарад с закрытыми глазами» МХТ имени Чехова). В номинации «лучшая женская роль второго плана» победила актриса Театра на Юго-Западе Анна Рыкова (Кити Щербацкая в спектакле «Анна Каренина»), в номинации «лучшая мужская роль второго плана» - Евгений Егоров («Дракула» Современного театра антрепризы).
За лучшие роли в кино «Звезду Театрала» получили Виктория Исакова (фильм «Сто лет тому вперед») и Тихон Жизневский («Майор Гром: Игра»).
Президент премии «Звезда Театрала» и главный редактор журнала «Театрал» Валерий Яков объявил лауреатов специальной номинации «Лучший театр для всей семьи». За наградой на сцену поднялись художественный руководитель и главный режиссер Театр РОСТА в Царицыно – Нонна Гришаева и Александр Нестеров.
Юрий Григорович растерян из-за ажиотажа вокруг «Щелкунчика»
Постановщик «Щелкунчика» в Большом театре Юрий Григорович выразил свою озабоченность ажиотажем вокруг балета. Как «ИнтерМедиа» сообщало ранее, 2 декабря в ходе старта продаж билетов на «Щелкунчик» в Большой театр все места были выкуплены за две минуты. Часть билетов была выставлена на аукцион, и их цена давно перевалила на торгах за миллион рублей.
- До меня доходят фантастические сведения о нашем "Щелкунчике" — непомерных ценах на билеты в Большой театр, отсекающих от него истинных театралов; аукционе, на котором надо еще выиграть билеты, - сообщил ТАСС 97-летний Юрий Григорович. – Даже слышал запущенную кем-то шутку: один билет — один биткоин. Я почти растерян. Мне бесконечно радостно, что балет Петра Ильича Чайковского бьет репертуарные рейтинги не в одной Москве, но в стране и по миру. Если сложить число исполнений, наверное, перевалит за полтысячи в год.
Причину своей растерянности Юрий Григорович описал так:
- Беспокойство же в связи с этим, казалось бы, отрадным фактом в том, как бы не "заболтать" первозданность и чистоту поэтической истории. Любое тиражирование ее стирает. Трудно артистам 50 раз подряд быть на высоте чувства. Хотя они будут на высоте техники и дисциплины, я в том не сомневаюсь.
Юрий Григорович убежден, что балет «Щелкунчик» действует на зрителей оздоравливающе:
- Психотерапевтический эффект "Щелкунчика" мне хорошо знаком по гастролям Большого балета в Европе, США, Японии... Я ставил этот балет 13 раз в 8 странах мира, примерно столько же раз не поставил — отказывал по причинам отсутствия профессиональных возможностей в труппах. Восприятие его в артистической среде и в зрительской массе везде одинаково — высокое чувство, чистота и единение, которое гасит любые раздоры, агрессию, нетерпимость.